Стройбат и аэрошоу в Кубинке

Весна, 1981 год. Наш строительный батальон  только формировался или создавался с нуля.
А я призван на службу в качестве Начальника вещевой и продовольственной службы. По этой специальности была военная кафедра в нашем институте.
На довольствие по вещевому снабжению мы еще не встали, поэтому я продолжал ходить в гражданской одежде. 
За  месяц с небольшим мы  отремонтировали и приспособили под штаб пустующую сборно-щитовую казарму.
Пока ее ремонтировали, я там  жил и присматривал за солдатами, которые делали ремонт.
Когда они закончили, пришло время обставить штаб мебелью – столы, стулья, шкафы, сейфы.
Мебелью распоряжалась КЭЧ, квартирно-эксплуатационная часть.
Это военная жилищная контора, в собственности которой находятся казармы, жилые дома для военнослужащих, общежития, гостиницы и т.п.
Она обеспечивает их жизнедеятельность, ремонт, а также предоставляет мебель.
Меня направили в КЭЧ, которая находилась от нас примерно в 20 км в Кубинке.   
В один из дней, прихватив пару солдат, я поехал на грузовой машине из Наро-Фоминска в Кубинку.
Тогда я смутно представлял, что там находится известный  военный аэродром.

Каким-то образом  нашел, как туда проехать, теперь трудно даже представить без мобильного телефона, без навигатора, без Яндекс карт.
А ведь  воинские части обычно находятся где-то на окраинах населенных пунктов или вообще в лесу.
Там нет названий улиц, номеров домов. Сегодня  без навигатора мы уже и в городе ничего не можем найти.

КЭЧ располагалась на самом аэродроме, недалеко от взлетно-посадочной полосы. Нужного мне человека не было, он должен был скоро подъехать, и я решил подышать свежим сосновым воздухом.
Вдоль ВПП был прекрасный сосновый лес.
По краю леса стояли рубленые бревенчатые дома, совсем как деревенские, только на каждом были таблички: Штаб в/ч 00000.

Был прекрасный  солнечный день. Начало апреля.
Снег практически растаял, только в лесу оставались небольшие следы.
Мне показалось, что эту картинку  с бревенчатыми дома на краю леса у взлетной полосы и с табличками в/ч 00000 я уже  видел в каком-то из фильмов про ВОВ.

Возможно, «В бой идут одни старики» или в каком-то другом.
При этом все время был слышен рев самолетов. Я сначала не понял, что происходит. То слышится приближающийся рев самолета, но выглядываешь из под деревьев и ничего не видишь.
То вдруг  рева моторов уже не слышно, а совсем рядом бесшумно пролетает самолет.

Постепенно узнал, что на следующий день сюда приедет большая правительственная делегация, то ли из Индии или из какой-то важной африканской страны.
Т.е. потенциальные покупатели самолетов.
Сейчас  идет генеральная репетиция, а завтра аэрошоу для гостей. 
Слова аэрошоу тогда, конечно, не было, возможно, говорили демонстрация полетов или демонстрация фигур высшего пилотажа.

Хоть я родом из города, где есть огромный военный аэродром, и даже авиаремонтный завод, но я почему-то никогда особо этой темой не интересовался.
Не мечтал стать летчиком, также как  мои друзья и одноклассники.
Тогда мы просто привыкли к реву моторов, воспринимали как само собой разумеющееся.
Иногда рев моторов был особенно сильным, говорили, что это  на испытательных стендах тестировали моторы после ремонта.
В те времена никаких демонстраций высшего пилотажа не устраивали.
Самое интересное, что можно было увидеть с верхних этажей многоэтажек, это взлеты самолетов с форсажем.
В ночное время  самолеты взлетали с хвостом пламени, как ракеты. А так летают и летают. Ничего особенного.
А тут выделывали такие трюки, что дух захватывало.
Тем более, что ты стоишь в 100-150 метрах от взлетной полосы.

Особенно меня поразило, когда самолет взлетал по крутой траектории, как ракета,  взмывал вертикально вверх и терялся из вида.
Потом через 10-15 секунд он на огромной скорости строго по прямой пикировал вниз и, не долетая метров 100 до взлетной полосы, выруливал в горизонтальный полет, закладывал вираж и опять терялся из вида.
При таком полете звук  был отдельно, самолет отдельно, звук не поспевал за самолетом.
Так что когда я побывал на МАКСе в Жуковском, то уже был не так впечатлен.
Там тоже много интересного, но находишься гораздо дальше от ВПП, и таких экстремальных трюков я не видел.

А тогда в Кубинке я стоял совсем рядом с взлетно-посадочной полосой и наблюдал за фантастическими трюками самолетов и пилотов, которые ими управляли.
Естественно, там были и пилотажные группы по 3 и по 5 самолетов.

Я стоял совершенно один на узкой асфальтовой дорожке,  с двух сторон которой  была унылая прошлогодняя трава.
Пораженный увиденными полетами, я хотел с кем-нибудь обсудить это зрелище, поделиться эмоциями.
Через некоторое время я увидел идущего в мою сторону военного в летной форме с погонами подполковника.
Он был в серебристой шинели, шел ровным и уверенным шагом  и был похож на космонавта, который вернулся с полета и сейчас шагает в сторону главы государства с рапортом о выполнении задания Партии и Правительства. 
Околыши на его фуражке, петлицы на шинели и просветы на брюках и погонах, освещенные ярким весенним  солнцем, отзывались  нереальной синевой и все это на фоне серо-коричневой прошлогодней травы.

Напоминаю, я был в гражданском пальто.
Когда он поравнялся со мной, я попытался завязать с ним разговор  и для начала задал ему, наверное, самый глупый или неуместный вопрос, который когда-либо задавал в своей жизни… Да просто дурацкий!

Я спросил его: «Скажите, это СУшки или МИГи?»  Это все, что я знал о военных самолетах.
Он посмотрел на меня как на полного идиота и, не останавливаясь, пошел дальше… Возможно, это был командир полка. Не знаю...

Уж блеснул я, так блеснул! Это если бы я пришел в техническую зону на тестовые заезды Формулы-1 и спросил: «Скажите, эти машины на бензине или на дизеле?»

Или, видя на стадионе разминающихся спортсменов фигуристов, подойти к тренерской скамейке и спросить: «Скажите - после разминки они будут играть в хоккей? Или бегать наперегонки?»

Короче… погрузил я свою мебель и поехал домой штаб обустраивать.
Одно слово… Стройбат!


Рецензии
Понравился рассказ, интересная история. Не терять чувство юмора в любой ситуации - очень важно. Сам стараюсь так делать. Спасибо. С уважением,

Антон Нижегородский   03.11.2024 09:44     Заявить о нарушении
Ха-ха-ха!!! Ваня, вы молодец! Стройбат есть стройбат и пусть он мало освещён армейскими знаниями, но из трудного положения, всегда выйдут с юмором. Помните как в анекдоте - генерал проходит мимо часового у знамени и видит на полу окурок - не порядок и, он восклицает: - Чей окурок?! Молчание, генерал опять спрашивает: - Чей окурок?! Молчание. Генерал с возмущением: - Последний раз спрашиваю, чей окурок?!Часовой у знамени не выдерживает и громким голосом отвечает генералу: - Да ничей! Берите ваш будет! - Ваня, так держать! Валерий.

Валерий Скотников   06.03.2025 16:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.