Ав. щулъел, магI и ороним Сарир
Эстонское TROONIMAA "Земля Трона"; венгерское TRON MEGYE " "Уезд (комитат) Трона"; финнское VALTAISTUINMAA "Земля Престола".
From Proto-Finnic *maa, from Proto-Uralic *mёxe.
MAA word in Finnish:
Maa = soil
Maa = dirt
Maa = country
Maa = ground
Maa = earth
Maa = countryside
Maa = suit
Maa = world
Maa = land
Persian: MIKH "stake, peg"; Vaziri (dialect of Pashto/Pakhto): MAYR "a metal peg with a large, decorated head that was inserted into the nostrils of camels".
1.Ав. ЩУЛЪЕЛ " последний - пятый тюк ( сена или чего угодно) положенный на четыре нижних. Пятый тюк ( вязанка, сноп) использовался для устойчивости, общего закрепления конструкции.
2. Халха-мнг. ТАВ "пятёрка, пять". Это фонетический вариант мнг. ТАГ (произн. "тагъ"). Приведём цитату из нашей предыдущей статьи "Груз. ТАВ в мнг. яз.":
Груз. TAV "голова": халха-мнг. TAV "заклёпка,металлическая бляха; "головка, шляпка ( гвоздя и т.п.)"; "волосы на макушке, которые оставляют для отращивания косы";"хохол, чуб".
Сюда же ТАВ "пять", ТАВАГ "поднос, блюдо".
Последнее уточняет, что этой основе свойственно обозначение некой "плоскости (на возвышенности)".
Отсюда вырисовывается ясная картина смыслового соответствия ав. МАГI "кол, колышек, гвоздь (в том числе "гвоздь мозоли")'. В ав.есть МАГI и МАГIАР , но последнее вообще без перевода. Мы пологаем, что это ПЛОСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСОКОГОРЬЯ, ГОРНОЕ ПЛАТО.
Эта основа имеет свой цифровой код -5.
Ав.население себя называет МАГIАРУЛАЛ, при этом оно не считает, что обитает в МАГIАР-ДА ( в "мааре"). Если спросить их где ваш МА'АР? то окажется, что он географически не там где они сами проживают, но выше - в высокогорье. Официально считается, что Ма'арулал "горцы", на самом же деле это упрощение, вульгаризация, потому что в основе всё же ПЛАТО в пространстве высокогорья.
И так как MA'AR в реальности не "гора", а "плато" ( альпийские луга, пастбища), то всё сходится. "Ма'арда" - это вовсе не тот рельеф, где всё время или ты поднимаешься вверх или спускается вниз. Это тот самый последний пятый тюк/ стог,который закрепляет нижнюю конструкцию. Всё указывает на значение типа "крыша/крышка, навершие, шляпка гвоздя". Последнее и есть ав. МАГI.
САРИР в арабском "трон, тахта, диван" и т.п., но с учётом лексики восточноиранских и нахско-дагестанских языков это всё же соответствие английскому nail head. Мнг. ТАВ ( фонет. вариант слова ТАГ) представлено к тому же и в грузинском. В мнг. однако есть указание на "заклёпку, металлическую бляху, шляпку гвоздя". И груз. и мнг. ТАВ как раз из одного семантического ряда лексем со значением "крышка, навершие чего-л." и т п. Дальнейшие изменения в сторону "человек" и т.п. - просты. И это заметно по иранским языкам, напр. в пушту sar "голова, вершина, крышка, шляпка гвоздя" и т.п., но saray человек, sari "люди". В ауарском иранизм sar содержится в XWASAR "освобождение", но ближе к оригиналу -хорезмийское значение "свобода" от словосочетания "своя голова". Точно так же "свобода" как "своя голова" присутствует в грузинском и осетинском языках.
У парфян имелось 7 от элитных родов ( кланов) дававших основную часть воинских подразделений. Один из них носил название ДАХАЙ. Вряд ли оно могло переводиться лишь как "человек". Очень похоже на то, что эта та же конструкция, что и пуштунское САРАЙ, основа которой однако САР. Пехлеви ДАХАГ "человеческий, дахскмй", но иранисты дальше этого ограниченного значения продвинуться не могут. Мы же видим более архаичное значение, то которое в мнг
ТАВ и ТАГ (тагъ), "человек" же, на наш взгляд - вторично. И то что в индоарийском ДАСЬЯ (т.е. "дахья" в иран. яз.) - "чужак, враг" - абсолютно закономерное явление о котором мы уже писали. "Персона, некто, штука скота" и "голова" совпадают в латинском словаре: CAPO-CAPUT-CAPITAL и т.д. "Столица" в этом списке не более чем "головной офис". Можно также заметить, что данная основа имеет ещё одно значение - "все, вся, всё". То же самое мы присутствует и мнг. ДАХ. Кроме всего прочего, это и "совокупность". Если на этом не останавливаться, то и мнг. ТОЛГОЙ "голова" (также "коробка", "шлем, каска") отразилось как в ауарском, так и в пушту "весь, всё, совокупность",
Одно из родовых ответвлений туркменского (огузского) рода КЪАЙЫ - Дагъ къа(гъ)ан огъуллары должно быть результат преемственности парфянских традиций с их родовым именем ДАХАЙ.
PS. Здесь ав. МАГI-АР от мнг. ХАМАР " нос, мыс, носок, возвышенность". Значение "гвоздь" может совпадать со значением "намордник" ( мнг. ХАМАГ). Такое явление имеется и в мнг. яз.
Свидетельство о публикации №224102600591