Праздник народного единства. История смутного врем
Автор: Наталья Морсова
С недавних пор в России появился новый и мало кому понятный праздник – День народного единства, который принято отмечать 4 ноября. На протяжении десятилетий наш народ исправно чествовал в эти дни социалистическую революцию, поднимая тосты за «7 ноября – красный день календаря». Тогда была понятна победа Октября 1917 года, и вдруг такая подмена! В народе недоумение, равнодушие к новой исторической дате. Что праздновать, какое событие вспоминать? Да и было это давно – в 1612 году. Но дополнительные выходные никому не помешают. И всё же давайте разберёмся, может, на самом деле есть, что чествовать и что вспоминать? Возможно, это и есть то самое событие, за которое стоит ценить историю своей страны, уважать народ и гордиться своей Родиной?
Мне, как историку, всегда был интересен короткий, каких-нибудь 20 лет, но такой насыщенный период крутых переломов русской истории, который характеризуется мощными бунтами, Отечественной войной 1612 года, предательством верхушки общества, когда Россия была объявлена частью Речи Посполитой, мощного народного движения, остановившего польско-литовско-шведскую интервенцию и вернувшего национальную независимость страны.
Не побоюсь заметить, что патриотический подвиг 1612 года сродни подвигу советского народа в годы Отечественной войны 1941 – 1945 гг. При этом в советские времена было и единство, и согласие всего народа при крепкой централизованной власти, на том и держалась победа. В то время, как в начале XVII века не было ни единства, ни согласия, ни централизации власти. В разрушенной стране царил хаос и предательство, а политическую обстановку можно охарактеризовать, как «все против всех». Из каких недр берётся гражданская сила русского народа, способная отрегулировать историческую несправедливость? Ответ в нашей истории - это особенность древнейших народов на земле, которые черпают мудрость веков, питаются доблестью славных предков.
Чтобы определить важность происходящего, надо представить экономическую и политическую ситуацию в России к началу XVII века, века «бунташного», века «смутного». И из этой Смуты, бунтов, заговоров, раздора и хаоса пришлось выбираться всем миром.
Что оставил стране Царь Иван IV Грозный, умерший в 1584 году? – После крупных побед - «поруху», нищету, голод, Смутное время. На страну навалились жуткие беды: эпидемия чумы, усиление крепостного права, глубокие межклассовые противоречия, раздоры верхушки общества, бунты крестьян и городской бедноты. Всё это породило на рубеже XVI-XVII веков гражданскую войну и польско–литовско-шведскую интервенцию 1604 – 1618 г.г., Россия была объявлена частью Польши. В это время набирают силы грозные соседи – Речь Посполитая, возникшая в результате слияния Польши и Литвы, а также Швеция, Крым, Турция. Окрепшие «хищники» стремятся к переделу мира и ослаблению России.
Какие причины привели к Смуте и к иностранной интервенции?
Прежде всего, пересечение династий. Со смертью Ивана IV Грозного во время игры в шахматы, а также гибелью его малолетнего сына Дмитрия, убитого в Угличе, где тот жил со своей матерью – седьмой женой Ивана Грозного – Марией Нагой, закончилась династия князей Рюриковичей и род московского князя Ивана Калиты. Опытный политик и жестокий правитель Иван IV, ставший в три года от рождения Великим московским князем, а затем и первым царём России, достиг больших успехов в объединении русских земель, в расширении территории России, укреплении экономической и военной мощи страны. Однако ошибки и самонадеянность в политических и в военных делах привели к ослаблению страны и к глухой вражде боярских группировок с богатыми княжескими родами, которые всё ещё лелеяли надежду на возвращение былого влияния в стране. А поражение в Ливонской войне обострило разногласия между боярскими родами и царём. Впереди ещё будет правление среднего сына Фёдора Ивановича, но династию он не спас: мягкий по натуре, воспитанный в отцовской жестокости, «блаженный царь» самостоятельно не мог принять никакого решения. Фактическая власть находилась в руках боярина Бориса из рода Годуновых, который приходился братом жены царю Фёдору. Период между династиями Рюриковичей и Романовых был безжалостным и кровавым. Смерть последнего прямого наследника Дмитрия, младшего сына Ивана IV Грозного в 1691 году, который якобы напоролся на нож во время приступа эпилепсии, была последней каплей, переполнившей недовольство всех слоёв общества. Наружу выплеснулось всё, что давно зрело и искало выхода. Со смертью бездетного Фёдора Ивановича в 1598 год стало ясно: старая династия навсегда сошла с политической арены. Все понимали, что Земский Собор изберёт на царствование боярина Бориса Годунова. Несмотря на успехи царя Бориса во внешней политике, а он вернул утерянные в Ливонскую войну некоторые земли в Прибалтике, остановил поход на Москву крымских татар, лично командовал дворянским ополчением, остановившим поход хана Гирея на юг России, укрепил границы и военную мощь страны, боролся с хозяйственной разрухой, ввёл патриаршество в России, - всё равно правление «безродного» Годунова не устраивало лишь только потому, что тот не был кровной роднёй Ивану IV. Непростительную ошибку допустил царь Борис с промедлением призыва к сопротивлению иноземным войскам, которых привёл в страну Лжедмитрий I. Царская армия, состоящая в основном из казаков, вышла из-под контроля и совершила предательство: она добровольно перешла на сторону самозванца. Всё это засчитано было против ненавистного Годунова.
Добавила «масла в огонь» опричнина, как метод укрепления личной власти Ивана IV, которая разорила крестьянские и крупные помещичьи хозяйства в развитых областях: Москва, Псков, Новгород. Потерявший авторитет «грозный» царь повсюду искал личных врагов среди непокорных бояр, опричники во главе с Малютой Скуратовым находили «предателей», безжалостно сжигали и грабили экономически крепкие поместья. Опричнина сопровождалась заговорами, кровавыми казнями и жестокими пытками, в которых самолично участвовал царь. Борьба между царём и боярами за неограниченную власть принесли государству непоправимый ущерб. Ох, и лихие были времена!
Немалую роль в Смуте сыграло усиление крепостного права, ожесточившее основную массу населения – крестьян. Ещё в 1497 году «Судебником» Ивана III был введён Юрьев день 26 ноября, единственное время в году, когда крестьянам разрешалось переходить от одного помещика к другому. А «Судебником» 1581 Ивана IV Грозного вводились «заповедные лета», запрещавшие крестьянам вообще покидать хозяйские земли. В последующем вводились указы о повышение размера «пожилого» - платы за переход крестьян на другие земли, о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян, о рабстве за долги и др. Терпение лопнуло, начались массовые выступления крестьян и городской бедноты. Так в 1603 – 1604 гг. произошло восстание холопов под предводительством Хлопка, вызванное голодом. Летом 1601 года после длительных дождей в августе месяце неожиданно ударили морозы, выпал снег, что привело к гибели урожаев. А в 1602 году посевы озимых тоже не дали всходов. Цены на хлеб выросли в сто раз, началась спекуляция хлебом. Крестьяне, горожане, посадские люди пухли от голода, ели собак и кошек, кору деревьев и траву, были отмечены случаи людоедства. Не удивительно, что в стране разразились крестьянские войны. Во всём обвинили Бориса Годунова. На самом деле Годунов неоднократно проводил раздачу хлеба голодающим беженцам из государственных закромов, разрешил холопам уходить от своих господ и искать пропитание самостоятельно. Но это не спасло страну. Отчаявшиеся крестьяне, посадские люди, городская беднота, холопы начали стихийные выступления против помещиков, дворян, городских чиновников и любых представителей власти, развязывая тем самым гражданскую войну в стране. Не удивительно, что нашествию польско-литовских интервентов в 1604 году во главе с Лжедмитрием I «низы» не только не сопротивлялись, но и способствовали продвижению неприятеля к Москве и надеялись, что самозванец избавит их от гнёта. Мало того, глубоко сидевший в сознании «наивный монархизм» - вера в доброго царя, подсказывал мало искушённому в политике народу, что на Москву идёт царь настоящий, «не убиенный» в Угличе, а чудом спасшийся и спрятанный в Польше царевич Дмитрий, кровный сын Ивана IV Грозного.
К бунтам присоединились казаки, которые были вне закона, так как формировались из беглых крепостных крестьян и холопов, но уже представляли значительную военную силу. Казаки жили грабежами соседних государств и торговых судов, возделывали завоёванную землю. Казаки давно пытались получить от властей признание, но находились в розыске, предоставлять свободу им никто не собирался. Казаки помогли самозванцам беспрепятственно двигаться к Москве и завладеть русским престолом. Восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606 – 1607 гг.) тому наглядное подтверждение. Казак И. И. Болотников получил от польского магната подложную грамоту о назначении его воеводой царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I), дорогую шубу и 60 дукатов. Болотников с лихвой оправдал столь ценные подарки, собрал казацкое войско, в которое влились потерявшие веру в своё освобождение, а с ними холопы, посадские и служивые люди со всей России, недовольные властью бояр и своим бесправием служилые дворяне, и двинулся на Москву для поддержки Лжедмитрия I. Армия Болотникова оказалась настолько сильной, что разбила правительственные войска, овладела Калугой, Тулой, Серпуховым и взяла в осаду Москву, расположившись лагерем у села Коломенского. Больших усилий стоило боярину Василию Шуйскому собрать войско, обманом войти в Тулу и захватить предводителя повстанцев Болотникова, а войско его истребить. И.Болотников будет ослеплён и утоплен в проруби.
Разжигали Смуту и бояре, они помогали воцарению самозванцев. Разве бояре не понимали того, что царь Дмитрий не настоящий? Понимали. Ведь открыто говорили, что поляков ведёт убежавший из московского монастыря монах Григорий (Юрий Отрепьев). Но делали вид, что верят в чудесное «воскрешение» царевича. По этому поводу историк В.О.Ключевский писал, что «Лжедмитрий был лишь «испечён в польской печке, а заквашен в Москве». Лжедмитрий вместе с польско-литовскими наёмниками триумфально вошёл в Москву и расположился в Кремле. Новый патриарх Игнатий Грек, назначенный вместо сосланного в дальний монастырь Иова, венчал самозванца на царство, который теперь именовался императором. Интервенты хозяйничали в Кремле, свободно разгуливали по Москве, грабили завоёванные земли, оскверняли православные храмы.
Бояре Шуйские взяли на себя заботу о безопасности страны и в 1606 году подняли против Лжедмитрия I патриотически настроенных москвичей. Восставшие горожане ворвались в Кремль и разыскали покои царствующего самозванца. Тот выпрыгнул из окна Дворца и был заколот. После чего Василий Шуйский был избран царём. Однако боярские группировки мешали Шуйскому и за его спиной вели тайные переговоры с польскими шляхтичами, призвали в страну нового Лжедмитрия II (1607 – 1610 гг.), якобы, на этот раз настоящего. Лжедмитрий II беспрепятственно прошёл полстраны, осадил Москву и стал лагерем в 17 км от Кремля в местечке Тушино, за что и был прозван «тушинским вором». Тут же предприимчивые бояре отыскали супругу первого самозванца Марину Мнишек, которая вместе с ребёнком, прозванным в народе «воронёнком», на всякий случай содержалась в Ярославле при монастыре и за большие подарки: в 3 тысячи золотых рублей и ежегодные доходы с русских городов, согласилась признать во втором самозванце своего мужа. Марине Мнишек так хотелось быть русской царицей, что согласилась тайно венчаться с новым мужем по католическому обряду. Предаваемый со всех сторон законно избранный боярский царь Василий Шуйский понимал неспособность отстоять Москву от интервентов. Шуйский пошёл на отчаянный шаг: он заключил договор со Швецией о совместной борьбе против Польши. Чем заканчивается помощь иноземцев, известно. Швеция, чрезвычайно обрадованная условиями договора, по которому Россия отказывается от земель на побережье Балтийского моря в пользу Швеции, не торопилась выполнять свои обязательства. Шведские войска разграбили Великий Новгород, Псков и другие города северо-запада России и шли на Москву. Раздосадованная Польша без всяких поводов открыто объявила России войну. Прикрываться самозванцами теперь ей было не нужно, началось продвижение польской армии на Москву во главе с королём Сигизмундом III. После свержения неугодного Василия Шуйского бояре выбрали из своего числа семь по их мнению самых достойных и создали правительство - семибоярщину. Своё правление они начали с весьма «патриотического» шага: они избрали на русский престол сына польского короля Владислава!? Польский королевич готовился к коронации. Вот так раздоры и возня боярских группировок за власть привели страну к Смуте и поставили Россию на грань потери национальной независимости.
Свою лепту в Смуту снесли дворяне, новое сословие было экономически сильным, но политически бесправным. За верную службу царю и Отечеству дворяне получали отобранные у бояр поместья вместе с крепостными и государственные земли. Но к политической власти доступа не имели. С помощью иноземцев они мечтали обрести государственные посты. Но просчитались: поляки не собирались делиться властью. В 1610 году дворяне во главе с П. Ляпуновым помогли боярам совершить военный переворот и свергнуть законного царя Василия Шуйского с престола. За якобы сговор со шведами царя обвинили в измене, насильно постригли в монахи и отправили в качестве заложника вместе с его братьями и митрополитом Филаретом (отцом будущего царя Михаила Романова) в Речь Посполитую; замученный пытками, Шуйский умер в польском плену. Правда, к власти дворяне так и не пришли.
Вывод: абсолютно все слои общества участвовали в Смуте и возлагали надежды на чужеземцев. Вот так общими усилиями мы привели страну к польско – литовско – шведской интервенции и воцарению самозванцев на русском престоле.
А были ли патриоты страны? Были. Теперь, когда страна оказалась на грани потери государственности, а все недовольные сословия столкнулись с варварством «освободителей», с разрушением православных храмов, с насаждением католицизма, уничтожением городов, сёл и деревень, когда было разграблено абсолютно всё, а крестьяне на оккупированных территориях довольствовались в пищу лишь травой и «коровьими лепёшками», - как пишет летописец, тогда произошло всеобщее прозрение. Когда лживые обещания новоиспечённых царей не были исполнены, а дворяне и казаки не получили обещанных привилегий, когда бояре стали притесняться шляхтичами, когда крепостное право на крестьян усилилось, а исконно русские земли отдавались польским феодалам, только тогда у многих открылись глаза.
Патриотами изначально были жители Смоленска. С первых дней интервенции они добровольно без царских указов и помощи войск обороняли родной город. Так в 1909 году они дали отпор захватчикам и своими силами 20 месяцев сдерживали натиск неприятеля.
Особую позицию в годы Смуты заняло духовенство, как только новоиспечённые цари и интервенты стали уничтожать и осквернять православные храмы, строить костёлы и насильно насаждать католическую веру. Серьёзное сопротивление завоеватели получили под стенами Троице-Сергиева монастыря. Полтора года героически оборонялись священнослужители, монахи, жители окрестных деревень и сёл, но монастырь так и остался для захватчиков неприступной крепостью. Пленённые поляки с трепетом утверждали, что видели чудное явление: сам преподобный Сергий Радонежский (основатель Лавры) вместе со своим учеником явился в дивном свете, они обошли вокруг монастырских стен, благословляя и духовно укрепляя израненных и голодных защитников русской святыни. Затем, сев верхом на худых лошадок, со словами: « Надо поторопиться на помощь нашим братьям православным!» - удалились. А вскоре русские ополченцы подошли к лавре, разметав неприятельские войска. Казалось, что все Силы Небесные обрушили свой праведный гнев и разящие мечи на головы захватчиков, прогнав их прочь с земли русской.
В 1610 году патриарх Гермоген стал призывать православных к борьбе против завоевателей, его клич был услышан по всей России, за что Гермоген был арестован предательской группировкой бояр и отстранён от патриаршества. Оказалось, что русская православная церковь стала единственной объединительной силой, которая открыто звала народ к сопротивлению. Стало ясно, что спасти страну в критический для неё момент может православный народ. Боярская власть оказалась неспособной к решительным действиям, мало того – жестоко подавляла патриотическое движение народа. В стране в это время на собранные деньги формировались народные ополчения добровольцев из разных слоёв общества.
Первое народное ополчение во главе с дворянином П. Ляпуновым собралось в Рязани и двинулось на Москву, где в это время началось восстание горожан против поляков. Напуганные бояре распорядились тайно поджечь столицу. Горела «деревянная» Москва: жилые дома, склады, амбары с зерном и продовольствием, храмы. Сгорели лавки с богатыми товарами, гостиные, казённые дворы. Пожар уничтожил улицы на подступах к Китай – городу, годе жили гончары, кожевенники, пушкари, мясники, гибли люди. Ополченцы с боями шли к стенам Кремля, за которыми хозяйничали поляки. В районе Сретенки был ранен участник ополчения князь Дмитрий Пожарский. В рядах ополченцев начались раздоры, не было единого плана, да и конечные цели у каждого были разные. П.Ляпунов был убит, ополчение распалось.
В это критическое время наши «союзники» шведы успешно продвигались к Москве. После длительной осады польско – литовские войска овладели Смоленском - дорога на Москву была свободна и по ней беспрепятственно двигался с войском гетман Ходкевич. А власти по-прежнему бездействовали. Польский король Сигизмунд III провозгласил себя русским царём и объявил о присоединении России к Речи Посполитой (к Польше)!?
Положение казалось безвыходным, если бы не «простой мужик» средней руки достатка, посадский староста Нижнего Новгорода, владевший мясными лавками, Козьма Минин. Он обратился к народу и к русским городам с призывом об объединении и согласии, о созыве второго ополчения, и начал сбор денег и военного имущества. На защиту Святой Руси встали стар и мал. Возглавили ополчение истинные герои - гражданин К.Минин и князь Д.Пожарский.
С этого момента война приобретает характер Отечественной. Летом 1612 года ополченцы вошли в Москву со стороны Арбатских ворот. 22 октября в день обретения Иконы Казанской Богоматери, с которой двигалось ополчение, войска гетмана были разбиты. Почитаемая в России икона объединяла людей, укрепляла силу духа и давала надежду на победу. В первых числах ноября начались столкновения с засевшим в Кремле польским гарнизоном, который был разбит. Поляки спешно покидали столицу, Москва очищалась от интервентов. По всей стране началось освободительное движение. Но ещё не раз грозные соседи предпринимали походы на Россию, всякий раз застревая под Смоленском. Так в 1618 польский король Владислав, давно мечтавший о русском троне, дошёл до Арбатских ворот Москвы, но был отбит служилыми и горожанами.
И только с подписанием кабальных мирных договоров закончилась иностранная интервенция. Так по Столбовскому миру в 1617 году Россия выкупила у Швеции захваченные ею новгородские земли и отдала земли Прибалтики, а по Деулинскому соглашению в 1618 году героические земли - смоленские и черниговские - перешли к Речи Посполитой. С большими потерями закончилась польско-литовско-шведская интервенция. С избранием Земским Собором в 1613 году на престол 16-летнего Михаила Фёдоровича из знатного боярского рода Романовых, сына патриарха Филарета, закончилось Смутное время, в котором участвовали все слои общества. Смута захватила умы и души людей. Новая династия будет править с 1613 по 1917 г.г. Чтобы не допустить новую Смуту, династия придерживалась трёх основ - укрепление самодержавия как формы политического управления, усиление крепостного права как основы экономики и православия как основы идеологии.
На средства князя Пожарского на Красной площади будет возведён храм Иконы Казанской Божьей Матери в честь Покровительницы войска русского, в память об освобождении Москвы от интервентов в 1612 году. Через двести лет в 1818 году на народные пожертвования скульптором И.П.Мартосом на Красной площади построят памятник освободителям земли русской гражданину К.Минину и доблестному князю Д.Пожарскому. Москва стала центром сплочения русского народа. Здесь начался подвиг русского народа, который, «не щадя живота своего», вернул национальную независимость России.
Видимо, нам надо было тогда, в Отечественную войну 1612 года, пройти через физические, душевные страдания и скорбь, унижения и разочарования, чтобы потом объединиться и сообща освободить страну от завоевателей, а прозревшие души свои очистить от скверны, предательства и политической близорукости. И у нас тогда всё получилось: всем миром, не взирая на знаки различия и сословия, навалился народ на врага и защитил веру православную и Отечество. Вся последующая история - подтверждение тому, что рассчитывать надо только на свои силы, что сообща сможем выдержать все тяжёлые испытания.
Вот такой у нас теперь праздник – День народного единства. Заслуживает ли подвиг русского народа в Отечественной войне 1612 года великой чести быть почитаемым и навечно хранимым в памяти людей? Как жаль, что зачастую настоящие подвиги и истинные герои незаслуженно забыты,- на них короткая память. Теперь есть повод вспомнить.
Свидетельство о публикации №224102801877