Через Камчатку роман 39
Хлопнула дверь.
В келью вкатилась маленькая круглолицая девушка в чем-то длинном и сером.
Свежий ветер ворвался за ней в комнату.
Резей вдохнул этот морозец и … проснулся.
- Опять без Исусовой молитвы заскочила. - Бормотала девушка. - Прознает матушка Благочинная, задаст. Опять же, на исповеди ничего не скроешь. И хотела бы, да нельзя. Господь все видит, все знает.
На некрашеный табурет перед кроватью она поставила деревянную миску с кашей.
Каша пахла одуряюше.
- Погодь. Счас супчику принесу. – Щебетала девчушка.
Раздвинула занавески на окошке и вылетела в дверь.
В печке весело потрескивали дрова, за окном голубел рассвет.
Резей шевельнулся, резкая боль пронзила тело.
В глазах потемнело, в этой темноте поплыли красные круги, их догоняли белые и зеленые.
Вернулась давешняя девушка с миской супа.
Но сразу кормить Резея она не стала.
Присела на скамеечку у постели больного и принялась умывать его теплой водой с травами из деревянной лоханки.
- Теперешний день дороже всех других. Придет матушка Мария, лекарница наша, живо вас на ноги поставит. – Говорила она.
В помещение вошла другая монахиня, значительно старше.
Перекрестилась, творя молитву.
Поклонилась, покосилась на сидящую.
Та усердно терла руку больному.
Резей прикрыл глаза.
- Сестра Ненила. Вынюхивает что-то. - Шепнула она.
Сестра Ненила направилась к печи.
- Что ты ему там шепчешь? Не слышит он.
- Как же не слышит? Очень даже слышит. Это ничего не значит, что он в беспамятстве. Душа, она завсегда бодрствует.
- Слышу я все. – Сказал Резей. – И даже вижу.
Старая монахиня поджала губы, отвернулась к печи.
Разворошила в печке угольки.
Подбросила щепок, поставила на печь посудину, что принесла с собой.
Младшая старалась сохранить строгий вид.
Вознесла глаза к потолку, шептала молитву, все терла покрасневшую руку Резея мокрой тряпицей.
Глаза ее блуждали по потолочным доскам и губы невольно растягивались в улыбку.
Резей забрал руку, подставил другую.
Он наблюдал за обеими с нескрываемым любопытством.
Сроду он не общался с монастырскими, а тут еще в обитель завалился, да в женскую.
Мужики, завидуйте!
- Пришла! Пришла матушка! - Шелестом пронеслось по двору.
В комнату вошла монахиня, высокая и стройная.
На бледном лице ее только и чернели глаза да брови дугами.
Из-за темных длинных одежд возраст ее был совершенно непонятен.
Ей можно было дать и двадцать пять лет, и все пятьдесят - тоже.
Ненила шепнула что-то молоденькой монахине и та ушла в дальний угол, за печь.
Высокая монахиня быстро подошла к Резею, откинула одеяло чуть ниже пояса, подняла рубаху и стала внимательно осматривать тело.
Тонкими сильными пальцами помяла впалый живот.
Достала из одежд фанерный ящичек, вынула коробочки и бутылочки со снадобьями.
Велела подать сосуд с горячей водой.
Открытую рану на руке у локтя посыпала порошком, перевязала смоченной в пахучем травяном растворе повязкой.
Синяки смазала сладко пахнущей мазью, перебинтовала.
В алюминиевый ковшик бросала травы и порошки.
Трясла над ним бутылочками.
Шептала.
Крестилась медленно.
Велела глотать горькое варево.
Поклонилась иконам, перекрестясь широко, и удалилась.
За ней вышла и сердитая монахиня Ненила.
- Матушка! – Глаза девчушки восторженно сияли.
Она принялась кормить гостя супом.
Через минуту Резей решил, что мать Мария ему привиделась.
Юная Полина оказалась вовсе не монахиней, а послушницей.
Была она из многодетной семьи с севера Камчатки, аж из Хаилино.
Очень подвижная и словоохотливая, она мечтала о пострижении, старалась следовать сестринским наставленьям, твердила монастырский Устав.
Но чрезвычайная живость и неистребимое любопытство ко всему вставали преградой на ее пути к мечте.
Она обрадовалась появлению нового человека в монастыре.
Ее совершенно не заботило, что страдалец – посторонний мужчина, и в женском монастыре лицо абсолютно нежелательное.
Она самозабвенно ухаживала за ним и днем и ночью.
Меняла повязки, варила травяные настои по указу матушки-настоятельницы, читала молитвы о выздоровлении. Развлекала гостя светскими беседами.
Матушка – настоятельница и сестра благочинная считают, что она еще не готова к принятию схимы.
А она старается, очень старается.
Сейчас она дежурит у его постели.
И если бы матушка-настоятельница приказала сестре Нениле или сестре Рафаиле ухаживать за ним, она все равно настояла бы на этом послушании.
Она знает, так лучше.
Сестра Ненила слаба здоровьем и руки у нее слабые.
А сестра Рафаила скора, и сидеть на одном месте ей тягостно.
Зачем человекам мучиться? А она молодая, крепкая.
Избитое тело болело.
Резей плохо соображал сейчас, но понимал одно: эта веселая маленькая девочка пока не монахиня, но очень хочет стать ею.
И еще, ее прохладные пальчики обладали необъяснимой чудодейственной силой.
Стоило им слегка коснуться ноющей спины или ободранного локтя, боль тотчас же уменьшалась, утихала.
Вечерами Полина дежурила у его постели, вслух читала перед свечой монастырский Устав: «Входить в чужую келию следует с молитвой: "Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас",— и только тогда входить, когда будет получен ответ: "Аминь".
- Очень строго все должно быть. – Рассуждала Полина. – У меня не получается.
На третий день Резей встал.
Постоял у постели и рухнул.
Ноги совершенно не держали его.
Опять пришла матушка, смотрела руки-ноги, неслышно давала указания послушнице.
Резей все старался поймать взгляд ее.
Стоящая в изголовье Полина успела шепнуть:
- Не смотрите в глазаматушке. Осердится.
Резей не понимал, почему красивая матушка должна на него сердиться, когда ему лучше и мир прекрасен.
Он поманил пальцем послушницу, не спуская глаз с лекарницы:
- А матушке разве можно сердиться?
Послушница часто-часто заморгала ресницами, и уставила взгляд на Резея.
Тот улыбнулся.
- Разве можно так смотреть?
Личико ее мгновенно запунцовело, она низко склонила голову.
Матушка даже не взглянула в их сторону.
Сделала свое дело и растаяла в дверном проеме, как обычно.
Резей отлеживался, осматривался.
Через неделю он мог самостоятельно выходить во двор.
Но сидеть долго на крыльце ему не позволяли.
Дни стали гораздо прохладными, и матушка боялась воспаления легких у ослабленного путешествиями гостя.
Изредка заходил батюшка Зосима.
Интересовался состоянием здоровья его.
Причащал и исповедывал.
Спрашивал о матери.
Оказывается, знавал он по молодости и мать Резея и отца его.
- Совсем недавно видел мать твою в Усть-Камчатской церкви, – говорил отец Зосима.
- Где? Она уехала отсюда лет пять уж как.
- А вот лет пять назад и видел. Поседела вся, сморщилась А ведь не старая. Сколько ей?
- Много.
Он ожидал упрека. Но батюшка улыбнулся только.
- В тайге-то ты зачем? Заблудился?
Пришло вкратце обрисовать суть их вояжа по сопкам.
Внимательно выслушав, батюшка вздохнул.
- Злато. Все зло от него. Все тяготы мира.
- Какое там злато! Деньги – вот причина.
- Я и говорю: злато. Управляют человеками страсти. Чем мельче душа, тем сильнее страсть.
- Какая страсть?
- Всякая. Пагубная. Страсть обогатиться. Всего много и сразу. Но особенно страсть властвовать. Управлять умами и душами. О, власть! Она так коварна, даже самая небольшая. Она опьяняет. Она кружит голову. От высоты и кажущейся безнаказанности. Губит она и одержимого ею. И тех, кто рядом. И не рядом - тоже.
- Батюшка, вы – анархист? - Резей приподнялся на подушке. – Государства нет без власти. И церкви, кстати, тоже. А Божья власть?
Отец Зосима низко склонился и зашептал прямо в ухо собеседнику:
- Сам так думаю с недавнего времени. – Он выпрямился. – Собственными крамольными размышлениями дошел до мысли такой - всякая власть есть насилие. А, следовательно – преступление. Государство преступно в основе своей. Его силовые институты – инструменты подавления граждан собственных, и ни что иное. И не важно, кто правит. И с какими идеями. И как это обзывается. Как известно, дорога в ад выстлана благими намерениями. Любое благое намерение, приводимое в жизнь властью посредством граждан, есть насилие. Государство должно отмереть. Я многого не знаю, глобализация торговли и производства, банковые спекуляции. Мне это и не нужно.
Но я знаю одну истину. Толпой, людьми не станет командовать человек умный, тонкой душевной организации. Личность, осознающая другого, как самого себя, понимающая или старающаяся понять другую личность. А рвется к власти грубый невежа, способный оскорбить и унизить, растоптать ближнего. Этот невежа на все способен ради денег и власти. Случись, он по трупам пойдет. Долго не размышляет. В истории это сплошь и рядом.
- Читал я что-то такое давно такое у Кропоткина. Или Бакунина? - Произнес Резей.
- В монастырской библиотеке таких книг нет. – Вздохнул отец Зосима.
- А интернет?
- В тайге?
Они помолчали.
- А вообще, если хочешь оставаться счастливым, закрой один глаз на все, что происходит вокруг. – Отец Зосима встал.
- Кто это сказал?
- Люди. Человеки.
Отец Зосима ушел.
Резей в одиночестве долго раздумывал над услышанным.
Сам он не знал, согласен ли он с теорией батюшки или думает иначе?
Вспомнил болото, скитания по сопкам с друзьями и решил: от того, подумает ли он так или иначе – ничто в мире не изменится.
Однажды он проснулся с неясным желанием
«чего-то большого и светлого».
Когда до него дошло, что он вновь впадает в свое обычное состояние, радости не было предела - он явно выздоравливал.
Оказывается, человек может обходиться без многих, очень многих вещей.
Для Резея это было воистину открытие.
Все, что нужно для жизни, монашки производили сами.
Монастырь в сопках обосновался не так давно.
Над входом в каждый домик-келию - крест.
Сквозь еловые ветки проглядывала невысокая деревянная церковь.
В обители молились, читали и переписывали старинные книги, вышивали, писали иконы – жили всем тем, чем обыкновенно жив монастырь.
Несколько начатых построек успело зарасти высокой травой.
Деньги появлялись здесь нечасто и немного.
Монастырь держал небольшое стадо коров, несколько лошадей и пасеку.
Потому свое молоко, творог со сметаной в непостные дни был обыкновением на сестринском столе.
Пчелы снабжали их медом.
Монастырской пасекой заведовал отец Зосима.
Хлеб пекли сами.
А по праздникам делали пироги, и даже торты с пирожными.
Грибами и ягодами благословлял их щедрый камчатский лес, а ближнее озеро и река – рыбой.
Аккуратность и добротность, с которыми монахини устроили свой лесной быт, позволяли не только сносно выживать в суровых условиях камчатской тайги, но время от времени радовать себя приятными излишествами.
Работали сестры от темна до темна, тяжело, но с молитвою.
Как доставалось монастырю его благополучие, Резей видел по красной растрескавшейся коже рук сестер, по обветренным загорелым личикам. По изношенной выцветшей рабочей одежде.
Свидетельство о публикации №224102701259