За социальную справедливость - нет нацизму!

Московское издательство «Книжный мир» в октябре 2024 года выпустила в свет под эгидой Института европейских исследований книгу «Удерживающие русского зарубежья», являющую собой 366-страничный сборник статей под редакцией Александра Гапоненко и Леонида Мухина.
Из предисловия:
В книге собраны статьи-портреты наших современников, которые за пределами России в условиях жесткого преследования продолжали оставаться носителями русского духа, удерживали окружающих от угрозы утраты идентичности, давали образцы достойного поведения, свободного творчества, независимого мышления, выступали в роли защитников правды и справедливости. Эти люди образуют неотъемлемую часть галереи героев русской нации.
Представлены статьи о более 28 деятелей русских героях из Латвии, Литвы, Эстонии и Украины - современных русских, которые, находясь за пределами России и сталкиваясь с жестоким преследованием, продолжают оставаться носителями русского духа. В ней публикуются истории Дмитрия Скворцова, Валерия Иванова, Димитрия Кленского, Владимира Линдермана, Николая Уварова, Александра Гаврилина и Александра Гапоненко, а также многих других людей, не побоявшихся выступить в роли защитников правды и справедливости. Они демонстрируют образцы достойного поведения, свободного творчества и гуманных справедливых политических убеждений…
Полный текст книги «Удерживающие русского зарубежья» можно прочесть здесь:
https://cloud.mail.ru/public/zynQ/yZL9Kyyg9

Предлагаю публикацию из этой книги, посвящённую истокам моих политических взглядов и деятельности в Социалистическом движении за перестройку в Литве «Венибе-Единство-Едность» в 1988-1991 гг.

ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛКДОВАНИЙ

Валерий ИВАНОВ
МОЯ БОРЬБА С НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКОЙ В ЛИТВЕ
(фото)
Валерий Васильевич Иванов, 1947 года рождения

Ценности, вот, пожалуй, основной мотив моей сознательной жизни, научных философских и исторических изысканий, литературной деятельности, а также их материализация в общественной жизни.
Ценности, не предопределённые врождёнными бессознательными инстинктами и приобретёнными в процессе жизни рефлексами, а те, которые называются духовными. Благодаря этим нравственным ценностям, обретённым знаниями из книг и опытом в жизни в обществе, человек стремится строить свои гуманные отношения среди людей.
Родился я в марте 1947 года, в послевоенном Каунасе, который был временной столицей современного этнополитического государства литовцев в период между двумя мировыми войнами ХХ века. И хотя столица Советской Литвы была перенесена в столицу исторической Литвы Вильну, которая теперь стала Вильнюсом, город жил ещё тем культурным — нравственным наследием, которое несла в себе творческая литовская интеллигенция того, межвоенного периода.
Евреи издревле, со времён средневекового торгового объединения «Ганза», являлись основной действенной силой деловой-экономической жизни города и всей тогдашней Литвы. Несмотря на немецкую оккупацию минувшей войны, убившей 240 тысяч местных иудеев, евреи и после войны были влиятельными деятелями в жизни города. В 1972 году местные евреи начали массово выезжать на постоянное жительство в Израиль. Память прошлого пугала их, и вторая волна эмиграции евреев прошла в конце 80;х годов, во время перестройки в Литве и торжества идей литовских национал-сепаратистов Саюдиса.
Детство и юность мои прошли в самом центре города. В школе, где я учился, около 80;ти процентов учащихся были дети из еврейских семей, поскольку это была единственная русская школа, на месте прежней еврейской, в Старом городе Каунаса — исторической Кавны. Уже в начальных классах школы и я, и мои сверстники, начали ощущать разницу между учениками нашей школы и литовской, которая находилась рядом на той же улице. Помню, как на нас, учеников третьего класса, вышли учащиеся литовской школы, чтобы как;то показать «кто здесь главный». Постояли на улице толпами друг против друга, что;то покричали, и разошлись без «эксцессов», а в голове осталось — «мы» и «они» это не одно и тоже…
Понимание различия между людьми разной национальности в той среде, в которой проходило моё детство и юность, а также моих сверстников: русских, литовцев, евреев, местных поляков и т.;д. — было натуральным. Поскольку религиозные аспекты бытия людей в то время не принимались во внимание ввиду повсеместной политики атеизма, проводимой главой СССР Н.;С.;Хрущёвым, констатация национальных различий между людьми ограничивалась областями языка, культуры общения, быта, пищи, музыки, формы плясок и одежды. Осмысление причин этих различий заставляло много читать и учиться у авторитетных людей. Здесь главное, что различия в национальном бытии каунасцев не вели за собой к открытым социальным антагонистическим действиям между представителями различных этносов. До мая 1972 года, когда 19;летний юноша Ромас Каланта совершил самосожжение в центре Каунаса, город не знал экзальтированных социальных выступлений на национальной и антисоветской почве. В это же время я, студент Варшавского университета, не подал руки президенту США Р.;Никсону, когда он протянул её мне, наклонившись из своего автомобиля к толпе, крайним в которой стоял я, наблюдая за происходящим на площади Победы (Zwyci;stwa) в Варшаве. Миллионы убиенных вьетнамцев не позволили мне этого сделать.
Мои юношеские университеты прошли в Каунасе через среднюю школу, двор, спорт—плавание, фехтование, гонки на водно-моторных скутерах, цех обувной фабрики, где нас учили труду в рамках школьного трудового воспитания, ну и Станцию скорой медицинской помощи города, куда устроился санитаром с мыслью стать врачом, ещё обучаясь в школе. Во время учёбы я часто выступал на школьных концертах — у меня был сильный, звучный голос и к тому же я окончил школу игры на аккордеоне. Поэтому по окончании средней школы мне предложили сдать экзамен для поступления на учёбу по классу вокала в музыкальном училище имени Ю.;Груодиса, затем и в театральную студию при Каунасском музыкальном театре — учился на оперного солиста. Однако, всё это было перечёркнуто повесткой на срочную воинскую службу весной 1966 года, а там: сержантская школа, служба на должности заместителя командира мотострелкового взвода, курсы офицеров запаса, приём в партию и разнарядка от командования дивизии в московский университет для сдачи экзаменов на исторический факультет. После сдачи вступительных экзаменов, на мандатной комиссии мне предложили учёбу за границей —выбрал Польшу и по программе обмена студентами между СССР и Польшей попал в Варшавский университет. Там, кроме учёбы, до защиты магистерской работы в 1973 году по истории польско-литовско-советских отношений сразу после Первой мировой войны, выполнял общественную работу: председатель профсоюза советских студентов, обучающихся в ВУЗах Варшавы, председатель комитета иностранных студентов Варшавского университета, а также по просьбе Посольства СССР участвовал в качестве ведущего лектора в многосерийном цикле телепередач Польского телевидения «Говорим по-русски». После возвращения домой был приглашён в Министерство иностранных дел Литовской ССР. Работал ведущим аналитиком, и в конце 1977 года был командирован на работу в Польшу. По возвращении в Литву, секретарь ЦК Компартии Литвы, направил меня на идеологическую работу в общество «Знание». В это время я окончил докторантуру при Институте истории Академии наук Литовской ССР и подготовил докторскую монографию по истории формирования этнополитического государства литовцев в 1919 –1941 годах, которая вышла 4;томным книжным изданием: «De jure и de facto».
После секретной встречи Генерального секретаря ЦК КПСС М.;Горбачёва с Президентом США Р.;Рейганом 28 октября 1986 года в Рейкьявике, в СССР началась «перестройка». Целью этой политической компании было свёртывание социалистических основ общественных отношений, возрождение капитализма, в основе которого лежала частная нажива посредством эксплуатации рабочего труда владельцами капиталов. Предприятия начали массово выводиться из общенародного, государственного пользования и передавались в частные руки. Осуществлялась массовая приватизация государственных предприятий. Второй важнейшей задачей «перестройки» было разрушение СССР посредством разжигания межнациональной розни между гражданами союзных национальных республик и разведение их «по национальным квартирам». В результате 6 сентября 1991 года, исполняя третий пункт названных переговоров в Рейкьявике, три союзные Прибалтийские советские республики — Литва, Латвия и Эстония, — указом президента СССР М.;Горбачёва были выведены из состава СССР. Затем, в декабре 1991 года последовали РСФСР, Украина, Белоруссия и т.;д.
Литовская ССР была не первой союзной национальной социалистической республикой, где капиталистическая перестройка, проводимая руководством ЦК КПСС в опоре на разжигание межэтнических страстей на местах, привела к столкновениям на межнациональной почве: Казахская ССР — 1987 год, Киргизская ССР — 1988 год, Грузинская ССР — 1989 год, Азербайджанская ССР —1990 год и наконец Литовская ССР—1991 год. Трагические январские события в Вильнюсе, были инспирированы и организованы из Москвы в том числе посылкой в Вильнюс крупных вооружённых сил якобы для защиты здешнего телецентра от национал-сепаратистов Саюдиса, с руководством которого секретарь ЦК КПСС А.;Яковлев имел тесные связи. В результате воины Советской армии были бездоказательно обвинены в гибели мирных граждан. Тем самым были публично дискредитированы вооружённые силы СССР, хотя до сих пор конкретно в протоколах расследования событий той ночи в Вильнюсе, которое вели прокуратуры СССР и Литвы, не указано ни одно имя военнослужащего СА, от непосредственных действий которого погиб конкретный человек около вильнюсской телебашни и в здании телерадиокомитета.
Общественная организация Социалистическое движение за перестройку в Литве «Венибе-Единство-Едность», начала свою деятельность уже после съезда национал-сепаратистов Саюдиса в октябре 1988 года. Инициативная группа СДПЛ «Венибе-Единство-Едность» собралась 3  ноября 1988 года в клубе «Заря» вильнюсского Завода радиоизмерительных приборов и оформилась на основе Устава и программы действий принятых на съездах участников организации весной 1989 года.
Организация была зарегистрирована Советом министров Литовской ССР.
Изначально мне было поручено формирование местных действенных подразделений организации и проведение общественной работы среди людей, которые придерживались интернациональных политических воззрений, выступали за сохранение социалистических принципов построения общества в Литве. Коммунисты на местах были весьма важной опорой в этой работе, что позволило сплотить в ряды СДПЛ «Венибе-Единство-Едность» тысячи людей по всей республике: рабочих, служащих, колхозников, учёных и т.;д. Мой жизненный опыт, высшее историческое и философское образование, знание и понимание культурных ценностей бытия людей, помогали мне в этой работе. Также опыт аналитической и политической работы, приобретённый во время работы в МИД Литовской ССР и за рубежом, в Польше, когда там осенью 1979 года после избрания польского кардинала К.;Войтылы Римским папой, ставшим Иоанном-Павлом II, было сформировано анти-социалистическое движение «Солидарность», показали мне методы современной общественной политической деятельности. Поэтому в условиях официально объявленной в стране М.;Горбачёвым в конце 1987 года «перестройки», уже в начале 1989 года наша организация интернационалистов быстро приобрела значимый вес и авторитет среди всех местных коренных жителей исторической Литвы.
Изначально граждане Советской Литвы не смогли понять провозглашение саюдистами верховенства литовского языка над языками других здешних этносов. Первый многотысячный митинг, организованный СДПЛ «Венибе-Единство-Едность» 12 февраля 1989 года собрал около Дворца спорта 100 тысяч жителей литовской столицы и прошёл под лозунгами равенства всех местных языков и сохранения основ социалистического строя в республике, недопущении реставрации капитализма. Тем самым, был надломлен миф, раскрученный литовскими СМИ, о всесторонней поддержке литовцами Саюдиса, который к тому времени по указке ЦК КПСС поддержало тогдашнее руководство Компартии Литвы.
Поэтому националистическая идеологическая машина начала набирать обороты по дискредитации нашей интернациональной организации. Атаки на наше интердвижение со стороны государственных органов власти Литовской ССР постоянно нарастали. Особенно они усилились после того, как в декабре 1989 года на ХХ съезде Компартии Литвы произошёл её раскол. Руководимая первым секретарём прежнего ЦК этой компартии А.;Бразаускасом большая часть её руководства вышла из состава Коммунистической партии Советского Союза. В то время в республике насчитывалось около 200 тысяч членов компартии Литвы.
Руководящий Совет СДПЛ «Венибе-Единство-Едность» и я, как лидер организации, в своей деятельности использовали только легальные, ненасильственные методы политической борьбы: собрания, беседы с членами организации на местах, в рабочих коллективах, митинги, пикеты, забастовки, листовки, печатные издания, в том числе регулярно выходящую большим тиражом газету «Венибе-Единств-Едность», принимали участие и осуществляли поддержку кандидатов в выборные органы власти на местном и республиканском уровне. Была создана видео-группа «Единство», трансляции программ которой проводилась и на базе Вильнюсского телерадиоцентра. Не было никаких дружинников или каких;либо отрядов для поддержания порядка во время публичных акций, проводимых нашей организацией. Для этого существовала официально действующая государственная милиция.
В течение трёх лет своей легальной публичной деятельности СДПЛ «Венибе-Единство-Едность» провела десятки митингов, собраний, забастовок и прочих акций с целью реализации тех задач, которые были объявлены в её уставе и программе. Здесь необходимо подчеркнуть, что после раскола на ХХ съезде Компартии Литвы, часть литовских коммунистов, уйдя из зала заседаний раскольников на названном ХХ съезде, образовала свой Центральный Комитет во главе с профессором Миколасом Бурокявичюсом, который в своей деятельности остался на «платформе КПСС». Однако, вплоть до январских событий 1991 года в Вильнюсе этот ЦК, видимо исполняя негласные инструкции ЦК КПСС, не поддерживал связи с СДПЛ «Венибе-Единство-Едность».
Вход в здание ЦК Компартии Литвы членам нашей организации был закрыт. Только после январских событий, ЦК Компартии Литвы на платформе КПСС разрешило мне и нашим товарищам входить к ним в кабинеты с целью организации взаимного сотрудничества. До этого, члены нашей организации были более года гонимы со стороны руководства Саюдиса и «коммунистов-платформистов».
Ценности «перестройки» — свобода, демократия, независимость, личная творческая инициатива людей, — транслируемые руководством СССР и Литовской ССР гражданам республики, опирались на ложные идеологические тезисы. Политика этнического сепаратизма литовцев в отношении других коренных этносов Литвы теперь проводилась властными представителями этого этноса в опоре на ложное представление о национальном государственном наследии только литовского этноса. Литовское национальное государство со своими границами и экономикой образовалось лишь в 1920 году.
Такая узурпация национальных приоритетов на искажённом представлении об истории Литвы побуждала националистические настроения и вела к расколу социалистического—интернационального мира, с его изначальным стремлением к социальной справедливости в некапиталистическом—бесклассовом обществе. Литовская ССР, как и другие союзные республики СССР, получала миллиардные безвозмездные дотации на развитие экономики, культуры, науки, образования и социальные преобразования. За годы советской власти руководству Литвы было передано более 40 миллиардов рублей (когда доллар США стоил 60 копеек). Промышленность строилась и создавалась на основе действовавших в СССР советских стандартов (ГОСТ), и питали её энергоносители из Сибири. Сбыт товаров народного потребления и сельского хозяйства полностью обеспечивался огромным рынком страны советов.
Деятельность СДПЛ «Венибе-Единство-Едность» была направлена именно на разъяснение людям сути происходящего с целью направить процесс перестройки в республике на путь конструктивных преобразований общественных отношений и гарантирования роста народного благосостояния.
Переустройство государственных органов власти виделось на основе многопартийности, с образованием системы народного представительства — советов: народного, национального и общин, — каждый из которых вырабатывал бы юридические акты в сфере обеспечения интересов, как общегосударственных, так и социальных групп, а также трудовых, общественных и политических организаций, в опоре на консультативные институции: академию наук, арбитраж и силовое ведомство, при верховной президентской власти, обеспечивающей системное сотрудничество названных структур власти и их публичное представительство. Все эти принципы власти были описаны мною в публикации «Современная Утопия».
Слово «утопия» было включено в название этого теоретического материала в связи с пониманием невозможности реализации этих принципов во времена, когда правящая политическая и административная верхушка страны проводила совершенно иную политику, которая привела к развалу страны и смене социального государственного строя.
Люди СДПЛ «Венибе-Единство-Едность», понимая всё происходящее, пытались опереться и на поддержку интернациональных общественных организаций: в Эстонии — Интерфронт — руководитель Евгений Коган; в Латвии Интердвижение — Виктор Алкснис; в Ленинграде Объединённый Фронт трудящихся — Виктор Тюлькин. Помогли мы формировать интердвижение Молдавии «Унитате-Единство».
Нашу организацию регулярно посещали иностранные журналисты Польши, Франции, Дании и  других стран. Однако официальные средства СМИ России в упор не желали видеть нас. А местные литовские СМИ, вынужденные соотносится с проводимыми нами массовыми мероприятиями на территории республики, всячески извращали их содержательную суть, представляя нас, как «сталинистов» и «консерваторов», не желавших «независимости Литвы» и «торжества демократии».
После того как Генеральный секретарь ЦК КПСС М.;Горбачёв допустил, в нарушение Устава партии, выход ЦК Компартии Литвы из состава КПСС и приехал в Вильнюс в январе 1990 года, мы устроили ему тест на приверженность коммунистическим идеалам. Зная, что состоится возложение цветов к памятнику В.;И.;Ленина, члены СДПЛ «Венибе-Единство-Едность» выстроились вплотную слева у трибуны с корреспондентами, поставленной напротив памятника у здания Консерватории. Дал одному из рабочих флагшток с красным знаменем, которое он поднял над толпой. Возвращаясь от памятника В.;И.;Ленину;М.;Горбачёв и А.;Бразаускас направились к трибуне, но Генеральный ЦК КПСС,  увидев красное знамя в среде рабочих, резко свернул вправо и направился беседовать с корреспондентами. Я внимательно следил за поведением М.;Горбачёва, его взглядом, и всё понял в этот момент для себя — кто такой на самом деле Генеральный Секретарь ЦК КПСС М.;Горбачёв. Через два месяца в республике на основании Конституции Литовской ССР были проведены выборы в Верховный Совет Советской Литвы. Избранные в него депутаты приняли в ночь на 11 марта 1990 года решение о выходе  Литвы из состава СССР и восстановлении действия Конституции Литовской республики 1938 года. Депутаты не самораспустившегося Верховного Совета, теперь Сейма, продолжили как ни в чём не бывало свою работу по развалу СССР и в Москве, куда выезжали на Съезд народных депутатов СССР.
После затеянного М.;Горбачёвым в августе 1991  года псевдо-путча ГКЧП СССР, по лекалам «Корниловского путча» августа 1917 года, давшего возможность прийти к власти в России большевикам, советского государства не стало. В Литве, да и во всех бывших социалистических прибалтийских республиках начались массовые репрессии над сторонниками советской власти и противниками реставрированного капиталистического строя — власти больших международных финансовых капиталов с полной утерей странами своего государственного суверенитета. Два срока, всего 4 года, по абсурдным обвинениям, подвергаясь физическим истязаниям, отбыл в тюрьмах Литвы усиленного и строгого режима. А всего меня судили по политическим мотивам 5 раз. Сейчас судят за то, что действенно поддержал Международный форум добрососедства Литвы: лишили вида на жительства, медицинского обслуживания и объявили о депортации меня из страны по окончании судебного разбирательства по данному делу.
В то же время с 2006 году я веду общественно полезную культурную просветительскую работу, являясь председателем Союза русских литераторов и художников «РАРОГ» (Литва). В качестве главного редактора в течение 15-ти лет издаю интернет-журнал нашей организации, публикуя в нём произведения литераторов и репродукции работ наших художников, а также и свои статьи по истории, философии, искусствоведению.

Книга Удерживающие» русского зарубежья, Москва. Изд. «Книжный мир», стр. 233-246.

Валерий Васильевич Иванов, 21 июня 2024 года.
……………………………………………………………………………………………………..


Рецензии