Ч. 28 Достойных нельзя забвенью предавать
Чего только не случалось на море! В разгар Гражданской войны в США бриг северян «J.P.Ellicot» был захвачен рейдером южан «Retribution». На бриге находились жёны капитана и штурмана.
Командир рейдера оставил жену штурмана на захваченном судне, чтобы она готовила еду для призовой команды.
Дальше на бриге всё происходило как в кино. Жена штурмана, кокетничая с назначенными южанами командиром и штурманом, напоила их до беспамятства. После этого она убедила матросов надеть кандалы на пьяных южан и приняла на себя командование бригом.
Разбираясь в навигации не хуже своего мужа, она привела судно к острову Сент-Томас, одному из Виргинских островов, где передала судно консулу Северо-Американских Соединённых Штатов Джону Т. Эдгару.
Можно не сомневаться, что владельцы судна и груза отблагодарили её, но никаких подробностей больше обнаружить не удалось.
Жена штурмана была не единственной женщиной, принимавшей на себя командование судном. В 1881 году капитан судна «John W. Marr» Джордж У. Морзе скончался от «перемежающейся лихорадки».
Его жена Дженни Паркер Морзе оказалась единственной на борту, кто разбирался в навигации. Она приняла на себя командование судном и привела его от берегов Мадагаскара в Нью-Йорк.
Прибытие судна немного задержалось из-за того, что Дженни была занята тем, что заставила матросов поместить тело мужа в бочку с бренди и подавила по этому случаю мятеж на судне, вызванный потерей спиртного.
Но в газетах лишь отметили прибытие судна в порт и смерть капитана, об остальных событиях умолчали.
Бывало по-разному. Лиззи Эдвардс и миссис Мартин Палмер находились на борту судна, когда их мужья, оба капитаны китобойных судов сошли по делам на берег на Гавайских островах. Внезапно налетевший шторм сорвал судно с якоря и заставил дрейфовать в океан.
Лиззи поднялась на палубу, чтобы дать несколько советов, но ей в довольно грубой форме порекомендовали спуститься в каюту и не совать нос не в своё дело. Команда спокойно управлялась без молодого и неопытного капитана.
30 июля 1867 года в газете «New Bedford» появилась заметка о том, что к западу от Фараллоновых островов заметили шхуну «The Ellen Southard», на которой был поднят сигнал бедствия.
К шхуне на помощь направилось парусно-паровое судно «Wayanda». Оказалось, что капитан через несколько дней после выхода из порта умер. Командование «The Ellen Southard» приняла его жена. Шхуна шла из Гонконга в Калифорнию с 360 пассажирами китайцами.
Когда до берега оставалось 80 миль, иссякли запасы пресной воды. Миссис Хоу объявила, что по этой причине они войдут в ближайший порт. Китайцы потребовали доставить их в Сан-Франциско.
Никакие аргументы они не хотели слушать, стали угрожать Хоу физической расправой. Она спаслась тем, что направила на толпу револьвер, пообещав пристрелить любого, кто попробует к ней приблизиться.
Желающих не нашлось, поэтому китайцы стали держаться на расстоянии, выкрикивая угрозы и проклятья по её адресу. В этот критический момент и подошло судно «Wayanda».
Китайцы перешли на судно-спасатель, а миссис Хоу на следующий день привела шхуну в Санта-Круз.
Многие подобные героини остались неизвестными, но о некоторых удаётся узнать подробности.
Маргарет, жена капитана немецкой трёхмачтовой шхуны «Johanna», плавала вместе с мужем в течение многих лет.
Своих детей она брала с собой в плавания, пока они не достигали школьного возраста. В апреле 1890 году шхуна с грузом сахара следовала с Маврикия в Мельбурн. Ничто не предвещало беды.
Погода благоприятствовала, экипаж, восемь человек, был укомплектован полностью.
Но оказалось, что один из членов экипажа заразился жёлтой лихорадкой. В течение трёх недель умерли четыре человека. Остальные были ослаблены болезнью.
Из-за малочисленности оставшегося экипажа Маргарет помогала управлять парусами.
На ногах остались только Маргарет и рулевой Герман Хейен. Во время сильного шторма в корпусе шхуны появилась течь.
Маргарет по очереди с рулевым управляли помпами, откачивая воду, но вода в судне всё прибывала.
Больной капитан сказал жене, что необходимо выбросить груз за борт, чтобы шхуна не затонула. Вместе с рулевым она поднимала из трюма механической лебёдкой мешки с сахаром, всего 520 мешков, из которых 300 мешков они выбросили за борт.
Помимо этого, пока рулевой ещё мог ходить, она по очереди с ним сидела у штурвала, управляя судном. Потом, когда слёг и рулевой, управляла она одна. Маргарет привела шхуну в порт Фримантл.
На борт поднялись лоцман и портовый врач. Единственными здоровыми людьми на судне оставались только жена капитана и её трёхлетняя дочь Сюзанна. После карантина, когда оставшиеся члены экипажа выздоровели, капитан набрал пополнение матросов, и плавание в Мельбурн продолжилось.
Но жёлтая лихорадка подорвала здоровье мужа Маргарет. Капитан Герман Майндерс умер в плавании. В Мельбурне Маргарет Майндерс приняли как героиню.
Страховщики спасенного груза сахара стоимостью 8 130 фунтов стерлингов подарили миссис Майндерс золотые часы и 50 фунтов стерлингов, а рулевому Хейену — 25 фунтов.
На часах была выгравирована надпись: «Маргарет Майндерс в знак признания ее героического поступка во время плавания из Маврикия в Мельбурн».
Вдова со своей дочерью вернулась в Германию на почтовом пароходе «N;rnberg». В беседе с журналистом она вспоминала:
«Однажды я услышала крик своей малышки. Я заперла ее в каюте, которая была на высоте нескольких футов под водой.
Она почти непрерывно кричала: «Мама, мама!» Все, что я могла ответить: «Si du man still, Susanne, ik kumm jo gliek». Но она не слышала моего голоса из-за воя ветра, а я не могла бросить штурвал.
Наконец я не выдержала больше, крепко привязала штурвал и побежала в каюту. Постоянный стук в дверь и крики полностью вымотали ребёнка, и она уснула на диване. Я поцеловала дочь и побежала назад к штурвалу».
В то время в Германии для женщин господствовали три «К»: Kinder, K;che, Kirche (дети, кухня, кирха), поэтому её подвиг замалчивался.
Это сейчас стали известны подробности, благодаря международным исследованиям, и появились публикации примеров, когда женщины проявляли большое мужество, спасая людей и корабли.
После смерти мужа Маргарет замуж больше не вышла. Последние годы она жила в Бремене, где и умерла в 1935 году. С 2010 года ее могила охраняется как памятник культуры города Бремена.
Продолжение http://proza.ru/2024/10/27/1147
Свидетельство о публикации №224102500918
Какие, однако, героические женщины были.
Ну, и кто теперь скажет, что женщина на судне - это к беде?
С интересом,
Геннадий Стальнич 27.10.2024 07:00 Заявить о нарушении
Спасибо, Геннадий!
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 27.10.2024 09:59 Заявить о нарушении