Вечный приют

                „ Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. ...Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи.“ (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Действуюшие лица:
Ханс Кристиан Андерсен — датский писатель
Николай Васильевич Гоголь — русский писатель
Писатель современный, женского рода
Голоса  А.С.Пушкина, М.А.Булгакова
Голоса ушедших литераторов, правителей
               
                Действие 1
   Прихожая  современной квартиры. На стене зеркало. Скамья, обувь под ней. Держатель для зонтов под вешалкой. Высвечивается комната, в которой за письменным столом работает Писатель.
Появляются одновременно Гоголь и Андерсен.  Недоумённо смотрят друг на друга, раскланиваются. Суета- куда определить цилиндры и трости. Глядятся в зеркало, снова друг на друга.

Гоголь:   Нас позвали в этот дом из-за нашей внешней схожести?
Андерсен:  Господин Гоголь, пора бы уж оставить эти детские комплексы из-за длинного носа! Мой опыт в этом неземном мире мне говорит, что в этом доме читают мои книги. И ваши, коль мы тут вместе.
Г. (ревниво):   Одновременно мои и ваши книги?

     (Препираясь, заглядывают в кабинет. Высвечиваются  книги обоих на столе и  собрание сочинений Гоголя на стеллаже. Русский писатель снисходительно глядит на датского коллегу )
               
А. (печально): А между тем один только мой дневник напечатан в тринадцати томах! Но кому есть дело до жизни гадкого утёнка!
Г:  Ага! А меня укоряете детскими комплексами! Ваши чудные сказки и я читал! И ваш сентиментальный роман  »Импровизатор» тоже.
А. Благодарю вас, сударь. В моей милой сердцу Дании мои романы издаются и спустя сто лет после моего ухода, но если меня где-то и вспоминают, то только благодаря сказкам.
Г.: Вы обратили внимание, что за столом читает и даже пишет дама? Вы видели когда-нибудь женщин-писателей?
А.: Сочинять истории никому не возбраняется. Может, хозяйка этого дома — учительница или чадолюбивая мать, вот и сочиняет истории для детей.
Г: Благодаря этой мадам сочинительнице мы с вами здесь, господин писатель. Как она нас ловко свела, без церемоний! А на каком языке мы с вами общаемся? Признаться, я датским не владею.
А: А я не силён в русском. Но здесь мы наконец-то понимаем друг друга. (После паузы) Время пришло или нам более спешить некуда? (видя помрачневшего Гоголя) А между тем у меня есть автограф вашего великого поэта Пушкина!
(Гоголь с явным сомнением смотрит на А. )
Я познакомился с тремя дочерьми русского генерала Карла Мандерштерна. Барышни прекрасно образованы, одна пела ваши протяжные народные песни, её сёстры рассказывали мне о русских писателях. Вообразите, барышни и с моим творчеством знакомы были по немецким переводам! Не смею думать, будто старшая, Елизавета, была в меня влюблена, но она обещала мне прислать стихотворения, написанные рукой любимого поэта Александра Пушкина.
Г.: И как же девушка собиралась выполнить своё обещание?
А. У сестёр была кузина, помолвленная с господином, имя его уж не вспомню, который обладал тетрадью Пушкина с его рукописными стихами. Элизабет уж не знаю как уговорила кузину вырезать первую страницу из драгоценной тетради!
Г. (ревниво): А мои рождественские истории вы читали? Правда, там действуют не свеча, не оловянная ложка или Снежная королева, но волшебства довольно. ( располагается в кресле, достаёт из баула рукопись и приготовился читать)
Раздаются голоса : Неет! Только не эти бесконечные черти, ведьмы, покойники! Этого и тут хватает!
Перекрывает всех царственный рык : ..По крайней мере, это не клевета на моих подданных, как в этой пьеске «Ревизор»! Одновременно испуганные голоса: «Ваше величество...»
Царь (хохочет): Всем досталось, а мне — более всего!
Голоса: Ничего святого! На свою рожу пусть поглядит!
Гоголь (сжался обиженно, суетливо прячет бумаги в баул, вскакивает):
Довольно ! Довольно я наслушался критики! В Италию! Вон отсюда!
А.: Вы тоже любите Италию? (с сарказмом) Страна эльфов и Дюймовочки!..А когда впервые добрался до своей мечты, после утомительного путешествия, то завидев Рим и купол Святого Петра, вскричал: «Слава Богу! Скоро можно добиться чего-нибудь поесть!» Впрочем, не всё ли равно теперь? Мы выше всего:  и критиков, и Италии.
Голос Диккенса: Господин Андерсен, а кто катался по траве перед моим домом с газетой в руках? Кто рыдал, как на похоронах, от статьи какого-то критикана? ( хохочет)
А.( испуганно оглядываясь): Господин Диккенс? Где вы? Зачем это?
Голос Диккенса: Я там же, где и вы, господа писатели. В Вечности. Но зайти в этот дом смогу лишь, когда откроют мою книгу. И позвольте быть откровенным, господин Андерсен, мне вы и на земле поднадоели.  (А. возмущённо вскакивает, пытается что-то возразить). Моя дочь считала вас абсолютным занудой, и я с ней был согласен после вашего пребывания в моём доме целых пять недель. А заглянули поболтать, затем решили недельку погостить. Эти пять недель моей семье казались вечностью! Господин Гоголь, сочувствую, сочувствую!
 (Оба писателя молча пьют чай за столом, не глядя друг на друга)
......
(Молчание, пьют чай. Высвечиваются домик Андерсена, дом Гоголя в Сорочинцах, музейные экспонаты. Памятники Гоголю в Риме, Андерсену в Малаге, в Братиславе)

А. А позвольте всё же спросить о родителях...Вы не встречали их тут?
Г.(встаёт, кланяется чинно). Позвольте представиться. Сын полтавского помещика из рода Гоголей-Яновских. (тут же смущается, садится). Матушка моя, женщина страшного воображения, вообразите, приняла мой портрет, после мого окончания земного пути, за живое лицо! А здесь, нет, не встречал...Видно, с отцом моим неотлучно, ведь она пережила его на целых сорок три года!
А. А моя матушка - женщина горячего  сердца, да...Столько любви дала она многим...Впрочем, меня она любила больше всех. Я же обещал ей, что мы будем путешествовать, что я стану знаменитым.
Голос матери:  Путешествовал ты без меня, а я ждала тебя уже в богадельне. Ты же всю жизнь боялся дурной нашей крови: прадед психически больной,  мама алкоголичка, тётя содержательница притона, сестра проститутка. Спасибо тебе, что мою любвеобильность и непутёвую жизнь называешь так - горячее сердце. (саркастично смеётся)...

Конец фрагм.


Рецензии