Легенда о будущем

 Герман Гессе. Игра в бисер

Впечатления от романа неоднозначные. Слишком он напоминает философский трактат. Само по себе это интересно, однако от этого, возможно, страдает в какой-то степени занимательность произведения.

В произведении упоминается средневековый философ и богослов Николай Кузанский. Его учение можно назвать пантеистическим, он утверждал: «Бог во всём и всё в Боге». По нему высшая ступень познания – интуиция, где происходит полное совпадение противоположностей.

В романе изображено особое квазигосударство будущего – Касталия, в котором живут интеллектуалы, объединённые в Орден. Кажется, там царят истина и гармония. Выше всего там ценится Игра в бисер, в которой ярко проявляется взаимосвязь, единство всех видов искусства. Да и науки (которая, правда, не связана с практикой). Не зря Николай Кузанский вспоминается: у него, например, имеются работы под названием «Богословие и геометрия», «Богословие и музыка»… Музыка в Игре в бисер проявляется как некая мистерия, тайнодействие.

Главным персонажем в романе-трактате выступает Йозеф Кнехт, который становится мастером (магистром) Игры. Всё шло замечательно, однако магистр приходит к пониманию, что Касталия и орден интеллектуалов в нём оторваны от реальности.

Интуитивно Кнехт, в отличие от учения названного выше богослова-философа, не находит совпадения противоположностей, наоборот, в устройстве искусственно созданного государства обнаруживает противоречия. Поэтому он решает окунуться в действительность, оставить Касталию ради практики, жизни в большом мире.


Рецензии
Интересный сюжет - благодарю, Федор, за ознакомительную аннотацию!
Буду, по крайней мере,
хотя бы знать некие азы
об этом романе и
авторе...

С добром и
признательностью -
Володя

Владимир Федулов   29.10.2024 20:07     Заявить о нарушении
Признателен Вам, Владимир, за отзыв.

Фёдор Киприянович Чернов   29.10.2024 22:22   Заявить о нарушении