Барракуда отправляется на Север

               
       Где-то в году 1983, осенью, "Барракуду" погрузили в плавучий док и отправили в Северодвинск. Через некоторое время группа наших конструкторов и отправились в Северодвинск поездом. Надо отметить, что двухмесячные командировки на Север и Дальний Восток, были мероприятием довольно выгодным. Кроме оплаты проезда и гостиницы, выплачивались суточные из расчёта 3р. 50к в день, а ещё доплата за участие в испытаниях и сдаче. В Северодвинск мы приехали где-то, наверное, в сентябре. Погода была отличная, солнечная и, даже, жаркая. Док с «Барракудой» ещё не прибыл, и мы были свободны. Однажды в воскресенье мы даже поехали на пляж острова Ягры. Народу на пляже было много, но никто не купался. Когда я попытался зайти в воду, то понял, почему нет желающих освежиться. Ноги мои обожгло ледяной водой.
      На горизонте появился силуэт нашего ожидаемого дока, который в этот же день ошвартовался у причала СМП (Северное машиностроительное предприятие).            
      В Северодвинске поселились в довольно приличное заводское общежитие, состоящее из жилых блоков. Блок состоял из двух четырёхместных номеров, туалета, умывальника и душа. Путь на завод пролегал мимо кондитерского магазина, где был ещё и кафетерий с хорошим кофе. Как правило, утром выпивали там по чашечке кофе с бутербродом и вечером после работы. На заводе находилась сдаточная база завода «Красное Сормово», где происходила достройка, испытания и сдача корабля.            
      Обычно на работе задерживались допоздна, когда столовые уже были закрыты. Ужинать приходилось «чем Бог послал» или тем, что можно было купить в магазине. Это было время всеобщего дефицита, но в Северодвинске была организована чёткая карточная система, при которой каждый житель города и «гости» закреплялись за конкретным магазином, где можно было приобрести определённое количество мяса и колбасы. Молочные продукты и овощи продавались свободно. Нам, командированным, мясо было «без надобности», и мы его меняли непосредственно в магазине на колбасу у местного населения к взаимному удовольствию.               
      В советской торговле Северодвинска были необычные для нас, приезжих, порядки. Так, например, все овощи в магазине продавались строго по сортам – высший, первый, второй. А на стене висели выписки из ГОСТов с описанием сортов. И цена на овощи разных сортов была разной. Сетки, в которых продавался картофель, были обменной тарой, и их можно было сдать в магазин и вернуть деньги, как за пустые бутылки. В винном магазине, несмотря на очередь, каждую бутылку продавец протирал салфеткой, после чего отдавал её покупателю. Все продавцы были очень вежливыми, хотя и неулыбчивыми. Вот такие удивительные порядки были в торговле Северодвинска.
      На сдаточной базе я, между делом, заработал пол-литровую фляжку спирта. Случилось так, что маляры в трудовом порыве покрасили все огнетушители в красный цвет. Всё бы хорошо, но они закрасили и инструкцию, написанную на каждом огнетушителе. А нужно сдавать Заказчику средства пожаротушения. К нам в группу пришёл мастер с просьбой как-нибудь помочь. Я предложил свои услуги. Сейчас бы ни за что не стал бы этого делать. Я заточил обломок ножовочного полотна, как скальпель и на специальной лавсановой кальке вырезал трафарет по образцу на сохранившемся огнетушителе. При помощи этого трафарета нанесли необходимый текст на свежеокрашенные огнетушители.               
      Заработанный спирт частично был «употреблён внутрь» с Витей Рябых, конструктором из Ужгорода. Пошли мы с ним прогуляться по улицам Северодвинска. Погода пасмурная, но без дождя. Гуляли, гуляли и я предложил выпить немного призового спирта, уже разведённого водой, для «согреву организма». Предложение моё было принято с энтузиазмом. Стали искать место для «пикника». Зашли через калитку в небольшой дворик. Я стоял спиной к дому, а Витя стоял лицом ко мне. Он на правах «угощаемого» выпил из фляжки первым и передал её мне. Я начал пить и заметил, как глаза у Вити увеличились до размеров 5-копеечной монеты, а выражение лица стало крайне озабоченным. Оглянувшись назад, я увидел, что из окна дома за нами наблюдает милиционер. Оказывается, мы зашли во двор отделения милиции. Милиционер оказался мужиком нормальным и порекомендавал нам прежде смотреть, куда мы заходим для употребления спиртных напитков. Милиционер - мужик!
      Запомнилось одно личное ощущение. Как-то вечером, когда было уже темно, я вышел на надстройку впереди ограждения рубки и закурил, хотя курить там не разрешалось. Вокруг множество заводских и судовых огней. Вот стою я на корпусе многоцелевой атомной подводной лодки посередине режимного предприятия и думаю, что не так уж много в нашей стране людей, которые вот так запросто могут курить, стоя на палубе титанового подводного атомохода новейшей конструкции! И такая гордость охватила мою душу…
      А досуг был всё тот-же: кино, вино, карты, чай.
      За день-два до окончания моей командировки конструкторам мужского пола предложили помочь в погрузке, размещении и креплении ЗИПа. ЗИП – это запасные части, инструменты и принадлежности. Это не один грузовик всяческих ящиков разного размера и веса. Работать пришлось ночью, когда на корабле было меньше всего народа. Ящики подавались краном внутрь лодки через торпедопогрузочный люк, а дальше в рукопашную растаскивались по отсекам. Сложность была в том, что приходилось ящики с ЗИПом носить по тесным проходам лодки, да ещё затаскивать в самые «укромные» места и крепить их там, и потом самому умудриться вылезти оттуда. Так в поте лица и других частей тела проработали часов до трёх-четырёх ночи и улеглись спать в каютах. На следующий день я улетел домой. А через некоторое время мне привезли вознаграждение в сумме 140 рублей. Это за 3-4 часа работы!   
               
             


Рецензии