Селимов Мустафа Вейисович

СЕЛИМОВ МУСТАФА ВЕЙИСОВИЧ
Родился в 1910 году в селе Коккоз Таврической губернии. По национальности крымский татарин[1].
Вступил в ВКП(б), в 1931—1935 годах работал управделами Бахчисарайского райкома партии, а в 1935—1936 годах учился в Симферополе на партийных курсах. В 1936—1937 годах — инструктор Бахчисарайского райкома ВКП(б), с 1937 по май 1939 — секретарь Бахчисарайского райкома РКСМ, с мая по сентябрь 1939 года — заведующий Бахчисарайским райземотделом. По сведениям из автобиографии М. В. Селимова, в сентябре-ноябре 1939 года он призывался в состав армии политруком (вероятно, на сборы перед Советско-финляндской войной). Вернувшись в Крым, работал по февраль 1940 года заведующим отдела кадров Бахчисарайского райкома партии. С февраля 1940 по июнь 1943 М. В. Селимов — 1-й секретарь Ялтинского райкома ВКП(б). С началом  войны М. В. Селимов вызывался добровольцев на фронт, но был оставлен в резерве Крымского обкома ВКП(б) и назначен комиссаром 4-го партизанского района. В январе 1942 брал участие в Керченско-Феодосийской десантной операции и освобождении Керчи.
29 января 1944 года приказом Крымского штаба партизанского движения было сформировано Южное соединение партизан Крыма, командир — М. А. Македонский, комиссар — М. В. Селимов, начальник штаба — А. А. Аристов[3]. Это было наиболее многочисленное из трёх соединений (2200 человек), которое базировалось и воевало в горно-лесной части Крыма юго-западнее массива Чатыр-даг, в районах компактного проживания крымских татар

Ещё в юношеские годы я слышал фамилию Селимов, при этом всегда произносимую с особым почтением. Вспоминая высылку эшелоны отмечали, что в нашем эшелоне был правительственный вагон в котором ехал Мустафа Селимов. Я, почему-то тогда считал, что Селимов в Крыму был самым главным у крымских татар. Я не вступил в пионерскую организацию, но окружающие меня старшие, уважаемыи и почитаемые мной люди в основном были коммунистами. Ещё в детстве я слышал от них о Крымской АССР и её создателе В.И. Ленине, о котором они всегда говорили с особым почтением и преклонением. Также, когда разговор касался положения народа, прошлого и надеждами на лучшее будущее, они произносили имя Мустафы Селимова. Так у меня в детстве сложилось впечатление, что Мустафа Селимов, для нашего народа равноценен Ленину.
Уже 1955 году, когда начал работать в школе и старшие стали меня воспринимать, как собеседника я узнал, что Мустафа ага был секретарём Ялтинского райкома партии и во время войны комиссаром Южного соединения партизан Крыма. Более полную информацию получил в 1959 году, когда Джеппар - Оджа, передал мне сброшюрованный сборник документов первого этапа национального движения, поездки в Москву и Киев, прошедшие приёмы, состав наших представителей и их и выступления. В беседах всегда подчёркивалось, что с ними был Мустафа Селимов. Из этих бесед у меня сложился образ выдающегося человека, для нас равного Ленину. Джеппар Акимович сам святой человек, глубокомысленный интеллектуал, пользовавшийся огромным авторитетом среди всех, кого я знал, всегда с особым пиететом говорил о Селимове Мустафе Вейисовиче, и я мечтал о встрече с ним, как наверное многие мечтали о встрече со своим кумиром или гением. Завидовал людям его окружавших и могущих встречаться и разговаривать.
После произошедшего 26 апреля 1966 года землетрясения в Ташкенте, некоторые люди покинули опасную зону. Освободились квартиры с небольшими трещинами стен. Благодаря этому я получил двухкомнатную квартиру в поселке завода "Ташавтомаш", Орджоникидзевского района входившего в зону обслуживания нашего Специализированного строительного управления. Сразу же познакомился с товарищами отставшими на всю жизнь Ризой-агъой Умеровым и Асаном Ибриш. Перешёл на работу в УНР 227 заместителем начальника ПТО. Появилось свободное время, которое я полностью посвятил национальному движению, совместно с Ризой- агъой и Асаном. Нашим участком были непосредственно поселок Ташавтомаша, с/х "Дурмень", с/х Кибрай со всеми отделениями, Улугбек, поселок СоюзНИХИ и пос. Луначарское. Точнее весь Орджоникидзевский район Ташкентской области. Причём в каждом из этих крупных регионов были свои активные, инициативные молодые и старшие ответственные лица. Не помню точно по какому поводу был молебен "дува" у Ризы Умерова, и вдруг, совершенно неожиданно для меня раньше остальных приглашенных заходит во двор интеллигентный мужчина крепкого телосложения с хрупкой на вид женщиной, и обращаясь к Ризе-аге говорит: «Ну командуй, чем тебе помочь». Риа-ага сразу засуетился и провел их на террасу, позвал жену: «Фатиме, аганъ кельды, азырла софранъ». «Мен эвельдже ярдымгъа кельдым» ответил Мустафа - ага и пропустил супругу тётю Мерьем на террасу. Оказалось, что он родной брат Фатиме - апте Селимовой - жены Ризы - ага. До сих пор, только закрою глаза и вспоминаю его. Передо мной встаёт его незабываемый образ. Подтянутый, крепкий, спортивный, отдающий здоровьем, и создающий вокруг себя особую ауру ухоженный элегантный мужчина. Особенно впечатляют его всегда смеющиеся уникальные, подкупающие и всё понимающие искрящиеся глаза. Так внезапно и неожиданно произошло моё первое знакомство с этим удивительным человеком, который стоял в основе национального движения и до конца своих дней служил своему народу. С 1970 года наша группа, начавшая свою работу среди коммунистов и интеллигенции нашего народа, для большей их активизации и включения в общенациональное движение в период произошедшего спада, непосредственно работали по идеологическим и стратегическим проблемам и задачам под патронатом Мустафы Селимова.
Он был нашим идеологом, и все наши действия, письма, поездки и т.д. мы всегда согласовывали с ним до самой его смерти в г. Москве во время операции 14 октября 1985 года. Он оказался прост в обращении, и, исходя из фактического опыта возраста и положения никогда не старался выказать эту разницу собеседнику, уважительно относясь к чужому мнению, разговаривая со всеми, как с равным. Впоследствии я стал вхож к ним в дом и даже пил исключительного, лично им заботливо, начиная от кустов взращенных во дворе, заканчивая производством особого качества вино.
Вот ряд документом подтверждающих особую роль Мустафы Селимова в национальном движении крымских татар и сообщений КГБ Украины В ЦК Украины опубликованных в последнее время в Киеве.
Делегация коммунистов, ветеранов ВОВ в Москве. Август 1957 года
В первом ряду четвертый слева Дважды Герой СССР Амет-Хан Султан
Во втором ряду пятый слева Селимов Мустафа
«В докладной записке № 1/545* от 27 сентября с.г. (1956) мы сообщали Вам о полученных агентурных данных о поведении крымских та¬тар, в частности, об объединении татарской крымской интеллиген¬ции для борьбы за возвращение Крыма татарам и якобы созданных ими с этой целью «центров» в городах Одессе и Ташкенте.
Проверкой этих данных через Комитет госбезопасности при СМ Узбекской ССР установлено, что крымский татарин Селимов Мустафа совместно с Аладиновым Шамилем, Муртазаевым Ве¬ли..., Болатом Юсуфом и другими, действительно образовали нео¬фициальную группу (так называемый «Штаб»), которая добивает¬ся издательства газет на татарском языке, организации националь¬ных школ, театра. Требуют разрешения крымским татарам на вы¬езд в Крым и возвращения им оставленного в Крыму имущества. Пытаются склонять крымских татар к самовольному выезду в Крым и захвату у новых владельцев бывшего своего имущества.
В марте с.г. эта группа направила в Президиум ЦК КПСС пись¬мо с требованием о восстановлении прежнего положения крым¬ским татарам.
В сентябре с.г. Селимов выезжал в Москву с тем, чтобы совмес¬тно с проживающими там Асановым (упоминается в нашей доклад¬ной записке), Гафаровым и другими напомнить в соответствующих инстанциях о требованиях, изложенных в упомянутом выше письме.
Тогда же Селимов и Гафаров посетили писателя А.Первенцева28, от которого потребовали письма, опровергающе¬го изложенные в его романе «Честь с молоду»29 факты о преда¬тельстве некоторых крымских татар в период Отечественной вой¬ны. При этом они пытались запугивать ПЕРВЕНЦЕВА, заявляя, что если он не напишет такого письма, то «пожалеет».
В настоящее время эта же группа готовит письмо в адрес ЦК КП Украины с просьбой оказать содействие крымским татарам возвратиться на постоянное местожительства в Крым.
В подготовке данного письма принимают участие Асанов (Мос¬ква) и другие лица, проживающие за пределами Узбекистана.
В своем письме они выражают готовность продолжать доби¬ваться возвращения им национальной автономии, заявляя, что «эта мечта всегда будет их преследовать, пока они не вступят на крым¬скую землю»*. ДА СБ Украши. - Ф. 2. - Оп. 2 (1959). - Пор. 9. - Арк. 251-252. Оригшал. Документ у фондах Державного архiву Служби безпеки Украйни вiдсутнiй.
.
Многие из крымских татар отказывались поставить свои подписи под этим документом, а 233 человека сделали надписи на обороте с требованиями о возвраще¬нии им конфискованного имущества и разрешении выехать на жи¬тельство в Крым.
В последующем такие настроения среди определенной части крымских татар стали поддерживаться и систематически разжи¬гаться группой лиц, занимавших в прошлом ответственные и руко¬водящие посты в Крыму.
Эта подстрекательская деятельность с каждым годом активизи¬ровалась, становилась все более открытой и настойчивой.
Постепенно стало формироваться руководящее ядро движения татар, так называемой, инициативной группы, в которую вошли наиболее активные сторонники идеи возвращения татар в Крым и предоставления им национальной автономии.
К таким лицам относятся:
Селимов Мустафа Вейсович,1914( док. факт 21 марта 1910 г) года рождения, член КПССс 1931 года, бывший секретарь Ялтинского горкома партии и комиссар Южного соединения крымских партизан. Работает замести¬телем директора Ташкентского института "Узгипроводхоз".
Муртазаев Велиулла, 1900 года рождения, член КПСС, бывший секретарь Бахчисарайского райкома партии, проживает в г[ороде] Самарканде.
Умеров Бекир, 1900 года рождения, член КПСС, бывший пар¬тийный работник, персональный пенсионер, проживает в г[ороде] Самарканде.
Османов Бекир Османович, 1911 года рождения, бывший пар¬тизан, исключенный из партии в декабре 1966 года за активную подстрекательскую деятельность среди татар, клевету и фальсификации фактов. Проживает в гор[оде] Фергане.
- Гафаров Абляким Селимович, 1907 года рождения, членКПСС, бывший начальник Управления полимерной промышленности госхимкомбината при СМ СССР, проживает в гор[оде] Москве. - Алядинов Шамиль Сеитович, чл[ен] КПСС, татарский писа¬тель, в прошлом занимал ответственный пост в Крыму, проживает в гор[оде] Ташкенте.
Перечисленные лица после издания указа от 28 апреля 1956 го¬да активно проводили подстрекательскую деятельность, разжигали у татар националистические настроения, возглавляли движение та¬тар за возвращение в Крым и предоставление им автономии.
Под их влиянием создались аналогичные "инициативные груп¬пы" в ряде районов и городов республик Средней Азии, Краснодар¬ского края и некоторых областей УССР.
В августе 1967 года Центральным Комитетом КПСС было при¬нято решение о снятии с крымских татар огульного обвинения в по¬собничестве немецко-фашистским оккупантам, в связи с чем Прези¬диум Верховного Совета СССР издал указ от 5 сентября 1967 года "О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму". ДА СБ Украiiни. - Ф. 13. - Спр. 481. - Арк. 45-48. Копiя.
в Общий отдел ЦК КПСС Членам Президиума ЦК КПСС товарищу Суслову"В начале апреля 1956 года мы, группа коммунистов из крымских татар, обратились в Президиум ЦК КПСС с письмом, в котором изло¬жили обстоятельства, при которых был выслан крымскотатарский народ, и к каким тяжелым последствиям привело это выселение народа.
Мы просим решить вопрос о крымскотатарском народе в свете ре¬шений XX съезда КПСС и завещаний В. И. Ленина по национальному вопросу.»
Члены КПСС: /Рефат Мустафаев/подпись /Шамиль Алядипов/подпись /Мустафа Селимое/подпись /Амет-Усни Пенердэюи/подписъ /Измаил Хайруллаев/подпись 7. 09. 56
Збірник документів та матеріалів
После 1966 года Мустафа-ага не участвовал в публичных мероприятиях, городских, областных и республиканских встречах, при многочисленном количестве представителей с мест, но у него собирался узкий круг руководителей движения. Об этом сохранились многочисленные воспоминания соотечественников.
Обширный материал о деятельности Мустафы Селимова находится в сборнике участников национального движения «АДАЛЕТ куреши сафларында» Идрис Челеби-огълу Асанина. Повествуя о каждом участнике движения, событиях и связях с единомышленниками, обратите внимание, у всех на первом месте стоит Мустафа Селимов.
Айдер Мустафаев вспоминает, то ещё в 1953 или 54 г после смерти Сталина,
Мустафа Селимов, пользуясь тем, что он освобожден из под комендантского надзора ещё в 1945 году, ездил по регионам Узбекистана и устанавливал связи со своими надёжными товарищами по партизанской борьбе и партийной работе, участниками ВОВ.
Ценные воспоминания оставил Ифта Джемилев о том, что ещё в 1954 году М. Селимов организовал от бывших руководящих работников Крыма индивидуальные письма в ЦК КПСС. Вспоминая в дальнейшем о встрече в ЦК КП Узбекистана, в частности он отмечает, что 14 сентября было направлено письмо Н. Мухитдинову за подписью 14 членов партии и 6 декабря их принял Н. Мухитдинов.
Первым выступал в течении 35 минут М. Селимов, который заявил в окончание: «Мы будем бороться за наше право до полного достижения цели». (Адалет том I. стр.207.), вторым Шамиль Алядин, а третим Велиулла Муртазаев и М. Селимов настоял о следующей встрече с большим количеством членов партии из числа крымских татар. Органиаторами второй встречи были М. Селимов, Ш. Алядин, И. Хайруллаев, У. Пенирджи. А после встречи, на которой присутствовали 107 коммунистов, было принято решение во всех местах проживания нашего народа создавать инициативные группы. Было принято решение, для работы с населением подготовить Обращение в ЦК КПСС, с изложением не только политических и конституционных прав народа, включив историческую справку, участия народа в ВОВ, а также жертвах понесённых на войне и в результате высылки, одновременно целью, которого было просвещение народа в борьбе за свои права. Ответственными редакторами были избраны М.Селимов, Ш. Алядин, Ю. Болат, Джеппар Акимов. Старейшины и создатели крымскотатарского национального движения выработали основные принципы и требования народа:
- организованное возвращения на Родину -Крым,
- восстановления, ликвидированной Крымской автономии,
- создать все условия для нормальной жизнедеятельности крымскотатарского и других народов, проживающих в Крыму.
Летом 1957 года с 27 июля по 2 сентября в Москве находилась делегация во главе с Мустафой Селимовым в составе Рефата Мустафаева, Велиуллы Муртазаева, Джеппара Акимова, Шамиля Алядина, Бекира Османова, Ильяса Мустафаева, Иззета Сеферова, Сеитумера Эмина, Зелихи Ниязиевой- Керменчикли в Москве к ним присоединились Сулейман Асанов, Зейтулла Аблякимов, Амет Хан-Султан, Мидат Селимов и Рамазан Ибраимов из Ленинграда
Посетили Союз писателей СССР, где выразили протест по поводу книг А.Первенцева и Вергасова. На двух легковых автомобилях съездили в Киев, где встретились с Ковпаком.
2 сентября их принял в ЦК из отдела пропаганды В. Громов, который в результате беседы заявил: «Товарищи поймите Крым не калмыкские степи».
Сам Идрис Асанин вспоминает как он вместе С Эшрефом Шемьи-заде, Бекиром Умеровым, Джеппаром Акимовым и Фазылом Аметовым зашли к Мустафе Селимову.
Он считал, что ему оказали большое доверие присутствовать в этом узком кругу, где решались тактические и стратегические задачи национального движения. Адалет том I.с.126.
КГБ при СМ УССР [за] № 320* от 27 августа 1975 года докладывал ЦК КП Украины: «Об активизации антиобщественной деятельности крымскотатарских «автономистов» в связи с предстоящим XXV съездом КПСС.
По оперативным данным, проживающие в Узбекистане главари «автономистов» Вели Сулейман, Годженов Рефат, Муратов Абдурашит и другие, в последнее время провели среди татар сбор подписей под изготовленными в адрес инстанций документами и намерены направить с ними в Москву своих «представителей».
Кроме того, стало известно, что крымскотатарскими «автономистами», не проявляющими себя экстремистски, готовится какое-то «обращение» в инстанций от имени группы татар и проводится сбор средств для направления с этим «обращением» в октябре с.г. в Москву своих представителей. Отдельные «автономисты», ссылаясь на документы Совещания в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе, заявляют, что если XXV съезд КПСС не удовлетворит их просьбы, то они будут обращаться по этому вопросу в международные организации.
В КГБ при СМ СССР доложено. ДА СБ України. - Ф. 16. - Оп. 7 (1985). - Спр. 17. - Арк. 48-49. Оригінал.
Лист активу кримськотатарського народу Генеральному секретарю ЦК КПРС Л.І. Брежнєву і всім членам та кандидатам в члени політбюро ЦК КПРС з вимогою розв'язати національне питання кримських татар Вересень 1975р.
«Прошёл 31 год с тех пор, как был выслан крымскотатарский народ со своей исторической родины Крыма… С надеждой обратились к Вам наши ветераны перед 30-летием Победы. К нам обращаются с подобным вопросом и наши соотечественники. Что мы можем им ответить? В этой связи, мы доводим до сведения партийных и государственных инстанций глубочайшие чаяния своих соотечественников о возвращении на свою национальную родину - Крым. Так, более 500 коммунистов крымских татар в ноябре 1972 года обратились к кандидату в члены Политбюро ЦК КПСС, Первому секретарю ЦК КП Узбекистана тов. РАШИДОВУ Ш.Р. Ответ на данное обращение коммунистов наш народ не получил.
В поддержку коммунистов крымскотатарский народ в ноябре 1973 года обратился в Политбюро ЦК КПСС, где говорилось: «Интересы дальнейшего укрепления дружбы советских народов и народностей, ленинская постановка национального вопроса в СССР, нынешнее положение нашего народа, требуют скорейшего возвращения крымских татар на свою национальную родину - Крым и восстановления в равных правах со всеми народами и народностями, живущими в СССР».
В качестве своих доверенных представителей, подписавшиеся, указали 24 видных коммуниста нашего народа. На это обращение также ответа не последовало. Не получили ответа на своё обращение более 1100 избирателей, переданное в Верховный Совет СССР через своего депутата Энвера Алиева, который лично со своим сопроводительным письмом сдал его 14 декабря 1973 года комиссии на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР т. Подгорного Н. В..
Остается до сегодняшнего дня без ответа также обращение известных людей крымско-татарского народа, которое с подписями в сентябре 1974 года было направлен лично каждому из Вас, члену и кандидату в члены Политбюро ЦК КПСС. Во всех указанных выше обращениях наши соотечественники ставят один вопрос, вернуть крымскотатарский народ на свою национальную родину - Крым.
По просьбе и поручению своих соотечественников мы дали своё согласие быть их представителями по доведению и постановке вопроса возвращения на родину, перед партийными и государственными инстанциями.. Ответа до сегодняшнего дня ни на одно из сданных обращений ни от кого из адресатов мы не получили. В нарушении Указа ПВС СССР от 12 апреля 1968 года, по которым органы власти обязаны ответить на предложения и заявления граждан в течении одного месяца.
Наши соотечественники и мы уполномоченные представители указанные под обращениями, обращаемся к Вам с величайшей просьбой решить положительно судьбу нашего народа, вернуть его на свою национальную родину - Крым.
Абдурахманов Узеир; Алиев Энвер; Алядинов Шамиль; Аметов Кадыр; Аблаев Энвер; Билялов Нафе; Вагапов Осман; Вели Сулейман; Годженов Рефат; Джемилев Сеферша; Дживан Исмаил; Ислямов Абселям; Измайлов Ибраим; Касьімов Ягья; Калафатов Энвер; Камилов Амет; Мустафаев Осман; Мустафаев Рефат; Омеров Сервер; Рамазанов Ибраим; Решидов Абдураим; Сеитвелиев Сеитнафе; Селимов Мидат; Селимов Мустафа; Сеитов Якуб; Умеров Бекир; Умеров Аблямит; Усеинов Расим; Таиров Сеитмемет; Халилов Эдем; Чалбаш Халил; Эминов Руслан*.
ДА СБ України. - Ф. 16. - Оп. 7 (1985). - Спр. 17. Арк. 55-59. Завірена копія
Опубликовано газете «КЪРЫМ» №№98,99 (1058) 22 И 25 НОЯБРЯ 2006 ГОДА
РУБРИКА «Миллий арекет КГБ нинъ козьлеринен» Iнформацiйне повiдомлення заступника голови КДБ при РМ УРСР С.Мухи першому секретарю ЦК КПУ В.Щербицькому про збiр пiдписiв серед кримських татар вимогою повернути кримськотатарський народ на свою Батькiвщину. М. Киiв 12 вересня 1975 р.
Из указанных представителей под обращением подписались двадцать двое.
Ибраим Рамаанов заболел и не смог приехать в Киев, где по договорённости должен был подписать, Исмаила Дживан мы не застали. Алиев Энвер сделал личный депутатский запрос, по которому нас вызывали в Ташкентский Обкомпартии. Таиров Сеитмемет пересылал со своим депутатским запросом, отправленные мной ему, приходившие на мой адрес заявления из Крыма. Омеров Сервер помог приобрести автомашину «Москвич» вне очереди. Джемилев Мустафа внесён в список КГБ Украины ошибочно, был подписывающимися коммунистами предложен представителем бывший главный агроном Крыма, коммунист Сеферша Джемилев, он подписал обращение и работал с нами; помогал в сборе подписей от коммунистов и интеллигенции Самарканда. Подлинник с подписи остальных находится у меня. Сканированный экземпляр прилагается. Подписавшиеся являлись активными проводниками указанных в публикуемом обращении мероприятий. Из старшего поколения самым активным, не знающим усталости, энергичный и целеустремлённый был Сулейман Вели. Среди интеллигенции помогал и выехал в Москву Умеров Аблямит - артист «Хайтармы», конферансье. Выезжал на участки и работал с выехавшими соотечественниками в Крым, неугомонный подполковник Халил Чалбаш. Во всех мероприятиях активно участвовал ответственный за Янгиюль и район Эдем Халилев. Несмотря на преклонный возраст не отставал в активности и Бекир Умеров. Но как и положено молодые выдвинутые представителями от коммунистов и интеллигенции не только не отставали от старшего поколения, но и выдвигали свои инициативы и сами их претворяли в жизнь. В процессе общей работы мы, молодые по необходимости встречались и консультировались с Мустафой Вейисовичем, ибо основная работа ложилась на молодых.
Начав работу с коммунистами и интеллигенцией, ввиду начавшегося, после ряда судебных процессов и выезда части активных «инициативников» за пределы Узбекистана, пришлось расширит нашу деятельность на все районы и по возможности на всё наше компактно проживающее население. Встречающиеся в печати рассуждения, что в национальном движении произошёл раскол, не имеют под собой реальной почвы.
Основное движение базировалось на работе с населением. Отдельные личности не довольствующие этой кропотливой работой, предназначенной на постоянное будоражащие население проблемами возвращения на родину в Крым, восстановление его конституционного равноправия. Мустафа Вейисович считал и нам внушил, что решение нашго национального вопроса в основном и в первую очередь зависит от нашего народа. Поэтому необходимо настойчиво работать среди народа, регулярно напоминать о родине о национальном достоинстве, которое можно сохранить только вернувшись на родину в Крым и другой родины быть не может, ни в Джизаке, ни в Мубареке. Методом работы на участках должны быть собрания, когда собираются, оторвавшись от работы, и беседуют на тему родины, появляется не только интерес, но и воспитывается патриотизм. Надо использовать легальные возможности, одним из наиболее приемлемых является сбор подписей под обращениями в ЦК партии. Люди собираются для ознакомления с обращением и его обсуждением, что не противоречит законам и не может быть запрещено. Поэтому обращения должны быть выдержаны, для руководства ЦК вопрос крымских татар хорошо известен и не нов. Нам надо составлять обращения, пользуясь любым поводом, юбилеем и т.д. главное не давать народу расслабляться, забываться и укоренятся. Содержания обращений должны иметь информацию для народа, для его воспитания, а адресованы в ЦК, и не содержать политически не выдержанных выражений, зацепок могущих привлечь активистов на скамью подсудимых.
Предупреждал, что нельзя героизировать отдельных не выдержанных наших товарищей, отошедших от основной кропотливой работы, резкими выпадами, привлекшими внимание органов и подвергшихся суду.
Разумеется, в таком обширном, всенародном, демократически построенном движении людей, с разным характером, разным образовательным и интеллектуальным уровнем, невозможно заставить подчинятся единому правилу, особенно при длительно затянувшемуся процессе. Конечно, находятся люди готовые от отчаяния, выплеснуть эмоции, не выдержав длительного кропотливого повседневного труда, не видя результата, не надеясь на результат, предпринимали индивидуальные действия, считая таким образом повлиять на решение проблемы под давлением внешних сил. Эти действия никогда не инициировались руководителями движения и не поощрялись. Это подтверждается и опубликованными донесениями КГБ Украины в ЦК КП Украины. Это - закономерности любой длительной борьбы. В строю остаются стойкие, настойчивые, терпеливые, заранее психологически готовые на длительную дистанцию борцы.
Поэтому рассматривать национальное движение необходимо в повседневной работе с народом на участках, а не по прошедшим судебным процессам. Так, вероятно, поступят не ангажированные историки в будущем. Национальное движение, всенародное движение, а не выпады отдельных личностей. Оно само не возникает и не живёт без постоянной подпитки и работы его движущих механизмов. Любое движение затухает в сопротивляющейся среде, без постоянно действующей движущей силы. Без определённого механизма. Изучать нужно весь механизм и его движущую силу, а не только поломки, аварии -судебные процессы.
Но это выходит за рамки данного обзора о роли Мустафы Вейисовича Селимова в национальном движении.
Коммунисты и интеллигенты подписывались после того, как удостоверялись, что под письмом стоит подпись Мустафы Селимова и собственноручно заполненный адрес. Авторитет Мустафы Селимова среди всех крымских татар был наивысочайший. Его личное дело о исключении из рядов КПСС в декабре 1966 года «за активную подстрекательскую деятельность среди татар, клевету и фальсифи¬кацию фактов» рассматривалось в первичной ячейке СоюзНИХИ, после того, как его поддержали все члены ячейки дело отложили.
Отношение к активным коммунистам ЦК КП Узбекистана иллюстрирует фрагмент из доклада первого секретаря Ташкентского ОК КПУз Гуламова: "… отдельные националисты из числа бывших руководящих работников Крыма, жаждущие власти, преследующие карьеристские цели, вопреки воле и желанию татарского населения, играя судьбой трудящихся татар, подогревают националистические чувства возвращения в Крым. Эти лица втайне от партийных организаций фабрикуют и путём нажима собирают подписи под возможными заявлениями, проводят денежные сборы и присваивают собранные средства, наживаясь на этом. Эти люди пытаются усилить влияние на татарскую молодёжь путём распространения в её среде призывов националистического содержания.
Нам надо беспощадно, невзирая на лица, разоблачать этих грязных провокаторов, покушающихся на самое святое - на дружбу народов" Стенография XI пленума ЦК КПУз. 2 - 3 февраля 1960г.
Но потом в 1975 году, вновь встал вопрос о рассмотрении персонального дела члена КПСС и уже его рассматривали в ЦК КП Узбекистана, но и там, несмотря на все потуги представителей «сверху», собравшиеся члены КПСС, сочли возможным, ограничится предупреждением. Это было связано с активизацией членов КПСС из числа крымских татар и интеллигенции.
Ссылки, насильственные переселения практиковались издавна. Последние примеры - заселение Кубани, Северного Кавказа и Сибири в Российской Империи. Также была заселена Австралия англичанами. Во всех случаях ссыльные и переселенные закреплялись на овых местах. Возвращение высланных народов Кавказа и калмыков было произведено государством с выделением не только средств, транспорта (на две семьи один вагон). Но и строительством для возвращающихся новых домов и посёлков. Восстановлением их государственности на законодательном уровне. Весь материал на сайте:
В этой связи Мустафа Вейисович Селимов определил основной целью движения - работу среди нашего населения. Идея принадлежности к единой нации, идея сохранения народа и идея неразрывной связи народа с его колыбелью, где только возможно возрождение государственности, и приобретение подлинного равноправия и человеческого достоинства.
А обращения - петиции должны является только формой работы, направленные в основном не государству, а воспитанию народа, его просвещению, необходимому заряду патриотизма.
P. S.
Мы с Изетом Изединовым и Османом Мустафаевым несколько дней посещали нашего писателя Шамиля Алядина у него дома и на даче писателей в Дурмене, с целью записать его воспоминания на магнитофон. Он выразил согласие и поделился своими воспоминаниями о зарождении национального движения и о тех, кто стоял у его истоков.
По воспоминаниям Шамиль-ага, отцом движения являлся Мустафа Селимов, и непосредственными зачинателями и проводниками явились вместе с ним Шамиль Алядин, Юсуф Болат и очень большую роль сыграл Нуриддин Мухитдинов - Первый Секретарь ЦК КП Узбекистана. Запись сохранилась и находится в распоряжении Сервера Бекирова.
У меня хранится подлинник обращения с подписями
Селимов Мустафа в центре
В ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС
«Крымские татары на рубеже XIII -XIX столетий владели всем Крымом и северны¬ми районами бывшей Таврической губернии насчитывали несколько миллионов человек», (Газета «Жизнь национальностей», № 21, за 1921 год)
Царские сатрапы ставили перед Екатери¬ной II вопрос о выселении всех крымских та¬тар из Крыма и превращения Края в чисто русский. Но ее резолюция на документе гла¬сила - «Цивилизованная Европа - этого нам не простит» и она рекомендовала делать так, чтобы татары сами покидали Крым. Как из¬вестно, эта ее идея интенсивно воплощалась в жизнь. «Бесчеловечные методы царской ко¬лонизации в течение столетия вычеркнули из жизни сотни тысяч и еще сотни тысяч эмиг¬рантов в Турцию» (там же), а так же в Болгарию, Румынию и др. районы мира. Некото¬рые из них до сих пор поддерживают огонь, зажженный в Крыму, в надежде возвращения.
Эта же газета, в том же номере, писала: «Вождь турецких рабочих, организованных в профсоюз - крымский татарин, треть членов ЦК Турецкой компартии - крымские татары», и далее: «Татары под натиском немцев, рус¬ских колонистов, российских помещиков и бур¬жуазии были оттеснены с широких и богатых степей Таврии и Северного Крыма в выжжен¬ную яйлу. Оставшиеся на равнине стали без¬земельными, а средней руки немецкий коло¬нист является владельцем 500-1000 га пахот¬ной земли. Колонизация остановилась у гор, ибо садоводство и особенно виноградарство требуют специальных навыков».
С нашим народом случилась большая беда. Высказывания прогрессивных людей челове¬чества, Программа нашей партии, Конститу¬ция СССР, Решения съездов и пленумов ЦК КПСС и учения В. И. Ленина по национально¬му вопросу, даже намека не делают на воз¬можность допущения той трагедии, которая постигла крымских татар в 1944 году из-за их национальной принадлежности, хотя по иде¬ологии марксизма-ленинизма не имеет значе¬ния греко-готская кровь, или кровь степных кочевников течет в жилах крымских татар.
Почему это могло иметь место?
В Крыму всегда были живучи великодер¬жавно-шовинистические тенденции. В объяснении всех негативных явлений жизни пред¬ставители этих тенденций всегда на мишень брали крымских татар. Даже вину за зверс¬кий расстрел в 1918 году белогвардейцами с участием братьев Бекетовых (имевших боль¬шое имение в Ай-Гурзуфе) и буржуазно-на¬ционалистических элементов, членов Со¬внаркома Республики Тавриды пытались сва¬лить на местное население.
Хорошо известно, что Л. 3. Мехлис был видным партийным и государственным дея¬телем, но отличался необъективностью. Одна из причин поражения в 1942 году на¬ших Армий на Керченском полуострове, где Мехлис Л. З. был представителем Ставки, он отнес на пособничество местного населения врагу.
3. Командование партизанских отрядов Крыма первого периода после оккупации нем¬ цев, в лице Мокроусова (командир) и Мар¬тынова (комиссар), не разгадало тактику ок¬купантов, когда гитлеровцы в целях создания вражды между партизанами и местным на¬ селением, под силой оружия погнали группы людей на разгром продовольственных баз и складов боеприпасов, подготовленных для партизан. Разграбленное немцы заставляли до¬ставлять в свои пакгаузы. Таким образом фа¬шисты, по меньшей мере, достигли двух целей: партизаны оставались без запасов продоволь¬ствия и боеприпасов; их натравливали и настра¬ивали враждебно к населению близлежащих де¬ревень.
Последнее обстоятельство создало такую ос¬трую и сложнейшую ситуацию, что руководство партизанского движения дало указание вытес¬нить из отрядов крымских татар, организовать налеты на прилесные крымскотатарские дерев¬ни как на вражеские очаги, расстреливать появ-ляющихся в лесу людей при выяснении, что они крымские татары. Кроме того, оно давало в Севастополь радиограммы с просьбой выделить для бомбежки деревень Ковуш, Корбек, Бешуй и др. самолеты. Ввиду таких извращений наци¬ональной политики Мокроусов и Мартынов были отозваны Крымским обкомом партии из Крымс¬кого леса в тыл Красной Армии в г. Сочи, где после обсуждения на бюро обкома их деятель¬ности в ноябре 1942 года, оны были отстране¬ны от командования и подвергнуты партийному взысканию.
В целях устранения имевших место и отме¬ченных выше извращений, Бюро обкома партии приняло решение дополнительно направить в Крымский лес из числа партийно-советского ак-тива большие группы работников, в частности, крымских татар для действий в партизанских отрядах и ведения подпольной работы в тылу врага. Эти группы развернули очень большую работу. Достаточно сказать, что на базе Бахчи¬сарайского отряда, где в июне 1943 года оста¬валось всего 82 партизана, в течение 5-6-ти месяцев образовалось 11 партизанских отрядов, входящих в состав Южного соединения с бое¬вым составом более 2 000 человек. В тылах этих отрядов находилось более 5-ти тысяч граждан¬ского населения, главным образом из прилега¬ющих деревень, из которых не менее 80 % были крымские татары. В результате активизации бо¬евой и политической работы подпольно-патри¬отических групп распались «добровольческие» формирования, в составе которых были тата¬ры, русские, украинцы, грузины, греки, азербай-джанцы и др. В этот период немецко-фашистс¬кие оккупанты особенно ожесточили свою борь¬бу с партизанами и поддерживающим их насе¬лением. Они сожгли до тла крымскотатарские деревни Стиля, Ковуш, Букж-Озенбаш, Кучук Озенбаш, Улусала, Авджикой и др., где в огне погибло много местного населения; публично расстреляли в деревне Тавбадрак 67 крымских татар за убийство близ деревни жандармского начальника из Бахчисарая; в подвале одного дома в деревне Авджикой заживо сожгли 27 крымских татар - мирных жителей. Подобное положение было во многих селах в зонах дей¬ствия Южного и других соединений партизанс¬ких отрядов Крыма. Эти факты характеризуют типичные взаимоотношения между гитлеровца¬ми и местным населением в период оккупации. Не без причины фашистские главари, как это видно из совершенно секретной переписки меж¬ду Дитманом и Типпельскиртом, опубликован¬ной МИД СССР в 1946 году ставили вопрос: «что касается крымских татар, то решено: им само¬управления не представлять. Больше того, не¬дели две тому назад существовало мнение о выселении татар из Крыма и превращения этой области в чисто немецкую. От практического осуществления воздержались из-за технической трудности исполнения».
Характеризуя работу этого периода на первом собрании партийно-советского актива освобож-денного Крыма, тогдашний первый секретарь об¬кома Булатов В. С. в своем докладе отметил, что из актива «от председателя сельсовета до председателя Верховного Совета в период ок¬купации не было ни одного предателя».
После освобождения Крыма от фашистских оккупантов, когда весь народ ликовал, а боль¬шая часть боеспособного крымскотатарского на¬селения сражалась на фронтах Великой Отече-ственной войны, радость была омрачена фак¬том грубого произвола- выселением крымских татар из Крыма. Это было величайшей неспра¬ведливостью, когда были жестоко наказаны без вины виноватые. XX съезд КПСС совершенно правильно оценил этот факт. В его материалах читаем: «В сознании не только марксиста-ленин¬ца но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение, как можно было за враждебные действия отдельных лиц и групп обвинять целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов, комсомольцев и • подвергать их лишениям и страданиям».
Последствиями этого акта была гибель многих тысяч ни в чем не виноватых людей, отравление душ живущих ядом шовинизма и самое главное - десятилетиями тянущееся безрадостное положение каждого крымского татарина.
Может это понять только тот, кто переживает подобное. Во всех случаях жизни, когда собираются вместе два и больше крымских татарина, основная тема разговора - тоска по родному краю, разговор о горестном положении и мечта о возвращении на Родину. Неужели такая доля достанется третьему поколению крымских татар - например моим внукам? Кому это надо? Где смысл и оправдание этих действий? Где логика? Тяжесть этого положения хорошо понимают все здравомыслящие люди.
За истекшие тридцать семь лет после высылки в беседе только один человек смог мне ска¬зать: «Вас выслали правильно», этим челове¬ком был фоторепортер Капустянский, который тут же был назван дураком присутствующим приразговоре его родным братом. Больше от совет¬ских граждан в частной беседе одобрения это¬му не слышал. Зато шовинистически настроен¬ные горе-писатели постоянно отравляли атмос¬феру своими тухлыми идеями. Например, А.Первенцев в шестом, Пермском издании книги «Честь смолоду», словами вымышленного героя договорился до того, что «в лесу бойся немца, а еще больше татарина». А когда ему поставили вопрос - почему писал такую чушь в своей книге, ничего другого не нашел, как ответить: «Сталин заказал».
Если постараться забыть и не принимать во внимание все прошлое: фактические факты вы селения, возможность получить 20 лет каторги за нарушение запрета перешагнуть границу территории своей комендатуры и т.д., то и теперешнее положение крымских татар далеко от долж¬ного равноправия. Перечислю только несколь¬ко хорошо известных мне фактов ограничений, преследований, унижений и оскорблений:
1. В первый период высылки, если сразу не признаться, что ты крымский татарин, тебя об¬виняли в укрывательстве. Потом появился термин - татарин из Крыма, сейчас просто тата¬рин. Запрещены слова «крымский татарин» и даже нашлись «ученые» доказывающие отсут¬ствие такой национальности. Начиная с 1982 гада, по телефонному звонку в редакцию газеты «Ле¬нин байрагьы», меняется название целого 500 ты¬сячного народа, имеющего родной язык, литера-туру, искусство, свою историю и имевшего совсем недавно свою государственность.
В Ташкенте, в 1982 году, проводилось ка¬кое-то мероприятие и секретарь партбюро ин¬ститута «Узгипроводхоз», где я работаю, соби¬рает коммунистов, комсомольцев и сообщает: город разбит на участки, нам отведен свой, мы на нем должны следить, чтобы не было инци¬дентов со стороны крымских татар и пятидесят¬ников», как должны относиться к крымским та¬тарам и что могут думать о них люди, если ана¬логичные собрания проводились по всему горо¬ду?
Ночью в мой дом пытается ворваться че¬ловек. Стучит руками и ногами в дверь и назы¬вает меня предателем. Это был Дерябин - секретарь парторганизации, где я состоял на партучете.
Вызывают меня в городскую милицию и заставляют подписать типографски отпе¬чатанный листок, где подписывающий дает обязательство не участвовать в таких-то де¬монстрациях крымских татар, где я никогда не участвовал и естественно ничего не под¬писал.
В течение многих лет в Крыму искусст¬венно создавались препятствия в прописке на жительство крымских татар с весьма грубыми фактами беззакония, которые доводи¬ ли людей до отчаяния.
В Крыму ликвидирована вся литература на крымскотатарском языке, включая труды Маркса, Ленина, материалы съездов партий.Сравнены с землей многие памятники крым¬скотатарской культуры, переименованы все населенные пункты, ликвидированы крымс¬котатарские кладбища. В музеях Крыма ис¬кажается историческая действительность.
Крымские татары-коммунисты совершенно оторваны от народных масс своей на¬циональностью.
К сожалению, этот список можно было про¬должить.
На фоне интенсивного развития нацио¬нальной культуры народов Советского Со¬юза, оставлять крымскотатарский народ в таком положении глубоко несправедливо. И решать его вопросы путем принятия указов или постановлений об огульности обвинения и невиновности или же отводом какой-либо части земли в каком-нибудь отдельном углу Союза невозможно. Такое положение еще более усугубило бы без того незавидное со¬стояние народа. В Крыму бывают миллионы людей культурных, образованных. Их спрос нельзя удовлетворить антикрымскотатарски¬ми высказываниями. Крымскотатарский на¬род ни в чем не составляет исключения. Как все народы Советского Союза он честно, ста¬рательно трудится на благо нашей Родины.
Исходя из побуждений справедливости и указаний Ю.В. Андропова конкретно и глуб¬же учитывать национальную специфику, про¬являть больше заботы о всестороннем раз¬витии всех наций и народностей, особенно малых народов, настойчиво устранять из практики любые отклонения от ленинской на¬циональной политики, последовательно обеспечивать равенство советских людей всех национальностей, как коммунист и граж¬данин, и видя в этом благо для моего наро¬да и всего нашего многонационального го¬сударства, прошу ЦК КПСС восстановить в силе декреты, подписанные вождем револю¬ции и мирового пролетариата В. И. Лениным:
— отменить законы, ограничивающие на¬циональное равноправие крымскотатарско¬го народа;
—восстановить его конституционные пра¬ва и вернуть в родной край - Крым.
СЕЛИМОВ Мустафа Вейсович,
Член КПСС с 1931 года, бывший
комиссар Южного соединения
партизанских отрядов Крыма,
руководитель подпольного центра.


Рецензии