Ювелир Ивана Грозного

Содержание
   Предисловие
   Царский пир
   Кремлёвские мастерские
   Чёрным по огню
   Страх
   Триумф и падение
   Эпилог

Предисловие

В предлагаемой повести упоминаются многие исторические личности, но присутствуют и вымышленные персонажи. Многое из изложенного в ней порождено фантазией автора. Признаюсь, что работа над материалом доставила мне огромное удовольствие, поскольку позволила узнать много нового как об окружении Ивана IV Грозного, так и о ювелирном деле средневековой Руси, и даже выдвинуть гипотезу.

Очень надеюсь, что эта информация также будет интересна и полезна читателям!

Царский пир

Зимой 1578 года, отслушав многочасовую обедню в Успенском соборе, царь Иван IV Грозный вышел на Соборную площадь и направился в Грановитую палату на торжественную трапезу в честь приёма иностранных послов.
 
Погода стояла солнечная с легким морозцем. Царь щурился на солнце и шёл неторопясь, опираясь на тяжёлый посох, а  только-только выпавший снежок звучно похрустывал под его красными сафьяновыми сапогами, украшенными драгоценными камнями, с носками, загнутыми вверх наподобие клюва. Посох царя, вырезанный из рога единорога, был также усыпан алмазами, изумрудами и другими каменьями. Идти во дворец или в хрaм с посохом было обычaем и почитaлось блaгочестием и порядочностью.

Иван Грозный пребывал явно в хорошем расположении духа. Чуть поодаль, справа и слева, по двое, следовали рослые рынды* с каменными лицами, в белых парадных одеждах, вооруженные бердышами* и саблями, а далее — многочисленные гости, приглашенные на пир. Даже бердыши охранников были декорированы серебряными и золотыми насечками, а их рукояти украшали пояски из драгоценных металлов, покрытые инкрустацией.
 
Дорога, по которой медленно двигалась процессия, была окружена двойным рядом стрельцов в разноцветных одеждах со сверкающим на солнце оружием, стоявших сплошным строем без всякого перерыва, вплоть до входа в Грановитую палату.
 
Пиры в честь приема иностранных послов относились к важным государственным событиям и  готовились к ним особо тщательно: все должно было удивлять и поражать иностранных гостей, чтобы они донесли эти впечатления до своих правителей. Готовил такие приёмы и руководил ими лично царский дворецкий*.

В большой зале Грановитой палаты было довольно жарко от натопленной печи и скопления народа.

Государево место — царский трон — был установлен на небольшом возвышении под иконами в драгоценных окладах в переднем углу. С одной стороны государева места, к лавке в переднем углу, был приставлен большой, так называемый «прямой стол», с другой стороны — «кривой стол»: он тянулся от царского места вдоль стены к углу, а затем поворачивал вдоль другой стены.
____________________
*Рында — личный охранник царя, набирались среди самой знатной молодежи.
*Бердыш — длиннодревковый боевой топор.
*Дворецкий — высшая должность при царском дворе, на которую назначались только бояре; возглавлял Дворецкий приказ, который заведовал функционированием царского или великокняжеского двора со всеми постройками и всеми служителями.

За большим («прямым») столом места были почетнее, чем за «кривым», а места на лавке, у стены, были лучше и почетнее, чем на скамье, поставленной с внешней стороны стола. Кроме этих в палате было поставлено ещё несколько столов по количеству приглашённых гостей. Почти посредине залы стоял резной деревянный поставец*. На нём рассольники, плоские вазы на высоких чеканных ножках, узкогорлые серебряные фляги, называемые «сулеи», блюда с рельефной чеканкой, ковши и множество кубков от маленьких, меньше стакана, до огромных, выше роста человеческого и более пуда весом.
____________________
*Поставец в Грановитой палате — это открытый буфет пирамидальной формы, который устраивался вокруг центрального столба. На приставных полках, обитых яркими шелками, расставлялась дорогая посуда. Были следующие виды поставцев:
·Сытный поставец — питейный, на нём стояли кубки, ковши, чарки, кувшины, вёдра и другие сосуды с разными винами.
·Кормовой поставец — на нём стояли судки со специями: уксусом, лимонным рассолом, а затем сюда приносили готовые кушанья.
·Хлебный поставец — там ставили хлебные яства и пироги.
·Государев поставец — главный поставец с драгоценной, золотой посудой. Он стоял у столба в центре Грановитой палаты. Назначение его было показать богатство царской сокровищницы.
*Рассольник — ваза в виде чаши на ножке; предназначалась для конфет, засахаренных фруктов, маринованных сладостей (маринад по-старорусски – «росол», разные вкусные угощения – «разносолы»).

Приглашенные бояре начали рассаживаться за столами в большой зале Грановитой палате по указке дворецкого, негромко переговариваясь. Место каждого гостя за столом было строго определено степенью его родовитости — знатностью происхождения. Оно не зависело ни от государственной должности, ни от личных заслуг перед царем. Существовало три разряда мест: высший, средний и низший. Сесть за стол на место выше положенно, считая себя достоинством выше кого-то, значило нанести ему оскорбление. Родственники царя по линии царицы (родные и близкие жены царя), бояре незнатного происхождения на пирах не бывали, объясняя это так: «под иным сидеть стыдно, а выше неуместно». Сидеть без места считалось позором и бесчестьем. Только по специальному царскому указу можно было сидеть на пиру без соблюдения мест. От того, где сидел гость, зависело и угощение — отличался и состав блюд, и их количество.

Через некоторое время в большую залу зашёл и Царь, переодетый в новые, нежели во время обедни, одежды,  но такие же богатые. Все присутствующие встали. Окинув взглядом всю залу, Иван Грозный пошёл и сел на трон. Сзади по обоим его сторонам сразу же встали рынды с бердышами.
 
Иван Грозный велел позвать послов, имена и титулы которых при входе называл находившийся подле него толмач. Назвав каждого по имени, Царь перстом указывал им место, где угодно ему было рассадить их вместе со слугами за один стол. Каждый палец государя украшали по два-три перстня с оправленными в них большими драгоценными камнями.

После приёма всех послов государь подал знак боярам садиться за столы.
Наконец, вышли человек двадцать прислуги (стольники*), которые внесли огромные блюда с разными жаркими: гусями, бараниной, говядиной и другим мясом; но, подошедши к государеву столу, все они снова поворотили назад и скрылись со всеми этими блюдами, не подавая никому. Вскоре они снова явились, но уже в большем числе, и внесли, как прежние, так и другие мясные кушанья, но уже нарезанные кусками на блюдах. Когда таким образом обнесли угощения по всем столам, наконец начался пир.
____________________
*Стольники — выполняли множество различных обязанностей, в том числе занимались организацией пира и приёмов.

Рядом с государем стоял его кравчий с золотой чеканной чашей в руке, наполняемой то вином, то другим питьем; и держал он эту чашу довольно высоко, ожидая, когда государю угодно будет напиться.  Иван Грозный, обладая феноменальной памятью, сразу отметил, что видит эту чашу впервые, и красотой её был впечатлен, но кравчему никак на это не указал.
 
***
Кравчий — один из высших придворных чинов царя, который по статусу стоял после бояр и окольничих. Кравчий отвечал за все, что связано с царским столом. И это были не только еда и напитки, но и посуда, скатерти, полотенца и т. д.

Кравчий руководил стольниками и чашниками, подававшими кушанья и напитки. В торжественных случаях он лично обслуживал Государя за обеденным столом. Помимо надзора за царской едой, кравчий занимался рассылкой яств и напитков с царского стола послам, боярам и другим чинам, приближённым к царю.

Кравчими назначались представители наиболее знатных фамилий. Часто это были родственники царя, доверенные лица. Кравчими служили князья Голицыны — Юрий Михайлович и Борис Алексеевич, князья Мстиславские — Иван Федорович и Федор Иванович, Басманов Федор. Борис Годунов прослужил кравчим целых три года.

Однако должность кравчего была не только почётной и прибыльной, но и опасной. "Страшно было кравчим быть при царе Иване Васильевиче, столь склонном к подозрениям в верности: с 1565 по 1574 гг. казнены сряду три кравчих*”.
____________________
*Казнены: князь Пётр Иванович Горенский — рында, воевода, кравчий; Фёдор Алексеевич Басманов; Собакин Калист Васильевич.

***

Царь, всякий раз, когда брал чашу из рук кравчего, прежде чем начинал пить, три раза крестился. Пил он обыкновенно за здоровье кого-нибудь из сидящих за столом, о чем тотчас же давал тому знать один из стольников, и тот немедленно вставал со скамьи, а вслед за ним и все прочие.

Длился пир несколько часов. Всё это время слуги беспрестанно суетились, ставя на столы еду, большие и малые кубки с медом и другими напитками. А путь еды с царской кухни до стола государя был длинным...

Повар, готовивший для царя, отведывал кушанье в присутствии дворцового слуги – стряпчего*. Затем блюдо вручалось другому слуге – ключнику*, который в сопровождении стряпчего нёс блюдо из кухни через весь двор.

Во дворце ключник сдавал блюдо дворецкому, который заведовал царским столом. Дворецкий также отведывал кушанье. Удостоверившись, что оно не отравлено, дворецкий передавал его одному из стольников.

Стольник держал блюдо на руках, близ царского стола. От стольника блюдо принимал крайничий. Он один имел право ставить кушанье перед царём на стол, предварительно также отведав его.
____________________
*Стряпчий  (от слова «стряпать» — «делать») — чин или должность государственного служащего в России в XVI — XIX веках.
*Ключник — чин, ведавший продовольственными запасами и ключами от мест их хранения, кто ходит в ключах, служитель, заведующий съестными припасами в доме, погребом...
*Крайничий — должен был пробовать еду и напитки раньше царя, проверяя на налчие яда.

Таким же образом поступали с винами и другими напитками. Их пробовали несколько человек, прежде чем вино доходило до царского чашника*.
____________________
*Чашник — высшее должностное лицо при княжеском дворе, руководивший дворцовым учреждением, в ведении его находились питейное дело и бортевое пчеловодство; ближайший советник князя.

Чашник в течение всего пира держал в руках царский кубок. Каждый раз, когда царь оборачивался к нему, чашник отливал себе из кубка в ковш немного вина и отпивал из него. Только после этого чашник передавал кубок прямо в руки царю и подхватывал его тотчас же, как только царь выпьет, чтобы царский кубок не оказался стоящим на столе.

Фото: ковш Ивана IV Грозного

***
Гипотеза. Почему ковш, которым пользовался чашник, имел такую форму (форму ладьи), ведь пить из такого ковша было крайне неудобно? Может быть потому, что при такой форме было видно, действительно ли чашник отлил из царского кубка жидкость для её проверки на наличие отравы, а не сделал вид, обезопасив от отравления себя?
***

Когда же пришли слуги для снимания кушаний и скатертей со столов все поднялись. Государь же, все еще оставаясь на своем месте, подозвал к себе послов, которым подавал, каждому своеручно, кубок вина.  Послы, будучи заранее предуведомлены о церемонии страны, принимали из рук его кубок, держали свои шапки в руке и, обернувшись спиной к государю, отходили от него шагов на несколько, где, вдруг остановясь, снова оборачивались к нему лицом и преуниженно кланялись; потом выпивали “полным горлом”, т.е. все до дна, либо отведывали только, как кому было угодно; потом отдавали кубок стольникам, и, не говоря ни слова, уходили.
Когда все послы и бояре были отпущены, государь подозвал к себе кравчего:

— Вижу государев поставец новой золотой чашей прибавился! Откудова?

Кравчий поклонился в пояс, напряженно пытаясь понять, доволен ли царь приобретением, милости ожидать от него, или гнева?

— Токмо намедни из наших кремлёвских мастерских по приказу Богдана Бельского* доставили, великий государь. Велишь ли оставить?
____________________
*Богдан Бельский, племянник кровавого Малюты Скуратова, любимец Ивана Грозного,  был при нём оружничим.

Царь покосился на золотую чашу.

—  Велю! Передай Бельскому, чтоб завтра ко мне вместе с ювелиром в Теремной дворец пожаловал. Говорить с ними буду. Коль пойму, что ювелир на руку твёрд, да на глаз точен, а паче на идеи неимоверно богат, дам ему особое задание.

Царь встал из-за стола и, стуча тяжёлым посохом, медленно направился к выходу из Грановитой палаты. Рынды неотступно следовали за ним по двое в колонну.

Кремлёвские мастерские

Упоминания о кремлёвских (царских) мастерских встречаются в царских грамотах начиная с XVI века. Располагались эти мастерские обычно на первых этажах царских палат, поэтому их тоже называли палатами. При дворе русских государей существовала не только оружейная палата, в которой изготавливали и хранили драгоценное оружие, но также конюшенная, чьи мастера делали богато украшенную сбрую для царских коней, золотая и серебряная, и, особняком, — золотая царицына палата, где лучшие мастерицы украшали царские одеяния и шитые иконы.

Мастера всех царских палат подчинялись оружничему. Обычно оружничими назначались знатоки и ценители изящного, поэтому они часто  следили не только за производством оружия, но и за другими художественными работами, которые исполнялись по царскому заказу — росписями церквей, шитьем платья, оформлением царских палат. Должность оружничего занимали лица, близкие к государю.
Работники царских мастерских проживали компактно в различных слободах, согласно их специализации. Так, мастера Серебряной палаты, изготавливавшие серебряную посуду для царского двора, оклады для икон, нательные кресты и серебряные украшения — серьги, кольца, компактно проживали в Серебряной слободе (ныне Серебрянический переулок).

При Иване Грозном руководил работой царских мастерских оружничий Богдан Бельский. По происхождению он был из провинциальных захудалых дворян, поэтому шансов на государственную карьеру у него было крайне мало, но помог продвинуться ему знаменитый дядя — любимый опричник царя, Малюта Скуратов-Бельский. О Богдане Бельском говорили как о единственном умном и деловом человеке при дворе, способным к посольским, военным и ко многим другим делам. Его послужной список: рында, воевода, стольник, кравчий, оружничий. Бельский был в числе самых близких и самых доверенных соратников Ивана Грозного до самой его смерти. Да и умер Иван Грозный на руках Бельского.

В день смерти, 18 марта 1584 года, царь Иван Васильевич долго, около трех часов, парился в бане. Распаренный, умиротворенный, в просторной белой рубахе, царь сидел на широкой постели. Приготовили доску с шахматами. Иван Васильевич сам расставил фигуры, хотел играть с Бельским, но вдруг упал навзничь, сжимая в руке последнюю непоставленную фигуру — короля.
 
В XVI веке для работы в кремлевских мастерских приглашались мастера из разных городов России — Новгорода, Владимира, Пскова, Ярославля, Рязани, Костромы. Было много и мастеров, приглашенных из-за границы. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли редчайшие предметы для царского обихода. Ювелиры — чеканщики, резчики, эмальеры, сканщики, алмазники производили изделия из драгоценных металлов и камней для царя и патриарха.

Оружничий внимательно следил за работой всех мастеров, ежедневно обходя царские мастерские. Закупкой драгоценных металлов и камней для работы также ведал Богдан Бельский.

Чёрным по огню

В Теремном дворце располагались царские приёмные, молельня, трапезная, думная, где собирались бояре, и кабинет — престольная комната со знаменитым Челобитным окном: из него по верёвке опускался вниз особый ящик, куда любой мог положить челобитную, а затем заполненный ящик поднимали прямо в царский кабинет. Ящик в народе называли «долгим», поскольку челобитные подолгу не рассматривались: отсюда и поговорка «положить дело в долгий ящик».
 
Иван Грозный, опершись на посох, смотрел в окно и о чём то думал. Как и намедни светило яркое солнце и падал мелкий снежок, а под окном беспрестанно туда и сюда перемещалась царская стража — стрельцы.

Со стуком и поклоном вошёл стольник “при крюке*”:
____________________
*Стольник “при крюке” в царской комнате допускал к царю просителей и востребованных по какому-нибудь поводу лиц, т.е.  “крюком” распоряжался: он мог одного допустить к царю, а другого попридержать, не докладывать о нем государю.

— Великий Государь, оружничий Богдан Бельский прибыл, прикажешь впустить?

Грозный молча кивнул и сел в кресло.

Вошедший Бельский приветствовал Царя “малым обычаем” - поклоном в пояс, а вошедший за ним мастер — бил челом: упал на колени и коснулся лбом пола. Иван Грозный жестом велел ему подняться, а оружничему указал на скамью.

— Будь здрав, боярин! - поздоровался Царь с Бельским.

Богдан Бельский был его любимцем.
 
— Пил вчера на посольском приёме из чаши моей новой. Он делал? — указал перстом Грозный на мастера.

— Он, великий государь! — встал с поклоном со скамьи Бельский.

— Да сиди уже, не вставай! — отреагировал Царь.
 
Он долго молчал, прищурившись рассматривая парализованного от страха мужика.

— Ну, рассказывай, холоп: кто, откуда, где мастерство ювелирное постигал?

Мастер, бледный как полотно, смотрел на Царя не моргая и не мог вымолвить ни слова.

— Он что у тебя, Богдан, немой что ли?

— Да нет, Государь, видать оробел! — засмеялся оружничий.

— Ну, так времени у меня нет в молчанки играть! Сейчас покличу приемника Малюты Скуратова*, так он сразу не только заговорит, но и соловьём запоёт!

— Григорий, сын Филаретов, из Старой Рязани, где и начал обучение при Храме, апосля несколько лет работал серебреником в Троице-Сергиевой Лавре, откудова забран боярином Бельским в царские мастерские... — застрекотал мужик, постоянно кланяясь.

Царь жестом ладони остановил его.

— Кажись и вправду не немой! — на лице Царя отразилось подобие улыбки.

— С золотом работать умеешь, видел. Владеешь ли чернением*, огранкой камней? — продолжил Царь.

— Владею, Государь! — Филаретов продолжал кланяться.

— Ну, раз так, велю тебе сделать дискос* золотой, украшенный чернью и сапфирами. В идеях не ограничиваю. А вот надпись сделаешь такую «Жизнь и воскресение людем Твоим есть, крест твой Господи».

Иван IV знал толк в камнях и выделял огромные деньги на их покупку за границей. Он не любил алмазы, считая, что с их помощью можно отравить человека, но почитал рубины, а больше всех камней любил сапфиры. Также царю очень нравились вещи, выполненные в технике черни по золоту — “чёрным по огню”.

— Всё ли понял? — строго вопрошал Грозный.

— Всё, Государь! Вот только... сапфиров сколько и каких?
____________________
* Малюта Скуратов погиб, получив смертельное огнестрельное ранение в бою 1 января 1573 года, лично возглавив штурм крепости Вейсенштейн (ныне Пайде).
* Чернение — ювелирная техника нанесения чёрного рисунка на метал.
* Дискос — (греч. диск, блюдо) богослужебный сосуд, необходимый для совершения божественной Литургии.


— Сколько и каких нужно, это с Бельским определите, но смотри, чтоб аляповато не выглядело! Понравится — награжу, а если нет...

Продолжать царь не стал, но глаза его красноречиво сверкнули.

— Да смотри помалкивай о том, что сделать тебе поручено! Ступай, — царь указал на дверь.

Григорий, пятясь задом и беспрестанно кланяясь, вышел.

Иван Грозный перевёл взгляд на Бельского.

— Хочу митрополиту Антонию* подарок сделать. Донесли: обижается, что подарков от меня давно не получал, - засмеялся Грозный.

Фото: дискос

При восшествии в сан митрополита Московского на соборе Антоний пошёл на нарушение законов православной церкви, запрещающие более трёх раз вступать в официальный брак, и благословил четвёртый брак Ивана Грозного с Анной Колтовской.
____________________
*Митрополит Антоний (1501—1581) — митрополит Московский и всея Руси (1572 — начало 1581).

 
— Ты, Богдан, излишне то не жадничай! Выдай ему всё, что потребуется, чтоб патриарх довольный остался. Знаешь же, что Антоний капризный, каков и глупый! Но присматривай внимательно...

— Не беспокойся, Государь! Личный мой догляд будет за ювелиром непрестанно.

Страх

Как только Григорий Филаретов вошёл в престольную комнату к царю, им овладел страх. Ну, а уж после выхода из неё его охватил леденящий ужас. Причины на то были!

Рязанские серебряники безукоризненно владели такими сложными приемами, как скань, зернь, чернь, позолота, обладали прекрасным декоративным чутьем, умело связывая орнамент с формой предмета, достигали почти магической красоты в сочетании золота и черни, сверкающих самоцветов и жемчуга. Даром этим в совершенстве обладал и Григорий Филаретов. Но русское искусство  огранки зародилось лишь только в начале XVI веке. Тогда первые российские шлифованные алмазы и другие драгоценные камни стали венчать царские украшения. Опытных русских огранщиков можно было по пальцам перечесть.

Так что соврал Григорий Филаретов царю: хоть и знаком он был с технологией огранки камней, но большого опыта в том не имел, и уж совсем — в обработке сапфиров.
 
Да, но мог ли он сознаться государю, что опыт огранки имеет небольшой? Результат был бы тотчас предсказуем и трагичен!

Филаретов даже не имел представления, какие необработанные сапфиры испрашивать у Бельского: форму, размер, цвет, насыщенность?

Он не спал всё ночь, ходил из угла в угол по избе, пытаясь найти выход. Возможное решение неожиданно пришло под утро.
 
Работал в мастерских царского двора голландец Иван Фандалин (Ян фан Даллен) —  мастер-огранщик первоклассный. Григорий был с ним хоть и не на короткой ноге, но знаком неплохо, вот и решил обратиться к нему за помощью: чтоб рассказал он о премудростях огранки именно сапфиров. Фандалин был знаком с работами Филаретова и относился к нему, как к мастеру, с уважением, поэтому он, хотя и голландец, был мужиком неплохим, к тому же любившим продемонстрировать свои познания другим, согласился.

— Ну, ладно, слушай, Григорий! — голландец приступил к просвещению Филаретова.
 
— Сначала про выбор камней.

— Сапфир, вместе с рубином и изумрудом, составляет «большую тройку» цветных драгоценных камней. Его, обычно, называют синим драгоценным камнем. Но он бывает самых разных цветов и качеств, кроме красного (который является рубином). К редким окрасам сапфиров относятся жёлтые, оранжевые, зелёные, бесцветные, розовые, голубые, фиолетовые, а также сапфиры других цветов. Ценность сапфира в основном зависит от цвета. В целом, чем насыщеннее и однороднее цвет, тем дороже камень. Запомни, самые ценные — синие сапфиры — имеют оттенки от бархатно-синего до фиолетово-синего, и от средней до средне-темной насыщенности. Сапфиры таких характеристик редки и имеют самую высокую ценность.
 
— Запомнил ли?

— Запомнил! - закивал Григорий.

— Теперь про форму, — продолжил Фандалин.

Канонической формы огранки сапфиров не существует. Способ его огранки сильнее всего зависит:

— от формы необработанного камня (влияет на конечный размер  и форму обработанного камня);

— наличие участков разного цвета в драгоценном камне (концентрированный цвет должен располагаться в таком месте, которое обеспечивает наилучший видимый цвет огранённого камня);

— следует учитывать плеохроизм*, например, голубые сапфиры часто имеют зеленовато-синий и фиолетово-синий плеохроизм. Желательно ориентировать огранку так, чтобы, будучи вставленным в изделие, камень имел фиолетово-синий цвет;
____________________
*Плеохроизм — способность минералов менять свой окрас при различных углах зрения.

 
— если есть возможность, проси в обработку звездчатые сапфиры, но это редкие и дорогие камни, которые обладают эффектом, называемым астеризмом. Он вызывается отражениями от крошечных игольчатых включений, ориентированных в нескольких направлениях, создающих великолепные блики, известные как звёздчатый эффект.

Фото: звёздчатый сапфир

— Слушай теперь про вид огранки: рекомендую кабашон*. Тут, наверное, правильнее говорить не об огранке, а о шлифовании, ведь «кабошон» называют огранкой лишь условно, так как грани на поверхности камня отсутствуют. Кабошоны бывают простыми — выпуклыми лишь с одной стороны, двусторонними — выпуклыми с двух сторон и полыми — внутри вогнутыми, а снаружи выпуклыми. Вогнутую площадку, как правило, делают для усиления прозрачности камня. Поскольку опыта большого в огранке ты не имеешь, рекомендую именно кабашон.
____________________
*Кабошон — способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней.

— Ещё два плюса такой формы. Первый: для придания камню формы «кабошон», огранщики применяют самые простые инструменты и самый простой порядок действий — берёшь кристалл, отсекаешь от него все лишнее до нужного размера, после чего сглаживаешь поверхность. Для этого используется специальный шлифовальный круг, верхняя часть камня ошлифовывается и полируется, а нижняя — остаётся просто грубо отшлифованной. Испортить камень сложно, если навыки в огранке иметь!

— Про шлифовку, я думаю, тебе, Григорий, рассказывать не надо! — улыбнулся Фандалин.

— Второй плюс: кабошон иногда используют и при огранке некоторых не совсем качественных сапфиров, но на этом, зато, можно сэкономить, если потребность такая есть.

— Вроде всё, Григорий! Если что, обращайся.

— Спасибо, Иван, помог ты мне здорово! Должник я твой теперь! — искренне поблагодарил Филаретов.

После общения с Фандалиным тревоги у Григория чуть поубавилось, но совсем она не исчезла.

На следующий же день, Бельскому донесли, что Филаретов накануне  был в мастерской у Фандалина, где они довольно долго о чём то  беседовали. Оружничий этот факт для себя отметил. Будучи человеком весьма не глупым, к тому же знакомым со всеми прежними работами Филаретова, Богдан Бельский и сам понимал, что огранка драгоценных камней, видимо, — не самая сильная профессиональная сторона Григория, но паниковать, посчитал он, пока рано. В конце концов, от несчастного случая никто не застрахован. По той же причине и Ивана Фандалина решил пока не допрашивать.

Днём позже Филаретов пришёл к Бельскому испросить разрешения посетить Патриаршую ризницу с целью осмотра хранящихся там дискосов, чтобы, не дай бог, не повториться.
 
При Иване Грозном Патриаршая ризница была одним из богатейших хранилищ церковных ценностей в Московском Кремле. Она располагалась в пристройке к колокольне Ивана Великого. В ризнице хранились самые ценные богослужебные предметы, одежды священнослужителей, расшитые золотыми нитями, старинное евангелие, серебряные, золотые и позолоченные сосуды, украшенные драгоценными камнями, иконы.

Бельский с доводами Григория согласился и разрешение на осмотр дал в сопровождении ризничего, а также выделил двух стольников.

В Патриаршей ризнице Филаретов провёл несколько часов, внимательно осматривая и зарисовывая дискосы, и, в первую очередь, с драгоценными камнями. Следом за ним неотступно, внимательно наблюдая, следовал ризничий и стольники.

Постепенно в его голове возник образ будущего дискоса. Страх, всё это время преследовавший его, почти пропал.

После посещения Патриаршей ризницы Филаретов несколько дней рисовал и заново перерисовывал внешний вид дискоса, и целиком, и в деталях, каждый раз изменяя или добавляя что-то новое. Наконец, он получил то, что ему самому понравилось. Но, прежде чем приступить непосредственно к работе, требовалось получить одобрение Богдана Бельского. С этой целью он попросил принять его.

— Ну, заходи Григорий! — оружничий был вроде бы в хорошем настроении.

— Здрав буди, боярин! — Филаретов приложил руку к сердцу с одновременным поясным поклоном.

— С чем пожаловал, Григорий?

— Вот, боярин, подготовил, наконец, рисунки дискоса; требуется твоё одобрение по внешнему виду, по камням и прочее...

— Хочешь, чтобы я ответственность с тобой вместе перед Царём разделил? — строго вопрошал Бельский.

— Упаси Бог, боярин! Просто куды мне до просветлённого ума твоего, да и материалы без твоего одобрения мне никто не отпустит. А може и стоимость велишь уменьшить?

— Ну, ладно, давай показывай.

Ювелир развернул на столе рисунки, свёрнутые в трубочку, и стал давать пояснения.

— Хотелось бы, боярин, сделать дискос из золота со звездицей*. Дискос символизирует блюдо с которого ел Иисус на тайной вечере, а звездица символизирует Вифлеемскую звезду. На самом дискосе будет изображена сцена рождения Иисуса Христа чернением, а на звездице — христианские символы в сочетании с цветочным орнаментом, символизирующим райские кущи. Сверху на перекрестии звездицы — 4 звёздчатых сапфира, символизирующих части света. По периметру надпись, как указал государь, выполненная чеканкой в сочетании с чернением. Диаметр дискоса — 22 см. Про вес пока сказать точно не могу; По моему разумению, где-то около килограмма.
____________________
*Звездица — это крестовина с ножками, которую ставят на дискос, а сверху на нее кладут покровец. Таким образом приношение покрыто освященной тканью, которая не касается самой просфоры. В литургическом осмыслении звездица означает ту самую звезду, которая указала волхвам на Спасителя и остановилась прямо над хлевом, где произошло вочеловечение Сына Божия.

Фото: дискос со звездицей

— Если сочтёшь, боярин, что слишком дорого получится, то стоимость можно уменьшить:

— либо заменив звёздчатые сапфиры на камни попроще;

— либо вообще отказаться от звездицы, тогда звёздчатые сапфиры или простые можно разместить непосредственно на дискосе.

Идеи Филаретова Бельскому понравились. Особенно он остался доволен тем, что Григорий предусмотрел, как можно снизить стоимость дискоса, но вслух, помолчав, сказал:

— Ну что, Григорий Филаретов? Идеи твои мне понравились! Менять ничего не будем, приступай к работе и делай, как задумал. Уж если огребём от царя, то, похоже, вместе. О выделении золота, сапфиров и других материалов я распоряжусь. Подготовь полный список, чего тебе потребно.

Вылетел ювелир от Бельского как на крыльях, а страха почти уж и не осталось.
 
Триумф и падение

В течении нескольких месяцев ювелир без отдыха работал над созданием дискоса; иногда даже ночевал в мастерской с разрешения Бельского, разложив на холодном полу овчинный тулуп. Начал он с подготовки сапфиров. Процесс был невероятно трудоёмким и сложным.

Вначале нужно было получить заготовки требуемого размера. Для этого использовалось направленное раскалывание кристаллов с помощью тонкого стального клинка. Предварительно создав тонкий желобок в нужной части сапфира, Григорий помещал в него стальной клинок и с силой ударял по инструменту специальным молотком под нужным углом. В результате камень раскалывался в нужном направлении.

Затем следовал этап обработка ювелирных заготовок: камни вначале шлифовались на плите из мелкозернистого песчаника, а затем полировались на свинцовой плите с кирпичной мукой или толчёным мелким горным хрусталем. При этом получались не только гладкие, но и выпуклые камни с блестящей поверхностью, то есть кабошоны. Наконец, четыре сапфира были готовы. Закончив обработку сапфиров, Григорий показал их Бельскому, заслужив похвалу и одобрение. Дальнейший процесс изготовления дискоса и звездицы у Филаретова никаких затруднений не вызывал.

Наконец, спустя три месяца, работа была закончена, но прежде чем представить готовый дискос Бельскому, решил Филаретов показать его Фандалину: вдруг изъяны какие усмотрит?

Он и не подозревал, какую трагическую ошибку совершает!

Иван Фандалин работой Филаретова восхитился, особенно долго и внимательно рассматривая вставленные в касты* звездицы сапфиры, но никаких изъянов не нашёл. Похвала от мастера-огранщика Григорию были лестна.
____________________
*Каст — оправа для декоративной вставки драгоценного камня.

Как и в предыдущий раз, Бельскому тут же донесли, что уже Фандалин был в мастерской у Филаретова, где тот показывал ему дискос. На сей раз оружничий сильно разозлился: как возможно, чтобы готовый дискос показан не ему первому, да и сам Царь велел держать язык за зубами, но гнев свой опять решил пока попридержать.

Впрочем, на следующий день дискос был представлен и Богдану Бельскому, который работу похвалил, а ещё через три дня — и Ивану Грозному.

Царь работой также остался доволен.

— Ну, как и обещал, проси награды!

— Да не за награду я служу тебе, Великий Государь! — с поклоном отвечал Филаретов.

— Что то скромный ты очень, или хитрый? — прищурился царь. — Ну, коль так, звание тебе теперь — придворный ювелир Царя.

И уже обращаясь к Бельскому:

— Богдан, указ соответствующий составь, да жалование Филаретову достойное положи!

— А ты, смотри, не огорчи меня! — что-то зловещее прозвучало в этом напутствии.

— Спасибо, Великий Государь, верой и правдой служить до конца жизни буду! — с поклоном отвечал Григорий.

Ещё пару лет Филаретов выполнял заказы для царя, превращая в настоящие произведения искусства такие обыденные предметы, как умывальники, подсвечники, супницы, самовары и т.д. Одним из самых великих его шедевров была малахитовая стойка, украшенная золотом и серебром, на которую царь клал личные вещи перед сном.

Григорий Филаретов почти достиг своей мечты — стать знаменитым и почитаемым, как Андрей Рублёв. Почти, почти...

Гром грянул, почти как всегда, внезапно. Думный дьяк Щелкалов сообщили Бельскому, что подьячии его Посольского приказа перехватили письмо* Фандалина королю польскому и великому князю литовскому  Стефану Баторию, в котором сообщалось, что он готов поспособствовать привлечению придворного ювелира царя, Григория Филаретова, на польскую сторону. Сразу вспомнил Бельский о прежних контактах Фандалина с Филаретовым, поэтому никакого дознания решил не проводить. И не доложить царю о перехваченном письме Бельский не мог, хотя и понимал, что часть гнева прольётся и на его голову.
___________________
*В ведении Посольского приказа - первого внешнеполитического ведомства России -  находились также и почтовые дела. С 1570 г. Посольский приказ целых 24 года возглавлял думный дьяк Андрей Яковлевич Щелкалов.


Баторий был злейшим врагом Ивана Грозного, поэтому царский гнев был страшным:

— Ах он пёс, паче кала смердящий, каково бесовское злохитрие удумал! — заревел царь, стуча посохом по полу.

Кого имел ввиду царь — Фандалина, Филаретова, или обоих — Бельский не понял.
 
— Казнить немедля!

— Обоих, великий государь?

Царь помолчал, задумавшись.

— Нет, только Фандалина, а Филаретова ослепить, чтоб неповадно было! И ещё, убери с глаз моих долой все его поделки!

На следующий же день приказ царя был выполнен.

Эпилог

И наступила сплошная, удушающая темнота. “Лучше бы меня казнили, чем до конца своих дней не видеть белого света и пребывать во мраке собственной слепоты” — думал Григорий Филаретов. Незрячие глаза без глазниц уже не болели. И только когда Филаретов вспоминал свои самые выдающиеся творения, он видел их во всем великолепии, блеске и богатстве красок, как-будто  по-прежнему оставался зрячим.

При описании пира у Ивана Грозного частично использовались воспоминания итальянца Рафаэля Барберини «Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году».

Филаретов — придворный ювелир Ивана Грозного — реальная историческая личность, якобы упоминаемая в летописях. Однако  информции ни о его имени, ни о годах жизни найти не удалось. В Википедии ему посвящена одна единственная, малоинформативная страничка.


27.10.2024 г.


Рецензии