15. Человек и инакомыслие
***
Проникнитесь величием момента,
Озвучить правду — долг интеллигента:
Спасибо вам, что дали мне сказать!
Чума на вас, что дали оппонентам!
***
Рассуждения, доводы, логика... Нет!
Вопрошающий редко вникает в ответ.
Со своими сужденьями сверит чужие:
Если сходится — правда, не сходится — бред.
***
Злободневные темы, "на грани" статьи,
Холивар в комментариях, спор без судьи...
Публицистика — жанр укрепления веры:
Соглашаются с автором только свои.
* * *
Думаю, в любом человеке худо-бедно уживаются две противоположные потребности — быть среди людей, быть с людьми (социализация) и быть самому, действовать, не оглядываясь на мнения окружающих (индивидуальность). Каждая из этих потребностей несёт в себе для человека и много хорошего, полезного, конструктивного, и много плохого, вредного, разрушающего. Но очевидно, что крайние проявления и той и другой потребности неприемлемы. Если человек полностью "забывает себя" ради общества, если полностью подчиняется чужим интересам, если становится безликим винтиком некой общественной машины — это уже и не человек получается, а так, биомасса какая-то. Но если человек полностью противопоставляет себя обществу, если вообще никак не учитывает интересы окружающих — тоже ведь нежизнеспособный вариант, не потерпит общество такого отщепенца.
Значит, где-то между этими крайностями есть оптимум, наилучшее сочетание одного и другого.
И где же он находится, этот оптимум? На этот вопрос у каждого будет свой собственный ответ — в зависимости от личных предпочтений. Да и "вес" этих ответов будет различным: одно дело мнение какого-нибудь спивающегося бродяжки, другое — какого-нибудь ведущего политика или очень популярного блогера. Но если "сложить" все такие единичные ответы, и их "вес" учесть — получится что-то вроде усреднённого текущего мнения общества по данному вопросу. Если это текущее мнение общества совпадает с большинством единичных мнений — всё более-менее нормально и спокойно. Если отличается — зреет недовольство.
Впрочем, недовольство зреет в любом случае. Только слабее. Человек, мнение которого по оптимальному решению вопроса не совпадает с общепринятым текущим мнением, в любом случае будет недоволен. И даже если таких недовольных немного, время будет их недовольство усиливать — мол, терпим, терпим, но сколько же можно терпеть? И когда это недовольство сделается значимым, общественное мнение чуть сдвинется — в сторону той или иной крайности, туда, куда в данный момент требуется, чтобы недовольство "притушить". А когда-нибудь потом в обратную сторону сдвинется. Потому что любой сдвиг вызывает недовольство у кого-то другого, у людей с иным мнением.
Так, "покачиваясь", общественное мнение всегда будет находиться где-то в районе оптимума, но никогда его не достигнет, никогда не сделается статичным.
Любопытно, что в этой схеме "правильными", имеющими полное право на существование являются вообще все частные мнения — и тех, кто более предпочитает глубокую и прочную социализацию, и тех, кто выступает, скорее, за индивидуализм, за удовлетворение личных интересов в ущерб общественным — ведь все они работают на единое дело, на "покачивание".
Так у меня получается.
***
Разделяется время на ночи и дни,
Разделяются люди — приятны одни,
Неприятны другие. Вина неприятных
Только в том, что грешат по-другому они.
***
Бьюсь с чужими грехами в священной борьбе,
А свои не считаю помехой в судьбе.
Согласится любой, что немножечко грешен,
Но охотно простит эту малость себе.
***
Вот идёт человек. Он ни плох, ни хорош.
Он не должен тебе за здорово живёшь.
Просто делает мир не таким, как ты хочешь...
Остановишь его? Или мимо пройдёшь?
* * *
Как относиться к инакомыслию?
Как относиться к цензуре?
Как относиться ко лжи?
Как относиться к власти?
И т.д.
История человечества знает массу вопросов, в долгосрочной перспективе никогда не находящих однозначного решения.
У всех этих вопросов есть общее — это два полюса, две крайности возможных ответов.
Можно чужое мнение считать всегда более верным, чем своё, и можно совершенно его не учитывать.
Можно ратовать за абсолютную свободу слова и можно требовать строжайшей цензуры.
Можно лгать налево и направо и можно говорить только правду.
Можно прославлять полнейшую анархию и можно превозносить эффективность жесточайшей диктатуры...
В каждом варианте ответа будут свои достоинства и свои недостатки.
При этом во всех случаях понятно, что любая из крайностей в чистом виде является патологией, является нежизнеспособной. Что во всех крайних случаях недостатки становятся настолько более значимыми, чем достоинства, что всерьёз рассматривать подобные крайние решения никто в здравом уме не станет.
Что оптимальный или, точнее сказать, терпимый для подавляющего большинства ответ находится где-то между крайностями.
Но где именно?
В обществе всегда найдутся сторонники различной направленности ответов. Одни люди будут склоняться скорее в сторону одной крайности, другие — скорее в сторону другой. Не обойдётся и без колеблющихся. И в результате получится решение вопроса по принципу маятника — когда однозначного оптимального ответа нет, но текущий ответ всегда находится где-то более-менее в зоне допуска, в зоне терпимого, постоянно немного отклоняясь то в одну, то в другую сторону. Ведь как только сторонники одного из вариантов, сторонники приближения к одной из крайностей начнут существенно преобладать, как только они продавят в сознании общества свои мнения и предпочтения, так более значимыми, более очевидными сделаются недостатки этой крайности. Из-за этого — раньше или позже, но обязательно — большее количество людей захочет именно эти недостатки устранить, нивелировать.
И маятник непременно качнётся в другую сторону.
Таков, по моему мнению, общий принцип решения некоторых однотипных вопросов, не имеющих однозначного решения.
***
Ай, да ладно скрывать! Все мы этим грешим:
Для одних — всей душой, для других — не спешим.
В человеческом мире двойные стандарты —
То же самое, что алгоритм для машин.
***
То ссоры, то войны, но злобы людской не унять:
За мир где-то в мире в кого-то стреляют опять.
Блажен, кто всю жизнь положил на познание Бога,
Да здравствует тот, кто соседа пытался понять!
***
Коварны крайности — сколь горестей от них!
Кругом "фанатики" преследуют "иных".
Но как ни бьются — кто за власть, кто за свободу —
Незыблем мир в противоречиях своих.
Свидетельство о публикации №224102700696
По-моему, одна из самых интересных глав. У вас красивая концепция «общего принципа решения некоторых однотипных вопросов». Но все течет и меняется. Постараюсь объяснить.
Несомненно, мы имеем дело с динамической социальной суперсистемой. И в ней действительно существуют два Полюса. Конечно, в суперсистеме присутствует некий «механизм» обратной связи между общественным мнением и действиями элит. Вроде бы все верно. Но в игру уже вступили новые технологические уклады или «инженерия согласования» по Расселу и «механизм» обратной связи в системе начинает меняться. Социология – это «темная» наука). В ней есть разные подходы, противоречащие друг другу. Поэтому буду использовать критерий из другой сферы знаний.
Пусть таким критерием будет гипнотическая восприимчивость человека или внушаемость. Картина для социальной суперсистемы до перехода на новые технологические уклады была такая: 10-15% сильная внушаемость – 70-80% средняя внушаемость – 10-15% слабая внушаемость или не внушаемость. То есть мы видим два выраженных Полюса и колеблющейся центр. В каждый из двух Полюсов входит несколько разных (!) групп людей. На мой взгляд, сейчас из-за перехода на новые технологические уклады начинается резкое усиление Полюса Сильной Внушаемости, в него постепенно переходит значительная часть людей со средней внушаемостью. Пандемия Ковид 19, помимо медицинской составляющей, оказалась интереснейшим социальным экспериментом, который блестяще подтвердил некоторые тренды. А вот другой Полюс пока остается относительно стабильным. На мой взгляд, это значит, что «общий принцип решения некоторых однотипных вопросов» в социальных суперсистемах будет меняться. Что лежит в основе «блока», делающего человека не внушаемым? Какие группы людей входят в каждый Полюс? – отдельные и непростые темы.
Понравилась глава. С удовольствием прочитал.
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 04.12.2024 16:02 Заявить о нарушении
На мой взгляд, усиление внушаемости масс приводит к более значимым, к более существенным сдвигам в направлениях, желаемым внушающим. Но это не отменяет сам принцип, предполагающий на этот случай два варианта развития ситуации:
— либо откат назад просто случится из более далёкой от оптимального положения точки;
— либо будет достигнут край, и существование человечества либо прекратится, либо кардинальным образом изменится.
Пример: текущая ситуация в мире, распад однополярного мира и гегемонии Запада.
Сколь бы не эффективно было внушение массам мысли о неизменно ведущей и руководящей роли Запада, либо это не поможет, и однополярный мир прекратит существование (откат назад), либо случится ядерная война (выход за край).
Так думаю.
Павел Лобатовкин 05.12.2024 03:03 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 05.12.2024 14:45 Заявить о нарушении