Береза

     В моей памяти есть знакомая  городская жительница, которая ни сном. ни духом  не знала-не ведала, что такое береза. Верней, просто не замечала.  Ну, она видела какие-то  деревья в парке, слышала слово, но проходила мимо и искренне удивилась, когда ей сказал, что за городом есть  целые березовые рощи, где лес без конца и края, где даже подберезовики растут.  Боже,  восклицала  она, там же можно заблудиться.  Ее пронизывал ужас от одной мысли хоть час пробыть одной в лесу.  Ей, жительнице большого города, казалось страшным уйти метров на сто в лес от дороги. Она не любила лес.
    А между тем, как можно не любить лес?  Человечество жило в лесу, оно появилось там. Цивилизация, люди вышли из леса. Подумайте, как в руках древнего человека появился топор?  Что это означало для нас?  Мы вдруг поняли, как много значат в жизни людей обыкновенные вещи, 
     История про даму, боящуюся леса, отнюдь не выдумка. Потеряли мы с лесом кровную связь. Ответьте-ка  мне на вопрос, когда это вы стояли под фнниковой пальмой и разглядывали висящне  на ней гроздья плодов в надежде их отведать? Странный вопрос. Нет,  не странный. Когда-то в  незапамятные времена у наших предков над головой гроздьями они  висели.  Мы забыли о них. О, сколько кровавых стычек происходило из-за права назвать  это дерево  своим.
  Да, да, те  вкусные питательные финики,  с горсткой которых бедуин уходил странствовать по  пустыне.   Какой вкус у свежих плодов, вы   знаете?  Помню,  с шестого  класса я мечтал побывать  у моря.  Залезть на финиковую пальму трудно, На стволе нет сучков,  а дерево очень высокое.
    Как мне хотелось побывать на юге, увидеть  пальмы, подышать соленым морским воздухом. Так моя мечта, увы, и не сбылась.

    В шестом классе  учительница истории однажды попросила нас рассказать про топор.  Что это, для чего, знали все. Дрова рубить, дома строить. И мне запомнилось, как она сказала, а  знаете ли вы, ребята, что без топора не было бы нашего поселка. Правильно,  и без пилы.  И про подсечное земледелие  стала нам рассказывать . Как люди вырубали лес, скармливали скоту траву, и как  появились бескрайние  голые степи.  В Узбекистане  с  тех пор на сотни километров простирается огромная Голодная степь. 
     Далеко на север завела нас цивилизация, и финиковые пальмы остались   на юге. Зато  подберезовики и подосиновики – это наше.   . Они, деревья, сопровождают нас всю жизнь. Человек - это только маленькая часть жизни на планете. Белка в дупле, птицы, поющие на рассвете.  Мы не знаем ничего об этом, бездумно вырубая леса, лишая природу права жить вместе с нами. И лишаем себя того, без чего  земля становится пустыней. Без воды нет  леса.  Без леса – воды.
  Помните ли вы  своих родственников?  У березы это ольха, лещина, граб. Распускает береза  косы долу, будто красна девица. Могучий лось, бывает  объедает, подравнивает их как парикмахер,  объедает листву весной. До четверти наших лесов это береза.   Зайдите  в березовую  рощу, и вы не увидите  возле берез других деревьев, не любит она чужаков рядом.
   
    И вот такое огромное  чудо было во дворе дома моего приятеля. Она  наверно, сто лет уже  стояла тут,  задолго до его рождения.  Привычное дерево с высоким стволом, с развилками  и мощными сучьями на недосягаемой  высоте.   Ветки  длинными косами спускались вниз,  касаясь крыши дома. Сверху летом вечно сыпался вниз птичий свист.
    У взрослых береза не вызвала никакого интереса, но она имела особый статус,  Ее посадил прадед,  а значит, было ей столько же  лет, как и дому под  коричневой крышей. Береза вела счет годам и оберегала тепло отеческого дома.
    Иное дело мы, мальчишки. У нас  шло соревнование, кто выше залезет, но до вершины не  добирался никто. Все втайне мечтали оглядеть поселок с высоты, усевшись в развилке кроны. Я не отличался особыми успехами, да и мне категорически  запрещали это делать мои домашние. Но я, как и приятель, тайком в лесу залазил на высокие сосны. У сосны  иное,  шершавая кора. Толстая внизу, она у вершины становится ровной, словно  чулок,  с капельками смолы и неуловимо  вкусным ветром в хвое. именно это запах соснового леса бередил душу и звал к себе. А залезать на  березу неохота.
  Аркаша  Чекасин, мой приятель, был шебутной мальчишка, ему нравилось  залезать на крышу, переплывать речку, уходить неведомо  куда в лес. И он всегда хотел влезть на вершину. И он нашел повод для этого. С крыши он увидел сорочье гнездо и вознамерился добраться до него. Зачем, не понимаю.
  И  вот человеческая нерасчетливость,  он решил добраться до вершины  по сучьям  с  крыши.  И покатился вниз, хватаясь за ветки. и повис на высоте трех   метров, обратно уже не выбраться. Его парализовал страх.  Он упал на землю  прямо на глазах выскочившей во двор матери. Она услышала крик. Упал столь неудачно,  что сломал руку и спиной попал на камень, лежащий во дворе. Хребет   не  сломал.  Но и  не обошлось легко, у  парнишки стал расти  горб. Гипс и старания врачей не  помогли.
  Вернувшийся с работы отец схватил топор и хотел срубить дерево. Не знаю, что заставило его остановиться, но глубокая рана осталась на стволе.
   - Зачем ты туда полез? – спросил я потом приятеля. - Сорочат в гнезде увидал, - ответил. Больше к этому  разговору мы не возвращались.

      Я просто раньше ему завидовал,  недалеко под окнами у стены дома такое чудо. Будь такое у меня под окнами, я бы тоже на  березу залез. И беда, происшедшая с другом,  ошеломила меня. Столетний дом, который  сто лет без всяких происшествий стоял, прадед, береза,  сорочье гнездо, беда, - совсем несвязные вещи, - мой друг, горе матери, отчаяние отца, пытавшегося  выместить  на дереве  свою боль, - все сошлось в одно. да так, что это на всю жизнь.
     Сменился у парнишки характер,  Замкнутым стал, Хотя  мы по-прежнему дружили, он вдруг стал сторониться всех. У  меня теперь  другая жизнь, сказал он однажды мне. И я не нашел, что ответить. 
    Мы уже и не друзья. В конце концов дом они продали  и уехали куда-то. Я после школы уехал из родного городишка. Жизнь взяла свое Знаю,  у него семья.  Но едва ли мы увидимся когда-нибудь.


Рецензии
Добрый день Николай.
Что касается леса, то это получилось очень здорово.
Я ведь основную сознательную юнную жизнь провёл в Средней Азии.
А там леса не растут. Зато хлопковые поля, везде где только можно и
ещё тутовые деревья, как колотушки. Весной молодые побеги с них срезались
на корм шелкопряду. Вот такие дела.
И только по приезду сюда в Германию, смог пообщаться с этой природой.
Хотя и здесь, как такового "дикого леса" нет, но всё равно уже хоть что-то.
Рассказ понравился по своему стилю изложения, ну а в остальном, слов из песни
не выкинешь, и что было то было.
Желаю успехов Виктор

Виктор Кнейб   03.12.2024 14:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор. Тут накатила важная дата, надо рассказать об Учителе

Николай Ганебных   06.12.2024 22:22   Заявить о нарушении
Я писал о своем учителе, Николае Яковлевиче Мережникове рассказ на Прозе ру. Лингвисисеская загадка с отагдкой. Про "инкарнацию дущ". Прекрасно выступил у себя на "Петроглифе". Прочел отзыв, Спасибо, на забываешь.

Николай Ганебных   07.12.2024 23:28   Заявить о нарушении