Работа на хребте Душак

В самом начале девяностых мне пришлось работать на небольшом предприятии с названием «Данатар». Мы занимались обеспечением связи на различных объектах. Одним из наших подразделений был радиокомплекс под позывным «Ацетон», обслуживающий буровые установки. Укв-фм ретранслятор, который мы использовали, находился на вершине высокогорного перевала, известного как «Душак».

Время от времени мне приходилось подниматься туда, чтобы исправить возникающие неисправности, особенно после гроз, когда связь иногда полностью пропадала. Из-за ударов молнии в антенны, которые в том месте имели в высоту 4 метра и назывались коллинеарными, внутри перегорали все соединения, а иногда выгорал и сам приемопередатчик.

На «Душак» нас возили на машине, но я старался подниматься пешком. Меня довозили до начала перевала, а дальше я спешивался и шёл на подъём своими ногами. Однажды так пришлёпал на «Душак» и оттуда доложил начальству о своём прибытии. Меня обязали быстро осмотреть оборудование. Отвечаю, что мне нужно поесть и отдохнуть, но начальство настаивало, чтобы это я сделал позже, а в первую очередь нужно поработать.

Я согласился начать осмотр, а сам спокойно сел кушать и потом пошёл отдыхать. К работе приступил только на следующий день. К вечеру, после того как проверил и настроил антенны, включил ретранслятор. Однако понимал, что это лишь временное решение проблемы, и со следующей грозой ситуация повторится. Подумал так и решил без уведомления начальства найти для антенн более безопасное место. Выбрал участок, расположенный ближе к куполу, чтобы молния не попадала. Установил антенны, проверяю их работу и убеждаюсь – всё функционирует нормально.

Однако вскоре дальние объекты начали жаловаться на ухудшение связи. Мне пришлось два дня устанавливать антенны в разных местах, но улучшения не наступало, пока я снова не вернул их на прежнее место. Так мне пришлось оставить их там.

Наш начальник был очень требовательным и всегда находил что-то, что ему не нравилось. Из-за этого мне приходилось проводить много времени на перевале. Но меня это устраивало. В свободное время гулял по разным тропам, имея при себе рацию. Когда меня вызывали, я поднимался наверх и выполнял работу. А внизу, в офисе, занимался ремонтом приемо-передатчиков.

В выходные, после воскресной прогулки с друзьями-туристами всем нужно было возвращаться по своим местам работы. Но я оставался на Душаке и никуда не собирался уходить. Мне вопрошали: «Ты чего?» А я отвечал: «Я уже на работе». Затем, собравшись, поднимался к аппаратуре и сообщал начальнику, что нахожусь там. Он сразу же находил что-то неправильное.

В другие разы, когда я поднимался на крышу к ретрансляторам, по дороге на меня часто выходил начальник и просил поторопиться. Я не особо спешил и, придя на место, говорил, что прошёл всего половину пути. И так до вечера, а там уже темно. Однажды отправили на площадку нас двоих с напарником. Выполнив работу, мы вернулись. Его тоже зовут Андрей.

Главный инженер спросил Андрея, сколько времени занимает подъём на площадку, тот ответил: четыре часа. Инженер повернулся ко мне и сказал: «А некоторые утверждают, что подъём занимает двенадцать часов?» На врёшь меня не возьмёшь, парирую: «Не знаю, каким нужно быть скороходом, чтобы подняться за четыре часа – это нереально. Лично я поднимаюсь за двенадцать». Хотя поднимался за шесть-семь часов. Андрей же просто хотел выпендриться и выдал такое.

Перспективы предприятия росли, на площадке устанавливалось всё больше и больше оборудования, был установлен транк. Но вскоре произошло несчастье: умер владелец предприятия, и всё развалилось.


Рецензии