Пушкин в докладе футуриста Зданевича

(сериал = эпитомы пушкинистики и ее мифологии)

Иммигранты революционной России в Париже (возможно в ответ на не филейное Юбилейное Маяковского в Москве) к 125-летию поэта А.С. Пушкина в университете Сорбонна  в июне 1924 устроили торжественное собрание, на котором его Комитет пригласил выступить с речами деятелей русской культуры. Среди приглашенных был и художник и футурист Илья  Зданевич
Однако  огласить речь ему не дали и к нам в уже контрреволюционную вновь капиталистическую и кажется уже и империалистическую приватизированную братвой лет 30 назад Россию  она добралась только в 2000 г в составе двухтомника «Пушкин. Pro и Contra”

А сказать фу-турист хотел вот  что  (выборочно, тезисно и почти иногда дословно):

1) А. С. Пушкин не таков, как о нем говорят, литература о Пушкине за сто лет — клевета, его официальный облик — выдумка критиков. В продолжение века традиция возводила вокруг поэта невероятные сооружения, за которыми живого поэта теперь и не видно. А. С. Пушкин в плену у невежд.

2) Каждое десятилетие приносит поэтов, выдающих себя за хранителей пушкинских навыков, и это неизменно самые плохие поэты. Так посредственность распорядилась великим именем, монополизировала его и сделала А. С. Пушкина самым постыдным орудием худшей литературной реакции

3) Пушкин был  образцом  непринужденного революционера, жизнерадостного смельчака, пламенного оптимиста, двусмысленного, непристойного, невоспроизводимого, непереводимого …

4) Но его дело служило и служит для монополии реакционеров, приватизировавших Пушкина, удушению  всего  молодого, всего буйного, всего свободного от литературных приличий и беспощадному торможению эволюцию русской поэзии

5) С этой монополией трудно бороться ибо ей на помощь уже пришла целая индустрия по имени пушкинизм

6) Толпы  евнухов пушкинизации  нежнейший, мудрый и легкий, влюбленный Дон-Жуан-Пушкин разобран, заприходован, сообразно их убожеству, обезличен, обесчещен …

7) Когда традиция хлопочет укрепить за А. С. Пушкиным угодную ей репутацию, мы можем только оплакивать убитого поэта.

***
Источник:
Revue des ;tudes slaves. 1987. T. 59. Fasc. 1—2. P. 401—403.  И. ЗДАНЕВИЧ Речь на чествовании 125-летия рождения А. С. Пушкина в Сорбонне 12 июня 1924 г, не допущенная юбилейным Комитетом к оглашению  (с вступ. заметкой Р. Гейро).

***
Справка:
Зданевич Илья Михайлович (псевдоним Ильязд; 1894—1975) — художник и писатель, один из крупнейших представителей левого крыла русского футуризма и автор теории Всечувствия. В 1918 г. организовал вместе с А. Крученых и И. Терентьвым группу «41°» в Тифлисе. Был сподвижником А. Крученых в создании «заумного» языка и в изучении так называемых «сдвигов» в стихах Пушкина (об этом термине см. подробно: Крученых А. Сдвигология русского стиха. М., 1922). В 1921 г. приехал в Париж, где примкнул к группе художников дадаистов. Известностью пользовались парижские лекции Зданевича о «зауми» (см.: Gayraud R. Il’ja Zdanevi; th;oricien et promoteur du zaum’ dans ses conferences parisiennes (1921—1923). Paris, 1984).

На грузинском кладбище близ Парижа, где вечно спят Иль-язд и его бедная вторая жена, африканская принцесса Ибиронке Акинсемоин[-], на скромном надгробии по решению Элен Зданевич изображен – как некое отражение загадочного рисунка на обложке “Восхищения” – отпечаток большого аммонита, великолепная спираль которого соединяет новейшее с прошедшим в круге вечности.
Режис Гейро Клермон-ферран, март 2008

***
Бонус:
Философия футуриста: Романы и заумные драмы ; Зданевич И.М. (Ильязд)., Предисл. Р. Гейро, подг. текста и комм. Р. Гейро и С. Кудрявцева, сост. и общ. ред. С.  Кудрявцева  Гилея Москва 2008
Илья Зданевич [Ильязд]
Философия футуриста Романы и заумные драмы. С приложением доклада И. Зданевича «Илиазда» и «Жития Ильи Зданевича» И. Терентьева

“питЁрка дЕйстф” “аслааблИчья” представляет собой попытку исследования человеческой души от первого детского лепета до смерти и даже до бессмертия. Как у Овидия, человек подвергается метаморфозам, которые позволяют ему пройти через разные моменты жизни. В основе заумного цикла Зданевича лежит идея Фрейда о двуполом начале человека, о том, что сексуальное руководит нашими действиями. В парижском докладе “Илиазда” автор “аслааблИчий” трактует свои пьесы как описание долгого пути своего собственного освобождения от женщины, присутствующей в нем самом, как долгую борьбу Ильи с роковой Лилит, живущей внутри него.
Гейро


Рецензии