Елена Богатырёва. Нет тоски Майлз...

Главное свойство формы стихотворения Елены Богатырёвой "у меня нет тоски Майлз…" и одновременно главный вывод: как только смягчается системность в форме, так сразу в музыке стиха (если она есть, а здесь есть, конечно) явная рифма, как правило, переходит в И-рифму, в рифму медианную, скрытую, действующую мягко, выравнивающую силу воздействия регулярного метра, который снизил силу своего "бывшего" силлабо-тонического воздействия до уровня равноправной интеграции с другими компонентами стиха - длиной строки, строфикой (или скрытой строфикой, как здесь), той же рифмикой, метрофоникой… Именно таким образом очень часто стихотворение становится Интегральным, сбалансированным по своим компонентам. Именно тогда проявляется та самая "система сдержек и противовесов", если заимствовать речевые формулы из других областей или теорий.

В связи с третьей строкой, конечно же, вспоминается из Ивана Бунина: "Что ж! Камин затоплю, буду пить… / Хорошо бы собаку купить" ("Одиночество", 1906). Тут проявляется смысловая интеграция философий и экзистенций мужского и женского одиночества, их окликаний и перекликаний. И контрастов, конечно: тезис (анапест классика), антитезис (акцентный стих в 1-й строке именно на анапесте "у меня…", как своеобразная "затравка", та самая выравнивающая сила, см. выше; поясню по ходу: Айлин Майлз - современная американская поэтесса), наконец, - интеграция - синтез - как внешний (оммаж / интертекст / философия вечности тем в разных воплощениях), так и внутренний, интуитивно воплощённый в форме Интегрального стиха.

Действительно, многое в технике поэтической формы достигается интуицией, и, цитируя автора, "не нужно думать над словом / чтобы…" получить этот рифменный символизм и даже сюжет: ВЕзДЕ'шносТИ / нЕнаВИ'ДЕТь / цВЕТы' / прИВЕ'Т / оТВЕ'ТИТь. Как филолог и составитель антологии, я стремлюсь непосредственно работать с авторами, и автор мне призналась, что действительно (как я и предполагал) эта цепочка слов получилась интуитивно, что цели поиска рифм не было.

Итак, пять строк из общих 10-ти так или иначе рифмуются. Е - И - В - Д - Т, четыре звукобуквы из этих пяти присутствуют во всех словах этого рифменного комплекса, а звукобуква Д [д'] только в двух первых словах, относящихся к первой половине стихотворения, к первой условной строфе, где лирическая героиня находится в смятении. Далее по сюжету приходят спасительные цВЕТы - именно в своей интеграции внешней и внутренней формы слова!.. И кстати, не только исчезает [д'], но и [т'] превращается в [т] (и/ы), этот звук в этой серии рифм с появлением "цветов" (цВЕТы в итоге как отВЕТ) трижды подряд наблюдается как твердый, но затем в конце финального слова "отвеТиТь" дважды смягчается… Но не буду утомлять такими тонкими нюансами формы, хотя здесь наблюдаются и другие подобные тенденции, которые характеризуют сплав содержания и формы И-стиха, точнее, особую интеграцию содержания в форму, преобразование содержания в связи с бытием формы И-стиха…

(...)

Бывает так, что редакция текста (в т.ч. авторская) влияет на констатацию Интегрального стиха. Так, стихотворение "кто-то занимается самопиаром…" в последующей редакции получило название "Ласточка".

ЛАСТОЧКА

кто-то занимается самопиаром ______ Акц3
кто-то забыл, что делал великое ___ Дол4
пестрит новостная лента ___________ Дол3
в мире героев и джокеров __________ Дак3
легко забыть о завтраке ___________ Ям4
что бы тут ни стало _______________ Х3
кому бы не быть на земле __________ Амф3
слушаешь вместе с деревом _________ Дол3
летит с переменой ласточка ________ Дол3
новой заботой времени _____________ Дол3
оповещает твой дом ________________ Дак3

"Дети Ра" № 06 (187), 2020.

В этой редакции легко заметно явное преобладание 3-иктного (3-стопного) стиха, т.е. нет метрического баланса / интеграции, что требует И-стих, а в предыдущей редакции (без названия), которая входит собственно в подборку автора в Антологии, такого явного преобладания одного из компонентов нет, и мы констатируем И-стих. Кроме того, яркости форме И-стиха в контексте рифмики добавили в основной редакции более явные рифмы - обеда / хотелось, тополя / листочками.

(...)

Может быть, я ошибаюсь, но на семантическом (неформальном) уровне И-стихи Елены Богатырёвой, пожалуй, наиболее "темны" из всех подборок Антологии И-стиха, более того, в этих сложно-ассоциативных смыслах происходит любопытная интеграция лирической, философской и иронической составляющих - переплетенье размышлений о судьбах поэтов, их слов и в целом слов человеков в современном социуме…

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
25.02.2024.

P.S. Тенденции и особенности И-стиха, аналогичные рассмотренным, наблюдаются также в других стихотворениях автора, приведённых ниже в подборке.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=


Елена БОГАТЫРЁВА


***

у меня нет тоски Майлз
по твоей вездешности
заведу собаку
она не будет меня
ненавидеть
вот и цветы
распустятся утром
тихо пошлют свой привет
не нужно думать над словом
чтобы ответить

09.09.2020



***

кто-то занимается самопиаром
кто-то забывает, что сделал великое
ну, а мне в мире героев и джокеров
ничего не остаётся, как подумать о завтраке
ничего, что время обеда
сегодня утром встречала рассвет
спать не хотелось
ждали вместе с деревом ласточку
когда проснулась, дерево оказалось тополем
покрылось листочками
тоже обещает быть

2020



СЛОВА о СЛОВАХ (мини-цикл)

***
мой текст состоит из слов
эка невидаль!
что бы это ещё значило?

***
требуется перевод слов и предложений
какой бы предложить
каждому тут свой предел положен
простите, но я не каждый

***
требую к себе внимания
хорошо, только для вас
как вам такое,
мир не случается дважды
это вы как поэт должны мне ответить
а не загадки загадывать
требуется ваша позиция
извольте-с, слова можно и повторить
мир мир мир

***
свершилось
наконец-то я поэт
не из слов
и предложений
целая страна ты

2020


БОГАТЫРЁВА Елена Дмитриевна
Философ, поэт, арт-критик, редактор альманаха "Чёрные дыры букв". Живёт и работает в Самаре.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Богатырёва Е.Д., стихи, 2020.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2024.


Рецензии