Исповедник веры 12. Цветник духовный 4

Исповедник веры 12. Цветник духовный 4
Ольга Пономарева, Елена Кибирева: «Исповедник веры протоиерей Григорий Пономарев (1914-1997). Жизнь. Поучения. Труды. Том II»
Поучения из архива отца Григория (составила Елена Кибирева)

20. О духовной подготовленности приступающих к таинству  святого покаяния — исповеди
Люди, живущие на земле, сподобляются, по милости Божией, великого счастья, а именно — таинства Святого Крещения, после получения которого им открыт вход в Царство Небесное. Независимо от возраста, в младенческом ли или в зрелом возрасте, им прощаются грехи, начиная с первородного и кончая всем множеством содеянных ими грехов. Чистыми душевно они отходят от святой купели.
Дальнейшее же их пребывание на земле не всегда исполнено духовной ответственности за выполнение духовных правил, заповедей, которые они должны исполнять как члены святой Церкви. К сожалению, леность, нерадение приводят души крещеных людей в большую греховность, и они теряют чистоту душевную, полученную при Святом Крещении.
Страшное состояние души. Но, по великой же милости Божией, этим людям, потерявшим чистоту духа, дается возможность вновь получить ее в великом таинстве святого покаяния — исповеди. Вот сейчас и будем стараться проникнуться духом ответственности перед этим святым таинством покаяния.
Покаяние — это величайший дар Бога человеку, это — второе крещение, в котором мы омываемся в чистые, белые одежды духовные, получаем благодать, потерянную после грехопадения. Были грешными — становимся праведными, чистыми.
Покаяние отверзает нам небо, вводя нас в рай.
Без покаяния нет спасения. Покаяться — значит изменить образ жизни. Прежде всего — прийти в себя (ср. Лк. 15; 17), то есть увидеть в себе грех, осознать его, возненавидеть, затем покаяться Богу в присутствии священника и дать обещание больше не грешить.
Это есть истинное покаяние. Пока мы не осознаем грех, не можем получить прощение от Бога. Так больной никогда не получит исцеления, если не откроет врачу свою болезнь. «Сознание греха есть начало спасения, — говорит блаженный Августин. — Если человек скрывает, Господь открывает; если человек таит,  Бог явным делает; если человек сознает, Бог прощает».
Очень часто люди приходят на исповедь и не знают, что сказать, а о покаянии и говорить нечего. Душевные очи у них закрыты, душа спит мертвым сном. «Покайтесь. Сотворите достойный плод покаяния», — призывает святой Иоанн Предтеча. И Церковь в покаянные дни Великого поста взывает: «Душа моя, возстани, что спиши, конец приближается». Почему спит душа? Откуда у человека такое страшное состояние?
Дьявол знает, что главное в деле спасения — чистосердечное покаяние, и бьет в самый центр — лишает людей исповеди. И вот результат: человек не контролирует свои дела и мысли и потому не замечает, что преступил закон Божий. Разум у него омрачается, и он не видит своих грехов. Грех становится навыком, входит в природу человека и живет в нем, и ему уже не страшны ни смерть, ни ад, ни даже Страшный Суд.
«Что уж Бог даст», — говорят многие по привычке. А Бог дал Священное Писание, и слово Его будет в последний День судить всех нас. Нельзя запускать болезнь, иначе она станет смертельной. Также нельзя откладывать покаяние, это приведет к духовной смерти.
«Не откладывай до завтра, этому завтра никогда нет конца», — говорит святой Иоанн Златоуст.
Некоторые думают: «Уйду на пенсию, тогда буду в церковь ходить, тогда и покаюсь».
А откуда ты знаешь, что доживешь до пенсии? «Между тобою и смертию — один шаг» (ср. I Цар. 20; 3), — говорит Господь. Пойди на кладбище: там лежат не только старики, но и молодые. Может быть, и тебя Господь завтра призовет к ответу. Не медли, не верь дьяволу, который нашептывает тебе: «Подожди, еще будет время, успеешь».
Не верь миру и дьяволу, которые крепко держат тебя и не хотят отпускать. Не верь своему испорченному сердцу и омраченному разуму, которые не хотят отказаться от греховных утех.
«Только не сейчас, после, после...»
«Нет, не после, а ныне», — говорит слово Божие. Кайся сразу; кайся, не жди ни дня, ни даже часа; грех лишает тебя благодати Божией и предает всегда в руки дьяволу.
Мы привыкли исповедоваться раз-два в год. Раз в год омывают душу — и спокойны: выполнили свой долг. За чистотой тела следят строго, а о чистоте души некогда подумать. Невеста, чтобы понравиться жениху, ухаживает за своим телом, лицом, заботится, чтобы одежда была нарядной и чистой. Сколько же нужно внимания и заботы, чтобы сделать чистой душу, украсить ее добродетелями? Ведь душа наша — невеста Христова, и мы должны приготовить ее для бессмертного Жениха. А в каком состоянии у нас душа? Подумай, каждый.
Плод покаяния — это исправление, перемена в жизни. Человек дает обещание Богу больше не грешить. Значит, он должен безжалостно с корнями вырвать из души все пороки и страсти, отвратиться к добру и начать служить Богу, а о соделанных грехах всегда сокрушаться и плакать.
Тот же, кто кается и опять грешит, уподобляется вымытой свинье, которая снова идет валяться в грязи (ср. 2 Пет. 2; 22). «Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться», — говорит святой Иоанн Златоуст.

21. Как надо исповедоваться, что говорить священнику, духовнику
Прежде всего — подготовить себя к исповеди, утром не кушать ничего. Святой Крест должен быть на груди. Мирность душевную иметь, простить всем, с кем ссорились, враждовали.
На вопросы духовника отвечать.
Веруешь в Отца и Сына и Святаго Духа?
Веруешь ли во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь?
Кающийся отвечает: «Верую во Единаго Бога…».
Как складываешь пальцы для крестного знамения? Креститься надо правильно, потому что, как говорит святой Иоанн Златоуст, беспорядочному маханию бесы радуются. Читаешь ли молитву Иисусову, и вообще молишься ли? Не общаешься ли с раскольниками и вообще с противниками церковными, не водишь ли с ними дружбу? Не бывает ли сомнения в Боге, хульных помыслов? Не любишь ли чего в мире больше Творца? Имеешь ли страх Божий и заботишься ли о своем спасении? Не клялся ли именем Божиим? В воскресные и праздничные дни посещаешь ли святой храм? Не разговариваешь ли во время службы и не предавался ли нехорошим, суетным мыслям?
Не уходил ли от церковной службы раньше конца по своей лености? Не приходишь ли в церковь, находясь с кем-нибудь в ссоре? Не осуждал ли священников, монахов и других духовных лиц? Благодаришь ли Господа, когда у тебя бывают скорби и болезни? Не воздаешь ли злом за зло, не злопамятствуешь ли? Не осуждаешь ли? Молишься ли за своих врагов? В этом ты будешь уподобляться Отцу Небесному, посылающему солнце и дождь на добрых и злых.
Не делал ли какого зла ближним? Не бил ли кого, не отравил ли, не поджигал ли чей дом? Грубость проявлял к животным? Не клеветал ли на кого? Не делал ли добрых дел напоказ? Брал чужое? Нарушал ли данное обещание в чем-либо?
Празднословие? Сквернословие? Не проклинал ли себя? Своих детей и других людей? Обращался ли к ворожбе? Не желал ли себе смерти и не подумал ли о самоубийстве? Не плакал ли много по умершему? Проявлял скупость к бедным? Не играл ли в карты, не курил ли? С почтением относишься ли к своим родителям? Нет ли на тебе родительской клятвы? С женой мирно ли живешь? Не умерло ли у тебя дитё некрещеным по твоему небрежению? Учишь ли детей святой вере? Не совершала ли аборта, намеренно погубив зачатое уже во чреве? Не упивались ли вином?
Каждому из вас надо знать, что д;лжно проходить мытарства — истязания от злых духов, где показываются все, даже самые мелкие, злые дела, которые человек сделал при жизни. Всего мытарств двадцать, из них самые страшные и трудные: шестнадцатое, семнадцатое и восемнадцатое.
Шестнадцатое мытарство — блуда, семнадцатое  — прелюбодеяния (нарушения супружеской верности), восемнадцатое — содомские грехи, то есть все виды извращения в половой жизни.
Проверь себя. Может быть, и ты виновен (виновна) в этих грехах, покайся Богу в присутствии священника.
Не сохранил (не сохранила) ли чистоты телесной, имел ли (имела ли) связь с женою (с мужем) в день святого причащения?
Господь будет судить нас не только за дела, но и за мысли, поэтому нужно зорко следить за своими помыслами — последствия от них страшные.
Святогорец Серафим  описывает такой случай. Одна игуменья воспитывала у себя в монастыре сиротку. Девица пела и читала на клиросе, а когда ей исполнилось восемнадцать лет, она умерла. Игуменья сорок дней молилась и постилась, чтобы Бог открыл ей, в каких обителях рая находится ее воспитанница, и в сороковой день она увидела, что земля разверзлась и огненные волны выбросили девицу.
«Дочь моя, ты в огне? — в ужасе воскликнула игуменья. — Почему ты сюда попала?»
«Матушка, молись за меня, — сказала сиротка. — Я достойна наказания. Когда я пела на клиросе, в храм приходил юноша, и я любовалась им, услаждалась и в мыслях с ним блудодействовала, а духовнику в этом не каялась, стыдилась. И вот теперь мучаюсь в огне».
Покаяние надо приносить, когда и во сне возникают плотские  страсти. Отчего возникают эти плотские страсти? Основная причина – гордость и осуждение, а также и от чревоугодия, особенно страшно винопитие. Апостол говорит: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд». Вредит также многоспание, нецеломудренные разговоры, любовь к роскоши, богатые одежды с целью понравиться кому-то. А Господь говорит: «Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих» (Мф. 18; 6).

22. Как бороться с плотскими страстями?
Самое главное — памятование о смерти и страшных адских муках, а также — чистосердечное покаяние, исповедование помыслов, частое причащение Святых Тайн, постоянная молитва Иисусова.
«Бей врага и супостата именем Христовым», — говорит святой Иоанн Лествичник. Обращайся к Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся!».
Читай Святое Евангелие и духовные книги. Воздержись в многоядении. Больше старайся трудиться.
Прочитав эту исповедь, не откладывайте покаяния. Помни: Господь простит нам все грехи, до одного, если мы покаемся, и судить нас будет не за грехи, а за то, что в них не каялись.
Не бойся духовника, скажи ему все, что у тебя на душе, что тебя тяготит; может, для тебя сегодня будет последнее покаяние, а Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу».
Самое необходимое — чистосердечность в покаянии и признание своей виновности. Имей в себе, в сердце своем, твердость, устойчивость в решимости не повторять тот или иной грех, быть на духовной страже; враг опять будет смущать помыслами повторить то или иное, в чем принесли раскаяние.
Надо сильно себя оберегать, не слушать наветов лукавого. Благодарность имей каждый в своем сердце, что к тебе по милости Господь еще дает возможность очистить свою совесть от содеянных согрешений.

23. Духовные наставления епископа Феофана
Чтобы достойно причаститься, надо душу очистить покаянием и к этому святому таинству приготовить себя хождением в храм, домашней молитвой и пощением. Самое главное в этой подготовительной работе — войти в себя. Препятствия к этому возникают от житейских забот и блуждания мыслей по всему миру. А поэтому удерживать себя от лишних хлопот — есть дело самое главное; а если кто не делает этого, то и говенье проходит кое-как.
Необходимы сосредоточенность, самоуглубление.  Наедине с собой, опять же, надо помнить, чтобы не попусту сидеть, а совершать молитву, чтение и размышление. В храме находясь, опять же, — от души совершать молитву; нужно вникать в то, что поется и читается. А если мысли блуждают и там — необходимо зорко следить за собой. Как заметил, что ты уже мыслею не в храме, а где-то далеко, сразу же вернись и не позволяй им блуждать, оставлять святое место. Средство против блуждания мыслей — это сердечное молитвенное обращение к Господу Иисусу Христу.
Надо трудиться над этим; если эта молитва будет совершаться, то она отгонит все  блуждания мыслей. Много помогает, чтобы достигнуть сосредоточенности в молитве — совершать поклоны поясные и земные. Если все это будет совершаться, то человек почувствует радость душевную от пребывания в храме, и будет тогда стремиться туда, как стремятся в теплую комнату с холода.

24. Земная жизнь человека
Настоящая жизнь наша не есть истинная, действительная, для которой мы предназначены Творцом.
В отношении к будущей, ожидающей нас жизни она есть то же, что жизнь птенца в яйце, что жизнь младенца в утробе матери.
***
«Жизнь наша в мире сем не иное что, как непрестанное путешествие к будущему веку» (святитель Тихон Задонский).
«Никогда мы не должны забывать, что все мы в дороге и возвращаемся в наше отечество кто с котомкой на плечах, кто на резвой четверке, — но все войдут в одни ворота».
***
Мы здесь, на земле, — только в гостях, а дом наш, отечество наше — на небе. Жизнь наша подобна мореплавателю. Как он во время плавания: стоит ли, сидит ли, или лежит, но всегда приближается к пристани и идет туда, куда корабль стремится, — так подобно и мы: спим ли или бодрствуем, лежим или прохаживаемся, во всякую минуту времени приближаемся к концу.
Самая лучшая польза от сей жизни — умирать ежедневно, то есть каждый день жить так, как будто должно каждый день умереть. «Ежедневно умирай, чтобы жить вечно. Жизнь наша — одна минута в сравнении с вечностью» (святой Антоний Великий).
***
Не привязывай своего сердца к земной жизни — как потому, что она кратка сама в себе и ничтожна в сравнении с будущей вечной жизнью, так и потому, что это краткое течение ее не радостями только наполнено, но и скорбями, подобно волнам на море, сменяющим одна другую.
***
Жизнь есть дар Божий. Располагать ею по собственному произволу, а не по воле Божией — значит быть преступником. Жить надобно для Бога и любить жизнь для Бога. Этот век дан Богом для покаяния. Если истратим его попусту, живя худо, то очень будем жалеть о нем, но не найдем его вторично.
Жизнь есть поприще борьбы. Горе тому, кто не выйдет из нее победителем. Вечная смерть — вот участь его! На каждое дело жизни смотри как на шаг к Небу или аду.
***  
Люди радовались при твоем рождении. Живи так, чтобы плакали по твоей кончине.

25. О доброй  жизни
Мы, люди, живем на земле как на ладони.
«Где бы ни был человек, там есть и Бог» (святой Антоний Великий).
Все наши дела и мысли контролируются и небом, и адом; и Богом, и диаволом. Когда мы каемся в грехах и стараемся исправить свою жизнь, ведем борьбу со страстями и пороками и терпеливо переносим болезни, скорби и поношения, не ропщем, а за все благодарим Бога, — то все небо радуется о нашем спасении.
«Нет ничего прекраснее и любезнее доброй  души, — восклицает святой Иоанн Златоуст, — она и украшает всего человека». Когда мы ругаемся, обижаемся, злимся, ведем развратную жизнь и не желаем каяться, тогда весь ад радуется о нашей погибели.
Ничего не проходит бесследно. Добрые дела человека идут впереди его: на мытарствах и в День Страшного Суда они его оправдают и он получит от Господа награду. Так же и все наши злые дела, грязная жизнь и каждое праздное слово не исчезают, а записываются злыми духами, которые разносят их по мытарствам.
***  
У одной барыни был слуга Иван, очень добрый человек. Он принимал нищих, кормил и поил их, одевал, обувал, то есть жил не для себя, а для ближняго, исполняя заповедь Христову. Он все время молился за свою барыню-хозяйку, которая полностью отличалась от него. Она была очень жестокая, жадная, жила только для себя. И вот, по молитвам Ивана, Господь вразумил барыню видением: Ангел привел ее в обители рая и показал дворец неописуемой красоты.
— Для кого он приготовлен? — спросила барыня.
— Для твоего слуги Ивана.
— Ну, если для Ивана такой дворец, то какой же будет для меня? — подумала барыня, и тут же в ответ на ее мысли ей показали маленькую ветхую лачугу вне рая.
— Это мне? — возмутилась она. — Я же знатного рода, а он — простой слуга. Какая несправедливость!
И ей ответили: «Знаешь, почему у Ивана такой дворец? Потому что он пересылает сюда много строительного материала, вот и есть, из чего строить для него здесь дворец. А от тебя строительный материал не поступает!».
После этого видения барыня, обдумав свою жизнь, пошла в церковь, покаялась и стала подражать слуге: принимать нищих, кормить их, надеясь, что и она будет так же в раю.  
***  
Ангел Божий говорил Пахомию Великому: «Кто через свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела — так, что мы никоим образом ни стоять рядом, ни пройти мимо не можем».  
***  
Ни блудники, ни воры, ни клеветники, ни пьяницы, ни курильщики Царствия Божия не наследуют, ведь в обителях рая нет водки и табака.
Двое пьяниц пили до самой ночи, а потом пошли к реке, где привязана была их лодка. Они хотели переправиться на другой берег. Сели в лодку и стали грести. Гребли, гребли, а берега не видно. Старались так до рассвета, и тут увидели, что забыли отвязать лодку. Гребли, а с места не сдвинулись. Так и все люди, которые находятся во власти страстей и пороков. Они, как слепые, топчутся на месте и никогда не увидят света истины.
***  
Чтобы стяжать добродетели, надо на первое место поставить не плоть, создавая ей блага, а душу. А то есть на свете люди, подобные жене миллионера, мирового банкира Д. Моргана. Лежа на смертном одре, эта дама приказала слугам принести ей любимое платье, чтобы еще раз взглянуть на него. Когда платье принесли, умирающая судорожно прижала его к себе и тут же умерла. Забрать ее платье не удалось, а пришлось отрезать ножницами.
Вот что происходит с людьми, прилепившимися к миру, к плоти. А мы, христиане, уходя из этого мира, должны взять с собою не бездну нераскаянных грехов, не кусок тряпки, а множество добрых дел и очищенную душу.
***  
В Греции была война с турками. Воин Николай шел на место сражения и по дороге остановился переночевать в гостинице. Ночью дочь хозяина гостиницы, обуреваемая страстью, стала одолевать его, искушая грехом блуда. Он же рассуждал так: «Ведь я иду на войну и могу погибнуть в битве, и если совершу этот смертный грех, то как предстану пред Богом в нечистоте, какой ответ дам Ему?» —  и не открыл блуднице дверь.
Заснув, он видит сон: идет битва между греками и турками. То одна сторона одолевает, то другая. Жестокая битва, и все поле усеяно трупами, а среди них одно только пустое место.
И слышит Николай голос: «Ты тоже должен был погибнуть, но за то, что сегодня ночью ты не послушался диавола и одолел его, не согласившись на грех, — останешься жив».
На следующее утро Николай отправился в путь, пришел на место сражения, и все было точно так, как он видел во сне: шла жестокая борьба, поле было усеяно мертвыми воинами, и только он один поднялся среди них невредимым, и когда он увидел пустое место, то вспомнил сон и поблагодарил Бога.
Если человек хранит себя от греха ради Господа и ведет непримиримую борьбу с диаволом, если он, как доблестный воин Христов, мужественно шагает по правому, спасительному пути, то Господь обязательно поможет ему, сохранит его на всяком месте, на всех дорогах.
Итак, мы ни на минуту не должны забывать, что очи Господни постоянно на нас взирают и что Господь знает все сокровенные тайны нашего сердца.
«Стоит Господь и рассматривает твой ум, помышления и движения мыслей; смотрит, как ищешь Его, от всей ли души» (преподобный Макарий Великий).
Поэтому, всегда находясь в Его присутствии, мы должны строго проверять себя, свои мысли, поступки и чувства, и делать это не как рабы, страшащиеся наказания, а как любящие дети, боящиеся оскорбить своего отца.  

26. Как христианин должен проводить свой день
С Богом начинай, с Богом и оканчивай день.
«Когда отходишь ко сну, вспомни о смерти, которой сон есть образ и преддверие» (святитель Филарет, митрополит Московский). Представляй постель как бы гробом твоим и одеяло как бы саваном. Если во время сна проснешься, то вспомни о Боге. Молитва ночная как солнце освещает и все дневные дела.
***  
Утренняя молитва для человека то же, что утренняя роса для растений.
Тот на весь день бывает счастливее и покойнее, кто с надлежащим вниманием молится утром.
Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят: с правой стороны — Ангел, с левой — бес. Они ждут, кому мы начнем служить.
А начинать день надо так:
проснувшись, надо сразу оградить себя крестным знамением и встать в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами: «Господи! Благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день и помоги провести его в молитве и в добрых делах. Сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых», — и тут же начинаем читать молитву Иисусову.
Умывшись и одевшись, встанем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы никто не отвлекал нас, и начнем читать утренние молитвы.
Окончив молитвы, прочитаем главу Евангелия и тут же прикинем доброе дело, которое можем сделать сегодня ближнему.
Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться. Перед тем как выйти за дверь, произнеси слова святого Иоанна Златоуста: «Отрицаюсь тебе, сатана, и гордыни твоей, и служению тебе; а сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!».
Осенив себя крестным знамением и выйдя из дома, надо незаметно перекрестить дорогу.
По дороге на работу, да и за любым другим делом, надо читать молитву Иисусову:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!», — а также читать молитву: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Если же мы занимаемся домашними делами, хозяйством, то прежде чем готовить пищу, окропим все продукты святой водой, а плиту зажжем свечкой, которую возгорим от лампады. Тогда и пища будет нам не во вред, а на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил, особенно если мы будем, готовя питание, непрестанно читать Иисусову молитву.
***  
Надо отличать веру от суеверия. Очень многие из нас придают большое значение языческим приметам. «Кошка перебежала нам путь», «женщина с пустыми ведрами перешла дорогу», «ложка выпала из рук»... «Это к несчастью», — думают некоторые.
«Вот, пришлось вернуться с дороги обратно», — слышим мы эти и подобные слова от людей.
Но на самом деле все это — язычество, которое не должно касаться православных христиан.

27. О Церкви
Вне Церкви не может быть и спасения.
Мир, в котором мы живем, — это житейское море, Церковь — корабль, а Христос — Кормчий ее. Есть Церковь небесная, торжествующая. И есть Церковь земная, воинствующая. Небесную церковь наполняют все небесные силы и все святые, а земная Церковь — это верующие люди, праведные и грешные.
Вместе Церковь небесная и Церковь земная составляют единую вселенскую Церковь, Глава которой Господь наш Иисус Христос.
***  
Самая сильная молитва для нас, грешных, — это молитва церковная. По молитвам Церкви человек и в огне не горит, и в воде не тонет. Молитва эта со дна моря вынимает, небеса потрясает. Такую же силу имеет молитва матери за своих детей.
***  
Некоторые думают: зачем идти в церковь, можно и дома помолиться. Но церковную молитву нельзя сравнить с домашней.
В храме один раз скажешь от души: «Господи, помилуй!», — а дома взамен этого надо прочитать весь Псалтирь. В храме сделаешь один поклон — дома надо сделать тысячу. Если со вниманием будешь стоять на Божественной литургии, это заменит шесть тысяч Иисусовых молитв. Так говорят Оптинские старцы.
***  
Мы должны быть церковными людьми, ходить в церковь каждую субботу и воскресенье и во все праздники. Несчастен тот человек, который пропустил хотя бы одно воскресное богослужение без причин, ибо оно больше уже никогда не вернется.
Апостольское правило говорит: «Кто не был на богослужении три воскресных дня без уважительных причин, тот невидимо духом святым отлучается от церкви, то есть уже находится вне ограды спасения и подпадает под власть злых духов».
***  
Огромную ошибку допускают люди, которые относятся к церкви как к чему-то второстепенному.
Церковь — столп и утверждение истины — начало и основание нашей жизни здесь, на земле. А продолжение ее — на небе.
Церковь — это уголок неба на земле.
Переступая порог храма, мы должны помнить, что с земли переступаем на небо. Здесь на престоле невидимо восседает на Херувимех Сам Господь.

28. Путь ко спасению
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15; 10).
Если вы поверили, что есть Бог, то на этом останавливаться нельзя. «Вера без дел мертва». Многие говорят, что верят в Бога, а Закона Его не исполняют. С такими людьми Бога нет. Ведь и бесы веруют и трепещут, но пойдут в вечный адский огонь. Есть три места, о которых нужно помнить каждому христианину:
Место, где много плачут.
Место, где всегда плачут.
Место, где никогда не плачут.
«Место, где много плачут» — это наша земля. Плачут маленькие дети, только что появившиеся на свет. Плачут молодые и старые от болезней, от сердечной муки, от грехов, своих и чужих. В слезах родятся, в слезах проживают свой век, в слезах умирают. Пойдите на кладбище, посмотрите, сколько там могил, и каждая омыта слезами. И какое время высушит эти слезы? Откуда этот плач? Где его начало?
Он начался при изгнании из рая наших прародителей. Плакал Адам, теперь плачем мы, наследники его греха, пришельцы и странники этой земли.
«Место, где всегда плачут» в Священном Писании называют адом. Господь говорит, что там вопль, и плач, и скрежет зубов. Представь себе подземную мрачную темницу, глубочайшую пропасть — безотрадное место плача, или ужаснейшую печь огня неугасимого и закрытого там грешника.
«Место, где никогда не плачут» — это рай. В раю никогда не плачут, здесь одна только благодать! Одна только радость! Здесь нет ни болезней, ни слез, ни воздыхания, но есть жизнь бесконечная.
Мы на земле живем между раем, где вечное ликование святых, и адом, где вечное мучение грешников. Земля для нас — только пересылочный пункт — горница, из которой мы вот-вот выйдем. В какой час позовет нас Господь к ответу, этого никто не знает. А Он сказал: «В чем застану, в том и сужу».
Бог дал нам свободную волю, и мы можем направить ее либо к добру, либо ко злу — собрать либо добрый багаж, либо дурной. Ведь и ад, и рай начинаются здесь, на земле, в нашем сердце.

29. О причащении
Святитель Димитрий Ростовский так говорит о великом святом таинстве причащения: «Когда мы кладем железо в огонь, то оно скоро раскаляется. Человек подобен железу, а Тело Христово есть огонь попаляющий, так что, когда человек соединяется в святом таинстве причащения со Христом, он становится огненным. И, как больной не может смотреть на солнце, так и бесы не могут взирать на того, кто достойно принял Тело Христово.
Святой Иоанн Златоуст говорит, что если человек достойно причастился и в этот день умирает, то мытарства он не проходит, а душу его Ангелы несут прямо в обители рая — не ради заслуг и подвигов его, а ради той Святыни, которую он принял в этот день.
***
С каким благоговением нужно относиться к святому таинству причащения, видно на следующем примере.
Один юноша, нерадивой жизни, вошел в храм, не имея страха Божия, причастился, затем вышел в боковые двери и, проходя через сад, выплюнул там Тело Христово. Садовник заметил это, поднял Святые Тайны, осторожно открыл улей и положил их пчелам.
На другой день приехал епископ, и ему доложили о случившемся. В облачении, с клиром и хором, епископ прибыл в сад. Все сделали три земных поклона ульям, в которых были сокрыты Тело и Кровь Христовы, а когда ульи открыли, то оттуда вылетел рой пчел и образовал Крест, а в центре Креста все увидели око Божие. Когда заглянули в сам улей, то увидели, что из воска пчелы сделали часовенку, маленький гробик и положили в него Тело Христово. Все это клирики взяли и понесли в храм, а пчелиный рой так же крестообразно сопровождал Страшную Святыню до самого входа в церковь.
***  
К причащению надо готовиться заранее: дня три-четыре попоститься, не вкушая скоромной пищи, накануне от ужина воздержаться, заменить его правилом. Прочитать три акафиста или канона — Спасителю, Божией Матери и Ангелу-Хранителю, а также канон и правило ко святому причащению. У кого нет такой возможности, тот может совершить пятьсот Иисусовых молитв и сто пятьдесят раз прочитать «Богородице Дево, радуйся».
Но прочитав это правило, даже если бы мы и готовились тысячу лет, нельзя думать, что мы достойны принять Тело Христово. Надеяться надо только на милость Божию и Его великое человеколюбие. Если тебя обличает совесть, не дерзай подходить к Чаше — совершишь смертный грех. «Есть одно время приступать к Тайнам — когда чиста совесть», — говорит святой Иоанн Златоуст.
***
Перед причащением необходимо чистосердечно покаяться Богу перед духовником, а также — примириться со всеми, с кем находишься во вражде или в ссоре. Примириться с обидевшими тебя и с опечалившими.
Обязательно нужно иметь крест на груди.  
Ни в коем случае нельзя подходить к Чаше, когда запретит духовник; если утаишь грех. В телесной нечистоте также нельзя приступать к Чаше.
Надо помнить, что до причащения или после него должны быть какие-нибудь искушения. После причащения до утра земные поклоны не делаются, уста не прополаскиваются, нельзя ничего выплевывать.
Надо хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, читать Евангелие, творить молитву Иисусову, читать акафисты и божественные книги. Чтобы быть членом Церкви, надо исполнять ее правила.
***
Желающие вступить в брак православные христиане обязательно должны повенчаться в церкви, принять в храме таинство бракосочетания. Перед этим будущим супругам надо исповедаться и причаститься. Оба должны хранить верность друг другу до самой смерти.
Если кто-либо из супругов изменит другому, совершит прелюбодеяние, он отлучается от Церкви, потому что нарушает обет, данный Богу.

30. О молитве
Господь сказал: «Без Мене не можете творити нечесоже» (Ин. 15; 5). Мы должны непрестанно молиться, призывать Бога, чтобы Он дал нам силы на борьбу с грехом.
Молитва — это беседа с Богом. Она надежная нам спутница в обители рая. Вот такую молитву надо приобрести и хранить ее в своем сердце. А для этого нам надо просить Бога, чтобы Он дал нам ее.
***
Силы человек черпает и в чтении Слова Божия. Когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Священное Писание — Господь беседует с нами, открывает Свою волю: как нам жить и спасаться. Православный христианин должен обязательно читать Святое Писание, ибо оно дает человеку просвещение ума, души и сердца. «Душа от Писания разумеет, что есть добро и что есть зло», — говорил преподобный Серафим Саровский.
Когда мы читаем светскую книгу, то душа невольно воспринимает дух того человека, который воплотил в книге свои страсти, и, начитавшись таких книг, мы сами становимся больными душой. Ум наш помрачается, теряет чистоту и целостность. А когда мы читаем Святое Евангелие, со страниц его потоком льется благодать и душа наша воспринимает Дух Христов, а Христос был идеалом совершенства, идеалом смирения. Он приведет нас к вечной жизни.
***
Говорят, что те, которые читают Библию, сходят с ума. Да, так оно и есть, только надо это понять правильно: человек, читая Библию, усваивает Дух Христов и сходит со светского ума на духовный, то есть начинает нормально мыслить. Обязательно читайте Евангелие. Нет его — достаньте. Достаньте и молитвослов и молитесь. Читайте с благоговением перед иконами утренние и вечерние молитвы. Приучите себя так: не прочту утренних молитв — не стану есть. Не прочту вечерних молитв — не лягу спать.
***
Непрестанно, не торопясь, с покаянным чувством надо читать молитву Иисусову. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Когда мы читаем Иисусову молитву, то освящаются воздух и тело и злые духи боятся приблизиться к нам. Нас окружает как бы огненное кольцо, через которое они не могут переступить.
Эта краткая молитва удобна и спасительна. Она предохраняет человека от порчи греховной, от колдунов и чародеев. «Всем христианам должно заниматься молитвой Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь. Заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа», — пишет епископ Игнатий Брянчанинов.
***
Вот пример, который говорит о силе Иисусовой молитвы.
Однажды шел скорый поезд. Вдруг машинист видит, что далеко впереди стоит монах и машет рукой: «Остановись!». Машинист остановил поезд. Оказалось, что шпалы разобраны. Еще немного — и случилась бы авария.
Пути починили, и тогда вспомнили о монахе. Где же он? Решили, что он вошел в поезд. Пошли по вагонам, и вот видят — в одном вагоне сидит монах и перебирает четки, творя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!».
— Это ты поезд остановил?
— Нет, что вы!
— А кто же?
— Не знаю!
И пассажиры подтвердили, что он никуда не выходил, все время сидел в вагоне.
Что же произошло? — По молитвам монаха Господь послал Ангела в его образе, и он предотвратил несчастье.
***
Очень полезно и спасительно читать так же молитву: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
По преданию святых отцов VII-го века, тот, кто со вниманием, не торопясь читает эту молитву, находится под особым покровом Матери Божией.
***
Когда мы обращаемся к Богу в молитве, то Он не сразу исполняет наши прошения. Это означает, что они для нас не всегда полезны. Либо означает, что Он, как любящий Отец хочет, чтобы мы подольше были с Ним.
Господь любит нас, и Ему радостно, когда Его чада беседуют с Ним. Ведь если бы Он сразу исполнял наши просьбы, мы тут же бы забыли о Нем.
***
В нашу обязанность входит непрестанно молиться и трудиться.
Рыбак перевозил на лодке одного вольнодумца. Отплыли от берега, и пассажир начал торопить рыбака: «Быстрее, опаздываю на работу». И тут он увидел, что на одном весле написано:  «Молись!», а на другом: «Трудись!».
— Зачем это? — спросил он.
— Для памяти, — ответил рыбак, — чтобы не забывать, что надо молиться и трудиться.
— Ну, трудиться, понятно, всем нужно, а молиться, — вольнодумец махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно.
— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «Молись», а сам стал грести одним веслом.
Лодка закружилась на одном месте.
— Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте крутимся — и никакого движения вперед!
Так и в житейском море: чтобы переправиться на тот берег, в вечную блаженную жизнь, нужны два весла — «молитва» и «труд».
***
Мы должны молиться друг за друга взявшись за руки. Помогая друг другу, поддерживая, идти по спасительному пути. Преподобный Серафим Саровский, который проводил святую жизнь на земле, достиг такого духовного совершенства, что мог силой своей молитвы освобождать души из ада.
Однажды пришла к нему женщина и стала рыдать: «Батюшка, дорогой! Помолись за моего сына, он умер без покаяния!».
Преподобный, считая себя грешником, отказывался, но мать все-таки упросила его, и во время молитвы преподобный отрывался от пола, поднимался в воздух и духом входил в ад. И душу этого юноши вырвал прямо из рук бесов, из пасти ада.
***
Особенно нужна молитва умершим.
Покойника нельзя поминать водкой и вином. Не в водке нуждается он, а в молитве.
Усопшие сами за себя молиться не могут. Они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них в первые сорок дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд.
Поэтому, если кто-то когда-то из наших близких отойдет в ТОТ мир, надо за него заказать поминовение на сорок дней. А также надо каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, подавать милостыню и просить помолиться за эту душу.
Так, постоянно поминая, с помощью Церкви можно вымолить душу из ада.
***
Церковь не молится только за самоубийц. Самоубийство — это страшный, смертный грех, хула против Духа Святаго, трусость и малодушие.
Церковное правило говорит: «Можно молиться только за тех самоубийц, которые покончили с собой в невменяемом состоянии, то есть бессознательно». Если же человек, даже и психически больной, покончил с собою сознательно, молиться за него нельзя.
***
Есть в одном из писем святогорца Серафима такой рассказ. Один афонский монах поведал ему, что заставило его приехать на Святую Гору:
— Когда я жил в России, в Бога я верил, но в церковь ходил редко и посты соблюдал не всегда. В основном жил нерадиво, но Господу было угодно, чтобы явился Ангел и повел меня куда-то темными, смрадными тоннелями, так что до слуха моего доносились стоны, вопли, крики людей. С каждым шагом они становились все громче, и вдруг мы вышли на открытое место, где стояли огромные огненные печи, откуда и доносились крики.
Огонь вихрем вился вокруг этих печей. Вдруг Ангел бросился  в одну из них и вытащил человека, закованного в цепи. Он весь с головы до ног был черным. Ангел прикоснулся к его раскаленным оковам, и цепи тотчас упали с его рук и ног. А когда Ангел прикоснулся к его телу, гарь, как шелуха, вся слетела с ног почерневшего человека. Ангел надел на человека белые одежды, и лицо этого человека просияло небесной радостью.
«Я спросил, — рассказывал далее монах, — отчего произошла с этим человеком такая перемена». Ангел ответил: «Этот человек ходил в церковь два-три раза в год, посты соблюдал не постоянно, только первую и последнюю недели, креста не носил. Утренние и вечерние молитвы не читал, перед едой и после еды тоже не молился, выпивал, курил, занимался блудом. На исповеди грехи не открывал, утаивал, отделывался словом, делом, помышлением. Причащался в осуждение и умер без покаяния — и вот получил по делам своим.  
Но родственники у него люди верующие. После его смерти они усиленно молились, подавали каждый день поминовение на литургию, на панихиду, читали Псалтирь о упокоении его души, давали милостыни, и по молитвам Церкви Господь послал меня освободить эту душу из ада.
Так знай, — обратился ко мне Ангел, — что и твое место здесь, в этих печах, если не изменишь свою жизнь».
Вот что поведал афонский монах святогорцу Серафиму. Мы, живущие на земле, не должны забывать этот пример. Многие из нас находятся на таком же пути, на каком был и тот монах, и, чтобы нам не попасть туда, где находятся нераскаянные грешники, исправимся, пока есть время. Ведь за нас, возможно, некому будет помолиться.

31. Еще раз о молитве
Кто-то определяет молитву дыханием духа. Она и есть дыхание духа. Как в дыхании расширяются легкие и тем привлекают животворные стихии воздуха, так и в молитве разверзаются глубины нашего сердца и дух возносится к Богу, чтобы приобщением к Нему воспринять соответственный дар. И, как кислород, принятый в дыхании через кровь, расходится потом по всему телу и оживляет его, так и здесь — принятое от Бога входит во внутренняя наша и оживотворяет там все.
Можно различать три степени молитвы.
На первой степени молитва бывает преимущественно внешняя: чтение, поклоны, бдение и прочее. С сего начинают, и иные довольно долго трудятся над собой, пока появятся начатки молитвы или легкие движения молитвенного духа. Молитва, как высший дар, ниспосылается как бы по малой капле, чтобы научить человека дорого ценить ее.
На второй степени в молитве телесное с духовным являются в равной силе. Здесь каждое слово молитвы сопровождается соответственным чувством или внутренним молитвенным движением. Внутренние движения изъясняются и изъявляются словом. Эта повседневная молитва — общая почти всем. Она обыкновенна в том, в ком жив дух благочестия.
На третьей степени в молитве преобладает внутреннее (или духовное), когда без слов, и без поклонов, и даже без размышления, и без всякого образа при некотором молчании или безмолвии во глубине духа совершается действие молитвы. Эта молитва не ограничивается ни временем, ни местом, ни другим чем внешним и может никогда не прекращаться, почему и называется действием молитвы, то есть чем-то пребывающим неизменно.
Вот, собственно, внутренняя молитва! Но, чтобы дойти до сей, последней, степени, необходимо пройти первую и, следовательно, поднять все труды телесного делания для молитвы, как-то: посты, поклоны, чтение молитв, бдение, коленопреклонение. Кто пройдет это, вступит на вторую ступень, когда, как говорит Макарий Великий, лишь поклонишься — и дух уже согревается в молитве.
Как тому, кто не знает алфавита, нельзя начинать склад;в, потому что это будет бесполезною тратою времени, так и здесь: кто не умеет плавать по мелкой реке, как того пустишь в глубокое море?
Но и тогда, когда кто взойдет до последней степени молитвы, внешнее моление не прекращается, а так же участвует во внутреннем. Та только разница, что в первом внешнее предшествует внутреннему, а здесь внутреннее-внешнему. Как же можно бороться за одно внутреннее, когда еще не научились трудом и опытом от внешнего восходить к внутреннему!
Видно теперь, где во всей полноте, силе и красоте является жизнь в Боге?
На высших ступенях молитвы.  Так велика сила молитвы, и так высоко ее значение!
«Молитва есть все: вера, благочестие, спасение. Кто умеет молиться, тот уже спасается» (святой Феофан Затворник Вышенский).

32. О необходимости при молитве дел любви христианской
Многие, оскорбившие ближняго своего, с ним не примирившись, приступают в молитве к Богу. Таковых суетна и тщетна есть молитва. Когда не оставляешь сердечно ближнему твоему обид, не прощаешь его, то словами только и устами, то есть лицемерно, молишься. Такая молитва не только не в пользу тебе, но и в грех обращается. Бесполезны тогда все твои воздыхания и слезы.
Воздеваеши руце твои Богу — но не оскверняешь ли их граблением, хищением и прочею неправдою?
Призываеши устами твоими святое, страшное имя Божие — но не речеши ли их злословием, клеветою, осуждением, лестью, ложью и прочими пороками?
Ищешь у Бога милости, но сам милуеши ли ближняго твоего, тебе подобного человека?
Говоришь к Богу: «Услыши, Господи!» — но сам не затыкаеши ли уши ближнему твоему, просящему тебя?
Что же молитва без милости? Как глаз без силы.
Милость сама собою молится более, нежели вся человеки. И Бог наш более смотрит на сердце — незлобивое, сострадательное, милостивое — нежели на частое повторение: «Господи, Господи!»
«Бог есть милостив и творящего милость милует. А яко Праведен, отнимает праведно милость от того, кто сам не хочет миловать. Прочитай притчу о должнике и клеврете его (Мф. 18; 23-35) — и увидишь истину сию» (святитель Тихон Задонский).

33. Труд и праздность
Жизнь есть труд. Труд есть жизнь.
Бездействие есть образ смерти.
Как светлые воды, превратившись в стоячие, портятся, так точно душа и тело человеческие портятся от праздности.
«Покой и праздность — гибель душе и больше демонов могут вредить ей» (святой Исаак Сирин).
«Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит» (святитель Тихон Задонский).
Вставая поутру, говори сам себе: тело, работай, чтобы тебе прокормиться; душа, трезвись, чтобы тебе наследовать Царствие. Никогда не бывай совсем в праздности: или читай, или пиши, или молись, или размышляй


Рецензии