На притчу о неверном домоуправителе

                Эта притча одна из самых непростых в Евангелие, поскольку, на первый взгляд, противоречит христианскому учению. А именно: святые отцы говорят: «Добро не ходит путями зла», то есть нельзя добиваться благих целей, используя негодные методы. И Христос говорит: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:15). А в этой притче обманщик управитель получает одобрение Христа? Для того, чтобы разобраться в этом напомним кратко суть притчи (Лк.16:1-13).
                Жил-был некий богатый хозяин, которому доложили, что его управляющий нечист на руку. Господин приказал вызвать пройдоху для подробного разбирательства по всем его делам. Управитель понял, что теплого места ему уже не видать, а кроме как управлять и воровать он ничего не умел. Тогда хитрец задумал следующую аферу. Зная, что деталей его финансовых махинаций и отношений с должниками хозяин не знает, ловкач предложил каждому из них переписать долговые расписки на гораздо меньшие суммы, против действительных. Воришка руководствовался такими соображениями: если меня выгонит хозяин, а в этом сомневаться не приходиться, то я обращусь за помощью к тем, кому помог уменьшить долг. Помня мое благодеяние, они мне не откажут, а там, гляди, может и место мне какое-нибудь найдется. Другими словами, свое материальное благополучие в будущем (а для нас в будущей Жизни), неверный управитель пытался обеспечить за счет хозяина, по сути, обворовывая его в очередной раз. Вот такая фабула этого криминального дела времен Христа. На суде все это, естественно, вскрылось! И каков же был приговор господина? Он похвалил управителя словами Христа: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк.16:8)! А затем Спаситель не просто похвалил, а еще и повелел также поступать: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9). В похвале и заповеди Христа сокрыты два фундаментальных догмата учения о спасении человека.  Попробуем с ними разобраться. Почему Христос словами хозяина оправдывает воришку-управителя, и почему при этом добавляет: «ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде».
                Оправдывая вора, Христос призывает тратить средства, даже добытые преступным путем, для оказания благодеяния своему ближнему. Тогда грех воровства и лжи искупляется жертвенностью ради ближнего. В беседе «Спасение и добрые дела» мы подробно разбирали тему доброделания, и выяснили, что Бог смотрит не на пожертвование, а на расположение благодетеля, то есть на движение сердца. Именно поэтому благотворительностью бандитов, воров, убийц, мошенников и прочих Господь «гнушается аки закланным псом» и такие жертвы не приемлет. Казалось бы, здесь ситуация такая же: управитель помог ближнему наворованным, то есть не своим, а чужим. Однако вместо отвержения жертвы, Бог ее принимает и даже хвалит мошенника?! Ответ на это недоумение скрыт в намерении первых и мотивах последнего. Бандиты, воры и разбойники, жертвуя из украденного, ставят целью не помощь ближнему, а: либо желание откупиться от Бога за совершенные злодеяния, либо ради тщеславия ради, создавая себе имидж добропорядочного бизнесмена или руководителя, для еще большего воровства. Управитель – действительно хотел помочь должникам, хотя и не без некоторой надежды, что они его не забудут. Но, когда он помогал переписывать расписки, то не был уверен, что должники о нем вспомнят, а сам он не окажется на улице без средств к существованию. Хотя, мошенник на это надеялся, но сомнения все же испытывал. Тем не менее, он пошел на подлог, приобретая друзей неправедным путем. Смысл одобрения неблаговидного поступка Христом заключается в том, что имущество или дары, вверенные человеку в этой жизни, нужно использовать так, чтобы они стали наградой в будущем веке. А это возможно, если они будут потрачены ради благодеяния и любви к ближнему.               
                Далее Христос добавляет странные слова: «ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». О чем это?  И кто такие «сыны века сего» и «Сыны света»? Блаженный Феофилакт Болгарский дает им такое толкование: «"Сынами века" сего называет тех, кои придумывают все, что на земле полезно для них, а "сынами света" тех, кои из любви к Богу, должны преподавать другим духовное богатство». Трудно проследить логику блаженного и понять, исходя из чего он решил, что «сыны света» должны заниматься богословием, причем непогрешительно? Ангелы, которых библеистика называет «сынами света», никого в вере не наставляют, ибо у них другая задача. Как сказал один из них благочестивому иерею в IV в.: «Богу угодно, чтобы человеки научались от человеков». А отцы-богословы, могут этим заниматься только при жизни; а, как сказано в Писании: «Всяк человек ложь» (Пс.15:2), то есть грешен, и «сыном света» быть никак не может. Поэтому я хотел бы предложить свое мнение на этот счет.  Сыны века сего – человечество, зараженное первородным грехом и подверженное многочисленным соблазнам, искушениям и грехам; а Сыны света – это ангелы Божии. Христос, не случайно их упоминает, поскольку только люди и ангелы являются разумными тварями и «частицами» Бога, как их называет преподобный Максим Исповедник, то есть наделены качествами отличными от остальных тварей.   А человек, к тому же, сотворен по образу и подобию Божьему. Ответ на вопрос: почему люди догадливее ангелов, заключается в свободном произволении и падшей природе человеческого естества. Совершив грех, человек может его искупить покаянием или изгладить благодеянием. Поэтому у него всегда есть выбор: помочь своим имуществом ближнему или удержать его. Именно о свободе произволения говорится в словах Христа: «сыны века сего догадливее сынов света», то есть у каждого есть возможность выбора между добром и злом. Человек совершает добро, чтобы искупить грех или причиненное зло, а для «Сынов света» все это чуждо.  Они, априори, не стоят перед таким выбором, ибо не грешат. У ангелов вообще нет выбора, поскольку любой выбор обусловлен давлением обстоятельств с одной стороны, а с другой – неуверенностью в будущем. На ангелов никто не давит, а будущего они не знают, поскольку пребывают только в настоящем. Времени в горнем мире нет. Кроме того, они  не нуждаются в добродетелях как в средстве спасения, ибо не могут пасть. Все, кто мог, уже давно пребывают демонами вместе с Люцифером в глубинах ада. Не случайны слова Христа о «догадливости» людей. Этому тоже есть богословское определение. Догадливость – завуалированная хитрость, лукавство, в данном контексте, которых Иисус прямо не говорит, чтобы не легализовать зло. Уже в силу этого, ангелы не могут быть «догадливее» человека.
                Похвалив неверного управителя, Христос советует: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».  Это означает, что, неправедно приобретенное богатство, может спасти душу, если им распорядиться с умом и во благо или «по Евангелию», – как писал святитель Игнатий Брянчанинов, то есть  на проявление любови к ближнему. В связи с этим, уместно вспомнить житие Апостола Фомы. Как известно, он по жребию отправился проповедовать в Индию. Тамошний индийский царь Гундафор задумал построить себе роскошный дворец, какого еще не было в мире. Опуская подробности, скажем, что за постройку дворца взялся Фома, который, конечно, никаким архитектором не был. Бесчисленные богатства, золото и драгоценные камни, которые царь выделял Фоме для строительства, он благополучно раздавал нищим. Когда пришло время принять работу, правитель увидел, что никакого дворца нет, а все средства истрачены. Он приказал посадить Фому в тюрьму, намереваясь поутру его казнить. Ночью Гундафор видит во сне великолепный дворец на небесах, от которого исходит ослепительное сияние. Царя сопровождает ангел, обращаясь к которому, царь говорит,
 - Как бы я хотел, поселиться хотя бы рядом с таким дворцом!
 Ангел отвечает,
- Это твой дворец, и ты сможешь в нем жить вечно, но не сейчас.
                Ангел давал понять, что все зависит от судьбы апостола Фомы, который раздавая обильные милостыни из царских средств, обеспечил правителю Индии такое место упокоения. На утро Гундафор приказал освободить Фому и щедро наградив, отпустил. Эта история – воплощение притчи Спасителя о неверном домоуправителе в жизни. Она имеет важное духовное значение, потому что: во-первых, какое бы не было имущество и достаток, в любом случае оно несет в себе примесь греховности и незаконно добытого, то есть украденного, и если не у людей, государства или начальства, то у Бога, потому что жить и не грешить человек не может; а значит, в той или иной мере, каждый и есть тот самый домоуправитель, который крадет у Господина своего, то есть у Бога; и во-вторых, время и средства, отпущенные в этой жизни должны использоваться для строительства обители в жизни вечной, в месте упокоения праведников, а это достигается через молитву тех, кому мы помогли здесь.


Рецензии