Вдруг о жизни
(В сторону) – Какое-то начало у меня слишком мрачное, с концом не вяжется.
Я не светоч, открытий не делаю. Думаю, об этом горы книг написаны. Мой помощник (Copilot Microsoft) подсказывает: дескать, говорил это еще Сенека Младший в первом веке нашей эры.
Не знаю, не знаю. Лично я не слышал. Может и говорил. Толку-то от этого. Много ли его слышало? А у меня тысячи читателей. Так вот я и спрашиваю вас, какой вывод напрашивается?
Представьте на миг, что я Сенека. И что вы мне скажете?
Вы хотя бы знаете, зачем вы здесь? Мы все ненадолго, мы все здесь случайно. Ну, что-нибудь изменилось за 3 тысячи лет ваших размышлений?
Да вы даже думать об этом не желаете.
(В сторону) – Я слышал часто, что жизнь – это дар. Какой же это дар, если его получают все родившиеся? И этот дар можно отобрать не спрашивая в любую минуту.
А тех, кто не получил, таких просто нет.
И что вы ждете от тех, кого угораздило родиться? Как их мотивировать?
Наградить бессмертием? Нет ничего более ужасного. Убрать пораньше, так зачем было рожать?
Действительно, вы здесь случайный гость. И никто ничего от вас не ждет. Получили жизнь, и вы свободны. До самого конца. Можно ничего не делать, только есть и спать. А можно уже в юности обрести славу героя и прожить долгую счастливую жизнь. А конец один.
И когда конец – неизвестно. Может спустя 10 лет. А может завтра.
Кто герой? Тот, кто больше и лучше сделает в этой жизни. И тогда появляется “ дар “ – время, отпущенное герою.
Или злодею?.. Как-то Сенека об этом не задумался. Впрочем, может я тороплюсь с этим утверждением. А тема интересная: Что есть успех для негодяя?
Для него те же рекомендации?
Как сделать так, чтобы злодеи жили недолго, а хорошие люди – сколько захотят. Но кому можно поручить “сортировку”? Тем более, что некоторые исторические лица переходили из лагеря негодяев в сонм святых и обратно.
А что Сенека:? Обратимся к первоисточнику – эссе “О скоротечности жизни”. Сенека считал так же: время – самый ценный ресурс, и использовать его надо разумно.
“Если бы каждый из нас мог сосчитать оставшиеся у него впереди годы с той же точностью, с какой считают прожитые, то с какой трепетной бережливостью стали бы относиться ко времени те из нас, кому его осталось мало! А ведь на самом деле, даже малым остатком, если он точно известен, распорядиться легко; особой бережливости требует то, что может кончиться в любую минуту.”
(Здесь и дальше цитаты из эссе.)
С этим нельзя не согласиться. С трепетной бережливостью. Скажите это совершенно одинокому инвалиду, не способному подняться с постели.
Такой подход к жизни находит отражение в лексике. В русском языке в ходу выражения “потратить время”, “потерять время”, затраты времени”. Такая же ситуация в итальянском и английском языках. Короче, в бытовом сознании Время – это деньги. Но жизнь измеряется не только деньгами. А чем еще? Добрыми делами?
Все слышали выражение “он прожил богатую жизнь”. Конечно, речь идет не о деньгах. Или не только о деньгах. Это ставит меня в тупик. Наполеон Бонапарт многое успел свершить за свою недолгую жизнь. Времени даром он не терял. Можно ли назвать его судьбу примером достойной жизни. Не думаю.
Есть судьбы иного плана. Например, Франциск Ассизский. Наиболее известная фигура в истории католической церкви. Во времена безразличия и морального разложения он отказался не только от богатства своего отца, но и от самого отца. И стал бродячим проповедником. Мне кажется, его жизнь – яркий пример, но не образец.
Так, кто же прожил достойную жизнь?
По этому поводу Сенека замечает:
“Самое недоступное для занятого человека — жить, ибо нет науки труднее.”
И еще:
“Жить же нужно учиться всю жизнь, и, что покажется тебе, наверное, вовсе странным, всю жизнь нужно учиться умирать.”
Ожидание смерти – главное в жизни. Но никакой мудрец не в силах повлиять на ваше решение – чем заняться.
Может надо просто стремиться жить как можно дольше. Нет, Сенека так не считает.
“Итак, пусть седина и морщины не заставляют тебя думать, что человек прожил долго: скорее, он не так долго прожил, а долго пробыл на земле…
…Верно, он долго пробыл в море, но не совершая плавание, а болтаясь в волнах игрушкой ветров.”
По-моему, вопросов больше, чем ответов. Что значит: Разумно подходить к отпущенному нам времени? Вот чего не надо, это знают многие: не надо стремиться к Богатству и потакать Тщеславию. При этом очень многие не замечают другие жизненные ориентиры. А как их отличить от тех, кто желает Состоятельности и Влиятельности или Авторитета?
Может все хорошо, если в меру. А меру нам подскажет наш разум, если он есть. В чем лично у меня имеется сомнение.
Свидетельство о публикации №224102801014