Мнг. соответствие чеч. ГОВР

Мнг. соответствие чеченскому ГОВР "конь, лошадь"

Чеч. ГОВР "конь, лошадь", ГОВРАН, ГОВРАНИГ "конный": халха-мнг. ГАРАА "первоначально скорость ( о беге лошади)", ГАРАА ихтей морь "быстрый конь ( в беге на короткую дистанцию", ГАРАЛТ "выход, появление", ГАРАМ "брод, переезд", ГАРАХ "выходить, появляться, выезжать".

Сюда же ав. диал. ГАРА " уходи, уезжай, выезжай, отправляйся", гарана "ушёл, уехал, отправился", диал. нах гара! "проваливай (ступай назад)!" мун дурго нухIта гара, диал. "ты своей дорогой иди/отправляйся!". В последнем предложении с халха-монгольским совпадают два слова: "дорога" и "отправляться". Причём понятны сходу, "на вскидку"- не требуют разъяснения этимологии, необходимо лишь медленное и отчётливое проговорение.

Так как мнг. МОРЬ "конь, лошадь" совпадает с ав. диал. МЕРУ "бабочка" ( МЕРГО "веретено"), то остаётся предпологать, что и чеч. ГОВР может где-то в словарях "засветиться" в виде "кобылки ( кузнечик)", саранчи, стрекозы и т.п. прыткого крылатого субъекта фауны.

Здесь следует учесть, что нахско-дагъестанские языки, за редким исключением, ведут себя "вяло", т.е. в них не прослеживается желание создавать богатый словарный запас. Основы быстро исчерпывают себя, монгольские же напротив расширяют значения и образуют новые лексемы. В нахско-дагъестанских больше экспрессии, а в монгольских экспансии. Они не останавливаются на достигнутом, у них желание объяснить весь окружающий мир исходя из собственного арсенала слов.

Вовсе не случайно подавляющее большинство монголов пришли из язычества именно к буддизму тибетского круга- тибетцы им должны были казаться чрезвычайно умными, а их учение полезным. Тюрки же попали под обояние иранской городской культуры и через неё останавили свой выбор на исламе. Монголам же и дела никакого не было до городской культуры.

 Кончилось же это монгольское увлечение Тибетом тем, что они чуть не вымерли и не оказались заперты в китайскую клетку. Вытащил их оттуда в самый последний момент русский фанатик имперской Монголии -  Унгерн-Штернберг. Советская же власть не только признала Внешнюю Монголию частью Китая, но даже войдя в Ургу для расправы над "унгернцами" доложила Китаю, что делает это "исключителъно в интересах Китая". Поняв же, что самим монголам Китай категорически не нужен, изменила тактику.

Ещё одним великим культурным  центром, но не буддизма, а ислама оказался т.н. Синьцзян и все монголы, а также тибетцы, оказавшись в этом регионе или вблизи от него оказались втянутыми в ислам. Те монгольские мужи из Внутренней Монголии, которым пришёлся по душе ислам, и к исламу подошли так же основательно как и к тибетскому буддизму. Так, генетика показывает, что в процентном соотношении женщин с европеоидными чертами у них выше чем у уйгуров. Но мы, правда, точно не знаем- это историческая особенность внутренних монголов вообще или же влияние конкретно мусульманской общины.

В любом случае, тибетские цяны (мусульмане) и внутренние монголы по генетике ближе уйгурам чем жителям Внешней Монголии и бурятам. И на этом фоне обнаруживается неожиданный факт, что внутренние монголы по материнской линии более европеоидные чем уйгуры. В таком случае, этот факт присутствия среди ДЭЭД монголов (верхние, они же внутренние монголы) может иметь отношение к легенде о Алан-гоа и сивогривом волке - прародителям клана нирунов. Последнее по старомонгольски - "хребет, спина".

Железная Яса Чингисхана предусматривала уважение к женщинам, согласно ей женщин запрещалось продавать и вообще считалось правильным предоставлять им слово, выслушиватъ их мнение. Известно, что и в архаичном Горском обществе у женщин имелось больше прав и свобод, чем это было принято среди арабов и персов. Но у чингизидов по другому и быть не могло, так как правящая верхушка в лице нирунов -это потомки женщины и мифическа "посланца"  Синего Неба у которого по хребту проходила синяя полоса. И "небесные силы" переходили к нирунам как бы через земную женщину. Алан-гоа в этом этиологическом сюжете выступала в роли медиатора особых качеств нирунам. Современные генетики подтвердили наличие заметной европеоидной примеси по материнской линии среди монголов Внутренней Монголии. Когда в этиологических мифах в качестве прародителей фигурируют разные существа - это всегда иносказание о иноплеменниках в родословной. Историк Гумилёв пологал, что европеоидная примесь у части монголов - динлины с севера, судя же по генетике - это тот самый вклад, который присутствует у уйгуров Синьцзяна *, но в меньшей степени. У чингизидов вся их мифическая и реальная родня должна была стекаться под их знамёна по первому же требованию. Имея чингидку супругой запрещалось обладать второй женой. Это расценивалось как нанесённый "позор" Дому Чингизидов и "вызов" Небу. У правящей Османской династии имел место тот же обычай- никаких вторых жён, если ты женат на султанской родне.

* До 6-10 вы. в Синьцзяне тюркская речь не господствовала. Они говорили на тохарском и разновидностях иранской речи. Кроме того, современные уйгуры стали уйгурами декларативным путём, т.е они согласились считать себя "уйгъур". Тибетцы и рседлые жители Синьцзяна всех пришлых мнг. и тюрк. номадов называли "хорами" и "краснолицыми". В китайском языке древние уйгуры из Алтая называются "хайхура" ( то же самое в хотаносакском), а современные декларативные уйгуры - "хуэйхэ". Тибетоязычные цяны (мусульмане) - выходцы из монгольских хоров и известны тибетцам как "чжахоры" (красные хоры).

Старое тибетское обозначение монголов - ХОР. Генетические анализы проводились среди "хуэйхэ"- современных тюркоязычных (декларативных) "уйгъуров", которые слабо связаны с пришлыми номадами. У Гумилёва Л.Н. ХОРЫ - протомонголы. Ни одно тюркское племя никогда себя хорами не называло.

Само слово "хоры" - из  монгольского лексикона. Среди монголов известны хорчиины со своим легендарным прародителем Хоридоем. Мнг. ХОР имеет несколько значений, одно из них - вредное ядовитое насекомое, ненасытный червь-мясоед - ХОРХОЙ. В переносном смысле -это люди чем-то страстно увлечённые, забывающие при этом оботасём другом. Про таких монголы говорили "покрытые червями".

Исторические повествования приписывают "покрытость червями" жужаням. Гумилёв Л.Н. на полном серьёзе пишет, что они "из за длительного нахождения в дороге покрылись червями". Но это в реальности -совсем другое. Чеченское ГУРА "слепень" и ауарское КIКIАРА " комары, мошкара,  комариные тучи" из того же ряда. Это слово в халха-монгольском при внимательном рассмотрении имеет значение "стая/туча настойчивых и охочих до крови и мяса существ". В этой роли могут выступать как насекомые, так и черви. КЕРМИХИОНЫ, терзавшие своими набегами Иран - одни из них.Это, по-существу, и есть то же самое, что и тибетское ЧЖАХОР.

"Насекомые" в адрес ушедших на запад части жужаней произнёс и тюркютский каган в беседе с византийским посланником.

КЕРМИХИОНЫ ("черви-хионы" или же "красные хионы") - однозначно парамонгольский этнический элемент в истории. К тому же у ВУХУАНЕЙ/УХУАНЕЙ имелся культ некой Красной горы, где они поминали/почитали своих предков. Японские специалисты - знатоки китайского- также настаивают на том, что "красные ( они же - тёмные) гунны" должны были быть связаны с монгольским миром.

Дербентский укрепления в Дагъестане и "Горганский вал" (он же "Красная змея") были выстроены Сасанидами именно против ХОНОВ/ХИОНОВ, а не каких-то безадресных врагов. Можно заметить, что дагъестанские историки никогда не упоминают конкретных врагов с севера Сасанидов, как и их Горганский вал, так и то, что граница Сасанидов заканчивалась в районе Махачкала I. Начиная с этих мест и вплоть до Дербента имелись ещё оборонительные постройки. Все они преследовали цель недопустить накопления врагов на Прикаспийской равнине. Задачей же правителей Нагорного Дагъестана- поощряемых подарками являлось недопущение обхода Сасанидских укреплений через горы. Когда же им не платили или отношения портились, то они пропускали через горы кого угодно и могли даже сами принять участие в набегах. Тенгликовские "дурачки" придумывают какие-то даннические отношения между хазарами и горными владетелями, чего никогда не было. Источники прямо сообщают о том, что горцы бьют хазар в горах, они у себя в горной местности сильнее. Но союзнические же отношения имели место. Халифатские арабы сразу после разгрома хазар атаковали Сарир.


Рецензии