Почему я не хотел плодить чемпионов

Одна из самых больных тем в шахматном образовании нации.
Спорт это награды: кубки, медали, ленты, знаки, грамоты и дипломы.
Естественным кажется стремление человека получать свидетельства собственных спортивных успехов.
Я не знаю, что испытывают люди, получающие дипломы и грамоты. В юности я занимался среди прочего лёгкой атлетикой. Точнее всем остальным я занимался среди лёгкой атлетики.
Цель перед собою я поставил скромную: стать Олимпийским чемпионом в марафоне «как Абебе Бикила». Абебе Бикила был родом из Аддис Абебы и прославился тем, что босиком пробежал по Риму все 42 километра 195 метров и стал Олимпийским чемпионом в 1960-ом году!
Вот на этих кадрах бегущего босиком Бикилы я и свихнулся.Бегал конечно в кедах, но при случае испытывал и стиль «босиком». В 1970-ом году в Краснодаре во время пыльных бурь я бежал однажды по стадиону парараллельно с Людмилой Брагиной. Я бежал босиком и на дорпожке оставались кровавые отпечатки моих подистёрсшихся подошв.Через два года Людмила стала Олимпийской чемпионкой в Мюнхене. За два года до этого я учился во второй английской школе и Людочка Жаркова, учившаяся в классе на год старше, стала бронзовым призером Олимпиады в Мехико. А в городе мы с ней бегали в одной эстафетной команде за вторую школу! Было что-то мистическое в этой близости к Людмилам становившимся Олимпийскими героинями в городах на буквы М е  х… (Мюнхен, Мехико).
Самое смешное случилось потом. В 1980-ом году я получил на Старом Арбате из рук Бориса Самойловича свою Олимпийскую медаль!!! Медаль была именно Олимпийской, но получил я ее за победу во Всесоюзном конкурсе «64»! То есть за шахматы!
Естественно я её не уберёг…
Когда вас пытаются реально убить и вы вынуждены непредсказуемо перемещаться по державе – сохранность ваших архивов и реликвий точно всегда под большущим вопросом. Медаль не уберёг, но вот сижу и крапаю воспоминания о многом и о многих.
Но к делу.
Даже у меня – спортсмена никакого по существу – дом ломился от грамот и дипломов. Речь не о десятках. Речь о сотнях! Я мог бы одно время оклеивать грамотами и дипломами свои комнаты. Стен бы не хватило оклеивать.
Естественно попадались и кубки и чаши с позолотой. И при этом я не был ни тщеславен, ни падок на… Мне все эти признаки успехов всегда были безразличны. Вот если бы это была Золотая Олимпийская медаль.. впрочем свою олимпийскую настоящую медаль не уберёг… утратил то ли в Фоминском, то ли в Котласе… Не вернуться и не восстановить…
Проблема в другом.
Как руководитель Архангельского областного шахматно-шашечного клуба я располагал серьёзной информацией о реальном положении дел в шахматном спорте вообще и в шахматном спорте в частностях. И если до тренеров разных ДЮСШ подобная информация не доводилась, то до нас – руководителей областного звена долетало.
И вот именно эта информация предопределяла мои внутренние установки на учебно-тренировочный процесс.
Сегодня все понимают, что МММ – плохо.
То есть имеется группа малоинформированных, но в целом народ усвоил, что «пирамиды» это очень скверно. Просто скверно и всё.
А что такое селективная спортивная парадигма?
Что это такое – массовость и мастерство?
А это именно пирамида.
Участвуют миллионы, а сливки стригут единицы.
Стартуют триста тысяч, а золотую медаль Олимпиады получает один.
Хоть как организуйте систему соревнований, но больше одного Олимпийского чемпиона раз в четыре года вы не получите.
Хорошо, согласен присмотреться к хоккейной сборной.
Тридцать Олимпийских чемпионов раз в четыре года.
Это предел.
Больше не получается, хоть тресни.
Какова же вероятность что малыш пяти лет с которым вы занимаетесь сегодня через десять лет станет Олимпийским чемпионом?
Не буду вас дезинформировать.
Не станет.
Потому что.
А если и станет то вы об этом скорее всего уже никогда не узнаете.
Потому что прожить еще десять лет плюс к вашим шестидесяти тоже вопрос тот ещё. Я  знавал многих у кого не получилось и при отличном спортивном режиме и при прекрасной системе питания, и при вполне обеспеченной и спокойной жизни. Но мы не о вас а о малыше.
В отличие от лёгкой атлетики, биатлона и водного поло в шахматах есть нечто такое, что позволяет чуть ли не сразу говорить о реальных шахматных способностях малютки.
Охотно поделюсь.
Если ваш малыш вчера впервые увидев шахматы через месяц не обыграл всю округу не напрягайтесь. Больших способностей у него нет. И никакими тренировками вы их из него не достанете.
Если у ребенка через три месяца всё ещё третий разряд – можно не питать иллюзий. И если первый разряд питать иллюзий не надо.
И если даже звание «мастер» - можно не напряговываться.
В отличсие от незнакомых с этим вопросом автор сих строк прожил в профессиональных играх колоссальную внутреннюю жизнь и потому читал и исследовал столько, что мало ткто способен даже просто себе представить.
С Авербахом Юрием Львовичем я спорил ведь именно потому, что он мне весьма сильно уступал и в пониманиях и в информированности, а ведь это был один из самых информированных гроссмейстеров планеты Земля!
По освещаемому здесь вопросу прошу обратить внимание на такую фигуру: Сэмюэль Решевский.
Позднее вскрылось, что Решевский и Бронштейн почти близнецы-братья, хотя это два человека из очень разных культур и сред.
Так вот, Сэмюэль в детские годы давал сеансы одновременной игры очень сильным любителям и мастерам и числился в вундеркиндах класса супер.
И что в итоге? Чемпионом мира он так никогда и не стал.
Подумаешь чудо-юдо. Да ребенок! Да пересчитывал в одну калитку тьму современников и что?
В шахматах мало всех пересчитывать.
На вершине огромной пирамиды косой десяток гениальнейших гениев.
А корона одна на всех. И надвое не делится.
Ничего хорошего в самой по себе шахматной гениальности нет и быть не может. Как правило шахматные гении очень несчастные люди. И далеко не всегда долгоживущие.
А вот мнение о шахматах самого Давида Ионовича который не только внешне совпадал с Решевским но и пересчитывал его за доской!
Шахматы предельно опасный, жестокий вид спорта в котором нередко сходят с ума.
Увы!
И снова смотрим на Вашего малыша. Шанс стать чемпионом мира у него исчисляется многими нулями после запятой за стартовым нулем. Допустим одна миллиардная. Или – что ближе к истине – одна восьмимиллиардная.
А вот какой у него шанс рехнуться играя в эту игру "всерьёз"?
О, тут нули стремительно исчезают! Сопоставьте эти шансы.
Шанс рехнуться и шанс стать Чемпионом мира.
Конечно если вы ставите себе цель стать чемпионом двора или квартала то тут шансы имеются. Не очень большие, но вполне сопоставимые с усилиями. К сожалению шансы рехнуться при этом не уменьшаются ни на йоту!
И вот еще какая незадача. Сойти с ума можно и через пятнадцать лет после успешных занятий! И при втором взрослом разряде. А уж как сходят с ума кэмээсы я насмотрелся. Очень тяжёлое зрелище. Очень!
Если вы ставите цель приобщить ребенка к базовым основам мировой культуры – я «за». То есть я противник именно спортивной селективной парадигмы на отлов самых одарованных. Прекрасно если инженер или педагог умеет шевелить фигурки, понимает красоту игры и не ставит себе целей кому-то что-то доказывать, а просто играет.
Человек по Шиллеру только тогда человек, когда он именно играет. Играет а не обыгрывает.
Базовые категории, умение работать с абстракциями высшего уровня – такую цель шахматного обучения я принмаю. Учить разумному, доброму и вечному.
Настоящий спорт удел немногих избранных Богом. И уходящий в такую элиту должен понимать что рискует головой натурально и что в случае срыва он обречен доживать век инвалидом без шансов на исцеление.
О том насколько порою тяжело больны некоторые наши большие супершахматисты мы попытаемся рассказать в другой раз, если успеем.


Рецензии