***
Кто выводит солнце и кто за ним следует? Кто ведет его к закату и на чем оно покоится?
Юдхиштхира сказал:
Брахма выводит солнце, за ним следуют боги. Дхарма ведет его к закату, покоится оно на истине.
Якша сказал:
Как стать знатоком Вед? Как постигается великое? Как обрести сподвижника? Как, о царь, черпается мудрость?
Юдхиштхира сказал:
Изучением Вед достигается их познание. Подвижничеством постигается великое. Стойкостью обретают сподвижника. В почитании старших черпается мудрость.
Якша сказал:
Что есть святыня для брахманов? В чем их дхарма, как и других праведников? Что им свойственно, как и прочим людям? Что равняет их с нечестивыми?
Юдхиштхира сказал:
Чтение Вед – их святыня, подвижничество – их дхарма, как и других праведников. Смертны они, как и прочие люди, а злословие равняет их с нечестивыми.
Якша сказал:
Что есть святыня для кшатриев, в чем их дхарма, как и других праведников? Что им свойственно, как и прочим людям? Что равняет их с нечестивыми?
Юдхиштхира сказал:
Стрелы и оружие – их святыня, принесение жертв для них то же, что и для других праведников. Они подвержены страху, как и прочие люди. Отступничество равняет их с нечестивыми.
Якша сказал:
Что единственное есть саман жертвоприношения? Что единственное есть яджус жертвоприношения? Что единственное прерывает жертвоприношение, без чего жертвоприношение не обходится?
Юдхиштхира сказал:
Прана есть саман жертвоприношения, ум есть яджус жертвоприношения. Речь одна прерывает жертвоприношение, без нее жертвоприношение не обходится.
Якша сказал:
Что лучшее из того, что падает (с небес)? Что лучшее из того, что попадет (в землю)? Что (лучшее) из стоящего? Кто лучший из тех, что владеют словом?
Юдхиштхира сказал:
Дождь – лучшее из того, что падает (с небес), семя – лучшее из того, что попадает (в землю). Корова – лучшее из стоящего, сын – лучший из тех, что владеют словом.
Якша сказал:
Кто из воспринимающих объекты чувств и наделенных разумом, даже если он почитаем в мире и ценим всеми существами, только дышит, но не живет?
Юдхиштхира сказал:
Тот, кто не приносит дары пятерым – богам, гостям, слугам, усопшим предкам и Атману, только дышит, но не живет.
Махабхарата, Араньякапарва гл. 297,
Свидетельство о публикации №224102701200