Гераклит Мрачный

Гераклитовское "все течет" говорит о том, что все постоянно меняется. Рождается, развивается, изменяется, гибнет. Прежде всего это относится к чувственно воспринимаемому опыту.

Причиной текучести является излишнее доверие к чувственно-воспринимаемому опыту и недостаток в развитии истинного мышления.

Логос, по Гераклиту, это истина. Он определяет его как божественный голос. В этом смысле фраза "вначале было Слово" на греческом это "вначале был Логос".

Космос, по Гераклиту, это все, что нас окружает, и это все подвластно божественному голосу (Логосу). В некотором смысле, мы можем стать едиными с космосом и Логосом, который правит в нем, "приобщиться" к нему.

"У бодрствующих единый космос, единый мир, а у не мыслящих (спящих), у каждого свой, каждый видит свои сны". Сны как призрачный мир обыденного сознания, о котором говорил Парменид. Тогда как Логос един для всех.

Отсюда различие истины и заблуждения обусловлено причастностью или непричастность к Логосу.

Почему "все течет"? Почему есть возникновение и исчезновение? Почему бытие становится небытием и наоборот? По Гераклиту - потому что Логос это единство бытия и небытия. И, в отличие от Парменида, у которого "бытие есть", для Гераклита небытие тоже есть.

"Путь вверх и путь вниз один и тот же". Разделение единого на многое путем вражды и соединение многого в единое путем любви есть одно. Этим метаморфозам Гераклит дал образ огня.

Душа - вместилище Логоса. Если наполняется им, то становится вечной, как истина, если нет в душе Логоса, то исчезает в небытии.


Рецензии