Елена Богатырёва. Нет тоски Майлз...
В связи с третьей строкой, конечно же, вспоминается из Ивана Бунина: "Что ж! Камин затоплю, буду пить… / Хорошо бы собаку купить" ("Одиночество", 1906). Тут проявляется смысловая интеграция философий и экзистенций мужского и женского одиночества, их окликаний и перекликаний. И контрастов, конечно: тезис (анапест классика), антитезис (акцентный стих в 1-й строке именно на анапесте "у меня…", как своеобразная "затравка", та самая выравнивающая сила, см. выше; поясню по ходу: Айлин Майлз - современная американская поэтесса), наконец, - интеграция - синтез - как внешний (оммаж / интертекст / философия вечности тем в разных воплощениях), так и внутренний, интуитивно воплощённый в форме Интегрального стиха.
Действительно, многое в технике поэтической формы достигается интуицией, и, цитируя автора, "не нужно думать над словом / чтобы…" получить этот рифменный символизм и даже сюжет: ВЕзДЕ'шносТИ / нЕнаВИ'ДЕТь / цВЕТы' / прИВЕ'Т / оТВЕ'ТИТь. Как филолог и составитель антологии, я стремлюсь непосредственно работать с авторами, и автор мне призналась, что действительно (как я и предполагал) эта цепочка слов получилась интуитивно, что цели поиска рифм не было.
Итак, пять строк из общих 10-ти так или иначе рифмуются. Е - И - В - Д - Т, четыре звукобуквы из этих пяти присутствуют во всех словах этого рифменного комплекса, а звукобуква Д [д'] только в двух первых словах, относящихся к первой половине стихотворения, к первой условной строфе, где лирическая героиня находится в смятении. Далее по сюжету приходят спасительные цВЕТы - именно в своей интеграции внешней и внутренней формы слова!.. И кстати, не только исчезает [д'], но и [т'] превращается в [т] (и/ы), этот звук в этой серии рифм с появлением "цветов" (цВЕТы в итоге как отВЕТ) трижды подряд наблюдается как твердый, но затем в конце финального слова "отвеТиТь" дважды смягчается… Но не буду утомлять такими тонкими нюансами формы, хотя здесь наблюдаются и другие подобные тенденции, которые характеризуют сплав содержания и формы И-стиха, точнее, особую интеграцию содержания в форму, преобразование содержания в связи с бытием формы И-стиха…
(...)
Бывает так, что редакция текста (в т.ч. авторская) влияет на констатацию Интегрального стиха. Так, стихотворение "кто-то занимается самопиаром…" в последующей редакции получило название "Ласточка".
ЛАСТОЧКА
кто-то занимается самопиаром ______ Акц3
кто-то забыл, что делал великое ___ Дол4
пестрит новостная лента ___________ Дол3
в мире героев и джокеров __________ Дак3
легко забыть о завтраке ___________ Ям4
что бы тут ни стало _______________ Х3
кому бы не быть на земле __________ Амф3
слушаешь вместе с деревом _________ Дол3
летит с переменой ласточка ________ Дол3
новой заботой времени _____________ Дол3
оповещает твой дом ________________ Дак3
"Дети Ра" № 06 (187), 2020.
В этой редакции легко заметно явное преобладание 3-иктного (3-стопного) стиха, т.е. нет метрического баланса / интеграции, что требует И-стих, а в предыдущей редакции (без названия), которая входит собственно в подборку автора в Антологии, такого явного преобладания одного из компонентов нет, и мы констатируем И-стих. Кроме того, яркости форме И-стиха в контексте рифмики добавили в основной редакции более явные рифмы - обеда / хотелось, тополя / листочками.
(...)
Может быть, я ошибаюсь, но на семантическом (неформальном) уровне И-стихи Елены Богатырёвой, пожалуй, наиболее "темны" из всех подборок Антологии И-стиха, более того, в этих сложно-ассоциативных смыслах происходит любопытная интеграция лирической, философской и иронической составляющих - переплетенье размышлений о судьбах поэтов, их слов и в целом слов человеков в современном социуме…
Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
25.02.2024.
P.S. Тенденции и особенности И-стиха, аналогичные рассмотренным, наблюдаются также в других стихотворениях автора, приведённых ниже в подборке.
=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=
Елена БОГАТЫРЁВА
***
у меня нет тоски Майлз
по твоей вездешности
заведу собаку
она не будет меня
ненавидеть
вот и цветы
распустятся утром
тихо пошлют свой привет
не нужно думать над словом
чтобы ответить
09.09.2020
***
кто-то занимается самопиаром
кто-то забывает, что сделал великое
ну, а мне в мире героев и джокеров
ничего не остаётся, как подумать о завтраке
ничего, что время обеда
сегодня утром встречала рассвет
спать не хотелось
ждали вместе с деревом ласточку
когда проснулась, дерево оказалось тополем
покрылось листочками
тоже обещает быть
2020
СЛОВА о СЛОВАХ (мини-цикл)
***
мой текст состоит из слов
эка невидаль!
что бы это ещё значило?
***
требуется перевод слов и предложений
какой бы предложить
каждому тут свой предел положен
простите, но я не каждый
***
требую к себе внимания
хорошо, только для вас
как вам такое,
мир не случается дважды
это вы как поэт должны мне ответить
а не загадки загадывать
требуется ваша позиция
извольте-с, слова можно и повторить
мир мир мир
***
свершилось
наконец-то я поэт
не из слов
и предложений
целая страна ты
2020
БОГАТЫРЁВА Елена Дмитриевна
Философ, поэт, арт-критик, редактор альманаха "Чёрные дыры букв". Живёт и работает в Самаре.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
© Богатырёва Е.Д., стихи, 2020.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2024.
Свидетельство о публикации №224102601810