Картина маслом. Этюд 3 Еще живы

Он держал ее теплую ладонь в своей руке, смотрел в ее глаза и думал:"Как она,  такая доверчивая, наивная,   справляется с этим? " Он много раз  предлагал ей помощь . Но она отказывалась.  Только  повторяла:"Я должна сама. Я должна". И делала. Но в ее глазах видел желание опереться на его плечо, почувствовать  в нем опору.

Он понимал ее.

Они были ровесники.  Уже давно без своих вторых половинок. Давние институтские друзья.  Их осталось в  огромном городе несколько человек, которые, как звезды на темнеющем небосклоне, стремительно летели к горизонту. Они не знали, сколько им осталось. Но были верны своей работе, своим  друзьям, близким, стараясь оставаться в строю  как можно дольше. Давно ни на кого не обижались, боясь не успеть помириться.   И понимали ценность каждого проживаемого мгновенья...

Их головы в голубиной седине были склонены друг к другу. В паузах между тихо произнесенными словами, ей казалось,  над ними взлетало множество летящих сердечек, как на стикерах, которые они отправляли друг другу. Это была своего рода игра, игра  в любовь.  Не  буйной, страстной, как бывает в молодости, а в любовь  - уважение  другого человека  как личности со всеми его  грехами и грешками,  заметно возрастной внешностью,  бывшими и нынешними трудовыми заслугами и трудностями,  интересами, и жизненным опытом.
 
Он помнил, что она не пьет кофе из - ха страха перед какой-то неуправляемой энергией, которая появлялась у нее после употребления этого напитка. Зато пироженки, от которых она мило отказывалась, он все-таки купил. И она аккуратно  ела их,  запивая минеральной водой из бутылочки.

Они давно не виделись. У обоих был затяжной период неприятностей, как они определили это для  себя. Он перенес операцию  на спине. Она решала вопросы с больной тетей, устройством той в пансионат, уплатой долга, который при ее мизерной пенсии был просто астрономическим...и много других проблем...

Он вздохнул. Она посмотрела на него и улыбнулась. Подумала:"Сколько же времени прошло с последней встречи?  Наверное, больше полгода".  Для возраста, в котором  оба  находились, это было непростительно долго.

Тихо играла музыка. Она прислушалась...

"...Серебро на висках,
И морщинки в глазах
С каждым годом милей и дороже.
Даже в семьдесят лет
Вновь сирени букет
Словно в юности сердце тревожит..."

Посмотрела на букетик  цветов, который он  ей принес. Две полевые ромашки и три головки лугового клевера. Девушка принесла для цветов красивую рюмочку на длинной ножке, налила в нее воды и поставила на столик.

Он знал, что она не любит магазинные цветы. Подумала:"И где он их находит в городе, на какой лужайке срывает?" Представила, как утром выходит из подъезда, и, оглядываясь на окна дома, быстро, чтобы никто не увидел,как мальчишка, срывает цветы на ближайшем газоне. Сцена показалась ей комичной. Она заулыбалась. Но спрашивать не стала.  Она любила медовый запах  клевера.  А простота ромашек поражала ее  их грацией.

С благодарностью посмотрела на него. У него умные светло-карие глаза. Она их любила. В них доброта, порядочность, глубоко скрытая тревога за нее. Всегда идеально опрятный, с  волной седых волос надо лбом,  холеными казацкими усами, для своих лет он был очень красивый мужчина.

Его манера ухаживать за ней ее удивляла. Он дарил ей дорогие подарки, был внимателен к ее привычкам и словам. Общаясь с ним,  она неожиданно вернулась к ощущению  себя  как женщины. Ей хотелось красиво одеваться, улыбаться...

Заметив, что пирожное уже съедено, он предложил: "Давай еще что-нибудь куплю. Пойдем, выберешь." Она покачала головой:"Нет. Мне  надо вес снижать".

Вдруг сказал:"А ты вообще не меняешься. Прекрасно выглядишь". И улыбнулся, слегка покачав головой.  Какая-то хитринка проскочила в глазах, как будто он сам  себе порадовался:" Вот видишь,  я  еще  умею делать комплименты! " И, хотя, может быть, произнесенное им было  не правдой,  его  слова ей были приятны.  Она  была признательна  ему за  его терпимость к  особенностям ее  характера, взгляду на жизнь и образу жизни.

Иногда он ругал ее:"Ну все люди живут, как люди. А ты как будто притягиваешь  к себе неординарные ситуации! Что это за пристрастие - все время взваливать на себя кресты? Помогаешь старому знакомому, который большую часть жизни пил, и чуть не умер в госпитале от Ковида..таскаешься с ним по операциям, занимаешься восстановлением утерянных документов, делаешь ремонт в его комнате, превратив  из бомжатника в комнату  пригодную для жизни,  устраиваешь в социальные учреждения. Зачем?" И слышал в ответ: "Он почти не видит. У него глаукома на обеих глазах." Тогда замолкал, но глухое раздражение сохранялось внутри.

И однажды  не сдержался:"Ну, делай, делай. Он тебе потом  ручку поцелует..." И сам удивился :"Я что, ревную?  Но как это может быть? Ведь я по-прежнему люблю свою жену,которая была не просто жена, но и надежный компаньон по работе!" И она, он знает, продолжает любить своего покойного супруга. Тем более, что в студенческие годы они все вместе дружили... Но все-таки, вопросы о том, с кем она, где она находится в его отсутствие, довольно часто посещали его. "Если я ревную, то, может, я ее люблю?- спрашивал он себя. И отвечал:" Кажется, нет...А может, да?"

На внешность и в общении она была чрезвычайно проста, и не похожа на женщин, старавшихся обратить на себя его внимание. Но в ней была какая-то магия,которую он не мог выразить словами. И это привлекало его к ней. Ум? -может быть. Она нестандартно мыслила.Находила решения  в самых запутанных ситуациях... Была непредсказуема. А, главное,- независима. Когда  рассказывала о проблемах, внимательно слушала его  советы.  Но поступала по своему.  Недавно защитила дипломную работу на отлично, получив второе  высшее образование онлайн.   После этого он так надеялся, что она пойдет работать на престижную  работу! А она отказалась от выгодного предложения. И  это ее качество характера,- делать все по своему, его  злило.

На работе он постоянно был окружен красивыми женщинами,  ухаживающими за собой. Он  руководил довольно известным женским вокальным ансамблем...и любил наблюдать за их преображением перед концертом. Как нарядятся в разноцветные русские сарафаны, да  приладят на головы кокошники, - так все красавицы!

В целом, он ощущал себя состоявшимся человеком, с возрастом не утратившим свой социальный статус.  У него была любимая работа, в которой он достиг определенной высоты. Был уважаем и коллегами, и в более широкой аудитории. Ему не на что было жаловаться в своей жизни. Конечно, возраст давал о себе знать. Прошло чуть больше полгода, как у него было проведено несколько операций на позвоночнике.  Никак не мог восстановиться. Но жаловаться  считал недостойным для себя. Однако  она чувствовала его состояние даже на расстоянии.  Вдруг пишет:"Помни, - терпение и гениальность, - слова-синонимы. Через боль начинай репетиции!"

И тут он вдруг осознал: ему нужно было общение с ней, чтобы после смерти жены "восстать из пепла" и научиться жить, решая все! проблемы в отсутствие жены, самому.

Собрал всю свою волю в кулак. Репетиции, переборка партитур перемежались курсами капельниц, занятиями на тренажерах, бессонными ночами из - за болей в ногах. И снова -  переговоры о будущих концертах, работа над новой программой, и снова консультации у врачей - светил... И так день за днем...
 
Она радовалась его победам. Все восстанавливалось. Приходили новые солисты,  появлялись новые песни...
 
А ему  было обидно, что она, имея огромное количество талантов, разбрасывала свою энергию  по пустякам, и не сосредоточивалась на одном, - она замечательно рисовала!

Но вот она звонила, предлагала встретиться, и в сердце теплело:"Неужели у нее появилось время для него?"

И когда встречал ее, то почему-то сразу смотрел в ее светящиеся глаза, обнимал, вновь вдыхал аромат ее волос,  улыбался в ответ на ее обаятельную улыбку, и для него все вокруг вдруг озарялось солнечным светом.

Удивительно,будучи даже в возрасте,  она вообще не пользовалась косметикой и не носила украшений. Но рядом с  ней он ощущал необыкновенно тонкие вибрации!

Это была не просто женщина. Рассказывала, что ее бабушка во время второй мировой войны одна, без мужа, построила дом. Этот дом стоял до сегодняшнего дня. А ее тетя, тоже без  мужа, накопила деньги на квартиру и купила ее будучи уже в довольно зрелом возрасте. Вспомнил как она рассказывала,  что по маминой линии она  была казачка! Да, женщины-казачки  были  сильные. Жизнь заставляла их становиться таковыми. Как сыновей да мужей заберут на службу  к царю, так и поднимай на своих женских руках все хозяйство и многочисленных ребятишек под неусыпным взглядом старого свекра... Кто-то из глубоких его предков тоже был из казаков.

...Две головы в голубиной седине были склонены друг к другу. Он держал ее теплую ладонь в своей руке и смотрел ей в глаза. Вдруг внутренним взором увидел нотный стан. Быстро достал записную книжку, стал записывать в нее рождающуюся мелодию.
Она, расплываясь в улыбке,  со свойственной ей детской наивностью в общении, спросила:"Я что, вдохновила тебя на песню?-  на лице ее появился восторг ,- неужели я стала музой?" Слегка кивнув, он продолжил делать записи.

Она удивилась произошедшему,  и обрадовалась. Ведь он был необыкновенно талантлив! Писал стихи и песни. Таких людей она считала небожителями.  Она подумала, что вот теперь в его репертуаре появится и песня, связанная с ней...

...Мужчина в очках  с тросточкой,  и женщина  без головного убора,  укутанная в яркий шифоновый шарфик,  разошлись  у входа в метро. Он пошел на остановку троллейбуса. Она влилась в людской поток возвращающихся с работы домой людей.

...Женщина сидела в вагоне метро, прикрыв глаза. Шлейф от встречи еще оставался, но перед глазами возникла картина:" Так, это - "Спальня в Арле"  Винсента Ван Гога. 1888 год. Было несколько вариантов...  Постимпрессионизм.  А это - "Автопортрет", 1889 год. Писал маслом. "
Ей тоже нравятся, как материал для рисования, масляные краски .

Завтра занятие на курсах цифровых иллюстраторов, на которых она теперь училась. Ему не говорила. Решила на его приближающееся 75-летие подарить  свою картину. Тогда и скажет.

...Голос кондуктора троллейбуса произнес:"Следующая остановка Старая деревня. Конечная." В голове пожилого мужчины с тросточкой появилось легкое раздражение, потому что он не успевал дописать текст  новой песни,  навеянной встречей с подругой юности в кафэ:

"Я подарю тебе на память
Частицу сердца своего.
И пусть тебе когда -то станет
Чуть грустно дома без него.
И захлестнут воспоминанья,
И слезы выступят из глаз,
И вдруг захочется свиданья..."

 ...Она проснулась, ощущая себя хорошо выспавшейся. Сделала гимнастику, умылась, Зашла на кухню. На стол поставила красивое блюдечко. На него положила ровно нарезанные два кусочка хлеба.  Из холодильника достала рыбные консервы, размяла их вилкой, горкой намазала на хлеб. С удовольствием нарвала руками зелень, и положила сверху на бутерброды. Вкусно запахло укропчиком.  Омлет на воде положила на тарелочку рядом. Чай с ромашкой без сахара завершил ее приготовление к завтраку.

Она осознала, что  любит этот мир и все в нем. Внутри  нее царили покой и  гармония.


Рецензии
Вот что значит ЛЮБОВЬ, - она и в пожилом возрасте вдохновляет на подвиги.

Красивая романтическая история!

С наилучшими пожеланиями!

Владимир Махниченко   13.06.2025 22:00     Заявить о нарушении
Рада, что Вам понравился рассказ. Он специально написан перед рассказом "Замуж за таракана". Как противопоставление. То есть, может быть страсть, желание постели (Замуж за таракана) А могут быть просто теплые отношения, которые облагораживают людей даже в возрасте.( Рассказ Еще живы)

С благодарностью и глубоким уважением к Вам,
почитательница Вашего стихотворного таланта и чувства юмора,
Валентина Сливникова

Валентина Сливникова   13.06.2025 23:06   Заявить о нарушении