1. Смерть жирным
1. СМЕРТЬ «ЖИРНЫМ»! Не было порядка и устроения в Европе раньше, нет его сейчас, не будет и впредь. Вот уже полторы тысячи лет они там все чего-то делят, чего-то ищут, к чему-то стремятся, суетятся, озираются по сторонам, заглядывают через плечо, смотрят исподлобья, ерзают нервно на своих тронах, возмущаются, когда слишком тесно, недовольны, когда слишком просторно, раздражаются, когда слишком тихо или слишком громко, уже даже и не знают к чему им еще стремиться, а все чего-то ищут и к чему-то стремятся, стремятся и ищут. И уж вроде бы и внешние враги их не особо донимают - так, попугивают иногда - и с внутренними своими неурядицами за истекшие века научились как-то справляться, и деньги в казне вроде как бы есть, хотя их там вроде как бы и нет, но, когда совсем уж припрет, они обязательно находятся, а все не может Старушка Европа успокоиться.
Не было покоя в Европе и в 14 - 15 веках. Да и какой же может быть покой на переломе эпох? Средневековье, казавшееся таким незыблемым и непотопляемым, вдруг, никого не предупредив, решило сойти со сцены, посчитав свою партию доигранной до конца. И вот теперь, по прошествии стольких веков, оглядываясь в прошлое, мы задаем себе вопрос - «Что же это за эпоха такая – Средневековье? Почему нас всех до сих пор так волнуют его неразгаданные тайны, легенды и предания?» - и понимаем, что ответ на этот вопрос не так прост и однозначен, как может показаться на первый взгляд. Средневековье - темный туннель между двумя блестящими эпохами, каждая из которых была отмечена взлетом науки, искусства и литературы; сумрачное время или, точнее, «межвременье», своего рода промежуток, разделяющий эпохи прогресса; время, когда человеческие переживания еще сохраняли ту степень полноты и непосредственности, с которой и поныне воспринимает горе и радость душа ребенка; время неприступных продуваемых всеми ветрами замков, не знавших удобств, архитектурных излишеств и праздной роскоши, и доблестных рыцарей в помятых латах, знавших слово «честь» но не всегда понимавших его истинное значение; время, когда не было ни стадионов, ни спорта, ни лекарств, а бренное человеческое тело врачевали лекари-колдуны, когда госпитали служили сначала убежищами, потом изоляторами, но никогда больницами; время абсолютного господства в Европе христианства, являвшегося одновременно и религией, и идеологией, что под страхом смерти требовала от своих приверженцев безоговорочной и, что важнее всего, слепой преданности; время, когда даже короли старались не пользоваться вилкой, считая ее порождением Дьявола, а проституция расценивалась как грех, но в то же время была признана Католической Церковью, как необходимое или «меньшее зло»; время, когда знатностью и богатством упивались с большей алчностью и более истово, ибо они гораздо острее противостояли вопиющей нищете и отверженности; время бесконечной и отчаянной схватки Добра со Злом, когда грань между ними стиралась настолько, что Добро зачастую путали со Злом, а Злу поклонялись, считая его Добром. И вот, это время, эта эпоха, просуществовав более тысячи лет, начала шаг за шагом сдавать свои позиции, уступая место «Новому Времени» - времени Высокого Возрождения, Ренессанса, гуманизма, новой системы отношений и старой, как мир, «охоты на ведьм».
А началось все по уже сложившейся вековой традиции у «римлян». В начале 14 века города-государства Италии, воспользовавшись своими возросшими политическими правами, начали на подвластной им территории освобождать крестьян от крепостной зависимости. Крепостные получили личную свободу, но их земля и все имущество остались у феодалов. Толпы обнищавших, но лично свободных землепашцев потянулись на заработки в города. В одной лишь Флоренции в 14 веке насчитывалось уже около 30 тысяч «пролетариев», которые работали в крупных шерстоткацких и сукнодельческих мастерских. Разумеется, усиление эксплуатации оставшихся в неволе крестьян не могло не толкнуть их на открытое возмущение. В 1304 году тысячи голодных бедняков, ведомые францисканским монахом Дольчино, заняли долину реки Сессии и основали там крестьянскую общину. Посланное против них войско местных феодалов было разгромлено. Не помогло и вмешательство главного христианина - римского папы, организовавшего против своих заблудших овец крестовый поход. «Божьих воинов» восставшие с Божьей же помощью и перебили. Лишь в 1307 году Небеса решили все же прислушаться к молитвам своего земного «наместника», и позволили войскам епископа Верчелли разгромить крестьян в сражении, которое длилось целый день. Те немногие, кому «повезло» выжить, невзирая на возраст и пол, весьма «по-христиански» были заживо преданы «очистительному» огню. Впрочем, и после этого восстания в сельской местности не прекращались.
Меж тем, условия жизни лично свободных работников многочисленных городских мастерских были ничуть не лучше, чем у крепостных. Рабочий день там длился 14-16 часов в сутки, а хозяева имели право судить и наказывать рабочих по своему усмотрению. Первое крупное выступление пролетариев произошло во Флоренции в 1343 году. Четыре тысячи чесальщиков шерсти прошли по улицам с криками: «Долой налоги!» и «Смерть жирным горожанам!». В 1345 году одна из первых в истории «профсоюзных» организаций чесальщиков и красильщиков Флоренции организовала стихийную забастовку в ответ на казнь своего лидера. В 1371 году вспыхнуло восстание шерстяников в Перудже и форменный мятеж чесальщиков в Сиене, где даже было создано правительство «тощего народа». Все эти выступления были подавлены с неимоверной жестокостью. В 1378 году крупное восстание во Флоренции вынудило правительство «жирного народа» покинуть город. Восстание было жестоко подавлено, но сломить сопротивление удалось только «физически», дух остался непокорным. Всходя на эшафот, восставшие не просили пощады. «Наша смерть – величайшая несправедливость» - говорили они, обращаясь к собравшимся на площади людям, - «Но, если наша жертва принесет благо родной земле, мы умираем с радостью».
В 1347 году произошло восстание в самом Риме. Повстанцы образовали республику, вынудили местных феодалов дать клятву верности новому правительству и призвали 25 городов Италии объединиться в единое государство. Эта попытка мирным дипломатическим путем восстановить целостность страны не имела успеха, а время полководца Гарибальди еще не пришло. Итальянские города не захотели ни объединяться, ни прекращать торговые войны между собой. Тем не менее, по мнению большинства исследователей, именно Италия явилась родиной современной дипломатии. Этому способствовало и то, что в Италии находилась резиденция папы – центр католичества с его уже и в ту эпоху бесчисленными международными связями. Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция и Милан также обеспечивали защиту своих граждан за границей путем организации консульской службы.
А вот создателем первой в мире транснациональной банковской системы по праву считается Орден Тамплиеров. Уж что-что, а деньги эти ребята умели считать. И были слуги Господа богаты настолько, что вся Европа ходила у них в должниках. Это-то в итоге их и сгубило. Времена были суровые, ростовщичеством заниматься было опасно, не из всякого должника можно было деньги вытрясти. Так Филипп IV Французский, решив одним махом избавиться от своего огромного долга Ордену, 13 октября 1307 года приказал арестовать всех тамплиеров во Франции, ссылаясь на то, что у них процветают кощунственные и безнравственные обряды и обычаи. Палачи жгли и кромсали предприимчивых рыцарей десятками без жалости и без оглядки на их духовный сан. Немалая часть казны Ордена перетекла в сундуки Филиппа. Впрочем, это ему мало помогло. Все деньги тут же сожрала бесконечная Столетняя Война. В начале 14 века, мягко говоря, не очень демократичный Филипп был даже вынужден созвать обще-французские Генеральные Штаты, пригласив на них представителей трех сословий: духовенства, сеньоров, и горожан, дабы переложить на них часть ответственности за положение в стране. А положение это было аховым! Тяготы и неудачи затяжной войны неимоверно ухудшили условия жизни низов. Простолюдинов не грабил только ленивый, причем, одинаково отрывались и англичане и свои. Не легче жилось и горожанам. В 1356 и в 1358 годах дважды бунтовал Париж. В том же 1358 году на севере Франции мощно рванула «Жакерия». Давили крестьянский бунт жестоко, разными способами было казнено около 24 000 человек. В 1382 году забурлил Руан. Восставшие перебили королевских чиновников, высшее духовенство и городскую знать. Тут же поднялись Леон, Орлеан, Манте, Суассон и другие города. Вновь зашелся яростным человеческим криком Париж. Не успели залить кровью пожар восстаний в городах, запылал Центр и Юг Франции – настоящая партизанская война крестьян и против французов, и против англичан. В 1413 году – опять кровь и пожары в Париже.
А мощное восстание крестьян под предводительством Уота Тайлера в 1381 году в Англии потрясло сами основы королевства. Восстание было подавлено с невиданной жестокостью, но в его пламени бесповоротно сгорело крепостное право. К концу века почти все английские крестьяне воспользовались возможностью выкупиться на волю.
Впрочем, справедливости ради стоит признать, что и посреди всего этого шабаша продолжала теплиться обычная человеческая жизнь. Один за другим на Свет Божий начали появляться первые «детишки» приближающегося Нового Времени. В начале 14 века в Германии Иоганн Гутенберг изобретает книгопечатание, распространившееся потом по всей Европе. С печатного станка сходят книги как теологического, так и светского содержания, что не может не способствовать росту светской образованности. Решительный и повсеместный рост светских тенденций в мировоззрении общества и осознание духовной ценности земного человека приводят к яркому расцвету искусства и к мощному движению в области культуры, стремящейся вырваться за тесные рамки Средневековья. Это движение становится предтечей эпохи Возрождения, получив от потомков собственное название - Проторенессанс. Именно в эти годы творец итальянского литературного языка Данте воспевает в стихах свою Беатриче и пишет «Божественную Комедию». Джото заканчивает свою знаменитую фреску «Поцелуй Иуды». Поэт Петрарка на века прославляет имя своей возлюбленной Лауры. Боккаччо выпускает в свет сборник своих новелл «Декамерон». В 1316 году в Болонье к вящему неудовольствию чиновников от Церкви читаются лекции по анатомии человека – первые в истории средневековой Европы. Около 1344 года в Лондоне в семье виноторговца появляется на свет самый значительный поэт средневековой Англии, Чосер – автор легендарных "Кентерберийских рассказов", ныне общепризнанный отец английской литературы.
Свидетельство о публикации №224102700588