Кулачные бои на Руси

  1а."Кулачные бои существуют у нас с незапамятных времен.В летописи по Никонову списку читаем:"Себо не погански ли живем,бо играша уточена,людей много множество ,яко улихати друг друга позоры деюща от беса замышленаго дела".Кулачные бои из-вестны как игрища в честь богов,как элемент поминального ритуала.Слово "буй"(ку-лачный бой)было в древнерусской литературе эпитетом богатыря.Вспомним: "буй-тур" из "Слова о полку Игореве".Оно сохраняется и сегодня,хотя и в сниженном значении "буйный","буянить".Церковь решительно выступала против кулачных боев.В 1274 г. митрополит Кирилл на соборе во Владимире предложил отлучать от церкви участников кулачных боев и боев палками,а убитых в таких боях не отпевать.Эти правила вне-сены в Кормчую книгу и служили руководством для духовенства.Против боев выступил в 15 в.митрополит Иона,а в 16 в.митрополит Даниил(1492—1547).По преданию Никона (1652)были сожжены полки,которыми новгородцы бились на мосту через Волхов.Усилия были напрасны,но были сделаны попытки по меньшей мере упорядочить правила боев. Об этом гласит указ Екатерины I(1726 г.).Указ устанавливает регламент боя.Принят и другой указ "О небытии кулачным боям без позволения полицмейстера".Указ пред-писывает же-лающим участвовать в таких боях,выбирать представителей,чтобы они сообщали полиции о времени и месте боя и несли ответственность за порядок."(ст."Кулачный бой на Руси,Родович,2024)

  ВОЛХА:"Кулачные бои известны как игрища в честь богов,как элемент поминального ритуала." Ага!..Как бы не так: эти "бои" привиты нам Храмолм Христа в период христианизации,заменили собой элементы религиозно-гражданской войны.

  БУЙ(по старому правильно- БОЙ)-"Б"(прапредок)+"ОЙ"(ограниченное пространство).
  БОЙ/БУЙ- "Ограничиненное пространство прапредком"(место боя солдат).Потому "Слово "буй"(ку-лачный бой)было в древнерусской литературе эпитетом богатыря."-
Выдумка современных авторов-толкователей."Вспомним: "буй-тур" из "Слова о полку Игореве".Оно сохраняется и сегодня,хотя и в сниженном значении "буйный","буя-нить".-БУЙ-ТУР можно перевести на соврем.русский как "воин-силач"("сильный во-ин").
  ВЫВОДЫ Волхи: Остальной текст правдиво говорит о кулачных боях на Руси.

  1б."Полиция действительно боям не препятствовала,порой была их зрителем.Кулач-ные бои прочно вошли в быт народа,отразили его менталитет и,вообще,несли в своей основе положит.начало.Не случайно указ Александра I запретить кулачные бои(1823 г.)не был выполнен."Как сходилися,собиралися Удалые бойцы.." Схватки,как проба сил и воли,известны многим народам.Будь-то восточные единоборства,состязания на античных олимпиадах,бои гладиаторов,рыцарские поединки,бокс.В восточных едино-борствах— игра с элементами духовной философии; в античных олимпиадах— проявле-ние индивидуальности; в боях гладиаторов— желание вы-жить; в боксе— жажда денег и славы.Русские кулачные прежде всего,закаляют тело,воспитывают волю,укрепляют дух общины.К тому же они— забава,потеха,порой,проба сил закадычных друзей.Такие бои впитали природу страны,опыт истории/быта народа— русские зимы,бездорожье,мо-гучие реки,постоянные нашествия будь-то иноземцев,будь-то супостатов-соседей.И необходимость защищать себя,свой дом,семью,малую родину.Бои проходили гл.образом зимой,в святочные дни или в масляную неделю,а иногда и летом.Так сходились или 1 на 1,или стенка на стенку.Шли улица на улицу,деревня на деревню.В стеношном бою отрабатывали совместные действия плечом к плечу,инициатива в действиях и личное умение будущих народных ополченцев— была тренировка в условиях максимально приближенных к боевым."(ст."Кулачный бой на Руси,Родович,2024)  ВОЛХА:Всё так..

  1в."Неписаные правила были строги,справедливы: не бить по лицу,голове,бой вес-ти до 1-й крови,лежачего на бить,убегающего не преследовать,в спину не бить,дра-ться только лицом к лицу.В кулак,рукавицу тяжелые предметы не закладывать.За это преследовали.Толпа в таких случаях была беспощадна: и противники,и свои набрасы-вались на виновника,били нещадно "смертным боем".В бою "сам на сам" порой сшиба-лись закадычные друзья.Перед схваткой трижды целовали друг друга.После боя шли в кабак,где было "веселие пити".Бой начинали мальчишки.Затем они отходили прочь и в дело вступали взрослые.Начинался настоящий бой."Стенки" сходились со страшным гулом,свистом,криками.Видно было,вспоминает очевидец,как 2 потока сшибались друг с другом,как они,точно волны колыхались,то отступая,то набегая друг на друга. Противники выискивали и вызывали на бой каждый себе равного.Победа одного из единоборцев иногда решала исход боя— противник бежал.Общая свалка принимала го мерические размеры,страсти разгорались и,наконец,одна из стенок стремительным натиском сламывала и обращала в бегство другую.И все это без злобы и ожесточения ."Во время юношества,— вспоминал сенатор В.А.Инсаров,— я не знал ни 1 случая, чтобы во время боев произошло какое-нибудь несчастье,например,изувечили бы чело-века,крепко зашибли и т.п.Когда бой оканчивался,все расходились по домам весело, дружески,как сходились"."Дрались отчаянно,— вспоминал Ф.И.Шаляпин,тоже участник боев в Казани,— но в горячке яростной битвы никогда не нарушали установленных искони правил: лежачего не бить,присевшего на корточки— тоже,ногами не драться, тяжести в рукавицы не прятать."(ст."Кулачный бой на Руси,Родович,2024) 
  ВОЛХА: Всё снова так.."красиво жить не запретишь"..

  1г."Бой и в самом деле превратился в праздник."По берегам реки,— вспоминает москвич М.Л.Назимов,— теснились огромные толпы зрителей,особенно из купечества и даже именитого.Приезжали в экипажах,многие,чтобы лучше видеть,становились на них или на скамьи,притаскиваемые из ближайших домов.Среди народа ходили сбитенщики, торговцы патоки с имбирем,гречевников,пшенников,пряников.Вся эта картина пред-ставляла грандиозное народное гуляние с турниром..шли споры,заклады,держали пари .."Другое мнение высказал Н.Костомаров(1860):"..народ собирался на кулачные бои ..— бились неистово,жестоко,и очень часто многие выходили(из боя)калеками,а дру-гих выносили мертвыми.." Впрочем,и Костомаров признает,что такие бои способство-вали развитию силы и ловкости,воспитывали воинские доблести.Н.Костомаров прав и в том и в другом случае.Вполне очевидно,что после многолюдного боя оставались тяжко побитые,увеченные,даже убитые.Иногда результатом мести,вражды.Иногда резу-льтатом слепого азарта,когда правила утрачивали силу.Но,вполне очевидно,и в этом случае Н.Костомаров даже более прав сравнительно с другим:"без бойца— нет венца" .Народ кулачные бои принимал,в русской литературе нет изображения протестов.На-оборот:"По окончании сраженья,Героя нашего ведут все с торжеством в дом для уго-щенья".С симпатией писали и вспоминали о кулачных боях Державин,Горький, Леонов, Гиляровский,Шаляпин и многие другие.В том числе и харьковчане— Ф.О.Рейнгард,С.И. Кованько,В.Пашков,В.Н.Карпов."(ст."Кулачный бой на Руси,Родович,2024) 

  ВОЛХА:Всё так,не спорю.
  ВЫВОДЫ Волхи:Всё в веках так описано,только не стоит забывать- кулачные бои есть своеобразныне тренинги на войну.


Рецензии