74. Вокруг Чехова
1. Старший брат Александр (1855-1913) был первым ребенком в семье павла Егоровича и Евгении Яковлевны. Именно Александр, а не младший его брат Антон, еще в гимназии подавал большие надежды. В Александре многие видели юношу, одаренного незаурядными способностями. Особенно блистал он в русской словесности. Хорошо писал сочинения, бойко болтал по-французски, по-немецки и по-гречески.
Вот как вспоминал об Александре Чехове А.П. Мельников, сын писателя Мельникова-Печерского: «На Александра, юношу блестящего, великолепно говорившего, занимавшегося философией и немецкой поэзией, все окружавшие привыкли, казалось, смотреть как на какое-то восходящее светило».
Восторгаясь первенцем, родители связывали с ним большие надежды. И он, действительно, в 1875 г. окончил гимназию с серебряной медалью. Высшее образование Александр получил на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, знал шесть языков. Еще студентом он начал печататься в газетах и журналах под различными псевдонимами.
Это он проторил первым дорожки в массу газет и журналов и за руку привел туда вступившего на ту же стезю брата Антона. Напутствовал и поучал по первости зеленого еще тогда сочинителя. Если бы не Александр, то, возможно, никто бы и не узнал о талантливом писателе Чехове. Под его руководством будущий классик русской литературы писал свои первые произведения. Но через несколько лет их роли переменились, и литературная пальма первенства перешла к Антону.
К сожалению, воли, трудолюбия и внутренней сосредоточенности не хватило у Александра Чехова. А для «малой» прессы, газетной беллетристики вполне достаточно было и того, чем он обладал, — наблюдательности, живости, остроумия. Была у него "слабость" - склонность к алкоголю, он временами срывался в запои. И потому, несмотря на талант, остался до конца жизни литератором средней руки, «братом предыдущего».
Антон Чехов ценил творчество старшего брата Александра, но особенно высоко ставил его письма, которые считал «первостатейными произведениями». «Пойми, — писал он брату, — что если бы писал так рассказы, как пишешь письма, то давно бы уже был великим, большущим человеком». Действительно, Александр Чехов обладал счастливой способностью зафиксировать деталь, передать чувство, настроение. Но дарование это чаще проявлялось в эпистолярном жанре. Ему было очень просто написать письмо объемом в 5—6 книжных страниц, включающее несколько живых сцен и метких описаний, и очень трудно создать цельное произведение.
В 1882 г. Александр неожиданно для всей семьи устроился на службу в таможенное ведомство. К творчеству его вернул брат Антон, по просьбе которого А.С. Суворин в октябре 1887 г. зачислил Александра в штат своей газеты "Новое время" в качестве сотрудника редакции и репортера.
Брат Михаил писал об Александре: "Это был интереснейший и высокообразованный человек, добрый, нежный, сострадательный, изумительный лингвист и своеобразный философ... Но.. он страдал запоем и сильно и подолгу пил.. Но когда он выздоравливал, когда он опять становился настоящим, милым увлекательным Александром, то его нельзя было наслушаться: это была одна сплошная энциклопедия, и не могло быть темы, на которую с ним нельзя было бы с интересом поговорить".
2. Второй брат, Николай Чехов (1858-1889), был одаренным художником. Он закончил московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учил знаменитый художник Василий Перов, в училище он был дружен с И. Левитаном, К. Коровиным, Ф. Шехтелем. Из-под руки Николая выходили великолепные пейзажи и прекрасные портреты. Когда в Москву из Таганрога прибыла вся разорившаяся семья, Николай не давал родным умереть от голода, берясь за любую работу — в основном рисовал карикатуры. Но брался и за крупную работу, например, расписывал Храм Христа Спасителя. Но он, еще в большей степени, чем старший брат был склонен к злоупотреблению алкоголем.
Иллюстрации к некоторым произведениям Антона Чехова выполнял Николай. Однако Антон Павлович постоянно упрекал брата: мол, тот не следит за своим здоровьем и имеет серьезное пристрастие к спиртному. «Николка, — писал о брате Чехов в 1883 году, — шалаберничает; гибнет хороший, сильный русский талант, гибнет ни за грош... Еще год-два — и песня нашего художника спета. Он сотрется в толпе портерных людей, подлых Яронов и другой гадости... Ты видишь его теперешние работы... Что он делает? Делает все то, что пошло, копеечно.., а между тем в зале стоит его начатая замечательная картина. Ему предложил русский театр иллюстрировать Достоевского...» Но и это великолепное предложение осталось без последствий- для того чтобы выполнить эту серьезную работу надо было иметь волю и отказаться от вредной привычки.
По-видимому, Николаю как и Александру не хватало воли, сосредоточенности, внутренней и внешней дисциплины. Он не смог сохранить и развить свою индивидуальность, свой неповторимый стиль. Наряду с уникальными композициями он все больше работал в жанре рисунка с подписью, т. е. рисунка, иллюстрировавшего краткие бытовые сценки-диалоги, обычно состоящие из нескольких реплик. У жанра рисунка с подписью были жесткие требования — натуралистического правдоподобия ситуации, «проработанности» деталей обстановки. Оригинальность композиции, эмоциональность были не нужны. были даже лишними. Николай пошел по легкому пути и стал следовать этим требованиям. По мнению критиков его рисунки 1883—1885 годов все еще узнаются, но они уже близки к картинкам других художников-юмористов — А. Лебедева, В. Порфирьева, П. Федорова — и не идут ни в какое сравнение с его прежними композициями в «Зрителе», «Всемирной иллюстрации», «Свете и тенях».
Николай Павлович 7 лет жил в гражданском браке с Анной А.А.Ипатьевой-Гольден. Обладая мягким, слабым характером и злоупотребляя алкоголем, он часто срывал заказы. Заболел чахоткой и за три года сгорел, скончался в 31 год. Работы Николая Чехова до сих пор можно увидеть, например, в Таганрогском художественном музее.
3. Младший брат Иван Чехов (1861-1922), как и все остальные, учился вначале в Таганрогской классической мужской гимназии. Закончить ее он не смог, так как из-за экономических краха семья вынуждена была уехать в Москву. Вслед за семьёй он несколько позднее тоже перебрался в Москву, где смог выдержать экзамен и получить звание учителя. На своем поприще Иван Павлович преуспел: мало того, что он заведовал несколькими главными московскими училищами, так он к тому же стал ещё и членом Московской городской Думы. При жизни он прославился тем, что получил звание потомственного почётного гражданина: его деду, который, будучи крепостным, вынужден был выкупать свою семью у помещика, такого, пожалуй, и присниться не могло. И отец им гордился. По мнению литературоведов, Иван Павлович стал прототипом для одного из героев чеховского рассказа "Иван Матвеевич". Это он проходил пешком по городу огромные расстояния ради встречи с известным публицистом Петром Боборыкиным.
Надо сказать, что кроме отца и Антона, только Иван Чехов из всей остальной братии оказывал семье существенную помощь. Было Ивану в год начала учительства в Воскресенске всего 18 лет; в его возрасте (и много позже) ни Александр и Николай, ни Мария и Михаил и не помышляли о том, чтобы быть постоянными вкладчиками в семейный котел. А Иван в самый тяжелый период, хотя бы в летние месяцы, перевозил всю семью в свою казенную квартиру в Воскресенске. И так продолжалось вплоть до его ухода из училища осенью 1884 года. В последующие годы, служа мещанском училище Московского купеческого общества, Казенном арбатском училище и других столичных учебных заведениях (в 1890—1891 годах — во Владимирской губернии), Иван тоже постоянно помогал семье — например, брал к себе жить состарившегося Павла Егоровича. Этот молчаливый (он слегка заикался) и скромный человек, стал наряду с Антоном опорой семьи.
Не было страстных и убеждающих писем к нему Антона, как к двум старшим братьям - Александру и особенно Николаю. Они просто не требовались, Ивана ни в чем не надо было убеждать. Он не был так талантлив или ярок, как старшие братья. Но именно о нем еще в начале 1885 года писал Чехов: «Это один из приличнейших и солиднейших членов нашей семьи. Он стал уже на свои ноги окончательно, и за будущее его можно ручаться. Трудолюбив и честен». Через два года, в 1887 году, уезжая надолго, Антон Чехов наказывал в письме с дороги: «Во всем слушайтесь Ваню. Он положительный и с характером».
4. Мария Павловна Чехова (1863- 1957) окончила гимназию, епархиальное училище, высшие женские курсы профессора Герье и, наконец, Строгановское училище, где серьёзно занимались живописью. И это несмотря на то, что женское образование ещё не стало нормой в России. В 1886 году она стала преподавать историю и географию в женском учебном заведении Л. Ржевской. В своих воспоминаниях ученицы гимназии говорят, что Мария Павловна пользовалась общей любовью и уважением. Она живо интересовалась литературой, увлекалась театром, посещала концерты.
Вместе с тем она стала ангелом-хранителем Антона Павловича, посвятила ему свою жизнь, по возможности находилась рядом, и помогала ему во всем. А ведь она вполне могла устроить свою личную жизнь, к ней не раз сватались самые достойные люди, например Исаак Левитан и Иван Бунин. Но она решила раз и навсегда посвятить свою жизнь брату Антону. Вместе с матерью она вела хозяйство большой семьи. В отсутствие Антона Павловича она была как бы представителем семьи. Ей обычно адресовал письма Антон Павлович, уезжая из Москвы. Когда однажды Маша загостилась у друзей в другом городе, Антон Чехов написал домой письмо: «Возьмите длинную хворостину и погоните Машу домой.. ибо отъезд ее произвел такой же беспорядок, как если бы с неба вдруг исчезли все звезды». Характерно, что перед отъездом на Сахалин Чехов писал: «В случае утонутия или чего-нибудь вроде, имейте в виду, что все, что я имею и могу иметь в будущем, принадлежит сестре; она заплатит мои долги». «Марья Павловна у нас главная, и без нес каша не варится. Я полагаюсь во всем на нее; как она захочет, так пускай и будет», - писал А. П. Чехов еще позднее.
После смерти А.П. Чехова в 1904 году Мария Павловна издала все его литературное наследие. Она сохранила личные вещи писателя, а впоследствии стала основателем и бессменным директором Ялтинского дома-музея Антона Чехова. В 1926 году Мария Павловна ездила в Москву и добилась передачи Дома-музея А. П. Чехова в ведение Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина.
Она пережила всех своих братьев. Незадолго до смерти, в 1956 году, она говорила: "Счастлив тот человек, который, прожив до глубокой старости, может сказать: я выполнил то, что хотел. Жизнь была посвящена любимому делу, и я удовлетворена, что это дело принесло пользу! Моя жизнь была посвящена брату". Она скончалась в том же ялтинском доме в возрасте 93 лет.
5. Младший из детей Михаил Павлович (1865- 1936) был своего рода секретарем писателя. Он был курсе всего, что делал Чехов, о чем говорил, с кем встречался. Его комната составляла единое целое с кабинетом и спальней старшего брата, и жизнь писателя проходила буквально на его глазах. Он ходил по редакциям, ездил на вокзал, чтобы передавать кондукторам курьерских поездов рукописи Антона Павловича для доставки в Петербург, выполнял различные хозяйственные поручения. Он закончил юридический факультет университета. Изначально Михаил Павлович пошел по карьерной лестнице чиновника: был инспектором в Серпухове и Угличе, потом, уже в Ярославле, стал начальником казенной палаты. Тем не менее, служба не оставляла времени для публицистики, а именно в ней видел себя младший Чехов.
Под влиянием творческой атмосферы, с юношеских лет окружавшей Михаила Павловича, у него рано пробудился интерес к литературе.
В начале XX века Михаил Чехов начал даже издавать собственный журнал «Европейская библиотека», который просуществовала совсем недолго. Михаил Павлович писал рассказы для детей, переводил с английского произведения Джеймса Кервуда и Джека Лондона, публиковал в журнале «Театр и искусство» свои отзывы на разные постановки — словом, мог работать практически в любом жанре.
После смерти брата Михаил Чехов работал над собранием полного сборника его писем, опубликовал работы и воспоминания: «Антон Чехов и его сюжеты», «Антон Чехов на каникулах» и «Вокруг Чехова». Именно благодаря Михаилу Павловичу в распоряжении современных литературоведов оказалась практически энциклопедия жизни великого русского писателя. Ни один из биографов Чехова не может обойтись без его замечательных воспоминаний.
6. Жена Чехова - Ольга Леонардовна Книппер (1868 - 1955). В МХТ ее звали "герцогиня" или "Ольга Леопардовна". После смерти супруга на несколько месяцев Книппер-Чехова исчезла, превратившись в затворницу, после чего вновь вернулась в театр. Вместе с «качаловской группой» она в 1919 году отправилась на гастроли по югу России, а в 1922-1923 годах вошла в состав той части Художественного театра, что поехала со спектаклями в Европу и Америку. Когда наконец в 1924 году Ольга Леонардовна вернулась в Москву, жизнь в стране была уже совсем иной. В театре блистали новые молодые артистки – Ольга Андровская и Алла Тарасова, которым перешли многие героини Книппер-Чеховой, а сама Ольга Леонардовна начала исполнять возрастные роли. Актриса выходила на сцену вплоть до 1950 года, на театральных подмостках она исполнила более сорока ролей. Замуж она больше не выходила, хотя поклонников у нее было много. Говорила: «Я никого не могла представить себе на месте Антона».
7. Детей у Антона Павловича, по крайней мере, официальных, не было. Из всех племянников самым выдающимся был сын брата Александра Михаил Чехов (1891 - 1955). Он родился и вырос в Петербурге, там же начал свой актерский путь в Суворинском театре, в 1912 году по приглашению Станиславского перешел в МХТ. В возрасте 37 лет он покинул Россию: играл в спектаклях великого немецкого режиссера Макса Рейнхардта, собирал полные залы в Париже, преподавал в Англии, наконец, создал в Голливуде успешную актерскую школу, в которой учились Юл Бриннер, Энтони Куинн, Клинт Иствуд, Мэрилин Монро! Однако дневниковые размышления Чехова той поры полны горечи, разочарования в том, как обстоит дело в театре европейских стран и США. Ни одной значительной новой роли не сыграл он со времени отъезда из СССР, только повторял свои партии московских времен: Мальволио в «Двенадцатой ночи», Хлестакова в «Ревизоре»;, короля Эрика в «Эрике XIV», Калеба в «Сверчке на печи». Но именно в годы скитаний по разным странам Чехов написал знаменитую книгу, в которой сформулировал принципы своего метода, «О технике актера».
4. Племянница О.Л. Книппер - Ольга Константиновна Чехова (1897-1980). Когда Ольге исполнилось шестнадцать лет, родители отправили ее в Москву к тете, родной сестре отца — Ольге Леонардовне Книппер. Она определила племянницу в студию при Художественном театре. В 1914 году Ольга влюбилась в Михаила Чехова, восходящую звезду МХАТа и вышла за него замуж. Через полтора года у молодых родилась дочь, впоследствии тоже актриса — Ольга (псевдоним — Ада) Чехова. А еще спустя два года Ольга Константиновна и Михаил Александрович развелись.
С 1921 года Ольга Чехова строила свою кинокарьеру в Германии, куда эмигрировала в 1920 году. Она стала настоящей звездой немецкого кино, в период с 1920 по 1945 год снялась более чем в сотне фильмов и даже стала любимой актрисой Гитлера. По некоторым сведениям была завербована советской разведкой и в 1943 году ей было поручено организовать убийство фюрера. Но в 1943-м Сталин спецоперацию отменил: боялся, что в случае успеха нацисты попытаются заключить сепаратный мир с союзниками в обход СССР.
Свидетельство о публикации №224102801078