Хорошая работа - ЖИТЬ! 49
Глава 3.
Десяткой в "яблочко"
После гибели Гринчика, испытания И-300 были продолжены. Вторая и третья машины вобрали все то, что было наработано на первой. И начали движения от того порога, на котором остановился Гринчик. (9августа 1946 года полетел Марк Галлай, 11августа Георгий Шиянов.)
Их усилиями были изучены предельно допустимые перегрузки при энергичном маневрировании, проведён отстрел пушек, замеры максимальной скорости, полёты на дальность и полет с одним включённым двигателем...
Те, кто работал с Гринчиком над первым экземпляром И-300, - ведущий инженер А. Т. Карев, инженер - механик В. В. Пименов, механик А. В. Фуфурин, как, впрочем, и все специалисты прежней бригады, трудились без выходных, практически от зари до зари.
Первые опытные отечественные реактивные самолёты стали реальностью. И всего через неделю, 18 августа, Георгий Шиянов провел И-300 в праздничном парадном строю над Тушино.
В самом конце заводских испытаний принимается решение произвести малую серию из 10 машин до конца этого же, 1946, года.
Но в сентябре появляется другое решение: показать всю мощь советских ВВС на воздушном параде уже 7 ноября. Полет над Красной площадью должны были совершить не одиночные самолёты, а сразу несколько десятков.
Последовал Приказ Министерства авиационной промышленности № 617 от 12 сентября, по которому надлежало директору завода №1 им. Сталина в Куйбышеве и главному конструктору А. И. Микояну обеспечить выпуск первой десятки.
Ничего подобного история завода ещё не знала.
Вот как описывает обстановку тех дней биограф Микояна Михаил Арлазоров.
"На завод из КБ откомандирована большая группа специалистов. Руководитель группы Анатолий Григорьевич Брунов. Он участвовал в создании МиГ - 9 на всех этапах его проектирования и постройки.
Работали в полном смысле днем и ночью.
Рядом со сборочными стапелями лежали матрасы. Те, кто выбивался из сил, буквально падали на них, чтобы забыться коротким тяжёлым сном. Рабочий день не знал границ. Он растягивался на двое и трое суток.
Когда хватало сил добраться до дома и включить плитку или чайник, часто засыпали. Плитки и чайники выходили из строя. Люди оставались голодными. Но дело делали неуклонно, несмотря на одуряюще изнурительный ритм работы.
Ночные бдения в эти дни норма.
Заместитель министра авиационной промышленности Пётр Васильевич Дементьев и главный конструктор Артём Иванович Микоян делили тяжесть работы со всеми остальными...
Почти каждый день, интересуясь, как продвигается работа над новым истребителем, на завод звонил Сталин.
Не все ладится. Конструкторы на ходу вносят поправки...
Последний день, отведенный для постройки первой реактивной десятки, последние часы. Все меньше и меньше машин в сборочном цехе. Скорей! Скорей! Возбуждение достигает предела. Под одной согнулся Дементьев. Не убирается колесо, схватив напильник, Дементьев подпиливает реборду. Подняли ноги шасси. Попробовали. Колесо на месте.
... И вдруг у самой последней отвалился киль, в спешке как следует не закрепили. Скандал! Пробоина в обшивке. Срочно латать. Киль снова ставят на место. Нервы накалены. Машины двоятся в глазах изнемогающих людей. Но задание выполнено.
Ровно в полночь приехал секретарь обкома... Начался торжественный митинг.
Таким образом цикл изготовления 10 реактивных истребителей И-300 уложился в 41 день.
... В соответствии с утвержденным графиком самолёты должны были прибыть в ЛИИ в период с 16 по 25 октября, а их облет после сборки с 20 по 28 октября... Прибыли все... "
Вот только парад 7 ноября 1946 года не состоялся. Из-за плохих погодных условий.
И лишь первого мая следующего, 1947 года, над Красной площадью во время воздушного парада пролетели уже более 100 реактивных истребителей.
Всего же в СССР самолетов МиГ-9 было построено чуть больше шестисот .
Опыт, полученный при работе над этим истребителем, позволил учёным и конструкторам создать другой МиГ, МиГ - 15. Отметившись в Корейской войне, он показал свои высокие боевые качества.
В 1947-1950 годах ряд работников ОКБ Микояна и Гуревича получили Сталинскую премию разных степеней за разработку и внедрение этой машины в производство.
В разное время стоял на вооружении около 40 стран.
Именно МиГ - 15 стал самым массовым самолётом в свое время в Военно - Воздушных силах СССР.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224102801199