Фрустрация через Я всё могу
«Мне всё можно».
«Я всё могу».
«Я всё могу себе позволить».
Особенно часто данные слоганы через Ты: «Давай, Ты всё можешь! Порви их всех!», - используются в коучинговых технологиях, в психологических тренингах по мотивации на развитие, успех, достижения.
Но!..
Вот что-то порой у некоторого (большого) числа участников не срабатывают эти формулы.
Почему так происходит?
Уже не в одной статье я упоминала о том, что получается, или исполняется, или реализуется, или актуализируется именно понятное значение (смысл, содержание), которые вкладываются в те или иные слова (коды, программы), и при этом данное значение соединено с эмоционально-чувственным состоянием.
Каково значение «ВСЁ»?
1 «Всё» в составе элидированной конструкции.
«Всё» в элидированной конструкции, т. е. в той, в которой некоторые элементы были опущены, является местоимением. Эти выпавшие (отсутствующие, элидированные) элементы могли быть выражены разными словами, разными частями речи, например:
Я всё могу.
Я могу всё сделать.
Я могу сделать это, и это, и ещё вот это.
Я всё могу.
Каждый раз, когда я слышу «Я всё могу» мне хочется задать вопросы:
- А «всё», это что именно для Вас?
- Из чего состоит ваше «всё»?
При этом сомнений не возникает, что человек что-то может.
Зато фантазий фрустрирующего характера это «всё» производит в неограниченных объемах.
Если человек бездумно, без осмысления произносит «Я всё могу», то мозг впадает в оцепенение, ухмыляясь:
«Ты-то, возможно, и можешь всё, но я-то не понимаю, что ты хочешь мною мочь, мне ты команду не даешь, мне ты говоришь, что ты не знаешь, что ты хочешь мочь. Поэтому я решаю, что ты ничего не хочешь».
- Я всё могу, - произнесла моя давняя приятельница, которая уже не один год обучается на разного рода курсах по духовности.
- Аа, здорово! Ты уверена, что ты можешь всё? – шутливо спросила я.
- Даа, я всё могу! – глаза её сверкали особенным энтузиазмом.
Мне удалось воздержаться от вопроса о том, не хочется ли перед тем, как фантазировать об иллюзорном обо всём, решить свои давние проблемы, уж если всё можется.
2 «Всё» в качестве существительного
«Всё» как субстантивированное местоимение, т. е. местоимение, которое стало функциональным существительным, благодаря процессу конверсии. Данный случай предполагает переход одной части речи в другую.
«Всё», прошедшее конверсию в существительное, является десемантизированным словом в силу того, что начинает покрывать максимально большой, безграничный объем самых разных значений.
«Я всё могу» чаще всего используется именно как существительное без значения.
По сути «Я всё могу» равнозначно «Я могу». А что именно я могу остается за скобками.
3 «Всё» в качестве десемантизированной лексической единицы
В силу максимального объема понятия «всё» (в качестве функционального существительного) становится десемантизированным словом, формой без значения.
«Я всё могу» слышится как «Я верю, что могу всё, но я не знаю, что такое всё».
По сути, «всё» и «ничего» могут являться контекстуальными синонимами.
«Я всё могу» и «Я ничего не могу» соответствуют таким представлениям о себе, которые крайне далеки от реальности: максимально завышенные представления о себе с всё и максимально заниженные представления о себе с ничего.
При этом, чтобы не видеть себя сквозь призму всего или ничего, требуется серьезная интеллектуальная работа.
В качестве предложений по работе с речью:
- Осмысливать используемые слова и их сочетания, не говорить автоматически.
- Вспоминать время от времени, что есть такое выражение «Думай, прежде чем подумать!». Это про оформление идеи в мысль до артикуляции. И лучше если оно будет осознанным, а не автоматическим.
- Заменять «Я всё могу», например:
Я что-то уже действительно могу.
Я знаю о том, что я могу, а смогу еще больше и лучше.
Я много всего могу, а смогу еще и это.
Я знаю, что мне хочется мочь вот это и это.
В качестве обобщения
Ясное понимание того, что я уже могу, с одной стороны, и уникальных потенциалов индивидуальности, с другой – надежное основание для расширения емкости «я могу», позволяющее идти вперед, раскрываться, развиваться и не оказаться в состояниях, когда между словами и реалиями жизни пропасть недостижимости, неполучения, нереализованности, фрустрации через «Я всё могу».
В качестве эпилога
Сознанию старухи у синего моря соответствовало разбитое корыто.
Она могла захотеть его починить.
Она могла починить его либо сама, либо старика попросить.
Она могла начать стирать одежду рыбаков.
Она могла получить за это вознаграждение.
Она могла сберечь деньги на покупку нового корыта.
Моряки-рыбаки могли подарить ей не одно новое корыто за добрую заботу, за чистую одежду, за приятные, радостные ощущения тела от чистой одежды.
Все это она действительно могла сделать в своей материальной реальности.
Ей захотелось пройти через фрустрацию «Я всё могу хотеть».
Невидимый путь познания, почему я живу с расколотым корытом, зачем мне только оно и так, возможно ли хотеть и мочь иначе, и одновременный видимый путь реально осуществимых действий - это и есть осознанное участие самого человека в создании своей жизни и жизни своей мечты.
Без фрустраций через «Я всё могу».
Свидетельство о публикации №224102600864