Бизнес в вокале

     Феномен пения возник в период неолита и человеческий голос стал первым музыкальным инструментом. Не каждое звучание было приятно для слуха и производился отбор голосов, наиболее благозвучных для пения. Красивое пение — это соединение врождённого таланта и неустанных усилий. Природа весьма скупо одаривает людей певческим талантом и далеко не в равных долях; так образовались исполнители песнопения и солисты - элита исполнительского мастерства. Издавна в России, певцы пользовались любовью и уважением: красивый голос (бас) простого певчего церковного хора А.Г.Разумовского привлёк внимание императрицы Елизаветы Петровны и она тайно с ним обвенчалась, что послужило началом истории «княжны Таракановой», объявившей себя их дочерью и наследницей российского Престола; приволжские купцы собирали деньги, чтобы в складчину перекупить  дьякона, от голоса которого гасли свечи и лопались оконные стёкла в церковном храме. Развивалось вокальное искусство, которое прошло путь от церковного хора до оперы и стало популярным средством музыкального, эстетического воспитания. Только элитная часть вокалистов могла позволить себе безбедную, обеспеченную жизнь, остальные- денно и нощно пребывали в трудах праведных, аки пчела в поте лица своего и неустанных заботах о хлебе насущном. Такой образ жизни вела вся артистическая братия; жили - не тужили, никого не трогали, не лезли в бизнес и политику, как на их головы свалились чудесные метаморфозы прогресса. Бурное развитие науки и техники вызвало революцию в производстве музыкальной  радиоэлектронной  аппаратуры; появились синтезаторы, способные воспроизвести звучание музыкальных инструментов, имитацию любого голоса. Высокое качество и безграничные возможности аппаратуры получили массовое применение у певцов и музыкантов всех уровней, что позволяло им приблизиться к мэтрам эстрады. Не пели только ленивые и глухонемые, которые могли петь, только беззвучно, при помощи рук с сурдопереводом. Случай такого пения произошёл в одном механическом цехе, где работали одни глухонемые; утром рабочего дня электромоторы всех станков были включены, но ни один из них не работал и руки рабочих находились в карманах спецодежды. В объяснительных они написали, что вчера отмечали день рождения своего товарища, немного выпили, а потом...ка-а-ак вдарили песняка… Эта история не относится к делу, а просто напоминает о том, что такое пение существует  и целая категория людей не принимает участия в вокальном ажиотаже. События развивались в тот период, когда малый и средний бизнес душили непомерные налоги, а музыкантам, певцам и артистам  был выдан карт- бланш на неограниченные доходы и...началось. Стоимость билетов на концерты возросла в сотни раз, гонорары за корпоративные концерты исчислялись в миллионах долларов; из гастролей артисты привозили чемоданы наличных денег. Большие деньги привлекли бизнес, который увеличил размах отъёма денег у населения; появились «Фабрика звёзд», многочисленные студии и школы по подготовке вокалистов, школы бизнес-вокала; многие музыканты, певцы, артисты стали долларовыми миллионерми, некоторые из них- олигархами и не только эстрадного бизнеса. Денег хватало  на строительство особняков с бассейнами, приобретение элитных квартир и недвижимости за границей, вложения в игорный, ресторанный, парфюмерный, модельный, икорный, крабовый и другие бизнесы. Великий комбинатор турецкоподданный Остап-Сулейман- Берта-Мария-Бендер-бей, знавший четыреста способов сравнительно честного отъёма денег, перевернулся в гробу от зависти; создатель финансовой пирамиды «МММ» С.П.Мавроди заплакал в гробу от жалости к себе и своим 4 млрд. рублей. Недавно, известную певицу Л.А.Долину ограбили мошенники на 200 млн. руб. и квартиру стоимостью 112 млн. руб., надеемся, что они у Ларисы Александровны не последние, но дело не в мошенниках, которыми нас не удивить, а в том, что  эти деньги у певицы были и мог ли нормальный человек скопить (не воруя) такую сумму?, а у А.Б.Пугачёвой потеря миллионов долларов не вызывала даже насморка. Надо отдать должное артистам, которые  отдавали деньги в благотворительные фонды, но плохо то, что нашлись и те, которые перечисляли свои гонорары ВСУ и наши деньги начинали стрелять в наших солдат. Деньги «сносили крышу» у артистов, создавали у них манию величия; появились «наполеоны из палаты №6», «иваны не помнящие родства», занявшие враждебные  позиции  против своей страны. Хотели материально поддержать бедных артистов и культуру в целом, а выпустили джинна из бутылки и не знаем, как его затолкать обратно. Хотели, как лучше, а получили - как всегда. Считать чужие деньги — плохая примета, но это ведь наши деньги, которые мы, правда, отдаём добровольно. Наше общество, как сообщающийся сосуд — если у олигархов прибывает, то у тысяч, миллионов людей столько же убывает (и убивает). Талант — как деньги, или они есть, или их нет, но не всегда они родные братья; в эпоху рыночных (товарных) отношений отсутствие таланта компенсируется рекламой или пиаром. Много лет подряд наше капитализированное телевидение пиарит одних и тех же насквозь пропиаренных певцов и певиц, не все голоса которых одинаково полезны для слуха, что, по старым меркам, взывает к образу ныне живых и  незабвенной памяти  ушедших народных любимцах, таких, как: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, С.Я.Лемешев, И.С.Козловский, Г.К.Отс, М.М.Магомаев, Д.А.Хворостовский, Н.А.Обухова, Г.П.Вишневская, Е.В.Образцова, Т.И.Синявская, Л.Ю.Казарновская, А.Ю.Нетребко и многие другие певцы и певицы, которые не нуждались и не нуждаются в рекламе и пиаре. А.П.Чехов сказал: - «В человеке должно быть всё прекрасно и лицо, и одежда, и душа и мысли»- и голос для певца; не всякому дано природой достигнуть такой гармонии, хотя стремиться к совершенству ни кому не вредно. На изготовление людей идёт много разных материалов — кого-то лепят из глины, кого-то из кошачьего дерьма, кого-то ваяют из стали. Есть стеклянные люди, деревянные люди, бумажные, чугунные. Некоторые получаются из пищевых отходов. Кое-что сделалось путём самозарождения из воды и спирта. А некоторые были созданы из фальши, они не извлекают из себя ни одного чистого звука. Великим таинством природы является судьба, которая расставляет всех по своим местам на шахматной доске жизни. По прихоти судьбы возникают
как таланты, так и поклонники, занимающие далеко не равное положение в обществе; но все  попытки человечества установить равноправие встречают противостояние людей, желающих быть ровнее и правее других
По Конфуцию - социальная ценность человека заключается не в том сколько он взял, а в том, сколько он отдал обществу и в достижении гармонии заключается его главная цель, но невозможно отдать больше того, что он имеет. Ещё не известны случаи, чтобы кто-то из олигархов отдал последний кусок хлеба и стал альтруистом, потому, что им нужно родиться, зато входят в моду проявления филантропии, что выглядит кощунством — сначала ограбить тысячи людей, а потом вернуть им малую толику от щедрот своих в виде бесплатных обедов для обездоленных ими же людей. Слова Н.А.Некрасова:-»Поэт в России — больше чем поэт»-относятся ко всем людям творческих профессий, несущих культуру в массы, а певцы всегда работают вместе с поэтами и несут ответственность за формирование гражданской позиции наравне с ними. Вокал певцов, прочно обосновавшихся на телевидении, весьма далёк от совершенства и с годами пиара становились более заметными их недостатки и изъяны. Жуткий прононс М.С.Боярского  «вписывается» в образ мушкетёра, но оставляет желать лучшего для эстетического наслаждения и «гундосый» голос стал визитной карточкой артиста. Шепелявость королевы шансона Л.З.Успенской не столько производит впечатление дефекта речи, сколько говорит о тяжёлой судьбе женщины, прошедшей в Америке огонь, воду и медные трубы. Скрипучий голос О.М.Газманова почти на нет сводит, «смазывает» его великолепный композиторский талант, который может обойтись без исполнения собственных произведений.  Блеющее пение С.В.Михайлова  тоже получило оценку «благодарных поклонников»: - «плохая музыка, отвратительно аранжированная и исполненная мерзким голосом» (Евгений Гришковец ); - «артист и в вышей степени заурядный, обеспечивающий свой бешеный успех за счёт апелляции  исключительно к одиноким женщинам «бальзаковского возраста»(Аркадий Троицкий). Первое место по самопиару поделили Ф.Б.Киркоров и Н.В.Басков, руководимые  принципом «сам себя не похвалишь — и живёшь, как оплёванный» и вероятно, от скромности не умрут. За кукольной внешностью, жеманством и помпезностью, конфликтным и противоречивым характером  Ф.Б.Киркорова скрывается далеко не глупый и предприимчивый человек с организаторскими способностями; окончил школу с золотой медалью, музыкальное училище имени Гнесиных-с красным дипломом, содержит собственную труппу с большим штатом музыкантов, бэк-вокалистов, танцоров и обслуживающего персонала. В начале творческой карьеры он «удачно» женился на А.Б.Пугачёвой, маленькой женщине с волевым, властолюбивым характером и незаурядными способностями, имеющей большое влияние на весь эстрадный бизнес страны; Алла Борисовна сыграла главную роль в превращении певца, начинающего петь под фонограмму, в короля поп-музыки. В 2013 году он поддержал ЛГБТ-движение, в 2021 году сравнил Алексея Навального с В.И.Лениным, если бы не его конфликтный характер, он мог бы возглавить любую оппозиционную партию или стать депутатом  Госдумы, что тоже не есть хорошо. Самопровозглашённый «золотой голос России» -
 Н.В.Басков  повторяет судьбу известного эстрадного певца Э.А.Хиля, которого заиграли, как виниловую пластинку; по популярности с ним могли  сравниться только  В.С.Высоцкий и В.В.Ободзинский. Голос Хиля звучал не только из каждого утюга, но и круглосуточно транслировался радиостанцией «Маяк»; авиалайнерам было хорошо прокладывать курс и совершать посадки, но радиокомпасу -  безразлично чьим голосом подаётся сигнал, а каково было слушать людям, подвергающимся испытанию Хилем, переросшего в пытку. Известно, что зарубежные спецслужбы применяют пытки музыкой при допросе пленных, но пытку Басковым мы можем не выдержать, потому, что даже лекарство, принимаемое в больших дозах, становится смертельным ядом. При ежедневном прослушивании пения ограниченного круга исполнителей, невольно появляются горькие мысли, что оскудела талантами наша Россия. Но нет правила без исключений в виде телепрограммы «Романтика романса», телешоу «Голос», которые открывают великолепнейшие голоса оперных и эстрадных певцов, не известных широкой публике;  с удовлетворением убеждаемся из детских конкурсов «Синяя птица», «Ты-супер», что в стране растёт достойная смена знаменитым артистам; с гордостью восхищаемся безграничными народными талантами российской глубинки , которые собирает Андрей Малахов. Перед нами расстилается целая россыпь платиновых, жемчужных и бриллиантовых голосов; остаётся надежда, что:-»Подлинное искусство не может остаться безвестным, оно находит себе дорогу так же естественно, как вырастают деревья и травы, распускаются цветы». (Д.Танидзаки). Пророчество японского писателя — да  Богу в уши. Вокальное искусство органично вошло в нашу жизнь на бытовом уровне и многие считают себя сопричастными к судьбе любимого жанра, о котором ходит множество слухов и скандальных историй. Светская хроника вносит  только шумиху вокруг имён кумиров, но не раскрывает сущности проблем общества. При таком вакууме возникает субъективная оценка событий, зависимая от объёма и качества доступной информации, как кругозор рядового бойца, который ограничен его сектором обстрела, то есть, что он может видеть из своего окопа.  В поисках своего пути развития Россия остановилась на рыночной модели экономики, в которой бизнес является основным двигателем той или иной отрасли экономики и не предусматривает перехода из количества в качество. Мы ушли от диалектического материализма и пришли к анархическому синдикализму (состояние общества без власти, самоуправление). За что боролись, на то и напоролись. Бизнес — противоречивое явление, как палка о двух концах: объективно, вокальное искусство выросло до уровня музыкальной индустрии, отрасли экономики; возросла и стоимость нашей музыкальной продукции на мировом рынке, на что немедленно, отреагировал невероятными ценами внутренний рынок страны. По законам бизнеса растут цены на бензин и дизтопливо (и это при наших запасах углеводородов!), автомобили стали «не по карману» среднему классу населения, при низком качестве повышаются тарифы на коммунальные услуги ЖКХ, произволу управляющих компаний и монополий поставщиков энергии не могут противостоять органы самоуправления (ТСЖ).
Кроме певцов и музыкантов, в музыкальном бизнесе  задействовано большое количество людей: специалисты, занимающиеся звукозаписью и продажей музыки, музыкальное телевидение, музыкальные радиостанции, производители музыкальных инструментов и многие другие.
Музыкальный рынок России, с учётом пиратского контента, оценивается в 3,5 млрд. долларов и по числу легально реализуемых экземпляров музыкальной продукции входит в десятку крупнейших рынков мира.
Бизнес представляет собой благодатную почву для выращивания олигархов, что не делает их счастливыми и  увеличивает социальное неравенство, бедность и является нежелательным компонентом жизни людей в целом. К безгосударственному обществу мы ещё не готовы, а бизнес — лишь неизбежное  испытание, созвучное с названием  работы  В.И.Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» и начинается первой фразой романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»:- «Всё смешалось в доме Облонских».       


Рецензии