Влияние чужеродных имен на ментальность народа
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Древние славяне и русы давали детям имена - обереги которые: «Могли уберечь от болезни, хищного зверя, принести счастье. Некоторые племена нарекали младшее поколение двумя прозвищами: одно сообщалось всем, второе, личное — хранилось в тайне. Это делали для того, чтобы защитить ребенка от злых духов. Древнеславянские имена, дошедшие до наших дней, можно угадать интуитивно. Они похожи на добрые пожелания, несут в себе позитивное начало. Их значение понятно … Такие имена содержат в себе корень «миро», «слав», «волод», «свято», «рад», «люб» и другие. Например, Всеволод, Вячеслав, Владислава, Любава. («Покровительство и защита: как наши предки давали детям имена на Руси»
В книге Германа Владимировича Смирнова «Мы сами вылитая Русь» в статье «Имени сладостный дар» подмечено, что: «В пантеоне русских имен практически нет имен, оправдывающих отрицательные черты человеческого характера – злобу, зависть, жестокость, себялюбие, лень..»
Но с принятием христианства на Руси все изменилось детям стали давать имена при рождении по святцам в честь святых, чем был нанесен большой удар по древним именам наших предков. Имена – это память о предках. Детей до сих пор называют в честь родителей, дедов, прадедов.а вместе с тем и по историческим названиям, населенных пунктов, урочищ, пустошей.
В книге писателя Льва Боброва «Расставляем точки над буквой Ё» отмечено: «В святцах женских славянских имён менее десятка, 140 обрусевших греческих, 40 латинских, 20 еврейских. Мужских славянских имён около 20, греческих 440 и 160 еврейских». Древние русские имена, имена простолюдинов стёрты. В то же время у славянских народов Европы – сербов, чехов, словаков, словен, болгар, поляков – древние имена сохранились. Вслушайтесь, вчитайтесь в славянские имена наших предков. Имя Осмомысл означало, что его обладатель восьмерых пере мыслит. Всеслав – вся слава. Всемил – всем милый. Здеслав – создатель славы.»
Добровольно от традиции называть детей славянскими и русскими именами вряд ли бы кто отказался, ведь часто внука называли в честь деда или прадеда, особенно у князей и бояр. Тем более на Руси в древности был обряд «ПЕРЕКРЕСТЫВАНИЯ», когда в честь погибшего друга или родственника своего ребенка называли в честь него.
Невольно приходит мысль о том, что наши предки отказались от имён своих пращуров из - за силового навязывания нашему народу новых имен и новых взглядов.
В 2016 году вышла книга Андрея Александровича Тюняева «Древняя Русь словами очевидцев XI –XII веков. Древняя Русь устами жителей XI –XII веков», книга имеет более короткое название – «Словарь берестяных грамот XI –XII веков». А. Тюняев в своей работе использовал 178 библиографических источников касающихся берестяных грамот, составил словарь из русских слов, в найденных в грамотах на год его составления, общее количество слов 3294 (конечно в словарь вошли не все русские слова, а только из найденных грамот)
Здесь следует сказать и о личных именах на Руси XI –XII веков: «Всего в берестяных грамотах выявлено 393 имени из них 289 (74%) русские, 5 (1%) спорные, 99 (25% христианские). Эта статистика красноречиво показывает, что русский пласт имен на Руси в XI –XII веках был мощным, а количество христианских имен едва доходило до четверти».
Примеры древних русских имен из берестяных грамот XI –XII веков Бездед, Борз, Братила, Воеслав, Войнята, Волос, Волыня, Городил Городок, Гостил, Даньслав, Неделька, Непробуд, Неседа, Окула, Неслуй, Полчак, Полюд, Прибыла, Промысл, Радонежь,Радослав, Ростила, Русила, Сватята, Сестрата, Сновид, Солмир, Станимир, Твердила, Творимир, Урока, Хотеслав, Худота, Черень, Чудин, Шелонь, Шишак, Ярило, Ярко, Яромир, Ярыш и другие.
В книге отмечается, что берестяные грамоты XI –XII веков: «Содержат бесценный пласт древних русских имен, а также существенное количество имен христианских. Русские имена объясняют появление в России и в соседних регионах наиболее распространенных русских топонимов».
После принятия христианства древние русские имена - обереги перестали быть таковыми, что повлияло на ментальность народа (общие «психические свойства», общность «психического склада» мироощущение, мировосприятие). В книге Германа Владимировича Смирнова «Мы сами вылитая Русь» в статье «Имени сладостный дар» написано:» «Мой друг Антон», - произносим мы, не подозревая, что в действительности говорим: «Мой друг Противник». Говоря о каком - нибудь нытике и паникере Андрее, мы в действительности называем его Мужественный нытик и паникер. Восхищаясь в слух гигантским ростом какого-нибудь Павла, мы на самом деле превозносим Гигантского Малыша. «Григорий спит» - значит Бодрствующий спит. Несчастный Феликс значит несчастный Счастливчик, тощий Влас – тощий Толстяк, хилый Валентин – хилый Здоровяк. Робкий Карл – это робкий Смельчак, мягкий Петр – мягкий Камень и т.д.
Еще более неожиданный повод дали такие имена как Александр, , Георгий, Евгений, Кузьма, Михаил, Федор и др. Оказывается конфликтует со своим робким носителемимя Александр – Защитник людей, не стыкуется с готовым на все выскочкой карьеристом имя Евгений – Благородный … Неумехе и разгильдяю не пристало имя Кузьма – Устроитель мира … или наглом корыстолюбце Федоре – Божьем даре»
Далее Герман Владимирович отмечает: «Как опасно не знать смысла своего имени, ведь, не зная его, можно невольно начать вести себя несоответственно, и тогда станешь каждый день незаметно для себя испытывать некоторые духовные микроинсульты. А сколько их можно безнаказанно перенести на протяжении жизни? А вдруг накопляясь они сначала поразят тонкие структуры духа, потом эндокринную систему, а там глядишь, пойдут дисфункции и неизлечимые недуги»
Доктор филологических наук Т. Миронова в книге «Броня генетической памяти» написала: «Обратите внимание на идеал человеческого совершенства, изначально заключенный в наших племенных именах: словене – народ Слова, русские – народ Света, а значит добра, племя Белых людей. "
Свидетельство о публикации №224102701524