Как написать книгу для чайников
Григорий Владимирович Лебедев – известный йог, сочиняющий рассказы и повести скуки ради. В 2024 году он опубликовал на нескольких литературных сайтах в тыртырнете путевые заметки о круизе на теплоходе из Санкт-Петербурга в Карелию.
В молодости он жил в одном из горных монастырей Тибета, тренировался у достойнейших. Известный киноактёр Жан-Клод ван Дамм научился садиться на шпагат у Григория Владимировича. Достигнув высокого духовного уровня, Григорий Владимирович пешком вернулся в Санкт-Петербург и поступил в Университет.
Спустя семь лет обучения в ВУЗе, он защитил магистерскую работу и получил диплом магистра чёрно-белой магии. Но поскольку его тяга к науке не ослабела, Григорий Владимирович пошёл в заочную аспирантуру, написал диссертацию и защитил её. Ему была присвоена учёная степень кандидата эзотерических наук.
На протяжении одиннадцати лет Григорий Владимирович работал в научно-инфернальном институте в Санкт-Петербурге, а затем кардинально сменил профессию. В настоящее время он трудится системным администратором в одном из популярных технических ВУЗов города.
Книга, которую вы сейчас читаете, написана Григорием Владимировичем сознательно, без иронии и глубокой ответственностью перед общественностью.
Введение
Представляю вашему вниманию актуальное и современное руководство – Как написать книгу для ЧАЙНИКОВ. Оно предназначено для людей, которые полны желаний и страстей на ниве писанины. Тому, кто уже является писателем (или считает себя таковым), также рекомендуется ознакомиться с данной работой.
Вы познакомитесь с основными приёмами и методиками, применяемыми при написании книги, стилистикой и жанровыми особенностями. Особое внимание в книге уделено графоманам, засоряющим полки книжных магазинов и тыртырнет своими «шедеврами». Разумеется, рассмотрены вопросы публикации книги и профессии писателя как таковой. Имеются и весьма полезные Приложения.
Ключевые особенности книги
Книгу необязательно читать от корки до корки. Несмотря на то, что главы организованы в логическом порядке, вы вполне можете читать книгу в произвольном порядке в поиске ответа на тот или иной вопрос.
При изучении каждой темы рассматриваются как функции, так и методики их применения. При написании книги существуют несколько способов решения той или иной задачи. Я буду предлагать наиболее удобный и понятный вариант. Если вы захотите, можете поэкспериментировать с альтернативными решениями, но для начала просто прочтите эту книгу и научитесь действовать по предложенным мной подходам.
По возможности я избегал упоминания тем, не относящихся к заданной области.
Как использовать книгу
В наши дни приходится объяснять очевидные вещи! Книгу нужно прочесть. Не пролистать, не просмотреть, не замаслить страницы. А именно прочесть!
Разумеется, вы можете использовать мою книгу в качестве подставки для монитора или кружки с чаем.
Некоторые граждане России превратили свои туалеты в городских квартирах в избу-читальню. Так вот я категорически не рекомендую читать мою книгу, сидя на унитазе. Потом будете лечиться от геморроя.
Структура книги
Книга состоит из десяти глав, каждая из которых посвящена той или иной теме, относящейся к работе над произведением литературы.
Иллюстраций в книге нет. Зато есть полезные Приложения!
С чего начать
Если вы добрались до этого места, поздравляю! Вы на верном пути.
Расслабьтесь, постарайтесь выкинуть все мысли из головы и приступайте к чтению.
От издательства
Итак, перед вами тринадцатое издание книги Григория Владимировича Лебедева. Тринадцатое оно потому, что двенадцать попыток напечатать его книгу были неудачными. То отключалось электричество в типографии, то прорывало трубы в туалете главного редактора издательства, то ломалась кофемашина у секретарши. А ещё в России дефицит качественной бумаги!
Если вам нечем заняться, то посетите наш веб-сервер и напишите свой отзыв. А лучше пришлите нам бумажное заказное письмо с уведомлением по почте. Одним словом, дайте обратную связь.
Отправляя сообщение или письмо, не забудьте указать название книги и её автора, а также свой обратный адрес. Мы внимательно ознакомимся с вашим мнением и обязательно учтём его при отборе и подготовке к изданию новых книг.
Наш электронный адрес: http://www.dialektika.com
Адрес для корреспонденции: ООО «Диалектика», 666666, Санкт-Петербург, 33-ий Нижний проезд, сарай 28, лит. Ж, пом. 2.
;
Глава первая. Основы
Относительно вас я могу сделать следующее предположение: вы знаете алфавит, умеете читать и писать. Допускаю, что вы знаете, как пользоваться персональным компьютером, ноутбуком или планшетом. Возможно, владеете навыком набора текста на печатной машинке. Если последнее верно, то… Моё почтение!
В наш век повальной информатизации и деградации желательно, чтобы у вас был компьютер, на котором установлена операционная система Windows 7 или Windows 10. При этом вовсе не требуется, чтобы в процессе чтения моей книги вы сидели перед большим монитором и набирали текст в каком-либо текстовом редакторе. Потому что сперва прочтите мою книгу, выполните задания и подумайте над прочитанным!
Текстовых редакторов существует великое множество. Сегодня печатать можно хоть в Блокноте, хоть в Notepad++. Вопрос удобства программы под конкретную задачу. Так, для написания обычного текста я рекомендую использовать программу Microsoft Word.
В части грамотности вы должны быть способны составлять из букв русского алфавита слова. Умеете такое? Хорошо! Слова необходимо собирать в простые и сложные предложения. Способны на такое? Ещё лучше! Несколько предложений объединяются в абзац. Если вы умеете это делать, я за вас рад! Ну, а если вы кое-как сдали экзамен ЕГЭ в школе и не понимаете, что от вас требуется… Значит, вам необходимо подучиться.
При написании какого-либо текста следуйте простому правилу: одна мысль – один абзац. Допускаю, что вы читали романы Л.Н. Толстого и своими глазами созерцали абзацы на полстраницы, а то и один абзац на целую страницу. Так вот, такой текст труден для восприятия даже грамотному и взрослому человеку. Поэтому подражать в этом выдающемуся классику русской литературы Л.Н. Толстому не нужно.
Абзацы должны быть логически согласованы, текст из множества связанных абзацев является главой повести (романа) или рассказом (новеллой).
Перед тем, как читать следующие главы, напрягите извилины и вспомните как можно больше произведений художественной литературы, кои вы прочли. Проанализируйте их по своему возрасту, жанрам, форме и принадлежности (отечественная или зарубежная). Также попробуйте вспомнить, что из профессиональной литературы вы прочли и применяете ли полученные знания теперь.
Теперь я предлагаю вам выполнить несколько простых заданий для проверки ваших знаний русского языка.
1. Назовите значение слова нежить.
Ответ: это глагол, означающий ласкать, гладить, ублажать.
2. Укажите цифру(ы), на месте которой(ых) пишется НН
Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветами, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.
Ответ: 1, 2, 3, 4
3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СОТРЁТ с доски
Петь ЗВОНЧЕ
В ПОЛУТОРАСТА метрах
Две пары НОСКОВ
Не ПРОРОНЯЯ ни слова
Ответ: проронив
Если вы успешно выполнили эти задания, значит, вы достаточно грамотны. Переходите ко второй главе моей книги. А если не справились – то вам стоит поднабраться знаний в русском языке и литературе.
Глава вторая. Виды художественных произведений
«Поэзия и проза суть явления языка».
Вильгельм Гумбольдт
Как известно, художественная литература является видом искусства, использующим в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Соответственно, в отличии от музыки и живописи, инструментом в литературе является язык. Главное отличие художественной литературы от других видов литературы заключается в наличии художественного вымысла.
Если вы пишите мемуары или путевые заметки, то художественный вымысел не является обязательным. Тем не менее, необходимо сделать текст интересным для читателя каким-либо способом.
Собственно говоря, существует два вида художественных произведений – проза и поэзия.
Проза – это устная или письменная речь, без деления на соизмеримые отрезки. В противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесённость синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов).
В Греции было всё, не правда ли? Так вот, в древнегреческой литературе любая художественная словесность называлась поэзией. Понятие художественности в греческой культуре было неразрывно связано с ритмичностью, и, следовательно, большая часть литературных произведений имела стихотворную форму. Позже ритмически организованную речь стали называть стихом в противопоставление речи, не связанной с ритмом. Древние римляне, продолжатели греческой культуры, именовали её прозой.
Стоит отметить, что в Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы; их создание казалось совсем не трудным. Позже стало ясным, что проза может доставлять читателю эстетическое удовольствие без привлечения стихов.
Отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, больше работать с деталями сюжета. Есть возможность экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.
Поэзия – это особый способ организации речи, использующий такие меры измерения как стих, рифма, метр и другие. Порой слово поэзия употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в таком случае поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст.
Ритм в поэзии – это общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Метр – упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест. Стихотворный размер – частная разновидность метра, характеризующаяся длиной строки, наличием или отсутствием цезуры, характером окончания. Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.
Собственно, для написания стихотворения недостаточно использовать один или два инструмента, необходимо задействовать все – рифма, ритм, размер, метр.
Теперь задумайтесь и ответьте на простой вопрос: каких художественных произведений в своей жизни вы прочли больше?
Поэзия является более лёгким видом художественной литературы для запоминания, декламации перед публикой. Однако, написать хорошее стихотворение или поэму гораздо труднее, чем рассказ или повесть. Как вы думаете, почему?
В Древней Греции поэты и сказители именовались аэдами. Некоторые из них путешествовали, иные состояли на службе у царей и общин. Аэды выступали с песнями и стихами под аккомпанемент струнных инструментов. Считалось, через аэдов вещают боги, поэтому поэты сочиняли выдающиеся произведения.
На смену аэдам пришли рапсоды. Эти странствующие певцы выступали перед публикой, держа в руке жезл (символ права выступать на собрании). Они декламировали поэмы с более или менее закрепленным текстом. На праздниках рапсоды участвовали в поэтических состязаниях. Эти исполнители порой объединялись в школы. Однако, люди считали рапсодов ремесленниками, которые пересказывали написанное аэдами.
В Царской России стихосложением занимались образованные дворяне, работники учебных заведений и прочая интеллигенция. Это занятие было развлечением, формой досуга. Бытует мнение, что А.С. Пушкин стал первым русским профессиональным поэтом, то есть ему платили деньги журналы за написание стихотворений.
Прозаические произведения читаются и воспринимаются по-другому. Имеются удивительные произведения на стыке видов. Самый простой известный вам пример – роман в стихах «Евгений Онегин» за авторством А.С. Пушкина.
В XIX веке проза заняла место на пьедестале художественной литературы, оттеснив поэзию. В то же время в России в конце XIX – начале XX веков царил Серебряный век русской поэзии. Кстати, это название стало популярным в СССР благодаря произведению Анны Ахматовой «Поэма без героя»:
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл...
Эта поэма не была полностью опубликована при жизни автора в СССР.
А теперь обратитесь к своей памяти и перечислите произведения из школьной программы, которые вы прочли, и они вам понравились.
Если вы – новичок и вам тяжело придумать более ли менее стройный сюжет, попробуйте написать стихотворение. Стройте его на основе ярких пережитых эмоций, красивых видов и скрытого смысла. Можно сочинить юмористический стих. Правда, для этого у вас должно быть хорошее чувство юмора.
Сегодня тыртырнет завален пошлыми, глупыми и дурными стихами, написанными троллями и диванными поэтами в подражание классикам русской поэзии разных веков. Так вот эти «шедевры» не стоят выеденного яйца.
Не стремитесь сразу соорудить «лесенку» В.В. Маяковского. Попробуйте сочинить стихотворение, ориентируясь на слог А.С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила».
Прочтите внимательно одно из моих стихотворений.
* * *
У нас буддистов всё иначе:
Мы водку превращаем в воду,
Нам нет удачи с неудачей,
Живём в гармонии с природой.
Едва закончился в часах песок,
С Земли на время исчезаем.
Подводим прожитому итог
И новой жизни ожидаем.
Когда-нибудь наступит раз –
Мы обретём желанное забвенье.
И во вселенной растворясь,
Оставим для других ученье.
Обратите внимание на ритм и размер, на метр тоже. Прочтите ещё штук пять стихотворений русских поэтов, написанных в разных размерах.
Если чувствуете, что способны трудиться над своим произведением не меньше месяца, у вас есть интересная идея, и вы в уме можете представить структуру, в таком разе сможете написать рассказ, но не прямо сейчас! Уберите дрожащие пальцы рук от клавиатуры!
Поверьте, написать рассказ объёмом от полутора тысяч до семи тысяч знаков – это занятие не на один вечер.
Существуют такие известные понятия – проза жизни и белый стих. Попытайтесь вспомнить, что они означают. Если туго соображаете, поищите в словаре русского языка.
Чтобы написать что-нибудь более ли менее приличное, нужно разбираться в направлениях в художественной литературе. Иначе у вас получится белиберда! Поэтому переходите к следующей главе.
Продолжение читайте по ссылке: https://author.today/work/378623
Свидетельство о публикации №224102601194