Библиотековедение
Библиотеки, обслуживающие
читателей-детей, подростков и
юношество. Виды библиотек,
задачи и функции.
В России более ста лет существует уникальная сеть специализированных детских библиотек. Юридическое признание они получили в Федеральном законе «О библиотечном деле».
Сеть детских библиотек включает самостоятельные (с правами юридического лица) библиотеки-учреждения: региональные детские, детско-юношеские библиотеки. Библиотеки для детей и юношества, муниципальные детские библиотеки и их объединения. Также структурные подразделения муниципальных библиотечных объединений (ЦБС) – филиалы, отделы, отделения публичных библиотек на муниципальном уровне.
Цели детских библиотек:
Детские библиотеки России – специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 14 лет (включительно), их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей.
Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное обслуживание определённой категории населения – детей. Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия доступа к информации всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.
Специфика детских библиотек находит свое выражение в основном контингенте пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.
Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребёнка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основные задачи детских библиотек:
развитие и содействие саморазвитию ребёнка;
создание условий для гармоничного сочетания социализации (освоения ребёнком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребёнка);
воспитание творческих способностей,
пропаганда ценности детства и детской субкультуры;
достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребёнка, который необходим для здоровья нации, для обеспечения её интеллектуального, нравственного и эстетического развития;
обеспечение открытости библиотеки для всех детей, соблюдение равных прав и возможностей для детей всех социальных слоёв общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности;
обеспечение доступа пользователя-ребёнка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;
обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;
развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения;
развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки.
Библиотечное обслуживание детей является составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опирается на сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставлении услуг библиотеки.
Деятельность детских библиотек должна обеспечиваться гарантированным финансированием из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также привлекаемыми внебюджетными средствами и средствами от приносящей доход деятельности.
Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры. Основным контингентом пользователей детских библиотек являются дети от рождения до 14-ти лет включительно.
Библиотечное обслуживание детей строится на дифференцированном подходе в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими и индивидуальными особенностями развития личности ребёнка. Руководители чтения обслуживаются дифференцировано в зависимости от их социальных ролей. Система обслуживания пользователей регулируется уставами самостоятельных детских библиотек и положениями библиотек – структурных подразделений публичных библиотек, а также правилами пользования библиотекой.
В каждой детской библиотеке обязательно выделение двух основных групп пользователей – дошкольников, младших школьников и школьников среднего, старшего школьного возраста. Руководители детского чтения и старшеклассники 10–11-х классов обслуживаются в соответствии с правилами пользования библиотекой для этих групп.
Детская библиотека должна соответствовать потребностям растущей личности: предоставлять детям социально значимые информацию и документы, способствовать формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения.
Фонды детских библиотек должны соответствовать потребностям и запросам растущей личности, критериям полноты предоставляемых источников, эстетическим и содержательным аспектам предоставляемой информации.
Детская библиотека обеспечивает формирование информационных ресурсов на всех видах носителей и доступ к ним.
Содействует социализации личности, её формированию с помощью книги и чтения, приобретению навыков образования и самообразования, осмысленного досуга.
Обеспечивает своим пользователям возможность пользования современными информационными технологиями, доступ к информационным сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа.
Детская библиотека должна быть центром детства в зоне обслуживания: собирать, анализировать информацию о детском чтении, культурной среде детства, образовательной среде; выступать хранителем детской субкультуры. С этой целью детская библиотека сотрудничает со всеми государственными, коммерческими, некоммерческими, общественными организациями, занимающимися проблемами детства и защиты прав ребёнка. Может сотрудничать с зарубежными организациями, вступать в отечественные и зарубежные профессиональные объединения, региональные библиотечные общества, ассоциации, партнерства и др.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными, специализированными детскими и школьными библиотеками.
Специализированные детские библиотеки могут быть:
государственными библиотеками со статусом юридического лица: республиканские, краевые, областные детские и детско-юношеские библиотеки, центральные региональные библиотеки;
муниципальными библиотеками со статусом юридического лица (центральная библиотека и филиалы);
структурными подразделениями (филиалами, отделами) других библиотек и библиотечных систем, в основном, публичных.
Федеральное государственное учреждение культуры – Российская государственная детская библиотека – формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей; является исследовательским, научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации. Основные пользователи: дети и руководители детского чтения; детские библиотеки субъектов Российской Федерации; центральные библиотеки муниципальных детских систем; иные библиотеки, обслуживающие детей.
Основные задачи:
обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью;
проведение исследований в области детского чтения, информационных потребностей пользователей и библиотечного обслуживания детей;
координация работы детских библиотек России;
выработка новых форм библиотечного обслуживания детей.
Российская государственная детская библиотека является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем – Правительством Российской Федерации.
Уровень субъекта Российской Федерации
Республиканские, краевые и областные детские и детско-юношеские библиотеки. Основные пользователи – дети, руководители чтения, детские и иные библиотеки, обслуживающие детей.
Все детские библиотеки субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:
формирование, хранение и предоставление пользователям наиболее полного собрания литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории;
организация взаимоиспользования библиотечных ресурсов;
оказание методической помощи всем библиотекам региона, обслуживающим детей, проведение научных исследований в области детского чтения.
Центральные детские библиотеки субъектов Российской Федерации должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы, центры мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения; центры, координирующие деятельность различных учреждений и организаций, занимающиеся проблемами детского чтения; как информационная база для органов власти с целью выработки оптимальной политики в отношении детства.
Основные задачи центральной детской (детско-юношеской) библиотеки субъекта Российской Федерации:
поиск и апробация новых форм обслуживания пользователей;
проведение крупных региональных акций по распространению книги и чтения;
полноценное формирование фонда, включающего издания в различных форматах и на различных носителях информации, его регулярное обновление и предоставление;
сохранение и развитие единой системы библиотечного обслуживания детского населения, научное и методическое сопровождение;
проведение исследований в области детского чтения и информационных потребностей пользователей;
внедрение новых информационных технологий в организацию справочно-библиографического и библиотечно-информационного обслуживания детей в регионе;
укрепление и развитие корпоративных и межведомственных связей.
В целях модернизации и повышения эффективности и качества работы необходимо изменение менеджмента библиотек, их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.
Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка библиотек государственными структурами, увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна иметь стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей. Давайте приведём пример Российской государственной библиотеки для молодёжи.
Российская государственная библиотека для молодёжи (сокр. РГБМ) — федеральное государственное бюджетное учреждение культуры, специализированная библиотека, обслуживающая молодёжь в возрасте 14-30 лет, а также физические и юридические лица, профессионально занимающиеся проблемами молодёжи. Является научным, информационно-консалтинговым центром для публичных библиотек страны по работе с молодыми пользователями 1996 год стал этапным для сети юношеских библиотек. За 30 лет их существования были собраны специализированные фонды, подготовлены кадры специалистов по работе с данной категорией читателей.
Государственная республиканская юношеская библиотека (ГРЮБ) становится уникальным методическим центром, координатором этой сети и получает название Российская государственная юношеская библиотека 9 апреля 2009 года состоялась официальная церемония открытия РГЮБ уже в новом качестве, под девизом «Современная библиотека — для современной молодёжи». 9 апреля 2009 года состоялась официальная церемония открытия РГЮБ уже в новом качестве, под девизом «Современная библиотека — для современной молодёжи».
В залах, совокупный фонд которых составляет около 900 тыс. изданий, установлены терминалы с электронным каталогом, станции читательского самообслуживания (включая станцию возврата книг, размещенную у входа в библиотеку и работающую 24 часа в сутки).
Библиотека осуществляет информационную поддержку молодёжи в учебно-образовательном и самообразовательном процессе, оказывает профориентационные, психологические, образовательные услуги; организует просветительскую и культурно- досуговую работу. Является информационно-консультационным центром по работе с молодёжью для сети молодёжных, юношеских и детско-юношеских библиотек России, а также других публичных библиотек, обслуживающих молодёжь.
Муниципальный уровень:
Муниципальные детские библиотеки, муниципальные системы детских библиотек (МСДБ), муниципальные детско-юношеские библиотеки, объединения детских и школьных библиотек, имеющие статус юридического лица.
Основные задачи:
организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями;
создание среды развития личности ребёнка, способствующей удовлетворению его образовательных потребностей;
организация досуга и общения, а также библиотечное обслуживание руководителей чтения;
формирование фонда литературы для детей и руководителей детского чтения,
включающего документы в различных форматах и на различных носителях информации: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы;
сохранение и развитие на муниципальном уровне единой системы библиотечного обслуживания детского населения.
Муниципальные детские библиотеки обслуживают детское население территории, имеют возможности для предоставления всех библиотечных услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения.
Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов, включения в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживании межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности МДБС с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями.
По отношению к сельским библиотекам-филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей.административных центрах субъектов Российской Федерации предусматривается наличие крупной республиканской, краевой, областной детской или детско-юношеской библиотеки, выполняющей функции центральной библиотеки по организации и координации деятельности библиотек региона, обслуживающих детей; организационно-методического, информационно-библиографического центра и центра исследований в области детского чтения и библиотечного обслуживания детей. Давайте приведём примеры библиотек Брянского края.
Брянская областная детская библиотека — самое крупное хранилище детской литературы в области — от детской классики до современных бестселлеров, главный методический центр по организации обслуживания детей и подростков. Библиотека основана в 1948 году. Основными направлениями в работе являются краеведение, экология, досуг, внеклассное чтение. Ежегодно библиотека проводит более 1000 массовых мероприятий, обслуживает более 13000 читателей, книжный фонд составляет около 90000 экземпляров. Каждый год поступает около пяти тысяч экземпляров книг и 115 названий периодических изданий. Детская библиотека обслуживает детей, руководителей чтения, организации в локальном и удаленном режимах. филиала «Брянская областная детская библиотека»: отдел обслуживания детей и подростков в возрасте от 0 до 14 лет и отдел информационно-просветительской и массовой работы.
14 марта 2024 года одна из старейших библиотек Брянска — Центральная городская библиотека имени Петра Лукича Проскурина — отметила свой 107-летний юбилей. В течение долгих лет библиотека продолжает оставаться полезной своим читателям, хранит культурные традиции и способствует развитию новых тенденций в культурном просвещении граждан. После объединения г. Брянска и г. Бежицы в 1956 году в единый город Брянск Центральная городская библиотека была переименована в городскую библиотеку № 1.1 апреля 1975 года произошло объединение всех массовых библиотек г. Брянска в единую централизованную систему на базе нашей библиотеки, которая получила статус Центральной объединённой библиотеки имени В. И. Ленина.
В состав централизованной системы вошло 10 библиотек города. 1997 году при наличии всего одного компьютера библиотека начинает создание электронного каталога. Деятельность библиотеки характеризуется нарастающей компьютеризацией, что, несомненно, повышает качество обслуживания читателей. Библиотечное обслуживание сегодня осуществляется 17 библиотеками централг зованной системы общедоступных библиотек. Центральная городская библиотек имени П. Л. Проскурина является методическим центром для 16 библиотек города.В настоящее время библиотека является одним из наиболее посещаемых учреждений культуры, бесплатно предоставляющих пользователям свои услуги. Это центр работы с книгой и информацией, центр общения и досуга, центр развития интеллектуального и творческого потенциала читателей.
Услуги:
Объём и качество предоставляемых услуг зависит от вида детских библиотек, степени их оснащенности ресурсами (фондами, материально-технической базой, персоналом). Для всех детских библиотек основным положением является разделение услуг на безусловно бесплатные и платные.
К бесплатным услугам относятся в соответствии с законом Российской Федерации «О библиотечном деле» следующие услуги:
получение во временное пользование документов из библиотечных фондов в читальных залах и на абонементах в соответствии с правилами пользования библиотек;
организация открытых просмотров литературы, тематических выставок в помещении библиотеки;
организация массовых мероприятий в помещении библиотеки;
получение информации о наличии в библиотеке конкретного документа, о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек по имеющимся каналам межбиблиотечного взаимодействия;
получение информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов, в том числе электронных, и других форм библиотечной информации;
получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, включая Интернет;
оказание консультативной и методической помощи библиотекам, обслуживающим детей, соответствующей территории.
К платным услугам относятся те услуги, которые требуют значительных материальных затрат и выполнение которых не обеспечено бюджетным финансированием. При оказании платных услуг библиотекой должны соблюдаться требования законодательства, в первую очередь, Гражданского кодекса Российской Федерации.
Библиотечные услуги муниципальных детских библиотек:
Главной задачей муниципальных детских библиотек является обслуживание пользователей-детей и руководителей детского чтения, поэтому основными услугами, предоставляемыми детской библиотекой, будут те, которые непосредственно связаны с этим процессом. Объём и перечень платных услуг, предоставляемых муниципальной детской библиотекой, также зависят от её ресурсных возможностей и главное, степени спроса и финансовых возможностей детей и их родителей.
Спецификой работы детских библиотек, помимо всего прочего, является и то, что дети – самая экономически и социально незащищённая часть населения. Детские библиотеки должны предоставлять им как можно больше бесплатных услуг, вводя платность услуг только для организаций и, частично, для взрослых пользователей.Общее количество мероприятий по повышению квалификациивключает в себя все формы и виды мероприятий, проведённых библиотекой за год: конференции, семинары, стажировки и т. п. с учётом количества слушателей, их статуса (заместители директора, библиотекари – сельские, школьные, детские и т. д.) по каждому виду мероприятия. Итоговое число указывается в общем количестве слушателей. Тематика форм и видов мероприятий по повышению квалификации (конференций, семинаров, стажировок и т. д.) указывается как в целом (общее количество), так и по каждому мероприятию.Ресурсы детских библиотек.
Фонды:
Фонд документов детской библиотеки является универсальным. Детская библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, DVD, базы данных, в том числе, базы данных Интернет). В нём должны быть представлены, наряду с документами, развивающие игры и игрушки.
Фонд документов детской библиотеки обязан отвечать критериям отбора наиболее качественной литературы и других документов для детей и, в то же время, отражать многообразие мнений, точек зрения, сложившихся в обществе. В фонде детской библиотеки не должно быть материалов, пропагандирующих вражду, насилие, жестокость, порнографию. Критерии отбора документов формулируются и фиксируются в нормативных документах каждой библиотеки. Эти критерии вырабатываются на основе данных рекомендательной библиографии, литературной критики, рекомендаций специалистов в области детского чтения и детской литературы с учётом мнения членов Совета по комплектованию каждой библиотеки. Главным критерием формирования фондов детских библиотек является соответствие потребностям растущей личности, обеспечение её интеллектуальных, духовных, образовательных и иных запросов.
Информатизация и электронные ресурсы:
Детская библиотека увеличивает свой потенциал в процессе информационного обмена, путём участия в создании и использовании сетевых ресурсов, взаимодействия с национальными, научными и специальными библиотеками, другими учреждениями культуры, образования и воспитания, информационными центрами.
Основные мероприятия в рамках корпоративного взаимодействия предполагают формирование и размещение на сервере библиотеки электронных ресурсов и организацию информационного обслуживания пользователей, в том числе в режиме удалённого доступа (электронная доставка документов, виртуальная справочная служба, другие технологии).
Финансовые средства:
Финансирование детских библиотек осуществляется за счёт федеральных средств (Российская государственная детская библиотека), средств субъектов Российской Федерации (центральные региональные детские библиотеки) и муниципальных бюджетов (муниципальные детские библиотеки) в соответствии с целями и задачами данных учреждений, а также за счёт целевых средств, грантов, привлечённых финансов от спонсоров, доходов от разрешенной законодательством предпринимательской деятельности.
Обязательные бесплатные, гарантированные законом «О библиотечном деле» услуги, оказываемые библиотеками физическим и юридическим лицам в соответствии их уставами или положениями, должны финансироваться учредителем в объёме, необходимом для осуществления поставленных задач.
В заключение можно сказать, что основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду общества.
Свидетельство о публикации №224102600621