Ум и порядочность

            Ум и порядочность не обладают способностью развиваться сами собой из перво-природного своего состояния в энергию созидания. Более того, они разрушаются в неблагоприятной среде, сохраняясь разве что в особях экзотических, поддерживая в общей массе иллюзию высоких достоинств. А что же на деле?

            Возьмём для примера одну страну.
            Исторически сложилось так, что она стала обладателем огромных пространств, не благоприятных для естественного роста численности популяции. Физико-географические её особенности позволяли существовать на подавляющей её части только малочисленным племенам, цивилизационно приспособленным к выживанию в тех условиях, у которых не было возможности, да и стремления создать государственность хотя бы на уровне южных своих соседей, пользующихся преимуществом лесостепных просторов.

             Однако западная часть этой страны всё-таки тяготела к достижениям европейской цивилизации; в первую очередь так заявили о себе амбиции правителей этих земель, которые и происхождением-то своим были связаны преимущественно с элитами Запада.
             Стремление местных элит соперничать уровнем своего положения с кругом европейской знати  - можно было удовлетворить только предельной эксплуатацией своих подданных. Наиболее активных из них и образовали поток беглецов отечественного фронтира. Продвигаться на восток было и относительно безопасно  - ввиду неспособности аборигенов организовать достойный отпор  небольшим, но слаженным действиям ватаг пришельцев: но и сложно физически, хотя бы от того что все реки новых мест текут с юга на север – то есть препятствуют продвижению первопроходцев. А других естественных путей сообщения вне полосы массового расселения не существует и до сих пор.

              Однако геополитические амбиции нужно было поддерживать на высоком уровне.  Так возникает особый путь страны, выражающийся в демонстрации приверженности  общеевропейским культурным ценностям при реальных внутриэкономических отношениях, сохранившихся со времён охоты и собирательства руками подневольных сословий.

              До ума ли и порядочности здесь?

              О порядочности и говорить не приходится. А вот ума хватает только на придумывание проектов модернизации разбегающегося во все стороны населения. Царствующим особам страны было проще. Принцип «не мешать, но воспользоваться» позволял править в своё удовольствие, ограждая население от тлетворного влияния запада. Но  политические игрища на общеевропейском театре действий не могли не  внести заразу вольнодумства в патриархальное общество страны разбросанной по малосвязанным  частям.
               И грянули «десять дней, которые потрясли мир»  революции, когда у руля страны оказался не един во всех лицах государь, а команда умников, которые,  вдруг, оказались перед необходимостью что-то со всем этим делать.
               Некоторого революционного оживления и всплеска трудового энтузиазма, поощряемого способом активных репрессий, казалось недостаточно для всестороннего и планомерного развития производительных сил. Предпринятые разного рода модернизации, сколь бы масштабными они ни были, обнаружили лишь одно удивительное свойство подневольного социума:  авторитарный способ управления способен из нищей среды собрать  - немыслимые для богатеев средства - чтобы направить их в прорву противоестественной экономики и брутальных ристалищ элит.

          Не удивительно что огромные по масштабу - реализованные или провальные - проекты создали на просторах страны для теперешних поколений жителей страны множественные зоны уровня даже экологической катастрофы.

           Был момент, когда такое положение взялись было обсуждать, да скоренько свернули это болезненное дело; тихое копошение переходящих из в рук в руки рекультиваций прикрыв успехами с отмыванием средств, отпущенных на это безнадёжно бездонное дело. А для удовлетворения взыскательного спроса населения,  изобретая всенародные инициативы так или иначе связанные с деньгами. Об истинной природе которых высокообразованное население не имеет и представление.

            Это обстоятельство и позволяет правящей элите страны весьма эффектно манипулировать общественными  настроениями.

           Ушлые специалисты мирового экспертного сообщества чему весьма способствуют, формулируя едва ли не противоречивые индексы  экономического развития, с помощью которого  чёрное объявляется белым.  И тогда общественное сознания нежно ласкает сообщением о росте всего, только вот немножко отрицательном.

           Находя себя в мировых рейтингах  на первом месте по площади, одновременно оказываясь на 181 месте по плотности. Производя при этом   продукт как 66 участник мировой экономики, но утверждая себя пятым в мире по покупательной способности
            Хотя, какую здоровую экономику можно выстроить в стране с плотностью населения в 8, 53 человека на квадратный километр?

            А в здоровом же теле здоров и дух – говорит народная мудрость.  Но  ум и порядочность не душевные ли состояния?

 (Занимаешься ли ты в реальной жизни выпеканием булочек, наращиванием ли ногтей, или даже организацией обороны от враждебных поползновений).

             И вот что ещё меня озадачивает - так это то, что, прочитав эти сентенции, чувствительный мой соотечественник не преминет желанием строго вопросить:
-уж не русофоб ли я?

             Неужто так высоко проявляет себя ум этого человека, поднявшегося на наших дрожжах, когда к сотне видов различных фобий (страхов) он добавляет ещё и боязнь русского?

              Это почему мне бояться генетического своего соплеменника, да ещё и выросшего со мной она одной земле? Этот вопрос поострее будет состояния и природной данности ума, да и неизбывного  запроса на порядочность.

              Мне ли бояться после того малого, с чем довелось  мне повстречаться в родной стране?

              Не напугать бы собеседника открытым обозрением явлений нас окружающих. Потому-то и не прибегаю здесь перечислением примеров из жизни.
26.10.2024 22:10


Рецензии
Цитата: «Это почему мне бояться генетического своего соплеменника, да ещё и выросшего со мной она одной земле?».

Вы же сами пишете, что ума и порядочности почти не осталось в силу тяжелой нашей истории. Ну, я вас так поняла. Потому и бояться: люди неумные, да еще и непорядочные просто страшны.

А так вообще рассуждения по делу. Я хоть и соотечественница, но глупых вопросов задавать вам не буду.

Елена Конюшкова   03.11.2024 17:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.