Размышляя о менталитете...
Поиск ответа на вопрос об основных особенностях национального характера, отношении глубинного народа к власти, реализуемой ею политике, к закону, к соседям, к культивируемым традициям, последние столетия занимает умы ученых (педагогов, филологов, философов, юристов), политиков, общественных деятелей, творческой интеллигенции. Ответ на него носит не только и не столько теоретический характер, в конечном счете, он определяет вектор проводимой государством политики на том или ином отрезке исторического развития. Если совсем недавно активно писали про глобализацию, сметающую если не все, то большинство национальных особенностей на светлом пути к общему человеческому будущему, либо про конвергенцию, то последние годы – все чаще о дивергенции, о самоидентификации.
Если следовать официальным документам, то под влиянием внешних и внутренних факторов Россия в очередной раз была вынуждена делать непростой выбор. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 года N 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» как документу стратегического планирования, Россия – государство-цивилизация, сплотившая русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность.
Введение в официальный оборот этого понятия – это не только новый этап в развитии гуманитарного знания, но и самих основ российской государственности, опирающейся на культурную матрицу, культурный код народов России, традиционно проживающих на хорошо известной нам и нашим заядлым врагам территории.
Еще один важнейший акт, который нельзя не упомянуть – Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В нем фиксируется понятие традиционных ценностей как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России и укрепляющих гражданское единство. При этом уровень угроз и рисков в связи с деструктивным идеологическим воздействием недружественных государств и некоторых организаций на граждан России настолько велик, что политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей вышла на государственный уровень, начинает рассматриваться с позиций обеспечения национальной и иных видов безопасности.
Ментальность тесно связана с высокой культурой, а последняя – с духовной жизнью, выраженной в соответствующих образах и символах. Душевная и телесная жизнь во всем многообразии выражаются в переживаниях личности (бытовых, религиозных, этических и др.) и фиксируется (в качестве особого следа, слепка) в отечественных литературе и искусстве. Нематериальная (душа) и материальная (тело) части культуры дополняют и развивают друг друга, иллюстрируют сложные связи между ними, показывают личности направление движения к гармонии либо к дисфункции, к саморазрушению. При этом дух, душа в русской культуре – это Альфа и Омега, начало и конец всего. Все остальные буквы алфавита являются лишь кирпичиками, строительным материалом на жизненном пути личности, хотя и их игнорировать нельзя. Что она будет строить и почему? Большой вопрос. Ответ на него во многом детерминирован ментальностью, влиянием на личность семьи, общества и государства. Поддерживаем традиции и следуем им сами – можем надеяться то, что поколение следующее за нами в той или иной мере будет действовать понятным, предсказуемым нам образом. В ином случае нашу цивилизацию ждет разухабистая дорожка, ведущая либо в тупик, либо прямиком в пропасть.
Потому в России, несмотря на неоднократные радикальные эксперименты последнего столетия, до сих пор в ходу выражение: «Спасите наши души». Оно как нельзя лучше отражает национальный характер. В кризис спасают все, что могут (в т.ч. материальные ценности как основу существования), но не забывают о душе… Имущество – дело наживное, а вот как быть с душой?
Сочетание географических, социальных, культурных, правовых, экономических и иных факторов среды обитания людей в конкретное историческое время оказывает прямое и опосредованное влияние на национальный характер. Он создавался и шлифовался на протяжении тысячелетий, что позволило создать государство-цивилизацию и обеспечить его функционирование. Задача каждого последующего поколения – сохранить то лучшее, что было накоплено, создано, а также при возможности обеспечить приращение благ (как материальных, так и нематериальных). Каждый, как правило, делает свой маленький вклад в личное семейное хозяйство, а также экономику и (или) социально-культурную сферу. Из маленьких ручейков возникают потоки, малые и большие реки, определяющие, в конечном счете, как благополучие конкретной личности, так и уровень развития общества и государства.
Характеры конкретных людей, в силу их индивидуальных психофизиологических особенностей, а также и специфики условий проживания в той или иной местности (от Крайнего Севера до южных окраин страны), конечно, имеют значительные отличия друг от друга, но в них есть нечто общее, то, что позволяет охарактеризовать группу общими признаками.
Отмеченное не означает, что между народами и народностями, населяющими Россию и всеми иными имеются настолько существенные отличия, что они позволяют провести четкую демаркационную линию. Это не так. Границы, конечно, есть, но проходят они не в строгом соответствии с пограничными знаками… Более того, восприятие мира, его картина почти одинакова у русских и граничащих с местами их традиционного проживания соседями. Именно в этом самом «почти» и скрывается сущее, имеющее принципиальное значение для трудно уловимых особенностей менталитета одних и других. Интуитивное и разумное позволяют получить искомый результат в том или ином приближении, но использование строгого научного аппарата почти всегда сопряжено с трудностями, потому ведет к неудачам, провалам. Размышляя о менталитете, о ментальности, приходится довольствоваться самыми примитивными научными методами, широко опираться на экспертные оценки, известные отечественные произведения, житейский опыт предков, а также оценки наших соседей и даже врагов.
О Русском мире как религиозно-ценностной, национально-культурной и государственно-территориальной целостности писали и продолжают писать многие видные умы отечества. В той или иной мере в современных трудах речь идет о народе, сплотившемся вокруг Отечества, обеспечивающего ему характерные для него условия бытия (бытовые, культурные, языковые и другие). Совместными усилиями гражданское общество и государство формируют и поддерживают ценностное ядро, изменения в котором недопустимы, потому – должны охраняться всей совокупностью имеющихся сил и средств. К нему в силу привлекательности идей могут тянуться одни, а также отрицать, и даже пытаться разрушить – другие.
Потому разумная государственная политика, на наш взгляд, должна проводиться по следующим основным направлениям.
Во-первых, в реализации на постоянной основе комплекса мер по сохранению ценностного ядра, что предполагает поддержание на высоком уровне коллективного ментального иммунитета народа, следовательно, деятельности по сохранению и укреплению национальных культуры, образования и науки (в особенности, социальных и гуманитарных наук), и, конечно, государственного (русского) языка как языка межнационального общения.
Во-вторых, культивируемые, поддерживаемые ценности должны быть понятны не только тем, кто находится внутри этого самого ядра (глубинный народ), но и за его пределами. Периферия может тянуться к центру, разделяя если не все, то значительную часть ценностей, а те, кто находится за пределами ближнего круга, Русского мира в целом, понимать их хотя бы в общем приближении (во избежание попыток влияния, воздействия, переформатирования и т.п.). Кроме того, нельзя забывать о значимости трансляции лучших практик вовне. Культура, образование, наука, язык – это основные инструменты «мягкой» силы.
В-третьих, должна обеспечиваться полноценная охрана ценностного ядра от явных и скрытых угроз, обеспечение ментальной безопасности. Противник никогда не дремлет, он постоянно ведет ментальную войну (с различной степенью интенсивности, на одном или сразу на нескольких театрах военных действий), потому вопросам обороны государство и гражданское общество не могут не уделять пристального внимания (выявление рисков и угроз, противодействие им, мониторинг и др.).
В той или иной мере именно об этом и идет речь в ряде современных документов. Так, в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 года N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в ряду национальных интересов России звучит укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России.
Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» к традиционным ценностям отнес: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
В нем фиксируется положение о том, что ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей. Кроме того, обращается внимание на идеологическом, психологическом, деструктивном идеологическом воздействии на граждан России.
Нельзя не обратить внимания и на Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В нем говорится об особом внимании к вопросам укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России.
Что же относят к нашему ценностному ядру, что оно из себя представляет?
Во-первых, укрупнено речь идет об определенном мировоззрении как особой системе знаний человека, определяющих его место в окружающей среде, обществе. Оно позволяет корректировать поведение личности с учетом происходящих внешних изменений (в особенности, негативных). На основе знаний формируются и поддерживаются базовые навыки (бытовые, трудовые, ратные и др.).
Во-вторых, традиционная крепкая многопоколенная семья с ее ролями (матери, отца, других членов). Она выступает одним из идеалов, к достижению которого стремится человек семейный. Опросы показывают, что даже у большинства современной молодежи семья как ценность занимает одну из самых высоких строчек их личного рейтинга, уступая место только жизни и здоровью человека.
В-третьих, важность сильного государства для конкретной личности, семьи, общества. Отсюда проистекают: потребность в служении Отечеству, ответственность за его судьбу, патриотизм и др.
В той или иной мере основные характеристики находят свое отражение в трудах известных писателей, политиков, философов, а также в фольклоре в различных сочетаниях. Результат – появление положительных и отрицательных типажей. Некоторых из них можно причесать, отесать, отформатировать, в крайнем случае, припудрить, отдельных – нет.
Среди основных черт русского национального характера чаще всего указывают: общинность, стремление к справедливости, жизни «по правде» и «по совести», природная любовь к вольнице, способность к самоорганизации (в особенности, в сложные периоды). Иногда акцентируют внимание на способности к самопожертвованию, к подвигу. Кроме того, может обращаться внимание на щедрости, чувстве меры, а также на выраженной самокритике людей, вплоть до болезненной (в особенности в среде интеллигенции).
Не являются характерными: высокомерие, заносчивость, чувство собственного превосходства, лицемерие. Иногда могут проявляться: плутовство и хвастовство. Как правило, такие черты характера в народе осуждаются, считаются либо привнесенными извне, либо рассматриваются как пороки «больного» общества, в которое смогли проникнуть и дать о себе знать ростки чуждой русским культуры.
Вообще, в отечественной классической литературе довольно большое внимание уделяется проблематике «свой – чужой». А в последние десятилетия, также флюгерству. Человек, постоянно «подстраивающийся», свободный от собственного мнения, меняющий убеждения, не способен к решению сложных задач, противостоянию с внешним миром. В тоже время, некоторые товарищи, которые нам вовсе и не товарищи, довольно часто пытаются выдать двуличие, непостоянство за многогранность, приспособляемость. Начав мимикрировать, человек быстро катится по наклонной. Начав с мелочей, он иногда даже не замечает, как быстро подходит к настоящему предательству (друзей, членов семьи, партнеров по бизнесу, государственных интересов и др.). А к этому феномену, как известно, отношение у нас сформировалось соответствующее. Достаточно указать на такие эпитеты, как: вероломец, душепродавец, христопродавец. Верность Родине, несмотря на сложные исторические перипетии, которые пришлось пройти России, была и остается одной из сакральных ценностей, составляющих духовный мир личности, ее мировоззрение.
В связи с изложенным, несмотря на происходящие внешние изменения (в течении времени, технологиях, значении печатного и иного слова и др.) многие ответы для пытливой личности до сих пор могут быть найдены именно в русской литературе.
Н.С. Михалков сказал: «… знание только русской литературы может дать человеку ответы на любые вопросы жизни сегодняшней, потому что все вопросы уже были поставлены, они очень просты».
Если «за бугром» культ индивидуальности, у нас – коллективизма, там многие с молодых лет начинают забег от возможного инфаркта к дому престарелых, у нас – путь к Богу, у врагов поклоняются бесполым существам, у нас – матерям. Если срывать маски, в которых они живут, список можно будет еще долго продолжать...
Дабы не быть голословным, пора обратиться к известным трудам наших классиков, а также к народной мудрости.
Творчество Ф.М. Достоевского получило широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Более того, оно и сегодня продолжает оказывать влияние как на русскую, так и на зарубежную литературу. Писатель не только воспринял так называемую «славянскую идею», но и внес большой вклад в ее развитие. В своих произведениях, в особенности, в романе «Преступление и наказание», он использовал многозначное «натура» и этим все сказано.
Ф.М. Достоевский неоднократно призывал отвлекать красоту русского человека из простонародья от наносного варварства. Те, кому интересно понимание писателем широко известных героев А.С. Пушкина, могут изучить речь, произнесенную им на торжествах по поводу открытия памятника поэту в Москве.
Семье, образу Отца и Матери Достоевский уделяет большое внимание в своих произведениях, используя прием «отрицания». В русской культуре женщина – носительница целомудрия, чистоты, отсюда, череда прекрасных женских образов у многих писателей. Образ Отца – ключевой для отечественной традиции. Он воплощает авторитет, власть, традиции.
Многие персонажи классика были лишены семьи, материнского внимания и ласки, отцовского воспитания. У некоторых из них они есть, но «ненастоящие», неспособные достойно, как требует традиция выполнить свою роль, отсюда, преследующие их перипетии на жизненном пути. Семья для большинства его героев становится определяющим фактором, влияющим на их характер и действия.
Через идею о «настоящей семье» Достоевский выходит на сильное национальное государство. В том, что в России становится все больше «случайных» семейств, писатель уже тогда разглядел трагедию. Между родителями все чаще нет любви, писал он, каждый из них держится обособленно… Положение детей в таких семья трагично. Воспитание детей есть труд и долг, но многие родители все чаще пытаются откупиться от детей, а не заниматься ими.
Также Ф.М. Достоевский обращал внимание на «странные» семьи. Члены таких групп «как-то вовсе не похожи» на других людей. В таких семействах нарушены естественные межличностные связи, ее члены имеют искаженную систему ценностей. Так, в повести «Неточка Незванова» показан трагический путь девочки, жившей с матерью и отчимом…
Взгляды автора на Россию и ее будущее более выпукло представлены в дневниках писателя. Чего только стоят следующие его слова: «Теперь всякий-то в Европе, всякий там образ и язык держит у себя за пазухой давно припасенный на нас камень и ждет только первого столкновения. Вот что мы выиграли в Европе, столь ей служа? Одну ее ненависть!».
Довольно много было сказано и написано Достоевским о предательстве. Он затрагивал как проблемы предательства на бытовом уровне, так и на государственном. Некоторые его высказывания стали пророческими. России, писал Федор Михайлович, надо приготовится к тому, что «все эти освобожденные славяне ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами…».
Многие мысли писателя, его персонажей, созвучны с такими пословицами и поговорками: Сгубить легко, да душе каково?; Предательством счастья не сыщешь.
Л.Н. Толстой – автор большого числа трудов, в которых значительное место отводится вопросам нравственности, поиску смысла бытия. Он один из первых обратил внимание на наличие противоречия между научно-техническим прогрессом и целеполаганием. Люди, по его мнению, увлеклись новшествами, они думают, что настроят разных машин и это приблизит их к Царству Божию. Это такая же ошибка, как та, «какую сделал бы человек, если бы все пахал одну и ту же землю и ничего не сеял на ней. Для того, чтобы все эти машины принесли свою пользу, нужно чтобы люди усовершенствовали свою душу…».
Писатель высоко ценил в людях душевную чуткость, непосредственность, естественность. Он часто обращал внимание на природные качества, отграничивая их от приобретенных человеком в процессе его образования и воспитания. Тема «естественности» пронизывает большинство его произведений. Многие его герои в той или иной мере следуют народному: Криво дерево, да яблоки сладки; Не ладно скроен, да крепко сшит; Собой красива, да не по красе слава; Хоть мошна пуста, да душа чиста.
Семейная проблематика поднята им в таких произведениях, как «Анна Каренина», «Семейное счастье», «Крейцерова соната». Писатель умело показывал как счастливые, так и несчастные семьи. Им было обращено внимание ряд факторов, оказывающих основное влияние на семью, на обстановку в ней, возможность эффективного разрешения конфликтов.
Отношение к государству и его институтам у Л.Н. Толстого скорее негативное, чем положительное. Еще будучи студентом юридического факультета Казанского университета, он сделал для себя вывод о неприемлемости государевой службы после окончания учебы и покинул известную юридическую школу. О многих отраслях права он высказывался весьма жестко, а юристов считал «нанятой совестью».
Не случайны в его творчестве и пчелиные контексты. В государственном устройстве, по его мнению, находится место трутням, делающим вид, что они приносят какую-то пользу. В тоже время рабочая пчела у Толстого – символ трудолюбия и самоотвержения.
Для творчества Толстого также характерно осуждение войны. Если писатель на начальном этапе творчества поддерживал войну народную и освободительную, то на позднем считал любую войну проявлением зла, насилия. Однако любовь, самоотверженность, патриотизм он относил к безусловным положительным качествам обычного человека. Рассуждая о патриотизме, писатель признавал его добродетелью в древнем мире (служение идеалу отечества), но отрицал его подлинную значимость в XIX веке. По его мнению, между христианскими народами нет и не может быть никаких причин раздора. Видимо классик упустил из виду старый принцип: Разделяй и властвуй! Возможно, с возрастом он видел в народах и их правителях преимущественно «хорошее», и упускал из виду остальное… Практика показала, что можно разделить даже один народ, имеющий общую веру, историю, культуру. Важно вовремя посеять зерна нацизма, фашизма, оккультизма и др.
Не обошел стороной Л.Н. Толстой и тему предательства. У него есть гениальные слова: «Когда тебя предали – это все равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже не получается».
А.П. Чехов как один из самых «русских» писателей, имеющий широкую известность во всем мире, не мог обойти вниманием проблемы, связанные с формированием ценностного ядра русского человека, а также попытками если не разрушить его, то сдвинуть его с места, расшатать. Кроме того, его сатирический склад ума многих не оставлял и до настоящего времени не оставляет равнодушным. Он подмечал, изобличал, язвил… Но для дела и по существу.
Например, в его рассказе «По делам службы» была поднята проблема центра и периферии, различного отношения жителей крупнейших городов и остальной России к общежитейским проблемам. При этом герои произведения после долгих и мучительных размышлений о жизни все же нашли общее между подданными России. «Озарение» позволяет одному из героев говорить ни много, ни мало, а об ответственности маленького человека за миропорядок. Жизнь начинает рассматриваться им как часть чьего-то замысла, следовательно, начинает обретать смысл. Как не вспомнить известное выражение: Поживешь подольше – узнаешь побольше!
Семейные отношения писателем часто представлены в комическом ключе. Семья – малая церковь. Если принципы, на которых она создается и функционирует, утрачены, потеряно взаимопонимание между супругами, взаимоуважение, поддержка, но вскоре остается видимость верности семейным традициям… Если за внешней оболочкой нет целостности, структуры, то стоит ткнуть в нее пальцем, и все сокрытое в глубинах семьи от посторонних глаз, вся скопившаяся в ее карманах гниль под большим давлением устремится наружу.
В рассказе «Ионыч» писатель показал убогость семьи Туркиных, у которой, казалось бы, есть все, что требуется для жизни, а полноценной жизни нет. В произведении «Дома» противопоставляются: внешнее окружение и семейный очаг, «взрослый» и «детский» миры, быт и казенщина. Имеющиеся противоречия могут вызвать острый семейный конфликт, а могут и сплотить членов семьи.
А.П. Чехов различал страну, государство и его чиновничий аппарат. К последнему он часто был беспощаден. В рассказе «Муж» он пишет про маленьких чиновников, в которых от водки и сидячей жизни развивается человеконенавистничество. В «Рассказе неизвестного человека» писатель дает следующую нелицеприятную характеристику одному из персонажей: «Это был карьерист не до мозга костей, а глубже, до последней капли крови, и притом карьерист мелкий, неуверенный в себе, строивший свою карьеру на одних лишь подачках». Яркие примеры его хлесткого «Россия – страна казенная», можно найти и во многих произведениях классика.
При этом его работы наполнены подлинным патриотизмом. Он объехал всю страну, неустанно пополнял собственные знания о ее жителях. В рассказах он не стеснялся откровенно писать о чаяниях простых людей, о его мечтах. Неоднократно Антон Павлович акцентировал внимание читателей на неуважении к России со стороны ее соседей, представление ее народа вороватым, ленивым, невежественным, пьющим. При любой возможности он опровергал навязываемые российскому обществу мифы, а вместе с ними – внедряемые в массы деструктивные установки.
М.А. Шолохов – один из наиболее известных отечественных писателей XX века, получивший Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время», то есть именно за создание и донесение до широкого круга читателей ярких, но при этом типичных характеров отдельного сословия, относительно обособленной группы подданных Российском империи.
«Тихий Дон» – произведение, в котором показана трагедия большой (донского казачества) и многих малых семей. В нем показаны судьбы сразу нескольких поколений отцов семейств. Особое место в романе уделено судьбе блудного казачьего сына Григория. Кроме того, в книге воспевается материнство как одна из основ нравственного уклада казачьего дома. Женщина у Шолохова – это прежде всего мать, беззаветно любящая своих детей, готовая за них постоять, а если необходимо – отдать жизнь. Не забывает писатель и о возможных отклонениях от предписанного многолетними традициями варианта женского поведения. Потому на одном полюсе он размещает Ильиничну, на другом – «гулеху» Дарью, которую природа наделила многими качествами, но она ими так и не сумела воспользоваться, быстро загубила свою и чужую жизни.
В «Поднятой целине» на фоне генеральной линии о коллективизации, Шолохов умудрился представить сюжеты, связанные с различными сторонами жизни обычных людей. В повествовании ценности, нормы, «новые стандарты» тесно переплетены с ценностями и нормами прошлого, личными переживаниями и частыми муками выбора. Как здесь не вспомнить выражения: Артель атаманом крепка; В гурте и каша лучше естся; В одиночку только с кашей воевать.
Ярко показан процесс слома старых устоев и формирования новых. При этом ценностное ядро народа в целом сохраняется, хотя это не всем нравится. Ниже мы еще обратимся к этой проблематике. Девяностые годы XX века также прошли под знаменем отмены старых (уже «коммунистических») порядков.
Чего стоит только дед Щукарь?! Жизнь его хлещет с самого детства, а он? Живет себе помаленьку и не жалуется… Ему бы горевать, а он веселится. Местами сильно привирает, но чаще отделывается безобидной шуткой. Донцы вообще тонкий юмор любили... Щукарь и «за», и «против», сразу разве разберешь? А если и уловишь его истинные намерения, что толку-то?! С него ведь как с козла молока… Таким какую власть не дай, все худо. Но есть на хуторах и другие – те при любой власти приспособятся, найдут применение своим талантам (одни добьются своего потом и кровью, другие – хитростью, третьи – стукачеством).
Герои произведений М.А. Шолохова не хлеб свой проедают, они все время за что-то бьются. Но за что? За материальные ценности? Нет. Таких персонажей мы встречаем на страницах произведений лауреата Нобелевской премии, но их меньшинство. Может быть, они пребывают в поисках духовности, собственного пути к Богу? Она присутствует практически везде, но сказать, что люди заняты исключительно ее поиском нельзя. Важен не столько результат (он часто недостижим, эфемерен), сколько сам процесс… Дело в том, что суровые условия жизнедеятельности (добывание достаточного количества энергии) не позволяли людям сосредоточится только на душе, так как жизнь от них требовала постоянного и тяжелого физического труда. Не удавалось и полностью обособиться, уйти в материальное. Условия проживания народа, а также наличие постоянной внешней угрозы, заставляли народ объединяться. Потому в процессе движения к Альфе и Омеге, к Богу, нельзя было забывать про личную материальную и общественную базу... Конечно, неоднократно в истории маятник отклонялся то в одну, то в другую сторону, но вскоре возвращался на исходную. Неоднократно провозглашаемый у нас примат материального над всем иным в жизни общества показывал свою несостоятельность, потому от него приходилось полностью либо частично отказываться. Свежий пример – Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 гола N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Документ прямо закрепил приоритет духовного над материальным. Как его обеспечивать в сформировавшихся экономических отношениях? Непростой вопрос, требующий самостоятельного исследования.
Отношения писателя с властью не были простыми. М.А. Шолохов, в целом поддерживая «линию партии», в силу своего характера не мог не обращать внимания руководства страны (включая самого И.В. Сталина) на массовые нарушения законодательства при реализации намеченных планов на местах, на широко расхожее – «лес рубят – щепки летят». Потому он часто был вынужден заступаться за известных ему людей. Несколько раз и его собственная судьба была «на волоске». Но он все равно ставил на вид, писал… Только расположение к нему руководителя государства, в основе которого лежало понимание им роли и значимости писательского труда для страны и общества, либо его личные заслуги перед партией и лично товарищем Сталиным (здесь есть несколько белых пятен), позволили ему избежать ареста и обвинения в тяжком преступлении (в начале, а также в конце тридцатых годов).
Будучи непосредственным участником непростых событий первой половины XX века, писатель сумел отразить патриотизм как сложный и противоречивый концепт. Наиболее ярко он проявился в произведениях М.А. Шолохова о войне. Мотив любви к Родине пронизывает и «Они сражались за Родину», и «Судьбу человека». От людей тогда требовалась готовность отстаивать интересы страны с оружием в руках, если необходимо – то и ценою собственной жизни. Он об этом писал и делал это мастерски. Однако герои его произведений не винтики, не «машины», лишенные душ. От них требовалось оставаться человечными, несмотря на все ужасы войны, совершенные фашистом преступления, которым не могло быть никаких оправданий. Автору удалось показать и душу обычного солдата, и душу человека, находившегося в тылу… Писатель не побоялся затронуть «тяжелую» для власти тему «отступления», тактического проигрыша. Однако неудача в конкретной битве еще не конец… Нужно уметь вовремя признавать свои ошибки (в планировании, ведении боевых действий и др.), делать правильные выводы, сохранять волю к победе… Этим правилом руководствовались и многие наши начальники, и солдаты (будь они в боевом строю или даже в плену).
Следует заметить, что военная проза Шолохова честна, как и большинство его более ранних работ. Она открыла дорогу так называемой «лейтенантской прозе». Бывшим молодым офицерам, прошедшим Великую Отечественную войну, потянувшимся к перу, хотелось выговориться, показать суровую солдатскую, а не рафинированную генеральскую правду… Им удалось возродить традицию изображения войны, окончательно оформившуюся в России в XIX веке (этому способствовали произведения Л.Н. Толстого и ряда других писателей).
Несмотря на критику «сверху» и «сбоку», бывшие фронтовики, а с ними и весь народ, положительно приняли произведения Ю.В. Бондарева, В.В. Быкова, В.О. Богомолова и других видных представителей «лейтенантской прозы».
Можно вспомнить и других писателей, искры творчества которых иногда вспыхивали на небосводе, но не более того… В большинстве своем они уже не достигали, не грели, не цепляли. Менялась эпоха, следовательно, отношение к тому, чем должно заниматься государство... Достаточно вспомнить слабые попытки реанимации деятельности Комиссии ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и международным партийным связям в шестидесятые годы XX века. Потом последовал «застой», за ним – перестройка… Она привела к развалу страны под именем СССР и появлению на ее осколках нескольких стран, в т.ч. Российской Федерации.
В Конституции РФ 1993 года появилась статья 13, согласно которой закреплялось идеологическое многообразие. Более того, появился прямой запрет на установление какой-либо идеологии в качестве обязательной.
Еще до появления Конституции РФ родился Закон РФ от 9 октября 1992 года N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в котором появился ряд положений про все хорошее. Раздел второй его был посвящен правам и свободам человека в области культуры, а третий – правам и свободам народов и иных этнических общностей в области культуры. Обязанности же субъектов и участников правоотношений в сфере культуры где-то затерялись, точнее мы их находим в этом документе, но применительно к обязанностям государства.
А что же писатели – бойцы пера? Им не нашлось места в стране, неуклюже запрыгавшей в лучшее «рыночное будущее», «семью цивилизованных стран».
Образовавшиеся лакуны быстро начала заполнять иностранная литература, а чуть позже – труды условно наших бойцов «невидимого фронта». Почему невидимого? Потому-что никто в новом государстве, стремящемся попасть в «западную» семью, долгое время не видел ни нового фронта, ни диверсантов. Доклады и заметки отдельных экспертов не в счет…
Анализ большинства зарубежных, а также отечественных источников (книги, спектакли, телепередачи и др.), поддерживаемых различного рода грантами, конкурсами, показал, что они в той или иной мере были направлены на решение ряда довольно специфичных задач: формирование «новой нормальности», толерантного отношения к отклонениям от нормы и к явной патологии; приоритет собственного «Я» над обществом и государством (личные интересы превыше всего); стимулирование потребительства; снижение рождаемости; отказ от целеполагания, планирования, совершения активных действий в собственных, а также в общественных и государственных интересах.
Целью реализуемой заинтересованной группой лиц (находящихся как за пределами страны, так и внутри нее) политики стало последовательное ослабление коллективного ментального иммунитета нашего народа. Основной удар наносился по социокультурной (ментальной) идентичности. Заказчикам и спонсорам такой политики было необходимо ослабить коллективный ментальный иммунитет, разрушить ценностное ядро, о котором говорилось выше. За этим должно было последовать переформатирование, «перепрошивка мозгов» нации (в первую очередь, молодежи). В необходимый кукловодам момент должны были начаться бунты, волнения, революции…
Иными словами, пользуясь возникшей в девяностые годы неразберихой, тяжелым положением народа, нашим геополитическим противником (он традиционен, так как интересы и противоречия между странами не только не исчезли, они обострились) была развязана ментальная война. Под такой войной понимают форму агрессии, основной мишенью которой является духовно-мировоззренческая составляющая населения, его ценностное ядро, традиции, нравы.
Основными и вспомогательными театрами военных действий стали: институт семьи (как основной хранитель и транслятор традиционных ценностей, обеспечивающий связь поколений); государственный (русский) язык (размывание корпуса норм, подготовка элиты и народа к принятию иностранного языка в качестве государственного); сфера образования (как основной институт быстрого переформатирования подрастающего поколения, навязывания ему чуждых старшему поколению установок, ценностей); социальные и гуманитарные, а также иные науки (борьба за умы национальной научной интеллигенции); средства массовой информации, сфера культуры (трансляция «новых ценностей», давление на «несогласную» часть населения); традиционные конфессии (ослабление, оттеснение); политические и общественные организации (дискредитация); правоохранительные органы (недоверие, формирование правового нигилизма); общественное здравоохранение (ослабление).
Кроме того, важнейшим театром военных действий стало национальное право и законодательство. Противнику важно не только достичь значимых изменений на поле боя ментальной войны, но и закрепить их, оформить, достичь необратимых изменений в обществе.
На всех театрах военных действий предстоит незамедлительно создавать активную и эффективную оборону. Кроме того, нельзя забывать также о том, что только обороной войны не выигрываются! «Культурный фронт» остро нуждается не только в бойцах слова и пера, но также в спецназе, эффективной разведке и контрразведке. Способность к самоорганизации у нашего народа в целом, а также у части интеллигенции сохранилась, несмотря на наличие у противника и здесь некоторых завоеваний. Дело за государством…
Октябрь, 2024
Свидетельство о публикации №224102600677