Когда отсутствуют звёзды, или Пээризэ...
Звездой можно назвать не только известную актрису или культового, "кумирного" актёра, но и персонажа литературно-художественного произведения, сильно полюбившегося читательницам и читателям, как, например, Шерлок Холмс или комиссар Мегрэ, или Штирлиц.
Когда в создаваемом произведении звёзд точно не будет, тогда пээризэ. Что такое пээризэ? Сейчас такое сложное наступило время, что все художественные производства, все искусства так тесно взаимодействуют друг с другом, так сильно переплелись, что "пэ" в пээризэ можно расшифровать и как "постановочные", и как "писательские".
Значит пээризэ, расшифровывается: или как постановочные, или как писательские решения имеют значение.
Когда или кино-, или театральный режиссёр не может надеяться на то, что в создаваемом им для зрителей произведении будут какие-то звёзды, то он должен надеяться на то, что его ум или талант, у всех постановщиков дело обстоит по-разному, подскажут ему определённые эри'. Режиссёрские решения.
У иностранцев, особенно у голливудцев или голливудян, наверное, выработана своя "математика" создания дополнений к звёздам, но в этой их заокеанской "худоматике" столько трудно произносимых слов, что русскому человеку всегда хочется придумать свои переменные для отечественной художественной математики. Если немного подумать, то переменных в художественной математике не менее семи:
Первая переменная. Яркость видимого зрительницами и зрителями. Сода же входят не только красивые пейзажи и роскошные костюмы, но и освещённость предметов в кадре или на сцене. И взаимное расположение предметов. Композиция.
Вторая переменная. Привлекательность слышимого. Не зря у голливудян была такая кинопрофессия: мастер диалогов. Этот человек придумывал исполнителям ролей диалоги и реплики, которые привлекали внимание зрителей и зрительниц. И запоминались ими.
Третья переменная. Соответствие видимого и слышимого друг другу. Один режиссёр может строго обеспечивать соответствие видимого слышимому и слышимого видимому. Это частенько называется гармонией, успокоительной для нервов зрительниц и зрителей. Другой постановщик работает на контрасте: специально заботится о том, чтобы видимое не соответствовало слышимому зрительницами и зрителями. И наоборот. Чтобы слышимое не соответствовало видимому. "Вот оно, - процветание!", - говорит или актёр или голос за кадром. А зрители видят мусор на улицах, разбросанные использованные шприцы и бездомных людей в дырявых палатках или в ящиках из-под холодильников.
Четвёртая переменная. Дэпэи. Движение, приводящее к изменениям. Обстоятельства, показываемые зрительницам и зрителям, заставляют персонажей двигаться. И персонажи, исполняемые актёрами и актрисами, должны показывать зрителям, что они осознают: для того, чтобы требующимся образом осуществлять какие-то движения, нужно измениться самим персонажам.
Пятая переменная. Ипэдэ. Изменения, приводящие в движение. Так называемые социально ориентированные постановщики и постановщики фильмов-катастроф очень любят показывать зрительницам и зрителям изменения, призошедшие в окружающей персонажей общественной и природной среде. И эти изменения в среде, в окружении, могут заставлять персонажей, исполняемых актёрами и актрисами, сильно двигаться.
Шестая переменная. Неожиданности для зрителей и зрительниц. Неожиданность - это несовпадение происходящего в кадре или на сцене с тем, что зрители и зрительницы ожидали увидеть. Если предшествующую пятёрку переменных, как постановочные решения, может продумать постановщик с одним только умом, то неожиданности может разработать постановщик ещё и с талантом!
Седьмая переменная. Желание зрительниц и зрительниц досидеть в зрительном зале до завершения показываемого им произведения, - кинематографического или театрального. Для того, чтобы данное желание не выдыхалось у зрительниц и зрителей до конца произведения, постановщик, у которого в распоряжении нет звёзд, должен проявить, одновременно, весь свой ум и весь свой талант, если он у постановщика имеется.
Вот такие вот отечественные переменные, без всяких непонятных иностранных слов типа клиффхэнгера и саспенса, и составляют отечественную художественную "математику", позволяющую вырабатывать эри', режиссёрские идеи, или пээр, постановочные решения, которые имеют серьёзное значение при отсутствии, в создаваемом произведении, звёзд.
Полезно ли сочинителю литературно-художественных произведений использовать в своём сочинительском труде все семь названных переменных? Ответить на этот вопрос может сочинитель, у которого есть ум.
А вот создавать неожиданности для читателей, представлять читательницам и читателям нечто так, чтобы в их сознании возникали яркие зрительные образы и чтобы произносимые персонажами в тексте сочетания слов были привлекательными для читателей, может только тот сочинитель, у которого есть соответствующий талант.
В то время, когда на пятки живому сочинительству наступает искусственный, машинный интеллект каждый конкретный и живой сочинитель должен стремиться быстрее выявить в себе и проявить свой талант, например, в создании таких персонажей, которые обязательно станут для читательниц и читателей звёздами.
P.S. Автор данного текста напоминает читательницам и читателям, что расссмотрел в нём творческую ситуацию, в которой или постановщик, или сочинитель не могут рассчитывать на присутствие в создаваемом произведении звёзд. Он, автор данного текста, уверен, что у всех читательниц и читателей есть ум, чтобы понять, что пээризэ, постановочные или писательские решения имеют значение, а в тех из них, которые имеют талант создания, например, неожиданностей для читателей, данный текст может вызвать лишь ностальгию, тоску по ученическому периоду их литературно-художественного творчества.
Свидетельство о публикации №224102800326