Царь Хаммурапи и его законы
Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры.
Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, талантливым и храбрым полководцем, мудрым и справедливым законодателем, расчётливым и умелым организатором.
За 42 года своего правления ему удалось создать обширную Вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии.
Вельможи и чиновники составляли аппарат управления вавилонским обществом.
Они следили за:
• сбором налогов,
• набором в армию,
• общественными работами,
• за населением в городах.
Страна была разделена на области, в каждую из них Хаммурапи назначал чиновника, управлявшего от его имени. Главным чиновникам царь лично посылал распоряжения и приказы.
Царь создал сильную, мощную, многочисленную, хорошо обученную и вооружённую армию. И после этого начал войну с соседями.
И в течение 20-ти лет подчинил себе соседние города-государства.
В результате сложилась единая сильная держава — Вавилония.
Её назвали по главному городу государства — Вавилону (в переводе «Врата бога»).
Как и египетский фараон, Хаммурапи обладал неограниченной личной властью. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать имущество у любого подданного или казнить его. Его подданными считались все жители страны. Даже жрецы во всём подчинялись воле правителя, так как полагалось, что сами боги свыше даровали ему страну и власть.
Но Хаммурапи был мудрым правителем.
Он многое сделал для развития страны.
По его приказу были:
• По всему царству в порядок были приведены оросительные каналы.
• Было расчищено русло Евфрата, что предотвратило наводнения и привело к увеличению урожайности на полях.
• Были построены новые прочные дороги, по которым торговцы из разных стран привозили диковинные товары.
Около столицы вырыли главный канал, который назвали в честь царя «Хаммурапи - богатство людей».
Из главного канала вода попадала в каналы поменьше, откуда растекалась по канавкам, орошающим поля.
Если засорялся один канал, то вода не попадала в более мелкие каналы.
Царь строго следил за тем, чтобы все каналы очищали от ила и песка.
Узнав о том, что где-либо канал загрязнён, царь сразу же писал письмо наместнику области: «Прикажи созвать крестьян, пусть они немедленно очистят канал, углубят его дно и укрепят берега»
Хаммурапи облегчил жизнь простых людей:
• упорядочил повинности,
• отменил старые долги.
***
Но самое главное, он, для того, чтобы обеспечить порядок в стране, издал справедливые законы.
Законы Хаммурапи были приняты около 3750 лет назад. Только известно о них стало не так уж и давно. Немногим больше 100 лет назад, французские археологи проводили раскопки на месте древнего города Сузы. Там они нашли большой столб из твёрдого чёрного камня.
Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из чёрного базальта.
В верхней части камня вырезаны две рельефные фигуры.
Одна изображает царя Хаммурапи.
Вторая – бога солнца Шамаша, восседающего на троне.
Шамаш - покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо – символ власти над людьми.
Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописью.
Это и есть знаменитые законы Хаммурапи.
На каменном столбе записано 282 закона.
Столб с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы, старейшины, наместники).
Жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. Ведь на чёрном камне было написано, что Хаммурапи получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров.
В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод и потоп, и заразные болезни. Ведь царские законы — это воля богов.
Но иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к богам напрямую. Происходило это так. Подозреваемого вели к реке и бросали его в воду. Если он тонул, значит, таково было решение Бога реки, и человека признавали виновным. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый чист перед богами и невиновен.
В Вавилонском царстве преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве.
Так работал принцип «око за око, зуб за зуб».
Выражение «око за око, зуб за зуб» означает то, что виновный должен понести такое же наказание, как и ущерб, который он причинил другому человеку.
Т.е. если один вавилонянин выбил зуб другому, то в отместку ему самому нужно было выбить зуб.
• Законы Хаммурапи гласят:
«Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб».
«Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз».
Не причиняй другому такой беды, которую сам не хочешь испытать.
Вот главная идея этих законов.
Современному человеку законы Хаммурапи покажутся чересчур жестокими.
Так, например:
«Если врач провёл операцию, а больной умер, врачу следовало отрубить кисть руки.
Если архитектор построил дом, а тот рухнул и задавил прохожего, архитектора ждала казнь.
Если человек украдет имущество храма или царя, его должно убить.
Если человек украдет раба или рабыню, его должно убить».
К примеру.
Пастухи, пасущие царский скот, украли из стада несколько овец. Если об этом поступке станет известно, пастухов казнят.
А вот другой случай. Некий вавилонянин переманил к себе чужого раба, обещая улучшить его жизнь. По закону кража раба также карается смертью.
Почему же за разные поступки следовало одинаковое наказание?
Потому что рабы считались частью имущества рабовладельцев, а кража имущества рассматривалась как тягчайшее преступление.
«Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.
Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола».
Представим, что чей-то бык забрёл на чужое поле и стал топтать ячмень. В досаде владелец поля избил быка с такой жестокостью, что тот издох. По закону этот человек обязан возместить стоимость быка его хозяину, что совершенно справедливо.
Но вот кто-то, допустим в драке, убил чужого раба. За это убийство по закону Хаммурапи полагается такое же наказание - уплата стоимости раба его владельцу. Раб - такая же собственность рабовладельца, как скот, как любая другая вещь, ему принадлежащая.
Какой из законов Хаммурапи можно считать самым суровым?
Самым суровым из законом Хаммурапи является то, что за кражу осла, овцы или раба положена смертная казнь.
С точки зрения современного человека, такое наказание является несправедливым, поскольку никакое имущество не стоит человеческой жизни.
Почему законы были необходимы?
Законы Хаммурапи были необходимы для того, чтобы не было хаоса при назначение наказаний. Т.е. чтобы за одно и то же преступление всех наказывали одинаково. И это справедливо.
Но в Вавилонии перед законом были равны не все жители.
Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду только свободные люди.
Рабы к ним не относились.
Рабы в Вавилонии за людей не считались: их считали лишь вещью, имуществом хозяина. Их можно было продавать или менять, как домашних животных или иную собственность.
Поэтому для них были особые законы.
Например, если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.
В Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось, что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его хозяину или отдавал своего невольника.
За кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково, потому что по законам того времени раб был такой же собственностью хозяина, как материальные вещи или животные.
Хотя свободные вавилоняне и подчинялись одним законам, это не делало их равными во всем.
Среди них были как очень богатые, так и очень бедные люди.
Одни владели обширными полями и садами с финиковыми пальмами. Снаряжали караваны и торговые корабли в другие страны.
У других не было ничего кроме клочка земли, хижины и семьи, которую нужно было чем-то кормить.
«Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф.
Если человек ударит по щеке высшего (т. е. вельможу, жреца), должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи».
Часто случалось так, что бедняку не хватало урожая. Ведь выращенное зерно шло не только на пропитание. Бедняк платил налоги царю. А еще нужно было оставить семена на следующий год. Приходилось просить у богача зерно в долг. Но богачи не давали ничего просто так. Если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть. Богачи наживались на том. Они давали имущество «в рост».
Таких людей называют ростовщика;ми.
Ростовщик – человек, который давал другому человеку в долг зерно или другое имущество, с условием вернуть долг в большем количестве.
Иногда бедняку было нечем отдать долг. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или жену… Они будут работать у меня в доме как рабы».
Раб-должник – человек, который становился рабом из-за того, что не мог вовремя вернуть долг.
«Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу».
Богачи хотели бы навсегда поработить своих должников.
Но по законам Хаммурапи: «Должник обязан работать на хозяина лишь три года, а потом его следует отпустить».
Согласно законам Хаммурапи, вавилонянин, отрабатывающий долг, был рабом не более 3-х лет. А рабство чужеземца было бессрочным.
На первый взгляд этот закон выглядит очень странно.
Почему царь Хаммурапи ограничил срок долгового рабства тремя годами?
Почему закон защищает не рабовладельца, а раба-должника?
Потому что царь не был заинтересован в том, чтобы крестьяне и ремесленники становились рабами.
Законы Хаммурапи устанавливают различие между рабами-чужеземцами и рабами-должниками.
Раб, пленник или купленный на невольничьем рынке, считался вещью, принадлежащей хозяину.
Иное отношение было к рабу-должнику: за его убийство полагалось суровое наказание; более трех лет запрещалось держать его в рабстве.
Дело в том, что превращение крестьян и ремесленников в рабов сокращало количество людей, плативших налог в царскую казну, служивших в царском войске, сгоняемых на строительство каналов и плотин.
Если должник отдавал ростовщику сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права – иначе у него самого в наказание убивали сына.
Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.
Но когда семья бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача.
Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и рабы, богатые и бедные.
Царь - глава государства - защищал существовавший порядок жизни, закреплял с помощью закона неравенство между людьми, охранял частную собственность (в том числе и собственность господина на своего раба).
Хаммурапи в известной степени защищал интересы широких слоёв свободного населения: он ограничил долговое рабство.
Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя.
Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.
Свидетельство о публикации №224102600181