Как грамотно протащить верблюда через игольное ушк

Лаокоон
или
Как грамотно протащить верблюда через игольное ушко

       Я понимаю, что не специалисту данный текст вряд ли будет понятен и интересен, посему и читать его, вероятно, не каждому стоит, но уж коль он написан, то надо ж кому-то показать...
***
      Очевидно каждому инженеру в период профессиональной деятельности, случается попадать в тупиковые ситуации, из которых приходится выбираться буквально на грани провала, оставляя кровавые следы и зарабатывая седые лохмы. У меня такие ситуации тоже случались, некоторые из них я описывал в прошлом, но вот еще одна.
       Как учил дедушка Крылов «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет», а в промышленном строительстве эта истина особенно верна, если проект является международным, а смежники с заказчиками разбросаны по всему миру.
В описываемом случае заказчиками могучей подстанции на три десятка линии были итальянцы, а смежниками индийцы, мексиканцы и мы - американцы. Индусы корпели над опорными сооружениями, мексиканцы над самим зданием, а мы над энергетическим оборудованием, которое устанавливалось в мексиканском здании, на индусских опорах в итальянском городе Турин. Раз в неделю ведущие специалисты всех компаний встречались на Zoom и обсуждали проект, с любопытством и пристрастием разглядывая чертежи и 3-D модели смежников. Наше оборудование поставлялось на заключительном этапе строительства, что понятно, поскольку куда ж его устанавливать, коли опоры и здание не построены, поэтому и в процесс проектирования мы включились последними.
       До некоторых пор во время наших встреч я полуспал, пока и мне не пришлось взяться за проект. Тогда впервые я вытащил на экран своего компа трехмерные модели опор индусов и здания мексиканцев, и наложил одно на другое, по координатам, заданным итальянцами. К своему удивлению я обнаружил, что опоры процентов на 50 перекрывают «окна» в полу здания, те самые, через которые должны протягиваться кабели, ведующие к нашему оборудованию, и ответственным за разводку кабелей являюсь непосредственно я.
       Сначала я подумал, что по ошибке развернул здание на 180 град. Проверил и убедился, что верно расположил модели смежников. Еще раз проверил все отметки на плане, но опять не нашел у себя ошибки, значит ошибся кто-то из них. Мне стало немного дурно.
       На следующий день был очередной митинг, и я поинтересовался согласовали ли смежники свои части проекта. Ответ был отрицательным. Тогда я прямо заявил об ошибке кого-то из них, но получил лобовой ответ, что они свои части проекта завершили, чертежи в цеху и менять что-либо поздно. Итальянец - главный инженер проекта – предпочел быстро свернуть митинг.
       В гневе я направился к менеджеру нашего отдела с надеждой, что он повлияет на смежников. Джастин Колетта был хорошим парнем и всегда стремился помочь своим инженерам, однако в данном случае он развел руками, ибо это было выше его полномочий и посоветовал мне выкручиваться в одиночку.
       Выхода не было, я сел за комп и обхватил голову руками, не представляя себе что делать. Протащить 36 кабелей через крохотное окошко мне представлялось невозможным.
       Не стоит думать, что эти кабели какие-то тонкие проволочки, ничего подобного. Это толстенные медные жгуты, 50-миллиметров в диаметре каждый, с радиусом гибки 45-50 см, и на коленке такой не согнешь. Не менее важно то, что при заданном напряжении в цепи, соответствующие электрические зазоры между соседними кабелями, должны быть не меньше 50 мм. Иначе говоря в половинную дырку мне необходимо было протиснуть 36 кабелей, соблюдая электрические зазоры и радиусы гибки. И таких окон было несколько.
       Помните знаменитую скульптуру Лаокоон с чудовищными змеями, оплетающими героев снизу доверху? Ее припысывают сразу трем скульпторам: Агесандру, Полидору и Афинодору. Но я был один, а поставленная передо мною задача была рассчитана на троих античных гениев, однако постепенно в моей голове начала вырисовываться картина расположения кабелей.
       Я создал трехмерную модель всех кабелей, для начала разукрасив их в разные цвета: 12 кабелей фазы A в синий, 12 кабелей фазы B в красный и 12 кабелей фазы C в желтый. Получилось очень красиво, но поначалу совершенно неработоспособно, поэтому следующие несколько дней, я выкручивал кабели на экране почище Лакоона, и мне удалось создать трехмерное чудо, превосходящее шедевр античных эллинов. О-о, как опытный инженер я прекрасно понимал, что построенное сооружение редко соответствует проекту, но в данном случае о практической стороне я задумывался менее всего. Мне важно было создать идеальную модель для утверждения моей части проекта, а о реальной прокладке кабелей пусть думают другие.
       Разобравшись с моделью, я перекинул все кабели, узлы их крепления и кожух, через который кабели протягиваются, на двухмерный чертеж, снабдив его множеством сечений со 100-миллиметровыми интервалами, на каждом из которых проставил толщины кабелей, радиусы гибки и все электрические зазоры, подтверждающие соблюдение мною электрических требований.
       Это была адская работа. Несколько ночей я не мог спать, а только высчитывал расположения кабелей и мысленно рисовал их модели, но в конце концов протащил все кабели через «окна» на грани возможного с нулевыми электрическими допусками. До сих пор не понимаю, как мне это удалось сделать, хотя в целом проект мог быть весьма типовым, если бы не халтура смежников.
       Когда я закончил работу, мне даже спасибо никто не сказал, в том числе и босс, который расценил это как до'лжное, ибо на то я и назван инженером, чтобы выкручиваться из критических ситуаций, создаваемых другими.
       Через год я ушел на пенсию, а строительство подстанции началось еще через год, поэтому чем закончилась эта история я, к счастью, не имею ни малейшего представления, и мне это даже не интересно.
26 октября 2024


Рецензии