Часть вторая. В поисках исторического Иисуса. Пред

    Евангелия представляют массу проблем  для  библеистов,  а также для всех желающих узнать, что же произошло на самом деле: Кем был Иисус?  Почему Его казнили? Действительно ли Он воскрес после распятия, как уверены Христиане, рассматривающие Воскресение как «исторический факт»? Являются ли Евангелия источниками, к которым могут обращаться историки, исследующие события прошлого?
К ответам на эти вопросы можно подходить с разных точек зрения. Один возможный подход — это подход верующего и богослова :во всех основных направлениях христианства Иисус исповедуется как Христос (Мессия), Сын Божий и даже Бог.
Другой  подход - исторический . Он основан на том, что Иисус был реальным, живым человеком ,и  о Его жизни существует целый ряд письменных свидетельств.Соответственно, историк  может подойти к Его биографии с теми же историческими мерками и методами,  с  помощью которых изучают исторических личностей прошлого .

    Когда историческая наука стала освобождаться от диктата церковных условностей и догм, возникла целая научная дисциплина: изучение жизни Иисуса , или - «поиск исторического Иисуса» (Quest for the historical Jesus).
Под «историческим Иисусом» (далее ИИ) понимается  историческая личность, которую необходимо понять в контексте её собственной жизни в Римской Иудее I века, а не христианской доктрины последующих веков.

          Христианская вера основана на  уникальной  исторической фигуре Человека, через которую Бог смог проявить себя непостижимым образом. Иисус не просто считается основателем религии, доктрины, Он представляет собой ее  главное содержание.   В связи с этим  возникает  основная проблема «Поиска»:связь между ИИ  и Христом веры.
Здесь существуют два основных течения.
Первое: Историко-критический метод должен помочь очистить Иисуса  Веры от всех последующих мифических наслоений. Т.е. Христос Веры в этом случае есть ИИ, реконструированный исследованием.
Второе -течение фундаменталистов, которые убеждены, что все, о чем сообщается в Евангелиях, подлинно историческое.  Христос Веры  в этом случае является ИИ.

     Историчность Иисуса Христа, или Проблема историчности личности Иисуса Христа — вопрос существования исторического прототипа евангельского образа Иисуса Христа  —  ИИ и  соотнесения образа с его возможным прототипом, а также ряд вытекающих отсюда проблем, а именно: построение достоверной биографии ИИ и выяснение действительного места этой личности в истории на основе всестороннего критического анализа библейских  и введённых в научный оборот внебиблейских  сведений.

    При создании Христианства стояли , несомненно, люди талантливые и сильные. Возможно, главным из них был человек, тот самый, с которым происходили некоторые события, описанные в Евангелиях:-Иисус из Назарета, проповедник, харизматический лидер, обладающий даром внушать обожание.... Hекоторые даты Его жизни и смерти, его речения могли совпадать с представленными в Евангелиях.
Другой вопрос в том, что после Его смерти нормальный человеческий образ мог принять в воображении верующих мифологические обожествлённые черты, покрыться пластами легенд и выдумок...

     Хотя многое из того, что мы хотели бы узнать об Иисусе,  не удастся достоверно определить с помощью научного анализа, а некоторые вопросы вообще лежат вне сферы научного знания (Напр.,был ли Иисус Сыном Божьим, Мессией  или обычным человеком),  — это не означает, будто научный анализ евангельских текстов бесполезен. Он помогает уточнить и полнее понять много  деталей относительно происхождения христианства и позволяет  полнее и точнее прочитать многие страницы Нового Завета.

    Рассмотрены основные  направления поиска исторического Иисуса.   Приводятся   некоторые реконструированные портреты  и «психобиографии» предполагаемого прототипа евангельского Иисуса Христа.


Рецензии