Мосфильм, история

«Мосфильм» — советская и российская киностудия, основанная в 1924 году. Одна из крупнейших киностудий Европы, на базе которой осуществляется производство большей части российской кино-, теле- и видеопродукции.

***
Начало

В ноябре 1923 года на базе двух национализированных кинофабрик — А. А. Ханжонкова и И. Н. Ермольева — была создана 1-я фабрика Госкино, первоначально располагавшаяся на Житной улице. Дату рождения киностудии принято отсчитывать от 30 января 1924 года, когда состоялась премьера фильма «На крыльях ввысь».

С 1926 года, после слияния с 3-й фабрикой Госкино — объединённая Московская фабрика «Совкино», с 1930 года — Московская объединённая фабрика «Союзкино», с 1932 года — Московская фабрика «Росфильм», с 1933 года — Московская кинофабрика «Союзфильм», с 1934 года — Москинокомбинат, с 1935 года — кинофабрика «Мосфильм», с 4 января 1936 года — киностудия «Мосфильм».

Закладка первой очереди новой кинофабрики состоялась 20 ноября 1927 года на Воробьёвых горах близ слободы Потылихи. К февралю 1931 года по проекту архитекторов и инженеров «Совкино» Е. Ю. Брокмана и В. М. Воинова был выстроен Главный корпус в стиле конструктивизма. В нём размещались четыре больших съёмочных павильона, подсобные помещения для всех необходимых цехов и служб, актёрские комнаты, монтажный цех. С появлением звука архитектором Госкинопроекта А. П. Модестовым и технологом В. В. Баташовым в 1935 году был подготовлен проект двухэтажного здания тонстудии в стиле неоклассицизма, строительство удалось завершить лишь в 1954 году.

Решением Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) от 26 сентября 1936 года в ведение «Мосфильма» была передана Ялтинская киностудия В октябре 1938 года на «Мосфильме» была организована мастерская комбинированных съёмок.

***
Военные годы

В дни формирования народного ополчения в июле 1941 года партийная организация «Мосфильма» создала из добровольцев целую роту. В состав 21-й дивизии народного ополчения Киевского района Москвы вошли 280 мосфильмовцев — режиссёры, операторы, инженеры, сотрудники различных служб и цехов. Бывший директор киностудии Аркадий Хачатурьян был назначен комиссаром 63-го стрелкового полка.

Всего на фронты Великой Отечественной войны отправились около тысячи работников студии, 146 из них не вернулись с войны. 14 октября 1941 года киностудия решением правительства была эвакуирована в Алма-Ату (Казахская ССР), став частью Центральной объединённой киностудии (ЦОКС). Съёмки в Москве возобновились в 1944 году.

В 1946 году был организован Театр-студия киноактёра — обособленное структурное подразделение с труппой профессиональных киноактёров, располагавшееся на Поварской улице д. 33 стр. 1.

***
Большой Мосфильм

В 1952 году вышло постановление Правительства СССР о реконструкции киностудий Москвы, крупнейших культурных центров страны и столиц Союзных республик. Проектированием киностудий занимался специализированный проектный институт «Гипрокинополиграф», находившийся в ведении Министерства кинематографии СССР и с 1953 года — Министерства культуры СССР.

Согласно плану «Большой Мосфильм», на территории в 43 га возводились новые производственно-бытовые и технические корпуса, искусственные водоёмы, оборудовались площадки для натурных съёмок. Суммарная площадь съёмочных павильонов составляла 10 000 м;, что должно было позволить выпускать 40 художественных цветных фильмов в год, в том числе 20 широкоэкранных. В коллективе под руководством главного архитектора Н. И. Транквиллицкого работали кинотехнологи С. Н. Бронштейн и В. Б. Толмачёв, консультантом проекта выступил действительный член Академии архитектуры СССР И. В. Жолтовский. В 1953 году проект прошёл обсуждение на собрании работников кинематографии, ряд критических замечаний внесли операторы Юлий Кун и Леонид Косматов, режиссёры Александр Довженко и Александр Птушко. Последний высказался о недостаточных габаритах павильона для комбинированных съёмок. Внесённые предложения были учтены авторским коллективом.

Согласно проекту вдоль Мосфильмовской улицы в 1956—1959 годах выстроили два новых корпуса сталинского ампира с колоннами и лепниной. В каждом из корпусов-блоков находилось по три съёмочных павильона, отделённых звукоизолирующими воротами от коллекторов для предварительной сборки декораций и отсеков для хранения декорационных фундусных щитов. В верхних этажах располагались помещения для съёмочных групп.
По тому же плану «Большой Мосфильм» вдоль Воробьёвского шоссе в 1964 году для размещения киногрупп был возведён пятиэтажный производственный корпус (архитектор Н. Курнышева).

Творческой деятельностью студии руководила Художественная коллегия, созданная при Генеральной дирекции.

***
Творческие союзы 1960 - 1970-х

В 1959—1960 годах в качестве структурных подразделений были организованы творческие (производственные) объединения: Первое (художественный руководитель Григорий Александров), Второе (художественный руководитель Иван Пырьев), Третье (руководители Михаил Ромм, Юлий Райзман), а также объединение детских и юношеских фильмов (руководитель Александр Птушко), объединение телевизионных фильмов (руководитель Роман Тихомиров), объединение писателей и киноработников (руководители Ефим Дзиган, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев). В 1966 году порядковые номера творческих объединений были заменены именами. Первое объединение стало называться «Время», второе — «Луч», третье — «Товарищ», четвёртое — «Юность», пятое — «Телефильм», шестое — «Глобус». С целью обеспечить тесные связи «Мосфильма» с Театром-студией было создано объединение «Актёр». В 1968 году на правах объединения к киностудии была присоединена созданная в 1964 году Экспериментальная творческая киностудия.

Студия оказывала производственные и творческие услуги зарубежным кинофирмам в подборе актёров, операторов, художников, гримёров, осветителей, предоставляла съёмочное и осветительное оборудование для съёмок на территории СССР. В штате студии состояли около 5 тысяч специалистов, занимаемая студией территория составляла 54 га.

В 1973 году произошла новая реорганизация: драмы стали производить Первое, Второе, Третье и Четвёртое творческие объединения, производство комедий было закреплено за Экспериментальным творческим объединением. В феврале 1976 года оно было реорганизовано в Шестое творческое объединение, которое в мае того же года было ликвидировано. Мастерская комедийных и музыкальных фильмов была реорганизована в Творческое объединение музыкальных и комедийных фильмов, в 1979 году Шестое творческое объединение было восстановлено, производство телефильмов (как драм, так и комедий) было закреплено за Пятым творческим объединением, но в 1977 году оно было переименовано в Творческое объединение телевизионных фильмов. В 1979 году было организовано Экспериментальное молодёжное творческое объединение «Дебют», оказывавшее помощь в становлении начинающим кинематографистам.

В середине 1980-х на студии была построена новая тонстудия (главный архитектор Н. Давыдов), спроектированная при участии британского архитектора Тома Хидли, специалиста в области акустики.

***
Далее

Далее студия стала создавать более менее правильные и неправильные художественные фильмы режиссеров, которые рано или поздно вложились в искусство кинематографа.

В девяностые годы студия позволила независимым режиссерам делать более новаторское кино, которое стало тем, что называется, меня не устраивает наша жизнь, за что киностудия прославилась более изощренным способом создавать фильмы чисто про жизнь...

А далее опыты - опыты. Такая вот новаторская студия, Мосфильм, вечные опыты в кинематографе.


Рецензии