Галина Щербакова, надёжная, как танковая броня
Редактор Анатолий Иванович Поздеев был в отпуске. Его обязанности выполнял его заместитель – Пётр Михайлович Бугаев. «Мы, – сказал он, – про тебя с редактором всё обговорили, будешь работать в отделе промышленности». Дал мне сразу какое-то задание, ну и для знакомства провёл по кабинетам бывшего уже теперь здания редакции на улице Октябрьской, 11-а. Зашли и в секретариат, где и сидела Галина Александровна – ответственный секретарь редакции. Пётр Михайлович представил нас друг другу и удалился дочитывать очередную полосу завтрашнего номера газеты. Хозяйка кабинета окинула меня придирчивым взглядом и, показалось мне, с колкой ехидцей заметила:
– Вроде ничего. Посмотрим, как умеешь писать…
Я тогда ещё не умел читать по лицам – это приходит с годами. Однако, человека, которому интересен окружающий мир и небезразличны судьбы других, легко определить невооружённым взглядом. Отметил её смешливые глаза и неподдельный интерес к людям.
Вскоре я окончательно убедился, что ироничность – черта её характера, любит коллег «подковыривать», беззлобно, правда, но не без иронии. А ещё – въедлива и правдолюбива, во всякую свободную минуту любит порассуждать. Впрочем, не самые плохие качества для журналиста. В «Шахтёрке» я отработал без малого семь лет. И все эти годы, и ещё много лет Щербакова успешно справлялась с секретарскими обязанностями. Как говорится, пересидела четверых редакторов…
Родилась наша героиня 19 февраля 1942 года в городе Канск Красноярского края. Училась в школах разных городов страны, так как её отцу, офицеру, приходилось служить в различных гарнизонах СССР. Среднюю школу окончила в Канске. Потом у Галины Туровой (девичья фамилия Галины Александровны) позади остались студенческие годы на историко-филологическом факультете в Енисейском педагогическом институте (ныне Лесосибирский государственный педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск), в который поступила вполне сознательно.
– Вуз я окончила всего за три с половиной года. Получилось так, что студенткой вышла замуж, родила дочь, поэтому две сессии пришлось сдавать экстерном. А кроме того, у нас сократили пятый курс – в стране не хватало педагогов. И вот с дипломом учителя русского языка, литературы и истории я оказалась в Прокопьевске.
В 1963-м дипломированную выпускницу приняли в среднюю школу № 69, что на Ясной Поляне. Есть в Прокопьевске, сплошь состоящем из рабочих посёлков, и такой посёлок-микрорайон с красивым «толстовским» названием. Трёхэтажное кирпичное здание школы радовало глаз. Новое большое учебное заведение в городе только-только открыли, и оно считалось одним из лучших. Наша Галина Александровна с головой окунулась в учительство. И у неё, двадцатилетней, неплохо получалось. Есть тому живые свидетельства. Например, Щербакова до сих пор переписывается через соцсети со многими своими учениками. Одна из учениц, Эрна, уже 30 лет живёт в Германии, немка по национальности (что, впрочем, не было редкостью для жителей прокопьевской Ясной Поляны, и в 1990-е многие из них перебрались на историческую родину).
– Она однажды нашла меня в интернете и теперь часто шлёт мне прекрасные сообщения в Одноклассниках, – уточняет Галина Александровна. – Пишет очень грамотно. Говорит, что я была её любимой учительницей, хорошо преподавала русский, поэтому она до сих пор грамотная. А ведь я тогда совсем молодая была, неопытная. Просто девочка и сама старалась учиться хорошо, и сейчас отличается настоящей культурой, уважением к своей малой родине, всё время вспоминает школу и подруг…
И сегодня-то в школе № 69 немалый педагогический коллектив – 44 человека. А в 60-х годах прошлого столетия, когда Прокопьевск переживал первый послевоенный демографический бум, многие школьные классы были полным-полны, здесь работало ещё больше учителей. Руководил школой директор, талантливый педагог Виктор Андреевич Мелер.
– Коллектив был очень большой, и «русачей» полно. Но почему-то я понравилась опытному педагогу Кларе Фёдоровне Савицкой. Она, между прочим, была талантливейшим преподавателем литературы. И работала только в старших классах. А правила русского языка, шутливо жаловалась нам, «стала подзабывать». И перед выпускными экзаменами просила руководство школы, чтобы к проверке сочинений старшеклассников подключали только меня. Эдуард Савицкий, её муж, работал тогда заместителем редактора «Шахтёрской правды». И вот, не знаю уж почему, но Клара Фёдоровна решила, что моё место – в редакции газеты. Стала настойчиво рекомендовать мне перейти в «Шахтёрку», буквально за руку привела меня в редакцию. Хотя я не думала никогда там работать, сомневалась даже. Но школьное учительство меня как-то не особо прельщало. Решила: будь что будет, схожу в редакцию, посмотрю, как там, потом решу. Сходила… С тех пор и осталась в журналистике. Зато всю жизнь благодарна Кларе Фёдоровне за такой поворот в моей судьбе…
Не могу не отвлечься от главного героя моего очерка – слишком уж тесно переплелись в Прокопьевске люди и судьбы. Дело вот в чём. После работы в нашем городе семья Савицких уехала на заработки в шахтёрский посёлок на острове Шпицберген. А когда через несколько лет они вернулись в Прокопьевск, Клара Фёдоровна стала преподавать в прокопьевской средней школе № 3, где я учился. Она вела у нас в старших классах литературу и русский язык. Она, действительно, была великолепным словесником. Бывало, мы слушали её уроки с разинутыми ртами, настолько интересными и познавательными они были. Причём, материал она давала не по трафарету учебника, а намного шире, заставляла нас учить не только те стихи, что были рекомендованы программой, мы разыгрывали на её уроках сценки с чтением отрывков из произведений Александра Пушкина и Александра Грина. Она прививала нам любовь к слову, меня персонально заставляла писать сочинения на отдельные от всего класса темы. И в том, что я тоже пришёл в журналистику, есть большой вклад Клары Фёдоровны. Вот как тесен мир...
А Галина Щербакова в 1967 году перешла в «Шахтёрскую правду», став корректором. При этом начала писать первые заметки в «Шахтёрку»: «Задания давала мне Ангелина Петровна Васильева. После Клары Фёдоровны она была вторым человеком, благодаря которому я осталась в редакции».
Галине было 25 лет. Первое время она скучала по школе: «Поработав в корректуре, решила обратно вернуться в школу. Как ни странно, любила учительскую работу и детей. И ребята ко мне хорошо относились. Я их учила с пятого до восьмого класса. В восьмом ушла… Но Ангелина меня буквально уговорила остаться. Запомнила её фразу: «Вспомни, от чего ты ушла! Ты начала писать, вот и продолжай!»
После корректорской Галину отправили в многотиражную газету «Советский горняк» шахты «Коксовая». Это произошло в январе 1973-го. Наверное, это было одновременно и повышение, и репортёрская практика. Возглавляла издание редактор Елена Сергеевна Лившиц. Её многотиражка – единственная в городе – выходила два раза в неделю. Здесь Щербакова впервые почувствовала себя литсотрудником. Уже 4 апреля 1974-го её перевели корреспондентом в «Шахтёрку». Ещё через некоторое время она попала в штаб этой газеты – в секретариат. В то время здесь работала Екатерина Митрофановна Белокопытова. А потом Щербакова стала ответственным секретарём: «Когда меня пересадили в секретари, Лёва Удовиченко – работал тогда собкором областного ТВ – сказал: «Зачем тебе это надо?!» Якобы, у меня же лучше получается писать. Но я уже не могла подвести Екатерину Митрофановну…».
Профессиональный выбор – журналистика – был сделан Галиной Щербаковой уже навсегда. Редактор газеты Владимир Лаврентьевич Баринов собирал вокруг себя и обучал непростому газетному делу молодых, перспективных людей. Пятиразовая, ежедневная по рабочим дням, «Шахтёрская правда» была отличной школой мастерства для многих, ставших впоследствии маститыми, журналистов.
Здесь в своё время начинали корреспонденты «Комсомольской правды» Владимир Снегирёв и Юрий Совцов, главный редактор областного книжного издательства, писатель Зинаида Чигарёва, главные редакторы областной газеты «Кузбасс» Александр Трутнев, Виктор Кладчихин, Валерий Гужвенко, ответственный секретарь «Кузбасса» Юрий Дьяконов, фотокорреспондент «Кузбасса» Виктор Грызыхин, модный московский фотохудожник Дмитрий Коробейников, репортёры Валентин Щербинин, Дина Калитина, Наталья Дворецкая-Евтушенко, Валентин Шестаков, Алексей Равилов и многие другие. Впоследствии они стали известными и маститыми, а пока все – молодые, энергичные – так или иначе были «птенцами» бариновского «гнезда».
По общему мнению, Владимир Лаврентьевич был прирождённым руководителем газеты. Антонина Васильевны Фоменко, которая пришла в «Шахтёрку» уже в возрасте, так рассказывала о своём наставнике: «Помню первую встречу с Владимиром Лаврентьевичем. Он посмотрел на меня внимательно и говорит: «Если ты пошёл в газетчики, навсегда позабудь о покое. Ты теперь за всё в ответе, за хорошее и за плохое». Это было его наставление всем, кто приходил к нему работать».
В общем, наша Галина попала в надёжные руки:
– В «Шахтёрке» судьба свела с уникальными людьми, отличными учителями моей второй профессии, – отмечала она в интервью, опубликованном под заголовком «По зову сердца… и профессии», («Шахтёрская правда», февраль, 2022). – Одни передавали мне свой многолетний опыт, как современно, стильно и элегантно оформлять страницы газеты. Другие – как освоить азы журналистики: мыслить неординарно, расширять свой кругозор, добиваться хороших конечных результатов в работе. И всегда приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Наряду с редактором Владимиром Лаврентьевичем с благодарностью вспоминаю ушедших от нас в мир иной старших товарищей, работавших в «Шахтёрке», у кого училась новому делу, – Леонору Израилевну Бейлину, Екатерину Митрофановну Белокопытову, Анатолия Ивановича Поздеева, Ангелину Петровну Васильеву и многих других…
Автор этого очерка не устаёт повторять: кто работал в пятиразовой городской газете, знает, что значит настоящая потогонная система. Такая газета удивительно «прожорлива», требует от журналистов большой отдачи, означающей, что ежедневно надо сдавать в секретариат редакции не менее 200-300 строк различных материалов, заметок. Редактор же при этом требует от репортёров высокого качества статей и репортажей, глубины и основательного погружения в раскрываемую тему. Адаптироваться к такой системе, вписаться в жёсткий и напряжённый редакционный ритм получается далеко не у всех. У Щербаковой получилось.
Кто работал, знает: ответсек газеты – одна из самых сложных редакционных ступенек, в иных ситуациях бывает поважнее редакторской. Тут надо уметь собирать воедино материалы в текущий номер, иметь представление о том, как будут выглядеть «на выходе» газетные полосы.
Конечно, газету делает целый коллектив сотрудников во главе с главным редактором. Но «сложить», скомпоновать очередной номер вовсе не так легко, как может показаться со стороны. Пишущий сотрудник сдаёт в секретариат материал, который отражает линию своего отдела – партжизни, промышленности, культуры, писем. Прибавьте сюда фотокора, внештатных авторов, местных писателей и поэтов, желающих обязательно напечататься в городской газете. Редактору некогда разгребать эту текучку, он занят руководством, финансами, хозяйственными делами, просиживает на разных заседаниях, проводит летучки, планёрки. Кто-то однажды сказал, что редактор – законодательная власть в газете, а секретариат – исполнительная.
Поэтому многое стекается к ответственному секретарю. И надо в ежедневном режиме распределять, когда и что напечатать, чтобы газета вышла интересной, чтобы в очередном номере было всего в меру, чтобы было «что почитать». Да ещё надо поговорить почти с каждым из авторов того или иного материала, постараться не обидеть его резким выражением, недооценкой – ведь многие из сотрудников с ревностью относятся к правке и замечаниям в своих материалах. В действительности же, Щербакова иной раз резала правду-матку автору в глаза, а потом долго успокаивала его, нацеливая на новые репортёрские подвиги.
Словом, секретариат – это штаб редакции, а начальником этого штаба в «Шахтёрке» почти 25 лет была Галина Александровна. От неё мы часто узнавали все городские и редакционные новости, у неё в кабинете всегда толклось немало народа. Газета при ней часто «выбивалась» из десятков печатных СМИ Кемеровской области современным внешним видом, интересным содержанием. Надо отметить, что «Шахтёрка» ещё в 1970-х – первой в Кемеровской области и одной из первых городских газет в СССР – перешла на офсетную печать.
Каждый вечер новый выпуск газеты вовремя сдавался в типографию. Ответсекретарь умело компоновала все тексты во взаимосвязи с общим содержанием очередного номера, объединяла их с иллюстрациями, украшала разными рубриками, «отбивала» плашками, чтобы всё смотрелось привлекательно, читалось интересно, чтобы не было повторов в темах, жанрах…
Ещё она постоянно выкраивала время, чтобы улучшать оформление газетных полос, внедрять новые оформительские элементы, благо офсетная печать позволяла ставить самые немыслимые порой эксперименты.
А сколько ей приходилось гасить разных «подковёрных» редакционных интриг, без которых, думаю, не обходится жизнь ни одного творческого коллектива, – не счесть. Часто не удавалось нормально пообедать. Однако, если иной раз ситуация уж совсем была спорная, обращалась к руководству редакции, чтобы принять коллегиальное решение.
Для редактора мнение Галины Александровны всегда было важным. Впрочем, она умела и отступить, если чувствовала, что не права, понимая, что работа в команде означает, прежде всего, работу на результат, то есть, на читателя. Повторю, редакторы в «Шахтёрке» менялись, Щербакова оставалась. Но о каждом у неё есть своё собственное мнение, своё слово.
– Не могу назвать моего первого редактора добрячком, – это она о Баринове. – А вот добрым – да! Баринов был строг с журналистами, допускавшими фактические ошибки. Но он прекрасно понимал, с каким напряжением работают репортёры и корректоры газеты. Был у нас случай, когда корректор Люда Куксина всю ночь не спала, переживала: ей показалось, что в одном из материалов пропустила ошибку. А Владимир Лаврентьевич всегда появлялся в редакции первым, в семь утра. А тут, увидев, что его опередили, улыбнулся: «Ты что, пичужка, рано встала и сидишь, нахмурившись?» Он любил цитировать стихи. Та объяснила причину своего раннего прихода. «Ну, и нашла, что искала?» «Нет! Всё в порядке», – уже с лёгким сердцем ответила Людмила. Он по-отечески погладил её по голове и пошутил: «Спокойно! Газета без ошибки – что Людочка без улыбки!» Вот разве можно было после таких тёплых слов работать без удовольствия?!
Владимир Лаврентьевич очень заботился о сотрудниках. Все они имели благоустроенные квартиры. Я оказалась единственной, кто жил в семейном общежитии. Не могла же я, отработав в газете меньше года, претендовать на отдельное жилье… И вдруг как-то входит к нам в кабинет Владимир Лаврентьевич и по-особенному смотрит на меня.
– Ну, что, Галина, станцуешь? – а в глазах смешливые искорки.
– А разве есть повод?
– Есть, да ещё какой! – отвечает.
И протягивает мне какие-то бумаги. Пробежала глазами и чуть не подпрыгнула от радости: в них говорилось, что мне выделена двухкомнатная квартира площадью 66 квадратных метров! И таких примеров, когда редактор радовал сотрудников сюрпризами, можно привести немало. Владимир Лаврентьевич обладал почти уникальными способностями на равных вести деловые переговоры с руководителями обкома партии, горкома, предприятий… И всегда находил веские аргументы, отстаивая свою точку зрения.
С первых дней руководства «Шахтёрской правдой» он мечтал о собственном здании для редакции. Её сотрудники теснились в мрачных маленьких кабинетах городской типографии. Телефонный перезвон не давал возможности сосредоточиться. И вот солнечным летом 1967 года редакция переехала в новое здание. Каждый руководитель отделов – партийной жизни, промышленности, культуры, писем, социально-бытовых вопросов – и их подчинённые получили отдельные, светлые и уютные кабинеты.
В таком комфорте было бы просто стыдно выдавать полуфабрикат. Неудивительно, что многие прокопьевские журналисты становились известными и завоёвывали награды на профессиональных конкурсах, а тираж газеты год от года рос. Но комфортно почувствовали себя и полиграфисты. На первом этаже нового здания для них расположилась типография, где печатали «Шахтёрку». У коллег появились не только прекрасные рабочие места, но и уголки для отдыха: «Мы были первыми в области, кому благодаря редактору город подарил такое помещение. В сентябре 2015 года на бывшем теперь уже здании редакции «Шахтёрской правды» установили мемориальную доску в память о Владимире Лаврентьевиче Баринове…
В 1973 году решением обкома КПСС В. Л. Баринова перевели в Кемерово для организации и руководства издательством «Кузбасс». В «Шахтёрке» же на пост редактора заступил журналист Юрий Тотыш. Сын шорского писателя Софрона Тотыша.
– При нём появились новые рубрики на промышленные, культурные и другие многожанровые темы, – вспоминает Галина Александровна. – Юрий Софронович умел зажечь необычным огоньком любого журналиста. При нём, например, многие из наших вступили в члены Союза журналистов СССР. В те годы этого удостаивались только журналисты высокого класса. Он требовал, чтобы мы чаще встречались с директорами шахт, заводов, умели отстаивать истину, были принципиальны с интервьюируемыми при разработке любых сложных тем. Но он проработал в нашей газете совсем недолго. Это был очередной редактор, который, как говорится, пошёл на повышение в область».
А редактором стал Анатолий Иванович Поздеев.
«В «Шахтёрке» при нём редкий день обходился без дискуссий, – рассказывает Щербакова. – Для журналистской братии спорить – мёдом не корми. Особенно, если вопрос касается профессиональных интересов. Но в редакции все знали: Анатолия Ивановича трудно в чём-либо переубедить. Спорщик был ещё тот! И, что поразительно, чаще всего он оказывался прав. Видимо, благодаря своему аналитическому уму и многолетней работе собственным корреспондентом в областной газете «Кузбасс», всегда известной сильными кадрами. Он умел редактировать, наставлять, защищать своих подчинённых. Действительно, на каждом заседании бюро горкома он походил на наседку, которая крылом прикрывает своих птенцов от ястребов. Нам Анатолий Иванович всегда говорил: «Меньше эмоций, больше спокойствия, ведь жизнь коротка, а журналисты, согласно статистике, находятся на втором месте по смертности после поваров». А из самого эмоции так и шли.
Он, действительно, внёс новую струю в наш коллектив. И это не осталось незамеченным читателями. Если в 1974 году тираж газеты составлял 38 тысяч экземпляров, то уже к середине «восьмидесятых», на момент ухода Поздеева из газеты, «Шахтёрку» читали практически в каждой прокопьевской семье. В городе, уточню, тогда проживало около 300 тысяч человек.
Газета при нём всё чаще становилась лидером на всесоюзных конкурсах – за лучшие материалы на актуальные, проблемные темы. На газетных страницах появились новые рубрики: «О рабочей чести, долге и совести», «На темы морали», «Дай руку, товарищ подросток», «По письмам читателей» и другие, которые заставляли задуматься о таких категориях, как нравственность, ответственность за порученное дело – эти материалы активно обсуждали в рабочих коллективах, в общении между родными и близкими, соседями… В ответ на жизненные, важные для читателей статьи журналистов в редакцию потоком потекли письма. При нём постоянными стали встречи за «круглым столом» журналистов «Шахтёрской правды» и людей разных профессий.
При Поздееве стали популярными совместные семинары с коллективами газет Киселевска, Прокопьевского района. Мы встречались чаще всего на загородных дачах предприятий. С нами охотно делились здесь своими проблемами руководители обувной фабрики, домостроительного комбината, угольной компании «Прокопьевскуголь». Одним из методов «перетягивания» читателей на свою сторону стали выездные редакции. Росту тиража «Шахтёрской правды» помогала и общественная приёмная редакции. Для неё редактор выделил отдельный кабинет. Специалисты-ветераны по определённым дням вели здесь приём жителей. После этого в газете нередко появлялись интересные проблемные материалы, очерки, зарисовки. Деловые голоса, неожиданный смех постоянно звучали в просторных и светлых кабинетах редакции.
«У Анатолия Ивановича была, пожалуй, самая отличительная для настоящего руководителя черта характера: он мог признавать свои ошибки. Был такой момент в моей биографии, – признаётся Щербакова, – из-за одного спорного момента мы с ним не нашли общего языка. И я решила уйти из редакции в городскую газету Киселёвска. Написала заявление об уходе. Но через три дня он пригласил меня в «Шахтёрку», в редакторский кабинет, извинился, признав свою неправоту, и попросил вернуться обратно. Я ему говорю: «Как-то неудобно перед коллективом. Что мы скажем?» Улыбаясь, он произнёс: «Представлю вас так: знакомьтесь! Новый ответственный секретарь». Так его юмором был исчерпан, можно сказать, курьёзный для меня инцидент. А в моей трудовой книжке на строке об уходе из «Шахтёрской правды» появились слова: «Запись недействительна».
При всей принципиальности Поздеев был весьма скромным. Вот характерный пример. Газета отмечала 50-летний юбилей. На весь коллектив выделили всего один правительственный знак – «Отличник социалистического соревнования» Министерства угольной промышленности СССР. Анатолий Иванович со спокойной совестью и вполне заслуженно мог не обойти себя. Он же вручил эту награду мне – ответственному секретарю».
А вот мнение Натальи Фоминой, выпускницы журфака УрГУ 1978 года, которая прошла в «Шахтёрке» все ступеньки – от корреспондента до главного редактора газеты в 2001-2004 годах:
– Наш ответственный секретарь Галина Александровна Щербакова всегда с сочувствием относилась к молодым и при возможности в гонорарной разметке оценивала их материалы по максимуму. При этом помню её строгость и дотошность в сборе новостных материалов на первую полосу. Припоминаю, как я, выпускница «универа», и сверстники-коллеги старались перед сдачей номера не попадаться на глаза Галине Александровне, требовавшей заметку срочно в номер. И не какую-нибудь там «информашку», а новость, о которой назавтра заговорил бы весь город!
И всё же, в 1981-м Поздеев и Щербакова рассорились, да так, что Галина Александровна написала заявление и уволилась. С его бесконечным курением она могла смириться. А вот другая слабость Анатолия Ивановича, которая, к сожалению, тоже распространена среди мужской части журналистов, уж больно её достала: «Надоело!», – заявила она.
Устроилась редактором многотиражной газеты на шахту «Красный углекоп». Поскольку плохо работать не умела, начала вкладывать в многотиражку всю душу, что не могло остаться незамеченным среди коллег и специалистов. Не раз бывала в подземных забоях предприятия. До сих пор гордится, вспоминая, что её издание хвалили на областных семинарах…
Весной 1985 года Анатолий Поздеев вынужден был уйти из «Шахтёрки». По решению обкома КПСС сменил его на этом посту я – Сергей Черемнов. Признаюсь, долго не мог согласиться с этим назначением, потому что всегда считал и считаю Анатолия Ивановича одним из главных своих учителей в журналистике. Я принял от него боевой, работоспособный коллектив, сложившиеся в редакции формы и методы работы. Надо было только поддерживать и продолжать то, что было заложено Поздеевым. Постоянно думать о сотрудниках и о читателях. Ну, и на месте не топтаться, поспевая за жизнью. Заместителем редактора я назначил Валерия Гужвенко. Вместе с Гужвенко в ноябре 1985-го мы снова заманили Щербакову в «Шахтёрку», зная её профессионализм и творческую жилку, восстановили в прежних правах и усадили в прежний, привычный для неё, кабинет.
В редакции тех дней работало 28 человек, включая творческих и технических сотрудников. Ответсекретарём газеты вновь стала всё та же Галина Александровна Щербакова – надёжная, как танковая броня.
Напомню, 1985 год стал годом «перестройки и гласности», объявленными руководителем нашей страны М. С. Горбачёвым. Тогда в стране начиналось любопытное время. Нам хотелось острых публикаций, свежего взгляда на журналистику и на газетное дело.
Мы ориентировали наших репортёров писать правдиво, критично, открыто. Газета стала основательно критиковать парткомы, директоров шахт, заводов, вести серьёзные журналистские расследования. При этом тираж «Шахтёрки» неумолимо рос, перевалив за 70 тысяч экземпляров.
Но вместе с ответственным секретарём мы понимали, что нельзя стоять на месте и в том, как выглядит газета внешне. Много совещались на эту тему с Гужвенко и Щербаковой и, наконец, решили попросить помощи у бывшего сотрудника «Шахтёрки» – ответственного секретаря газеты «Кузбасс» Юрия Дьяконова. Чтобы помог нам «осовременить» внешний вид газеты.
На календаре был 1986 год. Юрий Васильевич согласился приехать на несколько дней в Прокопьевск, чтобы внедрить у нас модульную вёрстку. Он всё нам рассчитал, помог создать шаблоны новых макетов газетных полос (модульные сетки), провёл несколько занятий с ответственным секретарём, от которой, главным образом, зависело новое лицо газеты, с метранпажами печатного цеха.
Не углубляясь в теорию расчётов идеальных пропорций «золотого сечения» между колонками, строками, фотографиями и прочим, подчеркну, что в результате мы первыми в области перешли на современную модульную вёрстку. Галина Александровна больше всех радовалась, что у газеты абсолютно новый дизайн, и она стала более стильной, элегантной, светлой. В качестве эксперимента издали даже номер, где снимок передовых горняков занимал всю первую полосу...
Добавлю ещё, что в 1986 году Г. А. Щербакову приняли в Союз журналистов СССР.
– Писать раздельно об учениках Анатолия Поздеева и его последующих преемниках – Сергее Черемнове и Валерии Гужвенко – не могу, – считает она. – Сначала первый стал редактором, а второй его заместителем. Получился деловой, умственно-классный тандем. Этот период в «ШП» без преувеличения можно назвать временем расцвета газеты, принёсшим ей общесоюзную известность. Молодые руководители «Шахтёрской правды» довели её до совершенства по содержанию и оформлению. Коллеги из других редакций завидовали. В этом «Шахтёрка» опять же оказалась впереди планеты всей.
– А следом – уже при редакторе Валерии Гужвенко – мы, можно сказать, совершили переворот в оформлении первой полосы… – добавляет Щербакова.
Да, редактором «Шахтёрки» Валерий Михайлович стал в мае 1987-го, когда автора этих строк перевели на работу в столицу области – на должность заведующего сектором печати теле- и радиовещания Кемеровского обкома партии. На счету ответсекретаря прокопьевской городской газеты появился пятый её редактор «Шахтёрской правды»…
«Идеи из головушки нашего нового шефа выскакивали, как из рога изобилия, – говорит Галина Александровна. – Наверное, не ошибусь, если скажу, что мы первыми в области начали выпускать рекламный вкладыш. В то время это была настоящая сенсация. Он стал связующим звеном между начинающими предпринимателями и газетой. Назвали его «Посредник». А чтобы в мозгах не было застоя, мы с благословения редактора стали намного чаще ездить на учёбу в Кемерово и Москву – в институты повышения журналистского мастерства. Газета становилась всё более уважаемой читателями, настоящим другом для их большинства.
Появилась при газете и молодёжная редакция, в которой жизнь так и бурлила. Валерий Михайлович дал старшим школьникам возможность самим делать свою особую полосу. На страницах «Шахтёрской правды» были опубликованы первые опусы прокопьевских старшеклассников 90-х годов, которые выбрали журналистику своей профессией, – Анны Калашниковой, Виталия Базырина, Марины Чалапко, Юлии Черновой, Марины Мамонтовой, Елены Чащиной, Анны Сорокиной, Анастасии Баженовой, Людмилы Фоминой.
– Но всё же пик профессионального взлёта редакционного коллектива пришёлся на самое лихое для страны время – шахтёрские забастовки 1989 года и последующие за этим события, – уточняет Щербакова. – Журналисты города – с подачи Гужвенко – поддержали своих дедов, отцов, родственников, отстаивавших права на лучшую жизнь. Иначе и быть не могло. Ведь почти каждую нашу семью можно назвать горняцкой. Мы дневали и ночевали вместе с забастовщиками на площади. Все репортажи о них в газете стали выходить со словом «вчера». А рано утром редактор и сотрудники раздавали забастовщикам свежие номера «Шахтёрки».
При редакторе Гужвенко мы, можно сказать, довершили переворот в оформлении первой полосы. Вот как это было. В последний день забастовки фотокорреспондент Николай Бабарицкий сделал прекрасный снимок. Он запечатлел момент, когда шахтёры покидают площадь, которая была для них местом круглосуточных жарких споров, дебатов и выступлений с трибуны. А подпись к снимку, щемящую душу, сделал сам редактор: «Шахтёры уходят. Победа или поражение? Спасибо вам, родные, за стойкость, мужество, выдержку!» И тут же у него возникла сногсшибательная мысль. Возбуждённый, с горящим взглядом, знакомым мне, когда его осеняла какая-нибудь безумная, но оригинальная идея, он врывается ко мне в кабинет и буквально с порога восклицает: «Галина Александровна, давай рискнём и поставим этот исторический снимок на всю первую полосу!» И мы рискнули. И прославились среди коллег региональных и столичных газет. Этот кадр потом назовут «Снимок-легенда». А имя Николая Бабарицкого станет известным профессионалам многих стран… На семинарах в Москве, Кемерове нашу газету ставили в пример как лучшую по оформлению. Её называли своеобразной школой нового направления модульного дизайна.
Тогда же наша даровитая Лариса Фролова выдавала такие мощные материалы с разных уголков страны, куда её отправлял в командировки Валерий Михайлович, что ими зачитывался весь город. При Гужвенко значительно «подросли» журналисты газеты Нина Засадная, Ирина Смирнова, Николай Бабарицкий, Михаил Ткачёв, Игорь Семёнов… На другую работу – на высшие должности – перешли корректоры Людмила Куксина, Гульсира Игнатова.
При Валерии Гужвенко произошло и другое, не менее важное, событие. У газеты появилась своя самая современная печатная машина. Такой не было ни в одной редакции области. Мы долго обивали пороги кабинетов многих вышестоящих инстанций в Москве. И вот она, выстраданная нами, наконец, украсила огромный зал на первом этаже! Для читателя это тоже много значило – он стал получать «Шахтёрку» в ещё более современном полиграфическом исполнении».
Но в жизни любого, даже самого удачливого, человека не бывает ничего вечного, случаются крутые повороты. Вот и у Галины Александровны вышло так, что после двух с половиной десятилетий в «Шахтёрской правде» пришлось сменить работу. Однако не хотелось завершать этот раздел моего очерка на грустной ноте. И я попросил Галину Александровну вспомнить что-нибудь повеселей из жизни журналистского коллектива «Шахтёрки». Ну не могли же в то время коллеги обходиться без весёлой шутки или шального розыгрыша. По себе знаю…
– Да, – сразу же среагировала Щербакова, – мне всегда везло на интересных людей. И весёлых! А таких у нас больше всего было в «Шахтёрке». Молодых, задорных, юморных! Прикольные таланты особенно проявлялись в стенгазетах. Выпускали мы их почти к каждому празднику. Особенно веселились по утрам над выпусками, посвящёнными 8 марта и 23 февраля. Каждый сотрудник получал в стенной печати «по заслугам». Сколько выдумки в них проявлялось! Народ-то у нас работал по-настоящему талантливый. Не случайно большинство журналистов из прокопьевской газеты впоследствии стали писателями, поэтами, именитыми фотохудожниками…
Но иногда, правда, приколы доставляли немало хлопот. Особенно первоапрельские. Вот пример. В редакцию постоянно приходили интересные фото из московского Агентства печати «Новости». А в 90-е годы в стране был ажиотаж на чертовски красивые итальянские дольчики (женские колготки). Но из-за высокой цены купить их мог не каждый. Перед 1 апреля я выбрала снимки с такими дольчиками и огромными тракторами. И предложила нашему «главному юмористу» Дине Калитиной придумать к ним какие-нибудь прикольные подписи. Она придумала! И именно за эти дольчики попала на скамью подсудимых. Да! Хотя, полоса в газете называлась «1 апреля – День смеха!». Но, к сожалению, некоторые плохо это восприняли.
Дина решила подшутить над Прокопьевским заводом резиново-технических изделий и под снимком сделала подпись: «Наш завод РТИ начал выпускать нарядные дольчики по доступным ценам». Прокопьевские дамы не почувствовали первоапрельского юмора и буквально «осадили» звонками предприятие. Уж очень им хотелось пофорсить в дольчиках местного, так сказать, «разлива». Обидевшись на сотрудника «Шахтёрки» за то, что заводу доставили столько хлопот, руководители начали с ним судиться. В конце концов, дело закончилось миром.
А вот со второй подписью всё обошлось благополучно. Дина под снимком сообщила, что Прокопьевский шарикоподшипниковый завод № 14 начал выпускать тракторы. Звонков на предприятие тоже поступило немало. Уж такой у нас доверчивый народ – с юмором не всегда дружит. Зато директор ГПЗ-14 шутку на 1 апреля понял и подавать в суд на корреспондента не стал.
– А вот ещё одна из шуток чуть не закончилась для нашего сотрудника больничной койкой, – вздыхает Щербакова. – «Шахтёрская правда» была богата редакционной почтой. Люди делились с газетой не только своими проблемами. Рассказывали и о хорошем, что происходило в их жизни. Пришло как-то письмо с фотографиями кошки и собаки. Читатель с теплотой рассказывал о дружбе его домашних друзей. Письмо редактор расписал Азе Шабалиной. Но она не спешила давать его в газету. И Анатолий Иванович Поздеев почти на каждой летучке напоминал: «Аза Арсентьевна, когда вы наконец подготовите материал по письму?» И она его, наконец, сдала! Не раньше – не позже, а именно к 1 апреля.
Вот тогда мы и решили над ней подшутить. Попросили собкора Лёву Удовиченко позвонить ей от имени автора письма. Он грустным голосом сообщил Азе, что публиковать письмо уже не надо. Кошка заболела, и её не стало. Аза в панике бежит к редактору и просит снять материал. Тот отвечает, что сделать этого не может: полоса подписана в печать. Шабалина – в слёзы! Ей действительно стало плохо. Нам пришлось отпаивать её корвалолом. Что могу сказать? В хорошей журналистской среде всегда были, есть и будут неунывающие весельчаки. А юмор, как принято считать, – главный спаситель человечества.
Короче говоря, четырёх редакторов она «пересидела», а из-за пятого… снова попрощалась с «Шахтёркой». Впрочем, не стану фантазировать, перелагая факты с чьих-то слов. Пусть сама расскажет:
– После почти 25-летней работы в «Шахтёрской правде» я и ещё семь моих коллег из-за принципиальных коммерческих расхождений с редактором Валерием Гужвенко покинули родную для нас газету, – вот всё, что она сказала о возникшем в начале 90-х годов конфликте, и продолжила. – Но, как говорят в народе, не было бы счастья, да несчастье помогло. Никто из нас не остался без работы. А меня, Дину Калитину и Ирину Смирнову «приютило» созданное в Прокопьевске городское телевидение «27 канал Плюс». Его возглавил бывший горняк Владимир Капустин. Владимир Михайлович был настоящим демократом. Поддерживал все идеи, которые исходили от журналистов. Вначале я попала в отдел теленовостей, тех самых, про которые говорят: «Смотрите нас на экране вечером в девятнадцать!»
Но о жизни города мы рассказывали не только в новостях. Появились у нас и интересные телесюжеты, передачи. А самые первые фильмы на телевидении я создавала вместе с оператором Анатолием Кравченко. Один назывался «Сороковая пахота». Героем его был фронтовик Леонид Васильевич Васильев. При нём после войны отстающее предприятие стало миллионером и было построено село Первомайское. Почти в течение часа на экране нашего ТВ демонстрировался фильм «Шахтёры» – о горняках шахты № 5-6, их работе, семьях, увлечениях. Не обошлось в фильме и без разговора о том, что дала забастовка шахтёрам. Во время его создания оператор Кравченко не раз побывал в забоях, в передовых бригадах. Этому фильму лестную оценку давали даже руководители других угольных предприятий.
Как-то незаметно для себя, нехотя даже, я втянулась в тележурналистику и почувствовала, что работать на ТВ намного интереснее. «Телевизор», как ни странно, будто в молодость вернул. Тем более, рядом сколько интересных ребят и девчат работали!
После распада страны телестудии в городах бывшего СССР стали появляться, как грибы после дождя. Повезло и Прокопьевску. Городская телерадиокомпания «27-й канал» образовалась 24 июня 1994 года и стремительно развивалась. В 2007 году руководству компании удалось добавить к местному телевидению и местное радио. ТРК завоёвывала в Прокопьевске популярность, охватывая всё большую аудиторию телезрителей и радиослушателей. Людям были интересны ежевечерние городские новости, многим нравилось видеть по телевизору себя или своих коллег, соседей. Журналисты ТРК брались за решение порой самых непростых людских проблем, поднимали вопросы ЖКХ, ремонта жилья и дорог, благоустройства дворов, улучшения обслуживания в торговле, социальной и медицинской сферах.
– Надо отдать должное руководству города, – отмечает Галина Александровна, – оно поддерживало городское телевидение. И если сначала наша техника оставляла желать лучшего, то спустя некоторое время у нас появилось новое оборудование. В помощь «Новостям» дали старенький автомобиль, а затем – новый УАЗ.
Сколько интересных коллег работало со мной рядом: журналисты Дина Калитина, Ирина Смирнова, Татьяна Тренина, Юлия Огневская, Татьяна Эмих, Елена Романцова, главный инженер Сергей Барсуков и его заместитель Игорь Харитонов, операторы видеосъёмки и монтажа Игорь Буров, Вячеслав Переверзев, Александр Мухарев, Анатолий Кравченко, инженеры трансляции Владимир Тишкивский, Андрей Будицкий, Александр Турий, Сергей Шилько, диктор Надежда Переверзева. Да всех и не перечислишь!
Каждый на телевидении работал с полной отдачей, несмотря на многие технические проблемы. Потому и последующие фильмы и передачи Ирины Смирновой, Татьяны Трениной, Дины Калитиной и других зрители воспринимали как что-то новое в информационном пространстве города. Каждую пятницу журналисты за «круглым столом» брали интервью у руководителей города, директоров предприятий и учреждений, говорили о том, как улучшить положение дел в Прокопьевске. Сегодня эта передача называется «Город и мы».
Большое внимание уделялось росту профессионального мастерства журналистов. Многие сотрудники ТВ побывали на учёбе в Нижнем Новгороде в Российском центре подготовки работников региональных телевизионных компаний «Практика». Возвращались оттуда с немалым багажом знаний. А начинающие журналисты Анна Калашникова, Елена Чащина, операторы Сергей Рябов, Сергей Калашник и другие стали получать заслуженные награды за профессионализм.
Кстати, именно в те годы администрация города наградила и меня благодарственным письмом за большой вклад в обеспечение реконструкции здания «ТВ Прокопьевск» и почётной грамотой – за инициативу и творчество в развитии телевидения «27 плюс». Среди самых первых в городе я стала лауреатом звания «Человек года-1998».
Когда в коллективе ТРК родилась идея выпускать ещё и свой печатный еженедельник «Диалог», директор Капустин задумку активно поддержал, с огромным желанием помогал наладить выпуск своей газеты. Хорошо понимал – надо стремиться к тому, чтобы о «27 канале» знали не только зрители, но и читатели, поскольку в то время по техническим причинам ещё не все жители города и Прокопьевского района имели возможность смотреть местное ТВ.
– Из отдела «Новостей» мне тоже пришлось уйти, – смеётся Щербакова, – но лишь потому, что меня назначили редактором «Диалога». Передо мной стояла задача: сделать телеспутник самым читабельным в городе. Для этого, в первую очередь, надо было создать сеть распространителей. И вот здесь технический редактор Людмила Куксина стала моим незаменимым помощником. «Диалог» постепенно стал пользоваться огромной популярностью. А к следующему моему переходу на новую должность газетный тираж возрос до девяти тысяч экземпляров. Меня же снова перебросили на проблемный участок: доверили рекламное дело. Моя новая должность теперь называлась «заместитель директора ТРК по рекламе».
В то время сотрудники рекламного отдела начали создавать собственную креативную видеопродукцию, зарабатывать деньги коллективу на зарплату, на развитие компании. По сути, многое пришлось создавать с нуля: «Ведь в те годы мы только-только «оторвались» от социализма, страна начинала строить рыночную экономику. Мы учились не воровать, а честно зарабатывать деньги. Пришлось обучаться тому, как выстраиваются коммерческие связи, вырабатываются правила оказания рекламных телеуслуг и многому другому. Дело пошло и, надо сказать, неплохо. Меня это очень радовало…».
Пришлось заняться самообразованием. Она прекрасно понимала, что рекламный отдел – это тоже творческая часть ТВ. Поэтому постоянно покупала специальную литературу по рекламе, много читала, смотрела каналы центрального телевидения. И убедилась: главный в содержании рекламной видеопродукции, как и в информации, – человек. Он должен присутствовать на экране и всем своим видом популяризировать бренды, товары, услуги, торговые предприятия…
Требовалось наладить тесное сотрудничество с талантливыми людьми, которые бы согласились почти бескорыстно сотрудничать с отделом. И, конечно, надо было искать бизнесменов и убеждать их, что реклама на ТВ весьма результативна.
Энергичной и креативной Галине Щербаковой оказалось по плечу решение и этой задачи. А опыта и знания многих людей: руководителей предприятий, учреждений и частных фирм, – было не занимать. Со многими потенциальными рекламодателями она выстроила деловые отношения, убеждая их, что вкладываться в рекламу товаров и услуг в своём городе – выгоднее, чем отдавать рекламные деньги в областные или всесибирские СМИ. Под её руководством заработала целая группа телевизионных рекламистов, мастерство которых вскоре оценили и специалисты.
Г. А. Щербаковой активно помогала создавать ТВ-рекламу Светлана Коротицкая, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, художественный руководитель образцового коллектива фольклорного ансамбля «Калинушка». Постоянным участником всех рекламных творческих замыслов была Анастасия Качаева, впоследствии завоевавшая титулы «Мисс Прокопьевск» и «Кузбасская красавица», а с актёром Геннадием Юровым они изображали однажды молодожёнов, которые, по задумке рекламистов, обошли все рекламируемые салоны Дома быта, якобы выбирая товары, мебель, посуду и многое другое для «своего жилья».
– Алексей Кудря и его коллега Константин Щербаков были ещё теми выдумщиками! – рассказывает Щербакова. – Они понимали, что в рекламе ключевую роль играет слоган. Потому с огромным увлечением сочиняли остроумные, шокирующие, просто гениальные тексты из нескольких слов. Одержимый идеями, Кудря мог сутками не выходить из кабинета, пока не добьётся желаемого. Журналист Виталий Тихонов предложил запустить на телевидении проект с культурно-значимым содержанием. Назвал его «Стань звездой – снимись в рекламе!» Виталий обратился к школьникам, студентам, просто ко всем желающим и предложил попробовать себя в роли поэтов, прозаиков, сценаристов, актёров для конкретно реализуемого какого-либо товара.
Начиная осуществлять задуманное, мы даже не предполагали, что в Прокопьевске столько талантов. Многие съёмки наших программ становились творчески-массовым мероприятием в людных местах города. Воображение у горожан – потенциальных рекламистов – было необычайно богатым.
Рекламную продукцию нашего собственного производства в то время уже специалисты выделяли, как что-то оригинальное, высокопрофессиональное, креативное. Так, интересные работы ТРК «27 канал», сделанные мастерами современной телерекламы Алексеем Кудрей, Константином Щербаковым, Виталием Тихоновым и их помощниками-журналистами, отмечались на фестивалях «С рекламой – по жизни!» в Кемерове и Новокузнецке.
– На заслуженный отдых я уходила в 2005-м из рекламного отдела прокопьевского ТВ, – поясняет Галина Александровна. – Оглядываясь в прошлое, могу с уверенностью сказать: тем, кто пришёл после нас, мы оставили самое современное телевидение – с «Новостями», трансляцией праздничных мероприятий в прямом эфире, интересными программами, наработанной рекламой, благоустроенным зданием, оснащённым телевизионной техникой, залом для встречи гостей, гаражом…
Но отдыхать не пришлось ещё несколько лет. Молодой редактор «Шахтёрской правды» Иван Кофанов предложил стать корреспондентом. И она согласилась «ради нескольких строчек» в «Шахтёрке». А через год бывшая сотрудница «27 канала» Татьяна Тренина, ставшая директором Новокузнецкой городской телерадиокомпании «10 канал», попросила Галину Александровну помочь с раскруткой новокузнецкого ТВ в Прокопьевске: «С оператором видеосъёмки Сергеем Калашником и корреспондентом Гульсирой Игнатовой мы успешно справились и с этой задачей».
И в «Десятке» Щербакова славно трудилась, прекратила официальную деятельность, лишь когда ей исполнилось 75.
– Выходит, журналистского стажа у меня почти 50 лет, – подсчитывает она. – Да ещё четыре года в школе – учителем русского языка и литературы. В общем, ни одного дня я за всю свою трудовую деятельность дома не сидела. Мне повезло: уроки журналистики получала от увлечённых, талантливых и смелых, известных многим коллегам старших наставников.
Г. А. Щербакова удостоена звания ветерана труда, награждена знаком Министерства угольной промышленности СССР «Отличник социалистического соревнования МУП СССР», областной серебряной медалью «70 лет Кемеровской области», почётными грамотами администрации Кузбасса и города Прокопьевска. Имеет диплом городского конкурса «Лауреат звания «Человек года-1998», многочисленные награды Союза журналистов СССР и России.
Она и сегодня-то не сидит, сложа руки, – хлопочет по дому, на даче за порядком присматривает, с внучкой занимается разными делами, активно ведёт свой аккаунт в соцсети, переписывается по интернету с друзьями и знакомыми, обсуждая зарубежные, российские, областные и городские новости. Ей, вопреки возрасту и обстоятельствам, не утратившей интереса к жизни, до всего есть дело, на всё она имеет своё мнение. Что же, – на здоровье!
Свидетельство о публикации №224102600339