ДАМБ

1. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

День. Кафе. За дальным столиком в кафе сидит, красивая женщина Эльвира (25 - 30 лет). Она одета в элегантный, деловой костюм.

Она задумчиво пьёт чай из чашки, и смотрит на входную дверь. Тот кого она ждёт, опаздывает. Эльвира смотрит на наручные часики и вздыхает.

Эльвира скучающе оглядывается по сторонам.

2. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

Эльвира переводит взгляд на свою сумку. Достаёт из сумки распечатку сценария, на титульном листе название: "Дамб",  автор Игорь Черепанов, с фотографией.

ЭЛЬВИРА
Ну посмотрим, что за "Дамб".

Эльвира откладывает в сторону, на стол, титульный лист. Начинает читать сценарий.

С каждым новым прочитаным листом её лицо мрачнеет. (Она может заказать себе ещё чайку чая и пироженое, но от новой страницы сценария, "пироженое" не лезет в горло)

Эльвира наконец, дочитывает последнюю страницу сценария и кладет лист к остальным, переворачивает стопку листов и ещё раз читает название.

ЭЛЬВИРА
(сама с собой)
"Дамб"!.. В лит. институте меня бы за это расстреляли!

3. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

Эльвира задумчиво, берет чашку и допивает чай. К столику подходит в меру симпатичная официантка, Анастасия. Она забирает пустую чашку Эльвиры.

ОФИЦИАНТКА
Ещё, что нибудь закажите?!

ЭЛЬВИРА
Пока нет.

ОФИЦИАНТКА
Хорошо.

Официантка уходит. Эльвира смотрит на наручные часики, они не ходят.
ЭЛЬВИРА
Класс!

Эльвира снимает часики и пробует их завести.

4. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

Входная дверь в кафе открывается и на пороге появляется, мужчина, Игорь (35-40 лет). У него своеобразное лицо и модная стрижка, одет он по прошлогодней моде.

Он обводит кафе взглядом, и, не сразу заметив Эльвиру, идёт к ней, подсаживается за столик.

ИГОРЬ
Привет!

Эльвира не отвечает, продолжает возиться с часами.

ИГОРЬ
Прости, что опоздал.

Эльвира поднимает голову и кладёт часы на стол.

ЭЛЬВИРА
Твой подарок сломался!

Игорь  берёт часы, пытается завести.

ИГОРЬ
Странно. Чек у меня сохранился. Я их сдам по гарантии и...

ЭЛЬВИРА
Не надо! Всё равно сломается!

ИГОРЬ
Почему?

ЭЛЬВИРА
У тебя всё ломается. Почему ты опоздал?! Я как дура тут сорок минут сидела...

5. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

К столику подходит официантка.

ОФИЦИАНТКА
Вам принести меню?


ИГОРЬ
Нет. Шампанского нам!

ЭЛЬВИРА
О-о!

ОФИЦИАНТКА
Хорошо.

Официантка уходит.

6. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

ЭЛЬВИРА
Неужели есть повод пить шампанское?!

ИГОРЬ
Эля, я был у продюсера!

ЭЛЬВИРА
И что?!

ИГОРЬ
Я согласовал твою кандидатуру на роль...

ЭЛЬВИРА
Опять промофото для рекламы пиццы?! Я в образе сестер близняшек?! Или главная роль в рекламе колготок, съемки которой, кстати, так и не состоялись!

ИГОРЬ
Нет! Всё это в прошлом Эля! У тебя главная роль в полнометражном фильме!!!

ЭЛЬВИРА
Правда?!

7. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

К столику подходит официантка, с открытой бутылкой шампанского. Разливает шампанское по их бокалам, и внимательно слушает Игоря.






ИГОРЬ
Да! Съемки через два месяца! На следующей недели мы получим финансирование для предпродакшена, а через месяц от министерства культуры! И съемки! Съемки будут проходить - в Ницце!

Официантка, чуть не переливает шампанское, через край бокала Эльвиры.

ЭЛЬВИРА
Девушка поаккуратней!

ОФИЦИАНТКА
Простите! Простите!

ЭЛЬВИРА
(официантке)
Ладно! Ладно!
(Игорю)
В Ницце?!

ИГОРЬ
Да!!!

ЭЛЬВИРА
О боже моя мечта осуществиться! Я не верю?! Не верю?!

Официантка наливает шампанское в бокал Игоря, сверлит его взглядом.

ИГОРЬ
Верь Эля, верь, это правда! Чистейшая правда!

ЭЛЬВИРА
Я так рада, нет - счастлива!

ОФИЦИАНТКА
(Игорю)
Ещё что нибудь?!

ИГОРЬ
Нет, спасибо.

ОФИЦИАНТКА
Попробуйте блюдо...

ЭЛЬВИРА
Оставьте нас!
Официантка уходит, оглядываясь на них.

8. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

Эльвира и Игорь берут бокалы.

ЭЛЬВИРА
Игорюша, ты сдержал свои слова!

ИГОРЬ
Элячка, я всегда стараюсь их сдержать! Давай выпьем....

Эльвира и Игорь собираются чокнуться бокалами.

ЭЛЬВИРА
Давай!

ИГОРЬ
Выпьем за удачу, которая, наконец, повернулась к нам лицом! Выпьем за, то, что будущий успех, твой успех в главной роли...

ЭЛЬВИРА
Спасибо!

Эльвира тянется к бокалу Игоря.

ИГОРЬ
И мой - как сценариста...

Эльвира замирает. Игорь тянется к Эльвире, чокается с ней.

ЭЛЬВИРА
(меняется в лице)
Сценариста?!

ИГОРЬ
Да сценариста! Наконец мой сценарий будет экранизирован! Это победа! Мы победили - ты актриса, а я сценарист! Что с тобой, ты побледнела?

Эльвира медленно ставит бокал на стол. Игорь обеспокоенно смотрит на неё.

ЭЛЬВИРА
(подбирая слова)
А что за сценарий?!
ИГОРЬ
"Дамб". Я давал тебе почитать. Прочла?!

ЭЛЬВИРА
(в прострации)
Я его принесла...

ИГОРЬ
(перебивает)
Ты его принесла?! Отлично! Мы можем его почитать и прорепетировать...

ЭЛЬВИРА
(вздрогнув)
Прорепетировать?!

ИГОРЬ
Да! Это третий сюрприз, пока еще, правда, под вопросом. Хочешь, скажу?!

Эльвира безвольно кивает головой.

ИГОРЬ
Что бы нам достались гонорары побольше, продюсер не против, если я стану режиссером.

Эльвира совсем меняется в лице, зеленеет.

ИГОРЬ
Это так круто снять фильм по своему сценарию! Мечтал об этом всю жизнь!

Эльвира выпивает свой бокал залпом. Игорь тоже выпивает.

9. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

Эльвира собирается с мыслями.

ЭЛЬВИРА
Я должна вернуть...

ИГОРЬ
Что вернуть?!

Эльвира рукой пододвигает сценарий к Игорю. Игорь переводит взгляд с Эльвиры, на сценарий, потом на Эльвиру, и снова на сценарий.

ИГОРЬ
Зачем?! Он тебе пригодится! Прочла?!

ЭЛЬВИРА
Прочла...

ИГОРЬ
Как тебе?!

10. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

Эльвира закусывает нижнюю губу, берет бутылку шампанского и наливает себе полный бокал, выпивает. Игорь в сильном волнении ожидает ответа.

ИГОРЬ
Ну?!

ЭЛЬВИРА
Игорь, скажи честно! Ты правда продал этот сценарий продюсеру?!

ИГОРЬ
(хлопая глазами)
Да! Я могу показать договор! Ты мне не веришь?!

ЭЛЬВИРА
Нет, Игорь, тебе я...
верю. Я продюсеру не верю! Кто он такой?! Почему он купил этот... сценарий?! Для чего!?

ИГОРЬ
Я не понимаю! Не понимаю Эля...

ЭЛЬВИРА
Правда, не понимаешь?!

ИГОРЬ
Правда, нет.

ЭЛЬВИРА
Ну, хорошо, я тебе поясню!
Что бы купить этот сценарий, что бы доверить режиссерский пост, человеку, без соответствующего образования и опыта, надо быть либо мошенником, либо сумасшедшим!
ИГОРЬ
Эля, я не знаю, что и сказать! Надеюсь, ты понимаешь, насколько сейчас ты сделало мне больно? Ты просто, взяла и плюнула мне на сердце...

ЭЛЬВИРА
Игорь, перестань!

ИГОРЬ
Да как перестать Эля?! Ты оскорбила меня, ты оскорбила Якова Булатовича...

ЭЛЬВИРА
Значит, его так зовут?

ИГОРЬ
Да зовут! Эля, я не понимаю, почему ты проявляешь, такое недоверие, к человеку, который обеспечит нам реализацию наших мечт?

ЭЛЬВИРА
Игорь очнись! Твой Яков Буратович...

ИГОРЬ
Булатович!

ЭЛЬВИРА
Неважно! Он просто распилит бюджет, и тебе останутся крохи, что бы снять на коленке, никому ненужный фильм!

Игорь бледнеет и хочет, что-то сказать, но Эльвира жестом руки, его останавливает.

ЭЛЬВИРА
А нет прости! Прости! Фильм будет нужен...

ИГОРЬ
(перебивает)
Конечно...




ЭЛЬВИРА
(повышает голос)
Для отчетности, перед министерством культуры!

Игорь хлопает глазами.

ЭЛЬВИРА
Да, Игорь. Мол, все выделенные деньги ушли на создание фильма, а не кокаин, шлюх и новый майбах Якова Булатовича!

Игорь меняется в лице, зеленеет.

ЭЛЬВИРА
Его посмотрят - раз, в одном из просмотровых залов, и всё! Никакого проката, никаких фестивалей, никакого успеха!

Эльвира смотрит прямо в глаза Игорю.

11. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

Игорь молчит, а потом начинает тихо, высокомерно смеяться. Этот смех, он буквально выжимает из себя.

ИГОРЬ
Я понял Эля... Понял, тебя. Ты просто забоялась рисковать!

ЭЛЬВИРА
Рисковать?!..
(не выдерживает)
Сниматься в фильме по твоему сценарию - это не риск! Это  самоубийство!   

Пауза.

ИГОРЬ
(возмущенно)
Что?!

ЭЛЬВИРА
Да-да, именно самоубийство! Я даже за пять лет работы в издательстве...


ИГОРЬ
Где ты работала?

ЭЛЬВИРА
В издательстве я работала, помощником главного редактора.

ИГОРЬ
Ты же говорила, что модель?!

ЭЛЬВИРА
Это сейчас. А по первому образованию, я литературный работник.

Игорь обмякает всем телом.

ЭЛЬВИРА
И вот это
(указывает пальцем на сценарий)
не сценарий!

Игорь по идиотски улыбается.

ИГОРЬ
А что же это, по-твоему?!

ЭЛЬВИРА
Эх, была бы я мужиком с деревни, вот бы я тебе ответила! Это... блин, слова культурные, никак не подберешь!

12. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

Эльвира в отчаянии откидывается на спинку стула. Игорь, подвигается к столу и ставит локти на стол, жестикулирует кистями рук, пока говорит.

ИГОРЬ
Эля, давай успокоимся и разберемся. Я понял, что ты прочитала, и тебе не понравилось...

ЭЛЬВИРА
(перебивает)
Это не может...



ИГОРЬ
(повышает голос)
Пожалуйста, дай мне сказать! Дело субъективное, дело вкуса, это я понимаю. Мне тоже, многое не нравится. Но?!

Игорь заговорщически смотрит в глаза Эльвиры.

ЭЛЬВИРА
Что "но"?!

ИГОРЬ
Но, самое главное, что сценарий понравился продюсеру, и он его купил! Мы получим деньги на создание фильма! 

ЭЛЬВИРА
Ох, господи! Какого фильма?! Если продюсер настоящий, в чём я, до сих пор, сильно сомневаюсь, то лучше бы ты ему чистые листы бумаги продал!

ИГОРЬ
Эля! Эля, послушай меня, пожалуйста, ты на поле киноиндустрии, только собираешься вступить. А я уже пять лет на нём топчусь,

Эльвира усмехается.

ИГОРЬ
То есть нахожусь. Короче говоря, я в теме, как тут всё работает! И тебе только кажется, что мой сценарий...

ЭЛЬВИРА
Это не сценарий!

ИГОРЬ
Элечка, ты, как оказалось, у меня, литературный работник, и имеешь опыт работы, только с литературой, а тут кино, тут свои законы...


ЭЛЬВИРА
Общие законы драматургии и просто здравой человеческой логики никто не отменял!

13. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

Игорь выжимает из себя несколько высокомерных смешков.

ИГОРЬ
Эля! Ну, раз так! Ладно, Эля, вот скажи, покажи мне, что тебе конкретно не нравится в моём сценарии!

ЭЛЬВИРА
С удовольствием. Начнем с того, что нет адекватной экспозиции.

ИГОРЬ
Чего нет?

ЭЛЬВИРА
Экспозиции. Ты не заявляешь толком героев, не обозначаешь их мотивации, цель, проблемы. Нет дуги характеров. Они у тебя как кони в вакууме.

Игорь смеётся.

ЭЛЬВИРА
Ничего смешного! Без хорошо выстроенной экспозиции, не может быть увлекательной середины и логичного, вытекающего из предшествующих событий, финала и катарсиса.

ИГОРЬ
Катарсиса?!.. Ну, это же сценарий, отправная точка! "Сок" творится на съемках и на монтаже.

ЭЛЬВИРА
У тебя не отправная, а пятая точка!



У тебя совершенно не соблюдена трехактная структура драматического действия.

ИГОРЬ
Их же три?!

ЭЛЬВИРА
Да три!

ИГОРЬ
А у меня их сколько?!

Эльвира смотрит в глаза Игорю.

ИГОРЬ
Ладно! Что тебе не нравится, конкретно?!

14. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

ЭЛЬВИРА
Начнём с того, что глухую девушку из русской деревни, ты назвал Доминикой. Допустим, это причуда родителей.

ИГОРЬ
Да причуда.

ЭЛЬВИРА
А где родители?! Почему о них ни слова?! Она у тебя живёт как дядя Фёдор в Простоквашино! Благо, что с животными не разговаривает.

ИГОРЬ
Ну, я хотел показать одиночество человека в обществе.

ЭЛЬВИРА
Одиночество?! Ага, при этом она в 14 лет умеет водить трактор, работает у фермера дояркой, чинит бабкам телевизоры, и читает Гурджиева?! Что это Игорь?!



ИГОРЬ
Это все внешнее, материальное. Она духовна одинока.

ЭЛЬВИРА
Чего?! Почему?!

ИГОРЬ
Из-за её недуга, глухоты.

ЭЛЬВИРА
Понятно. Я уж позволь, зачитаю, один из моих любимых кусков: "Доминика шла по лесу поздним вечером, и "смсила" бабе Нюре, что идёт по лесу с гостинцами от деда Вадима. Как вдруг упала в люк..." В люк?! В лесу?!

ИГОРЬ
Ну... Это не просто люк, а проход в другое, темное измерение...

ЭЛЬВИРА
(читает дальше)
"В люке было тесно, от мусора и человеческих экскрементов".

Эльвира смотрит на Игоря.

ИГОРЬ
Так я вижу материализацию темного измерения на нашей, в принципе, энергетически загаженной, планете.

ЭЛЬВИРА
Угу! Читать про то, как бедняжка, содрала все ногти, пока пыталась вылезти из "другого, темного измерения", и как пыталась приделать их обратно, я не буду. Тошнит!

ИГОРЬ
А, по-моему, очень психологичная сцена может получиться.

ЭЛЬВИРА
Нет!.. Она сидит там у тебя в люке неопределенное количество времени, то на неё дождь льёт, то снег идёт.

ИГОРЬ
Так это же другое измерение!

ЭЛЬВИРА
Забыла, прости! И всё это время, она разговаривает с собой вслух! Глухая?!

ИГОРЬ
Пока она в другом измерении, к ней вернулся слух.

ЭЛЬВИРА
О господи! Стало быть, раз она в другом измерении, её никто не слышит и не видит, в нашем. Так?!

ИГОРЬ
Да так! Ты начинаешь понимать!

ЭЛЬВИРА
А зрителям если они не поймут, ты программки с объяснениями будешь раздавать!

ИГОРЬ
Классная идея! Очень креативно и концептуально!

ЭЛЬВИРА
Ой! Как там у тебя дальше: "Черную фуру заносило на головокружительных перекрестках, но она неслась по дороге, пока не остановилась у люка, в котором продолжала томиться Доминика".

ИГОРЬ
Ну, это как бы образ современной России.


ЭЛЬВИРА
А-а! А это что?! "Из кабины вылез бородатый мужчина с абсолютно лысой головой. Он огляделся, плюнул на землю и достал из кабины труп молодой проститутки. Его он скинул в люк, и уехал туда, где всегда садится солнце".

ИГОРЬ
(истерично смеётся)
Очень, атмосферная сцена, может получиться! Ха-ха! Правда! Ха-ха! Может получиться! Ха-ха! Это же гениально! Ха-ха! Такого ещё не было! Ха-ха!

ЭЛЬВИРА
"А Доминика, когда на неё упало ещё теплое тело молодой куртизанки, прижалась к ней, что бы согреться" Как это понимать?!

ИГОРЬ
(раздраженно)
Я же сказал, образ современной России. Ты так, что на каждом абзаце будешь останавливаться?!

ЭЛЬВИРА
Нет, на каждый абзац моей выдержки не хватит! Хотела ещё два момента прояснить.

ИГОРЬ
Каких?!

ЭЛЬВИРА
"Когда труп молодой развратницы окоченел, Доминика, прислонила его к стене люка и смогла выбраться по нём на поверхность" Бред, но допустим!

ИГОРЬ
Почему бред?! Я видел подобное?!

ЭЛЬВИРА
Где?!

ИГОРЬ
Не помню, по телевизору, в новостях.

ЭЛЬВИРА
В японском фильме ты это видел!

ИГОРЬ
Какая разница! Все мы, что-то да, где то видели. Как сказал, один ученый, мы живем в эру, когда информация потеряла персональность, и стала общей!

ЭЛЬВИРА
Может быть. Только надо уметь её адаптировать в контекст истории. А не брать пазлы из разных наборов и пытаться их силой соединить!

ИГОРЬ
Я сторонник постмодерна!

ЭЛЬВИРА
А что постмодернисты не могут соблюдать законы драматургии, когда делают коммерческое кино для широкого зрителя?!

ИГОРЬ
Ну, Эля, Эля зритель, сейчас не такой, как раньше. Его надо... дотягивать до своего уровня, а не опускаться до его!

У Эльвиры отвисает челюсть.

15. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

Эльвира обеими руками берётся за голову и погружается в свои мысли.

ЭЛЬВИРА
Ужас! Я не понимаю как...

ИГОРЬ
(заёрзав на стуле)
Эля, там всё понятно, всё есть в сценарии! Ты просто не внимательно читала. До тебя пока не дошел месседж моей истории...

ЭЛЬВИРА
(горько)
И в чём же месседж?!

ИГОРЬ
Человека надо ограничить, что бы раскрылся его потенциал.

Эльвира поднимает взгляд, и в упор смотрит в глаза Игорю. Молчание.

ЭЛЬВИРА
Игорь, скажи честно! А тебя уже ограничивали, или ещё предстоит?!

Игорь начинает истерично смеяться.

ИГОРЬ
Ха-ха-ха! Эля ты... ха-ха... в дамскую комнату?! Ха-ха-ха!

Эльвира вздохнув, берет свою сумку, и встаёт из-за стола, стоя пронзает взглядом Игоря,

ЭЛЬВИРА
(очень строго)
Игорь!!!

Игорь перестает смеяться.

ЭЛЬВИРА
Я рада, что наше сотрудничество, длившиеся, так долго, сегодня закончилось. Спасибо тебе! Спасибо за то, что так долго тешил меня обещаниями, так долго пел мне о моём таланте, так глубоко...
(ДАЛЬШЕ)



ЭЛЬВИРА (ПРОД.)
залез мне в душу, и убедил, что кроме тебя, нет никого, кто мог бы, спасти отечественный кинематограф!.. Но пелена спала. И благодаря чему?! Благодаря твоему же бреду! Господи, я упустила нормальных людей, я бегала за тобой на бессмысленные кастинги и ради чего?!.. Что бы в день, перед днем рождения, разбилась последняя мечта - сыграть хорошую роль в хорошем фильме?! Прощай.

У Игоря дергается глаз. Эльвира не глядя на Игоря, отходит от столика, выходит из кафе. Игорь провожает её сожалеющим  взглядом. Смотрит, даже на закрывающуюся, за ней дверь. Медленно подтягивает рукой к себе свой сценарий.

16. ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ.

К столику подходит официантка, смотрит на затылок Игоря, она поправляет свою причёску.

ОФИЦИАНТКА
Ещё что нибудь будите?!

Игорь поворачивается к официантке, за секунду оценивает её.

ИГОРЬ
(улыбаясь)
Девушка, вы не хотите сняться в кино?

ОФИЦИАНТКА
Да, хочу!

ИГОРЬ
Прекрасно! У меня для вас есть роль, главная роль!

Улыбка Игоря превращается в улыбку Чеширского кота.

КОНЕЦ.


Рецензии