Его Театральный роман. Мастер и Маргарита
Жизнеописание спектакля "Мастер и Маргарита" С.Э.Алдонина Музея-Театра "Булгаковский дом"
Заметка
Мастер и Маргарита:
Его Театральный роман
(постановка 26.10.2024)
"Так создавалось действие"
Это праздничная заметка о постановке "Мастер и Маргарита" в День Рождения её режиссёра, Сергея Эдуардовича Алдонина, и посвящена созидательной силе театрального действия и о творческих возможностях для создания многогранного живого произведения театрального искусства.
Не только самый "Театральный роман" Михаила Афанасьевича Булгакова поистине театральный, но "Мастер и Маргарита", наверное, один из тех романов, которые выходят на сцену, чтобы воплотиться в жизни, минуя пьесу, но до этого - скрупулёзная работа с текстом романа для постановки на сцене театра, и эта работа колоссальна. И произведение не только воплощается в жизни, но и становится жизнью самих созидателей живого театрального искусства, как это стало для спектакля "Мастер и Маргарита" и его режиссёра, и это его Театральный роман. И в заметке - продолжение жизнеописания спектакля, а потому отмечены новые грани именно данной постановки. Информатика самого произведения огромна, и вместе со всем арсеналом творческих средств совершенству действительно нет предела, и каждая постановка развёртывает всё больше миры и измерения "Мастера и Маргариты".
С чего начиналось творчество - конечно же с действия, рождённого словом. И как всегда, всё заключается в деталях - и действительно, совершенствование бесконечно. Это отточенность действия - того театрального слова, на котором говорит живое произведение. Представьте, как одним лишь мановением руки это действие создаётся - и помимо воплощения истории из рассказа Воланда оживает и слово: дымка и лёгкий жест рукой - и слова романа "доносило дымком". Сколько оттенков, и сколько возможностей работы со всеми языками произведения театрального искусства. И так творится неповторимая красота.
Тонкая работа над каждым штрихом, и в сегодняшней постановке счастливый зритель части истории самого спектакля увидел много нового в прежнем, и это подлинное воплощение жизни, в которой постоянные изменения. Глубина самого действия такова, что жизнь на сцене непрерывна, и во время основного действия продолжается действие второго плана, как это бывает в жизни. Например, в центре внимания зрителя муки Мастера, но тут же рядом беседуют Иван и Стравинский, а хор и звуки барабана - внешнее воплощение тех душевных переживаний. Или разговор Мастера и Ивана Бездомного - и его сопровождение мимикой присутствующего тут же Воланда, реакции на сказанное - и так вскрывается суть.
Сам творческий процесс постоянный - и так рождается многообразие, а возможности актёров исполнять роли разных действующих лиц ещё более множат жизни спектакля в каждой постановке, как и в сегодняшнем спектакле привычное место Коровьева во многих сценах занял Кот Бегемот, а одновременно две роли, Мастера и Фагота, исполнял один актёр, и это особенность постановок - взаимозаменяемость актёров, и это сверхзадача в рамках одной постановки. И в сцене разговора Воланда и заведующего буфетом, в манере обращения и в том, как Воланд устремился к собеседнику, отчасти чувствуется прежняя роль Фагота Сергея Эдуардовича, хотя вы могли и не видеть, но это угадывается по самой информатике театрального действия, и оттого создаваемые образы, которые также меняются, становятся уникальными, сложными, многохарактерными - так в картине и в жизни смешиваются находящиеся рядом цвета, и каждый цвет вбирает оттенок или улавливает блик соседнего цвета, или контраст цветов, и всё же объединённых в одной картине. Или разное прочтение, к примеру, той части романа, в которой описывается страшная казнь, позволяет зрителю и приблизиться к тому времени, или наблюдать параллельно идущему рассказу операцию, или через слово романа мысленно созерцать происходящее в те времена, и слушать само свидетельство Воланда, как было в этот раз в постановке - ожившие слова в выразительном, сотрясающем и потрясающем монологе свидетеля истории. И это разный эффект в зависимости от действия, ещё одна творческая возможность для всестороннего рассмотрения произведения. И самое восхитительное, что от каждого штриха, от каждой детали многократно множится и само воплощение произведения, и в этом заключаются дальнейшие творческие возможности и жизненный путь к совершенству живого произведения театрального искусства. К примеру, начало сегодняшнего спектакля - и вы слышите новые ноты акцента в голосе Волонда, а затем видите и дополненное действие, "управляющее" Берлиозом во время речи Воланда и жестикуляции знаменитой тростью с набалдашником в виде головы пуделя: движениям трости вторят движения головы Михаила Александровича. Или как в разных постановках обыгрывается смешение реальности в сцене в клинике, когда Иван Бездомный пытается уйти, и тут из своего "измерения" на мгновения появляется Кот Бегемот и останавливает Ивана и говорит своё веское "мяу", но что примечательно, что в этот раз Бегемот на мгновения озирается на присутствующих и будто сам удивляется действительности, в которую попал из своего привычного ему мира, и тем лицам, которые предстали для него в реальности - замечательное видение со стороны сразу нескольких действующих лиц: люди дивятся магическому, а маги - привычному. И ещё одна магия - это музыка и звук, в которые и вплетено волшебство, например, в сцене разговора Понтия Пилата и Афрания, зависающий туман будто поддерживается разносящимся постоянным звуком, и это мастерство выбора средств воплощения, гармонирующих друг с другом и позволяющих достичь полноты картины в целом. И за звуком - танец: увлекаемые Воландом в вальсе кружатся гости бала, словно вихрь унося зрителей. Это бесконечное творчество в постоянно расширяющейся вселенной романа, а потому смотрите спектакль, настоящее живое произведение тетрального искусства.
И действие не имеет границ, шагая за рамки спектакля: в антракте вместе с двумя оперными голосами вы уноситесь в их состязание и их дуэт, и единый текст песни может звучать объёмно, в разной тональности и на разной высоте одновременно, будто эти голоса - фигуры высшего пилотажа двух сверхзвуковых самолётов, полёт которых то пересекается, то расходится вверх и вниз. И в песнях звучали и слова о жизни, и имя именинника, а знаменитая "'O sole mio" перешла в звуки вечного и любимого Михаилом Булгаковым "Фауста". А в конце спектакля был показан фильм о Сергее Эдуардовиче - стремительное путешествие сквозь необъятное творчество, и вы видите его и в роли Фагота, и в роли Воланда, труд актёра и режиссёра, и знания передаются следующим поколениям актёров, и вы можете увидеть, как они начинают заниматься режиссурой, и это развитие и дление школы театра. И это ещё один театральный роман, соединение литературы и театра в одной жизни...
С пожеланиями бесконечного творчества и неудержимого созидания театру, в котором жизнь!
Свидетельство о публикации №224102700059