Вечные муки Сатаны
(Мар.9:43,44)
Ад кишит страстями.
Такой вывод можно сделать из вышеприведенных слов Спасителя.
Если, в этой жизни, человек не научился управлять своими желаниями, не вложил узду в челюсти страсти, то страсть, подобно необузданному коню низвергнет своего наездника в бездонную пропасть, которую мы привыкли именовать адом, или огненной гееной.
И уже там в аду, страсти подобно неумирающим «червям» будут вечно угрызать человека мучительным требованием удовлетворения их непреходящего желания.
Так произошло с оказавшимся в аду Евангельским Богачом, который всю свою жизнь «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лук.16:19).
Привыкнув «пировать», не ведая воздержания и получая при жизни всё желаемое, язык Богача возгорелся в аду нестерпимым огнем непреходящей страсти жажды наслаждения, которую в огненной геене просто не чем удовлетворить, так как кроме самих страстей, в аду ничего нет.
Принято считать, что человека в аду будут мучить бесы, которые в обывательских «зарисовках» об аде представляются его смотрителями, разводящими огонь под котлами с кипящими в смоле грешниками.
Но, как на самом деде выглядит ад, и что для грешника являют из себя его нескончаемые мучения, человеку знать не дано. Не случайно прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает».
Несомненно одно, радости от пребывания в аду, грешник не получит, о чем говорят и слова Иисуса Христа: «и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов»
(Мф.13:42, Мф.22:13…)
Но, как вероятно уже заметил читатель из заголовка статьи, тема нашего разговора касается не мучений грешных человеков в аду, а мучений тех, кто по своей сущности призван мучить самого человека.
Нам хотелось бы понять, в чем заключается смысл вечных «адских» мучений для Сатаны и его ангелов, то есть, бесов.
Прежде всего надо заметить, что само место мучения, то есть «геена огненная», изначальной целью своего существования имеет не мучение грешников, а заключение и вечные муки самих мучителей, то есть Дьявола и его служителей.
О том свидетельствует Писание словами Спасителя, который говорит, что «вечный огонь» ада изначально уготован диаволу:
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»
(Матф.25:41)
Писание говорит, что ад, это не только место заключения дьявола, но и место его мучения:
«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков»
(Откр.20:10)
Если дьяволу и его бесам определено мучиться в аду, то образно говоря, они должны не «разводить огонь» под котлами с грешниками, а сами «кипеть» в этих котлах.
Но, если грешника в аду будут мучить страсти, то от чего будет мучится бес? Разве можно мучить беса тем, чем он сам по сути и является?
Попробуем разобраться.
В Евангельских притчах, Иисус Христос затрагивает и тему отношений человека и бесов.
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел…»
(Матф.12:43-45)
Заметим, что для беса нахождение вне человека, равносильно скитанию человека по безводной пустыни, когда самым страшным мучением становится жажда.
И если для человека, это жажда глотка воды, то для бестелесного духа коим является бес, жаждой может являться отсутствие возможности мучить свою жертву.
Недаром бесы, изгоняемые Христом из бесноватых человеков, неоднократно заявляли, что «пришел Ты сюда прежде времени мучить нас»
(Матф.8:29, см. также Мк.1:24, Лк.4:34)
Понимая, что их лишают привычной им «пищи», бесы пытаются напиться из «мутного источника», не гнушаясь и свиньями:
«И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней»
(Матф.8:31)
В отличии от человека, свиньи не ограждены промыслом Божьим от истребления бесовской злобой (ср.Иов.2:6), поэтому как только бесы вошли в свиное стадо, «все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Матф.8:32)
Можно сделать вывод, что если бесу в аду будет кого мучить, то ад для беса, станет местом наслаждения, то есть «раем».
А вот если в аду не окажется ни одной души, которую можно вечно терзать, то ад горя страстями, подобно язвенному желудку, начнет мучить и пожирать сам себя.
Можно сказать, что отсутствие объекта мучения, является самым страшным мучением дьявола и его бесов.
Таким образом, учение о вечных муках грешников в аду, дает повод говорить об аде, не как о месте мучения дьявола, а как о месте вечного бесовского «блаженства», что совершенно не приемлемо.
Решить данное недоумение можно было бы признанием факта «пустого ада», где кроме бесов, нет ни одной человеческой души. Но такое понимание противоречит словам Спасителя о итогах последнего Страшного Суда, где Судья отделит праведников от грешников, как отделяет пастырь овец от козлов:
«И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»
(Матф.25:46)
Можно было бы попробовать решить эту проблему посредством католического учения о чистилище, но во первых, по этому учению «очистительный огонь» чистилища действует только до Страшного Суда, а следовательно часть грешников все же попадет в ад.
А во вторых, Христос сказал, что среди грехов есть такие, которым нет прощения:
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем» (Матф.12:31,32)
Мысль о очистительном огне для грешников, высказывали и некоторые древние учителя Церкви, такие как, Климент Александрийский, бл.Августин и свт.Григорий Великий. Тем не менее, они признавали, что очистительный огонь поможет не всем, а значит в аду для вечных мучений останется еще довольно грешников, тем более, что бесам для «блаженства», достаточно и одной души.
На этом фоне выделяется мнение Оригена, который допускал полное очищение в огне ада и спасение не только всех грешников, но и самого дьявола и его бесов.
Мнение Оригена было осуждено на 5-м Вселенском Соборе, да и в нашем случае, оно давало бы Сатане право на блаженство, но уже не в рамках ада, а прямо в Райских чертогах, что категорически не приемлемо в православной богословской традиции.
Существует еще одно богословское мнение, апеллирующее к неизреченной милости Божьей и Его безграничной любви к человеку. Оно предполагает, что через мучения ада, все грешники рано или поздно осознают свою неправду, и Господь примет их покаяние, и выведет из места мучения.
С одной стороны, это мнение противоречит все тем же словам Христа о непростительном грехе хулы на Духа Святого, виновные в котором были уже на момент Христовой проповеди (Мк.3:28-30).
А с другой стороны, пытаясь «неведением» оправдать например того же мучителя, мы в этом случае забываем о его жертве. Готова ли мать, на глазах которой, изверг сжег ее ребенка на костре, блаженствовать рядом с ВДРУГ «понявшем свою неправду», мучителем? И способен ли изверг (через свои мучения) понять сердечную боль матери за муки своего чада?
Да и история Иуды, который несколько лет пребывал рядом с Христом, Сыном Божьим, и даже участвовал поистине в Небесной Трапезе на Тайной Вечере, и который так и не понял свою «неправду», говорит о том, что и за порогом смерти сердечные «понятия» и пристрастия человека уже не изменятся.
Мы видим, что решить данную проблему в парадигме общепринятых рассуждений об аде и мучениях грешников, невозможно.
Поэтому мы предлагаем рассмотреть вопрос мучений человека и мук дьявола с несколько иных позиций.
Обратим внимание на мучение Евангельского Богача, который просит Авраама, не успокоить душу, а остудить его «язык» (Лук.16:24). Мы видим, что Богач не испытывает душевных мук, он страждет плотью (нечто фантомных болей земной плоти).
Весь контекст Евангельской притчи говорит о том, что Богач попал в ад не просто одной своей душой, а личностью, которая ощущает себя целостным человеком. То же самое можно сказать и о Лазаре, который блаженствовал на лоне Авраама:
«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его»
(Лук.16:22,23)
В нашей теории, Личность как раз и являет собой целостного человека, где душа выступает как «носитель» (или источник) Личности.
В зависимости от «статуса» отношений, человек может быть либо «социальной» личностью, либо Личностью «духовной» (Подробней, в статье «Личность, свойства и природа» http://proza.ru/2023/11/11/753 ).
Социальной личностью человек рождается приобщением к человеческому социуму, а Духовная Личность получает свое бытие в отношениях человека с Богом.
Из этого следует, что социальная личность временна, так как временен человеческий социум, а Духовная личность вечна, как вечен Бог в отношения с которым вступила душа человека.
Если теперь допустить, что в ад попадают только социальные личности, которые будучи духовно индифферентными (безразличными) так и не вступили в «сыновьи» отношения с Богом, то вечно мучится в аду, такие личности не будут (не смогут).
Они исчезнут вместе с землей (перстью) от которой взят человек своей плотью. Возможно, это произойдет в тот момент, о котором говорит ап.Петр: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10).
Еще одно интересное свидетельство предлагает нам Откровение Иоанна Богослова: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное»
(Откр.20:13-15)
«Первой» смертью умирает всякий человек, заканчивая ею свое земное существование. А «вторая» смерть, согласно Писанию, прилична воскресшим на суд мертвым, которые не были вписаны в Книгу Жизни. В нашей теории, это как раз и есть те «социальные личности», которые в силу своей временности, (в отличии от Духовных Личностей), могут умереть навечно, иначе не было бы смысла вообще говорить о некой «второй смерти».
Понятие «вторая смерть» может относится только к человеку, так как дьявол и его бесы не умирали и «первой» смертью, да и вообще умереть не могу. А значит, лишившись источника своего «блаженства», то есть, возможности вечно мучить грешников в аду, дьявол как ему и предписано Господом, обретает вечные муки в «огненном озере» собственной саморазрушительной злобы.
Возможно, наши рассуждения об аде и вечных муках дьявола, некоторым читателям покажутся недостаточно обоснованными, но в наших размышлениях мы и не претендуем на абсолютную истину, а только предлагаем тему для разговора.
Мы будем рады услышать от читателей альтернативные версии, посредством которых можно было бы обосновать возможность вечных мук дьявола в «геене огненной».
Иерей Сергий Пометнев
2024 год
Свидетельство о публикации №224102800824
По-моему, человек верующий не лучше неверующего, а лучше самого себя, чем если бы он был неверующим.
А в Вашем варианте, если я правильно поняла), неверующему уготовлена чуть ли не лучшая участь, ведь вечный сон лучше вечных мучений.
Наталья Якимова 06.11.2024 13:45 Заявить о нарушении
О вечных мучениях «верующих грешников» в статье ничего не говорится.
В статье говорится о том, что ВСЕ кто попадет в ад, лишатся бытия.
Поэтому, хорошо будет и тем, кто попал в Рай, так как они будут блаженствовать, «хорошо» будет и тем, кто попал в ад, так как они уйдут в небытие.
В контексте Евангелия, это звучит как: вся «пшеница» будет собрана в Божий амбар, а все сорняки сожжены огнем.
Сергей Пометнев 07.11.2024 10:13 Заявить о нарушении