Народный календарь 7 - 13 октября

7 ОКТЯБРЯ
«Вот он сидит в нижней части строений, где днём пекут деревенские ребята картошку, - сидит в самом углу подлаза днём и ночью. Увидеть его можно только во время Светлой заутрени Христова дня: глаза у него горят калёными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного кота величиной с дворовую собаку – весь чёрный и лохматый».
Кто это?
И ещё одна цитата из книги С. В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила»: «Так как без огня овин не высушишь, а сухие снопы – что порох, то и суждено овинам гореть. И горят овины сплошь и рядом везде и каждую осень».
День Фёклы-заревницы запрядальной. Всё ясно: горят овины по осени синим огнём или любым другим, горят хлебные запасы старого урожая и сборы нового – виноваты не русская безалаберность и разгильдяйство, а овинник, злой дух овина, самый злой из всех домашних духов, бес бескомпромисный – экстремист, одним словом. Под праздники не позволяет топить овина, во время сильных ветров – тоже. Нам-то понятно, что нетрезвая, забубённая голова мужика да сильный ветер – в прах превратят и овин и снопы в нём: сушимые снопы находятся на колосниках вверху, над пламенем, над горячим потоком воздуха.
Наверно и хозяину овина это понятно не хуже, чем нам.
Но желание сделать работу побыстрее – просушить и обмолотить, да кураж и удаль русской души (особенно под хмельком) ведут к беде. Неловко и стыдно за свою неразумность, страшно от грядущего бесхлебья и голода – и придумывает мужик беса-овинника и валит всё на нечистую силу.
Как бы там ни было, но выходило, естественно, что к началу октября все полевые хлебные работы заканчивались: хлеб сжат и свезён. И день первомученницы Фёклы стал рубежным, срочным для разведения огня в овинах.
Молотильщиков в этот день угощали на славу. Первая просушка в овине называлась «имянинный овин», а потому – «хозяину - хлеба ворошок, а молотильщикам - каши горшок». Но к каше ведь – пирог и брага. Гуляй, душа! Праздник! Вот и устраивали на весь день игры да забавы. Вечером затапливали овины, к полуночи зажигали костры-заревницы и обмолачивали первые сухие снопы из овина. Начинались замолотки. Зарево стояло над Россией.
Женщины-пряхи (а на Руси все крестьянки – пряхи, иначе – какие они крестьянки) старались в этот день выкроить время и хоть немного попрясть, «чтобы впоследствии иметь охоту к этому делу.
Фёкла-заревница, запрядальная.

8 ОКТЯБРЯ.
День Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых людей на Руси. Но при этом крестьяне относились к дню этого великого праведника спокойно, по-деловому. Шли к концу «капустницы»: повсеместная рубка капусты сообща, «помочами», длившаяся в течение двух недель, с Воздвиженья (27 сентября). Дело весёлое, молодое – с песнями, шутками и приглядом невест. Продолжали заниматься ульями, утепляли их, готовили к зиме. Набирали темп «замолотки». Мололи хлеб нового урожая. Жизнь шла своим естественным чередом и в графике крестьянских работ не было пустот: не сделаешь одной работы вовремя – будет две не ко времени.
Поэтому день Сергия Радонежского народу был более важен приметами. «Если выпадает первый снег на Сергиев день, то зима установится на Михайлов день (21 ноября)». «Первый снег выпадает за сорок дней до зимы».
Делали прикидки на весну и лето. Какая погода на Сергия, такая будет и восьмого апреля. А если первый снег сухой, то можно ожидать сухого лета. Понятно, что первый снег может выпасть и до 8 октября и после. Но важно то, что он первый и сухой, не липкий. Тогда впереди радость и надежда: хорошее лето.

9 ОКТЯБРЯ.
День Иоанна Богослова. И снова о снеге. Пора уже быть ему, первому. «Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день».
Слякоть раздражала и угнетала: низкое небо в лохматых тучах; снопы плохо сохнут в овине и значит удлиняется срок обмолота и отодвигает другие нужные крестьянские заботы; лошадь тратит больше сил, тащась по разбитой колее, а значит и корма ей надо давать больше; лучину раньше приходится зажигать пряхам: от белого снега день в окошко глядится дольше.
Скорей бы снег.

10 ОКТЯБРЯ.
День Савватия-пчельника. В этот день в средней России заканчивалась «пчелиная девятина» (с Зосимы – 2 октября). Убрали пчёл, укутали улья. Заставляли детей молиться Савватию. Именно детей, ибо дети до 12 лет считались безгрешными, а «пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед богом».
Заканчивались две недели, отпущенные жёстким крестьянским графиком на «капустницы» - рубку капусты.

13 ОКТЯБРЯ. ДЕНЬ ГРИГОРИЯ.
Сжигали старую солому из постелей (матрасов) и набивали новую: душистую, упругую. Делалось это будто бы от призора (сглаза), хотя гигиенический смысл в этом обычае очевиден.
В этот же день купали детей из решета на пороге – и тоже от призора. Чтобы через порог не переступил «сглазливый» человек, магическое омовение водой – древнее, от язычества. Воду для купания нужно было брать из трёх разных источников и на заре. Приносили её молча, ни с кем не разговаривая, не кланяясь и не здороваясь. Затем ею обливали трижды ребёнка и произносили определённый заговор. Например, "От колотья": "Колотьё, колотьё, ты будешь водяное, ты будешь ветряное, ты будешь глазовое. Не тут тебе стоять, не тут тебе буять, жёлтых костей ломать, червоной крови сушить, нарождённая, окрещённого раба Божия (имя: Ивана, Петра, Алексея...)". Знахарка три раза дует на врачуемого и сплёвывает в сторону.
Или "От лихого глаза": "Умываю я (имя: Ивана, Петра, Алексея...)от дурного часу, от благого глазу, от чёрного глазу, от жёлтого глазу, от серого глазу, от синего глазу, от радостного, ненавистного глазу, от мужского, женского переговору, от денного, полуденного, от часного, получасного, от ходячего, от могучего, от летучего от посланника. Не я умываю, умывает его Мать Пресвятая Богородица своею белою ручкой".

Вот вам, именинники будущей недели:
7 октября : Владислав.
8 октября : Сергей и Герман.
9 октября : Иван.
10 октября : Марк.
11 октября – Вячеслав.
12 октября – Александр.
13 октября. Григорий, Михаил.
Счастья вам, доброго сердца, светлых дней!


Рецензии