Суть вещей на примере товарного фетишизма

«В условиях товарного производства, основанного на частной собственности на средства производства, общественная связь между людьми, существующая в процессе производства, проявляется лишь через посредство обмена вещами–товарами. Судьба товаропроизводителей оказывается тесно связанной с судьбой созданных ими вещей–товаров. Цены на товары непрерывно меняются независимо от воли и сознания людей, а между тем уровень цен является нередко вопросом жизни и смерти для товаропроизводителей.

Отношения вещей маскируют общественные отношения людей. Так, стоимость товара выражает общественное отношение между товаропроизводителями, а представляется она таким же естественным свойством товара, как, скажем, его цвет или вес.
Таким образом, в товарном хозяйстве, основанном на частной собственности, производственные отношения людей неизбежно выступают как отношения между вещами-товарами. В этом овеществлении производственных отношений и заключается свойственный товарному производству товарный фетишизм.

Особенно ярко товарный фетишизм обнаруживается в деньгах. В товарном хозяйстве
деньги являются огромной силой, дающей власть над людьми. На деньги всё можно купить. Создаётся видимость, будто эта способность всё покупать есть природное свойство золота, а между тем в действительности она является результатом определённых общественных отношений.

Товарный фетишизм имеет глубокие корни в товарном производстве, где труд
товаропроизводителя непосредственно выступает как труд частный и его общественный
характер проявляется лишь в обмене товарами. Только с уничтожением частной собственности на средства производства исчезает и товарный фетишизм.»

(«Политическая экономия», учебник.  К. В. Островитянов, Д. Т. Шепилов, Л. А. Леонтьев, И. Д. Лаптев И., И. Кузьминов, Л. М. Гатовский.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И3ДAТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКВА — 1954
с. 55)

Прежде чем разбираться со свойствами людей, давайте попробуем разобраться со свойствами вещей неодушевленных. Поскольку с людьми и животными ситуация сложнее.

Свойства вещей кажутся присущими этим вещам самим по себе ровно постольку, поскольку наблюдатель не знает и не понимает процессов, в результате которых он получает в своем восприятии наблюдаемую вещь.

Мы, люди, особо не занимающиеся исследованиями собственной природы и природы вещей, сами для себя и для других в действительности являемся некими черными ящиками. Вещи, которые мы наблюдаем, существуют для нас сами по себе, и свойства этих вещей , естественно, кажутся нам неотъемлемыми свойствами этих вещей, не зависящими от условий и от нас.

Но стоит произойти изменению неких ключевых условий, которые обычно остаются неизменными и оттого практически незаметными, как для нас открывается возможность понять то, что я называю  «обстоятельством первого уровня» — привычные свойства привычных вещей зависят от определенных условий, некоторые относятся к окружающей действительности, а другие относятся к самим наблюдателям.

Так, например, в сумерках, при отсутствии дополнительных источников освещения, все автомобили на улице, которые днем были разноцветными, становятся серыми. Или, к примеру, привычные бумажные или даже металлические деньги во время войны, внутри замкнутой зоны продолжительных боевых действий, зачастую перестают быть деньгами и теряют всякую ценность. Роль денег выполняют патроны, медикаменты, не скоропортящиеся продукты питания и тому подобное. Это примеры условий, относящихся к окружающей действительности.

Для дальтоника может вообще не быть никаких цветов. А для термонестезика, то есть человека, который, в следствии неисправности соответствующих систем организма, совершенно не чувствует тепла и холода, соответственно, нет холода и тепла. Это примеры условий, которые относятся к самим наблюдателям.

Вернемся к понятию товарного фетишизма. Оно оказалось полезно для иллюстрации того, как получаются свойства вещей.

В указанном выше фрагменте из советского учебника по политической экономии можно найти, что «стоимость товара выражает общественное отношение между товаропроизводителями, а представляется она таким же естественным свойством товара, как, скажем, его цвет или вес».

В данном аспекте важно иметь ввиду личную волю человека и того, что можно считать неким общественным договором, который, возможно, был заключен еще до появления на свет конкретного человека, но при этом вполне распространяется на него, независимо от степени и качества понимания им происходящего.

В случае товарного фетишизма обратим внимание именно на то обстоятельство, что сам процесс образования стоимости товаров для большинства тех, кто эти товары в итоге покупает, остается закрытым процессом. (Поскольку средства производства находятся в частной собственности, а следовательно, процессы и денежные потоки внутри организации открыты для внешнего наблюдателя настолько, насколько их открывают собственники, откуда идет термин «коммерческая тайна».)

Тут я и провожу аналогию со свойствами вещей вообще. Точнее, пример товарного фетишизма — это частный случай некой масштабной закономерности: при условии закрытости, то есть неизвестности для наблюдателя, ключевых процессов, обуславливающих то, что он в итоге наблюдает, свойства вещей приписываются исключительно самим этим вещам. Т.е. условия наблюдения, внешние и внутренние, как правило игнорируются, не принимаются во внимание.

При этом, поскольку я разделил условия наблюдения на внешние, т. е. присущие окружающему миру, и внутренние, т. е. присущие самому наблюдателю, то, соотвественно и закрытость процессов может быть двух типов —  внешняя и внутренняя. Причем они связаны и влияют друг на друга.

С внешней закрытостью процессов понятно, это, например, высокий забор вокруг дома, из-за которого человек с улицы не может видеть того, что происходит во дворе. Внутренняя же закрытость — это гораздо более интересное явление.

В плане внутренней закрытости, то есть внутренних блокировок наблюдения и понимания некоторых вещей и аспектов, психика и мозг человека могут выполнять такие кульбиты, что и не снились нашим мудрецам.

К примеру, так называемая компартментализация, т.е. "форма психологической защиты, при которой мысли и чувства, которые кажутся противоречащими друг другу, отделяются или изолируются друг от друга в сознании человека... цель данного метода - избежать когнитивного диссонанса, или психологического дискомфорта и тревоги, вызванных наличием у человека противоречивых ценностей, представлений, эмоций, убеждений и т.д...".


Рецензии