В кругу нелюбви и одиночества. Часть 1
1.1 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ КОЛЕНО
Быть может, вы хорошо это знаете сами. Или кто-то рассказывал. Или вы сами были свидетелями подобной сцены. Наверное, помните, как в детском садике воспитатель организует веселье:
- Деточки, давайте встанем, возьмемся за ручки, сделаем хороводик! А теперь пошли все в эту сторону! А давайте поднимем ручки! А давайте присядем! Теперь пошли в другую сторону! Споем нашу песенку! Идем со мной и поем!
И все спотыкаются, падают, но визжат от восторга. Но обязательно на группу найдется ребенок, который будет сидеть в углу и взирать на это "веселье" с нордической надменностью, с привкусом презрения и разочарования:
- У этих воспиталок совсем крыша поехала? Нафига это все нужно? Для чего меня сюда привели? Лучше б я дома собирал свой конструктор..
Попытка вовлечь этого малыша в это веселое безобразие заканчиваются истерикой и скандалом, а маме потом докладывают:
- Ваш ребенок некоммуникабельный. Он не хочет общаться. Он игнорирует коллектив. У него трудный характер. Не идёт на контакт. Покажитесь специалисту.
Вот горе то! У всех дети как дети, а у меня! И родители начинают долгий и мучительный путь по переделке того, что переделать нельзя.
Где же их сыскать, этих специалистов?
Сначала моего хорошего знакомого учили писать правой рукой, хотя у него самого прекрасно получалось левой. Но не нравилось учителям, что он пишет левой. Ах, какая проблема! Специалисты, а вы не знали, что бывают люди-левши? Такая у них природная специализация. Да, если быть упорным, можно и задом наперед научиться ходить. Но, вопрос - нафига? Усилиями родителей и педагогов приятель писать научился, правда после этого у него сильно ухудшилась скорость реакции, затормозилась речь, даже появилось заикание. Но это мелочи, правда?
Вернемся в садик. Что, собственно, делала упомянутый специалист-воспитатель в отношении детей? Социализировала. Умное слово, за которым стоит вот что: подавляла личные интересы, критическое мышление, нарабатывала рефлекс подчиняться нелепым командам ("станьте так, пойдите туда!" - продолжение ожидает мальчиков в армии в виде никому не нужной строевой подготовки). Принимать информацию некритично, без обдумывания. Подчиняться чужой воле. Развивала стадный инстинкт "Куда все, туда и я", "Не выделяйся, будь как все". Можно продолжать, но суть понятна: жертвуем собственным индивидуальным в угоду коллективному, управляемому чужим индивидуальным.
Известно же, что коллективное поведение толпы людей глупее и примитивнее индивидуального, самого глупого члена стада. Так чего мы добиваемся от будущего члена этого сообщества, начиная с садика? Управляемости. Предсказуемости поведения. Встраивания в иерархию, которая, надо заметить, досталась нам в неизменном виде от наших пращуров из пещерных времен. И без этого, нас убеждают, в обществе жить нельзя!
Ради этой социализации родители приятеля определили в ПНД. Не потому что у него были какие-то проблемы. У других были с ним не то чтобы проблемы, но некоторые затруднения: немного странные, неожиданные (но не агрессивные) реакции, нестандартные суждения, не по возрасту глубокие интересы. Нет, так жить нельзя! С этим надо что-то делать! И после тяжело перенесенного гепатита в ПНД его начали пичкать горстями токсичных таблеток, которые добили его печень окончательно. Он же специалисты, мы им доверяли. Ничего это не изменило, кроме того, что парень уверовал в свою неполноценность и всю жизнь имеет проблемы с печенью и всем, что с ней связано. Получил цирроз печени, не будучи ни алкоголиком, ни наркоманом.
Быть может, вместо него родителей надо было подлечить? Мало ли кол и чего там плел на родительских собраниях. Такой он или не такой - всем не угодишь. Да и ради чего? Сегодня коллектив один, завтра - другой. Асоциального поведения у брата не наблюдалось, приступов раздвоения личности, галлюцинаций, потери адекватности то же. Так от чего его нужно было лечить?
Есть у меня один забавный знакомый, который, несмотря на все общественные институты, которые мы проходим, сохранил критичность мышления. Будучи отцом уже пятерых детей, он считает, что детям до начал полового созревания, то есть лет до двенадцати, в общественном человеческом стаде делать нечего. Вся эта детсадовская, а после школьная социализация делается по принципу: "Раскрутить за руки и швырнуть на средину реки". Кто выплывет, тот молодец. Попадая в эту Прокрустову систему "забивания выступающих", в коллективе, где, без всякого отбора собраны дети самой разной культуры и способностей, этот неокрепший, психически несформированный гражданин получает неимоверное количество психотравм, с которыми придется носиться всю свою жизнь. Это у нас называется "подготовка к жизни", в то время, как никакой нужды в ней нет от слова совсем. Единственная нужда - освободить родителям время для работы на чужом предприятии. Снова жертва индивидуальным счастьем и здоровьем ради системы. И на своем опыте мой товарищ подтверждает, что не так уж трудно устроить все иначе, если только думать головой, а не плыть по течению.
Образование первых пяти классов прекрасно изучается с помощью частных учителей-репетиторов за два-три года. А время, которое в школе уходит на организационные моменты, типа: "Коля, не крутись, Вера, отдай Маше ручку!" можно потратить более продуктивно в кружках по интересам и в спортивных секциях. Чем эти коллективы лучше? Хотя бы тем, что там уже есть какой-то отбор по интересам и способностям. Да и коллектив не 42 ребенка, а значительно меньше. Все дети дворян в нашей России-матушке испокон веков воспитывались именно таким образом, домашними учителями, и никто из них не страдал от недостатка способностей к общению и социализации. Напротив, знали по несколько языков и свободно общались с выходцами не только своей страны. Не забываем про культурный барьер, который всегда имеет место в таких случаях. А остальные - остальные были просто неграмотными. Или получали розги в церковно-приходских школах за неприлежное изучение "Отче наш".
Но больше я не буду ругать систему. Как известно, критиковать и находить недостатки во всём - большого ума не надо. Не буду идеализировать семью - деструктивных пруд пруди, тому пример моя собственная. Просто не мог не отметить, где получает прописку тот самый корень, из которого растут все наши личностные трудности и самоограничения. Дальше я буду говорить только об индивидуальных проблемах детей, сидящих одиноко в углу там, где толпа сверстников радостно крутит хороводы, и взрослых, которые из этих детей получаются.
Я не буду вылизывать текст, потому что иначе мой перфекционизм никогда не позволит мне его закончить, и писать буду в формате онлайн-дневника. Это позволит мне сберечь силы, которые нужны для того, чтобы копаться в прошлом и ворошить свои травмы. Да, я спешу поделиться своими находками для тех, кто подобно мне, уже хлебнул лиха и находится, мягко говоря, в растерянности. А это произойдет неизбежно, если у вас РАС, потому что наша система создана пещерными людьми для пещерных людей. Таким как вы и я в ней по прежнему очень мало места, несмотря на все достижения цивилизации.
Поэтому лично я хочу разобрать, что они, нетипичные, делают "не так" и к каким последствиям это приводит. Да, я много беру на себя. Я не специалист в данной теме, не врач, но "кто кроме нас"? Как и по многим вопросам в нашей стране, дело поставлено так, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих"(с), то есть более всего в освещении этого вопроса нуждаемся именно мы, нейро - не совсем типичные. На специалистов надежды, увы, нет, особенно с резким сокращением всех фундаментальных исследований в последние десятилетия. Специальная литература по этому вопросу простому населению, увы, недоступна, консультации специалистов после обесценивания всех "дипломов"- чистой воды лотерея. Информационный вакуум медленно заполняется усилиями немногих замечательных блогеров и еще более редких писак, вроде меня. Я работаю через текст потому что пишу я чуть лучше, чем говорю, и потому, что появление в визуальном общественном пространстве будет для меня непомерной психологической нагрузкой. Вводная часть закончена, далее все только по делу.
1.2 БОЛЕЗНЬ ИЛИ НЕ БОЛЕЗНЬ?
Есть такая наука - возрастная психология или психофизиология, которая хорошо описала, как и в какой период жизни формируются определенные отделы головного мозга и связанные с ними способности у ребенка. И если в определенный период жизни условия для развития будут неблагоприятными, то эти отделы мозга просто не будут сформированы. Никогда. Потому нельзя подростка или взрослого обучить тому, что ему было положено изучить в год или два. Все нужно делать вовремя. Это аксиома. Самый яркий пример - Маугли, дети джунглей, выросшие среди животных, которые так и не научились говорить и ходить прямо, несмотря на все усилия педагогов. Детдомовцы никогда не смеются и почти неспособны воспринимать юмор. Видимо, в определенном возрасте нужен этот защищенный, в меру безответственный игровой период несерьезного моделирования жизни, где ошибки не имеют фатальных последствий, где эксперименты и ролевые игры - просто развлечение. Наверное нужен, чтобы мозг решил для себя: "Мне это нужно" и выделил для роста определенных способностей необходимые ресурсы.
Не помню, кто был тот писатель, который описывал эпизод в своей биографии: "С началом войны я попал в детдом. Мне было 8 лет. И если бы не тот фундамент, который был заложен в моей благополучной, любящей семье за первые 7 лет моей жизни, мне бы никогда не пережить это время" (пересказ мой, приблизительный). Но мы формируемся, как минимум, лет до семнадцати, а, значит, в идеале этот период должен быть продолжен на это время.
Итак, совершенно условно, в нашей человеческой популяции выделяют тех, чью психологическую структуру принято считать нормальной, или типичной, просто в силу того, что представителей таких структур большинство, и великое в своем разнообразии множество не-типичных, или не-нормальных структур.
Среди нетипичных есть стабильные структуры и не-стабильные, такие как биполярное расстройство. Последние, безусловно, являются расстройствами и подлежат лечению.
Среди стабильно не-типичных есть те, которые способны выполнять какую-то работу и обеспечивать себя хотя бы на бытовом уровне, и те, кто не-способен этого делать в силу ограниченной моторики или низкого интеллекта. Последние - это инвалиды, для которых должны работать социальные программы поддержки.
Так же в этой группе могут находиться частично работоспособные, с нормальным интеллектом, то есть те, кто может выполнять работу в специальных или облегченных условиях, например, с укороченным рабочим днём, с поддерживающим трудоустройством и т.д., потому что в условиях открытой социальной конкуренции они будут вытеснены на периферию и обречены на вымирание.
Кому как, но для меня очевидно, что способные к работе, стабильно не-типичные психологические структуры не являются расстройствами, и лечить тут нечего, но нужно помогать им адаптироваться к современным условиям, а так же создавать специальные условия труда. Поэтому и сам термин РАС ("расстройство") неправомерен, потому как расстройство имеет свое начало и может иметь окончание, но аутизм - не имеет, это пожизненно.
Здесь и далее я не буду рассматривать никакие формы слабоумия, то есть людей, чье IQ, что бы оно не показывало, ниже пятидесяти. Я не специалист по слабоумию, да и разговаривать тут не о чем, все сказано в абзаце про инвалидов. Говорить я буду о тех, чьи интеллектуальные способности находятся в рамках нормы, но, тем не менее, эти люди могут иметь большие трудности в обучении, устройстве на работу, обретении друзей, семьи, нахождении в коллективе, да и просто самим с собой.
---------------------------------
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих (с) «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.
Свидетельство о публикации №224102601774