Навруз Чеперви - поэт, сподвижник Дауда ал-Мушкури
Навруз Чеперви [ал-Джабали] [также «Джаба Навруз», XVIII в.] — лезгинский поэт, живший в XVIII веке. Уроженец села Джаба [лезг. Чепер], ныне Ахтынского района современного Дагестана.
Известно, что в ополчении ал-Хаджжи Да’уда ал-Мушкури также воевали жители из села Чепер. Навруз был руководителем отряда из жителей села Чепер, которые воевали против кызылбашев. Именно в эти годы Навруз Чеперви написал своё известное произведение о битве против них — «Предание о ал-Хаджжи Да’уде».
Собирая фольклорные образцы в 90-х годах, историк М.Н. Меликмамедов услышал от старцев сёл Джаба, Архит, и Курах — отрывки из преданий ал-Хаджжи Да’уде и немедленно записал их. Автором предания, написанного в стихотворном стиле был житель села Джаба — Навруз, живший в одну эпоху с ал-Хаджжи Да’удом. В литература он упоминается как «Джаба Навруз».
«Предание о ал-Хаджжи Да’уде», Джаба Навруза — первое крупное произведение, воспевающее прославленного лезгинского героя. Как выяснилось из бесед М.Н. Меликмамедова со старейшинами вышеупомянутых сёл, в войске ал-Хаджжи Да’уда против врага сражались и жители села Джаба. В боях с кызылбашами односельчанами [чеперцами/джабинцами] командовал Навруз. Его старший сын также воевал плечом к плечу с отцом. Про Навруза известно, что он был высокорослым, сильным и мужественным человеком. Посвященные родной деревне стихи Навруза — известного поэта ещё до сражений звучали в устах многих людей. Известно, что после пленения ал-Хаджжи Да’уда, Навруз вместе со своими войсками вернулся в родное село. Тогда же он и написал своё известное произведение в стихотворной форме [рус. «Предание о ал-Хаджжи Да’уде»]. Полное имя лезгинского героя в этом предании иногда произносится как «ал-Хаджжи Да’уд Дагистани».
Из данного произведения, нам также становятся известны некоторые факты, которые отсутствуют в архивных материалах. Например, гибель сына ал-Хаджжи Да’уда — Сулайман-бека при обороне крепости Тенге [лезг. Сабрум], мятеж в войске полководца, после того как он стал жертвой обмана и покушения на его жизнь [здесь речь идет о пленении и ссылке Да’уда ал-Мушкури]. Сообщение о гибели Сулайман-бека при обороне крепости Тенге входит в противоречие с известными сведениями турецкого историка Февзи Курт-оглу [тур. Fevzi Kurto;lu], автора книги «История Галлиполи и его региона» [тур. Gelibolu ve y;resi tarihi, 1938], согласно которому Сулайман-бек был похоронен на кладбище Гелиболу, где на его могиле имелась следующая надпись: «Сулайман-бек сын ал-Хаджжи Да’уда, бывшего хана Ширвана — [сура] «ал-Фатиха» для его души 1154 год» [тур. «Suleyman bey bini haci–Davud han ;erwan sabika — Ruhu i;in elfatiha sene 1154»]. Год 1154 по хиджре соответствует 18.03.1741–17.03.1742 году по милади.
Примечание: ал-Джабали [араб.], Чеперви [лезг.] — нисба «ал-Джабали», переводится с араб. букв. как «Горский» [араб. «джабал» — «гора»], т. е. «Дагестанский», также данная нисба может говорить нам о происхождении её носителя из лезгинского горного села Джаба [лезг. Чепер], ныне Ахтынского района современного Дагестана. Отметим также, что существуют и другие лезгинские селения с аналогичным корнем — Джепель/Чепель [лезг. ЧIепел], ныне в Магарамкентском районе современного Дагестана; Джибир/Чипир [азерб. Cibir, ;ipir, лезг. Чпир] — в Кусарском районе современного Азербайджана. В последнем, наряду с коренными джибирцами, проживают и выходцы из южнодагестанского селения Джаба.
Автор: ‘Али Албанви
Литература
1. Азизханов М. Джабинцы намерены летом 2016 года построить памятник соотечественнику Хаджи-Давуду // Интервью с историком Р.З. Ризвановым [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/wall-98901354_1433, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.10.2024). — Яз. рус.].
2. Лезги поэзиядин антология. С. 35–37. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kitabxana.net/files/books/file/1507529279.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.10.2024). — Яз. лезг.
3. Меликмамедов М.Н. Хаджи Давуд. Махачкала: — ООО «Издательство «Лотос», 2016. С. 332–333.
4. Газета «Самур». Выпуск №10 (2010), на лезг. яз.
5. Садыки Г. Къимет гуз тежер савкьватар (лезг. яз.) // Лезги газет. — 21 марта 1997. — №12. С. 20.
6. Fevzi Kurto;lu. Gelibolu ve y;resi tarihi. Resimli Ay Matbaas;. 1938. S. 103. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.10.2024). — Яз. тур.
Свидетельство о публикации №224102600526