Об украинском бандеровском ренессансе 1960х

Так называемый Украинский Ренессанс с акцентами на русофобию и антисоветчину ( и даже с факельными маршами пионеров Советской Украины во время Хрущева) нужно рассматривать  только в контексте деградации самой советской парадигмы. "Украинский Ренессанс" - это не просто какая-то сама по себе вдруг возникшая рефлексия,  это производная от хрущевизма.

Тут в связи со 100 летием Параджанова мне задают вопросы, так я отвечаю публично ещё раз: как прикладник Параджанов велик, а как кинематографист  во многом вписан в европейскую деконструкцию. Не зря украинские творцы типа Ивана Драча и втащили его в этот хуторской бандеровский ренессанс. А Запад без конца вписывался за его освобождение из тюрем.
Давайте разбираться. Украинские художники и писатели имели довольно ограниченный ресурс для борьбы с советским искусством и разрыва с материнской русской культурой. Поэтому такие самобытные колористы  как Параджанов им были необходимы.
После развала СССР, в сущности, партнёры укронацистам предложили еще меньше, чем в 1960-е. Если в украинский ренессанс они стали впадать в подражательство Густаву Климту (модерн), то в 1990-2000 на поверхности остались венки и вышиванки, мадонны в маках и хуторская засаленная эстетика и гопак на майдане.
Украинские художники в 1960-е, я думаю, тот, кто не хотел работать в соцреализме, с одной стороны, рисовать маки и галушки, с другой, и уходить в модерн, с третьей, так же, как и остальные советские оттепельные художники пошли в авангард.

 В кинематограф и театр он так просто попасть не мог, тут начался советский извод "новой волны", а в живописи - пожалуйста. ( И кстати, театр абсурда
 в СССР был табуирован, в 70-х профессор ГИТИСа Игорь Дюшен был единственным специалистом).

На фоне всего разноликого советского авангарда 1960 х ( Белютин, иерат Шварцман и etc) достойно смотрится «суровый стиль». И не зря на мировоззрение и поэтику примкнувших к нему художников повлияли как советские 1920-30 е, Дейнека с Нисским, но и итальянский неореализм.
Итальянский неореализм - это ответка итальянцев французским деконструкторам. То есть Антониони и Феллини в некотором обобщенном смысле - это АнтиГодар, АнтиТрюфо. Поэтому суровый стиль, впитавший в себя и эксперименты неореализма, в СССР и был крепким и настоящим. Но и он со временем  идеологически деградировал, в частности, Игорь Обросов в 00е  выступил с темой антисталинизма, так как под репрессии попал его отец.


Рецензии