История двух фотографий

                Истории двух фотографий.
 
         На фотографии 1996 г. в депо музея трамваев “Woluve” в Брюсселе у стенки на бетонном полу без рельс стоит советский вагон МС с бортовым № 2603. Это именно тот самый вагон, который в июле 1969 г. был подарен Нидерландскому обществу рельсового транспорта для установки его в трамвайном музее в районе отдыха Спаарнвоуде. Конечно, жаль, что почти за
30 лет этот подарок так и не смог встать на рельсы. Трамвайная колея в
Гааге составляет 1435 мм., против наше в 1524 мм., но ведь его брали не как
памятник, а как ходовой вагон. Ну вот такая история, а начиналась она в
1967 г. Вице-президент Нидеррландского общества рельсового транспорта
Ханс Ван Пиггелен обратился с письмом к советскому примьер-министру А.
Н. Косыгину с просьбой получить в дар для развивающегося музея трамваев
довоенный вагон, который не находится в эксплуатации в настоящее время.
Конечно, это была почти безнадежная затея, но было желание из самой “трамвай страны” получить экспонат и письмо ушло по адресу. В письме Ханс Ван Пиггелен писал, что на энтузиастов трамвайного транспорта страны оказало
большое впечатление модернизированный  советский трамвайный транспорт,
о котором они узнали из немецкого специализированного журнала. Может быть лестная оценка советской трамвайной техники иностранными специалистами, а может быть что-нибудь другое, но 16 апреля 1968 г., к его удивлению, он получает ответ из Министерства Иностраанных Дел в Гааге, что
Советское правительсто готово предоставить в распоряжение музея старый
трамвайный вагон. Далее решение этого вопроса пошло по дипломатическим каналам и в конце марта делегацию от правления общества пригласили ко
второму секретарю Советского Посольства в Гааге В.И. Никонорову. Никоноров В.И. сообщил, что трамвайный вагон будет новым, т.к. старые вагоны на-
ходятся в плохом состоянии. Это будет вагон образца 1927 г. из г.Ленинграда.
Так был определён конкретно подарок обществу любителей трамваев в
Гааге от советских трамвайщиков. Информация о постройке такого вагона
пришла в Трамвайно-троллейбусное Управление Ленинграда из Обкома партии. Начальник ТТУ В.А.Попов от секретаря Обкома партии получил задание
обеспечить нидерландских любителей трамвая ленинградским вагоном довоен-
ного образца. Был выбран вагон МС, постройки завода “Красный Путиловец”.
Попов В.А. поручил директору трамвайного парка им. Леонова Холдякову С.А. обеспечить выполнение работ по капитальному восстановлению подоб-ного вагона. В этой работе принимал участие почти весь коллектив парка. Большую работу проделали бригады слесарей-пневматиков и электриков во главе с бригадирами М.Дмитриевым и П.Епифановым, кузовщики бригады М.Семёнова. Столярная бригада во главе с И.Афанасьевым выполнили все деревянные части вагона заново, достойно потрудились и моляры. Установи-ли и таблички маршрута № 12 “ Барочная ул. – Охта”.  19 мая 1969 г. вагон МС с бортовым № 2603, к удивлению прохожих, на Среднем пр. Васильевского острова совершил прощальный рейс перед отправкой за границу. Через несколько дней этот вагон был погружен на советский торговый теплоход “Коломна”. Принимая необычный груз, капитан судна С.И.Гончаров сказал, что с 1956 г команда совершает рейсы в Роттердам, но трамвайный вагон везёт впервые,  уверен в доставке такого груза в полной сохранности. 21 июля 1969 г. в Роттердаме состоялась торжественная церемония передачи ленинградского вагона Нидерландскому обществу рельсового транспорта.
         От ТТУ передавала подарок делегация во главе с начальником Управ-ления Поповым В.А. В этот период трамвайный музей находился в стадии создания. Однако, он уже располагал недавно полученными десятью старыми вагонами.

                - 2 -

Это трамвайный вагон 1905 г. из Брюсселя, вагоны из Оберхаузена, Крефельда, Карлсруе, Рурской области, Австрии. Все эти вагоны находились в хорошем виде и доставлены были бесплатно. Один вагон был  доставлен транспортным агенством тоже бесплатно из г. Эмпеля в Германии, а до этого он работал до 1949 г. в г. Утрехт-Цейсте, а затем до 1966 г. в г. Эмпеле под Эммериком. Уникальный экспонат музея – это частное транспортное средство на рельсах семьи Де Буфортов, но котором они разъезжали по своему имению в Дрибергене. На этой же линии ходили трамваи для перевозки дров. Колея этой линии составляла всего 600 мм. Эту уникальную линию организаторы музея планировали открыть в районе отдыха Спаарнвоуде, где должен будет работать и ленинградский вагон МС с бортовым № 2603.
               

         Кстати будет сказано, что в ТТУ г. Ленинграда в это время уже работал
трамвайный музей в трампарке им. Леонова, но тогда, в духе того времени,
он назывался “Музей истории трампарка им. Леонова”, под идеей “музея трудовой славы предприятия”. И вот именно тогда при передачи подарка в виде
трамвайного вогона, и у нашей делегации возникла мысль на базе, созданного
в 1967 г. музея в трампарке им. Леонова  начать собирать коллекцию собственных исторических вагонов. Однако, этой идее не суждено было сбыться,
текущие дела, постоянное увеличение объёма перевозок не позволили руководству  Управления создать музейную коллекцию ретро вагонов. Правда, к 75 –летию трамвайного движения в городе, уже в 1982 г., появилась идея выпустить на линию экскурсионный трамвайный вагон на базе вагона МС. И опять
капитальный ремонт и подготовку такого вагона поручили трампарку им.
Леонова, а точнее, его директору В.Г. Львову. 29 сенября 1982 г. экскурсион-
ному бюро Музеи истории Ленинграда был предоставлен отрестоврированный
вагон с бортовым № 1028. Трамвайный вагон был комуфлирован под первые
моторные вагоны 1907 г. английской фирмы “Brush” на базе вагона МС. Этот
вагон успешно работал три раза в неделю на экскурсионном маршруте “ На
старом трамвае” до 1995  г. Водителем на нём работал Скворцов И.Т., а первый выезд в сентябре 1982 г. выполняла водитель Паутова М.И. Экскурсию по городу на этом вагоне проводил экскурсовод музея истории Ленинграда
Лазарев М.Х. Этот вагон в настоящее время является частью коллекции ретро
вагонов музея электрического транспорта ГУП “Горэлектротранса” и находится на территории площадки № 2 трампарка № 3 на Васильевском острове  по
Среднему пр. 77. Ещё один вагон, в своё время, фигурировал как музейный в сентябре 1979 г. Это вагон постройки второй очереди 1911 г., приобретённый ранее студией “Ленфильм” для съёмки фильмов, а затем был передан музею истории Ленинграда, как экспонат экспозиции видов городского транспорта 

                - 3 -

прошлых лет. Этот трамвайный вагон с бортовым № 1606 долгое время стоял на обозрении у Комендантского дома  на территории Петропавловской крепости, а затем был передан на реставрацию в ПТМЗ и погиб там из-за отсутствия средств на его восстановление. В начале 1990-х годов группа энтузиастов при поддержки руководства Управления начала работы по восстановлению ретро подвижной трамвайной техники. Как результат этой деятельности, в том числе и в последующие годы, наше предприятие и музей электрического транспорта ГУП “Горэлектротранса”. располагает 22-мя трамвайными ретро вагонами, из которых 14 – являются ходовыми.  Вот на такие  размышления наводит эта фотография, на которой изображён наш вагон МС в Брюссельском музее трамваев.
         Совершенно неожиданно такого же типа был обнаружен за несколько тысяч км. на Урале. Уникальный ленинградский трамвайный вагон, которому почти век, обнаружили в промзоне в Сибири. До недавних пор считалось, что вагонов такого типа уже не осталось. Любопытные снимки Василия Зорина – бывшего сотрудника петербургского «Горэлектротранса» – появились в сети в 2017 году. В лесах Новосибирска, на территории местного электровакуумного завода, мужчина наткнулся на сарай, сделанный из трамвайного вагона. Любопытные снимки Василия Зорина – бывшего сотрудника петербургского «Горэлектротранса» – появились в сети в 2017 г. В лесах Новосибирска, на территории местного электровакуумного завода, мужчина наткнулся на сарай, сделанный из трамвайного вагона. Петербургские специалисты деталь-но изучили снимки и пришли к выводам только сейчас. Как выяснилось, под хозяйственный домик приспособили вагон ПС – «прицепной стальной». Двух-сторонние прицепные вагоны серии ПС выпускали на заводе «Красный Пути-ловец» (ныне Кировский завод) с 1929 г. до 1931 г. трамвайное хозяйство Ленинграда снабдили 355 вагонами ПС. Цепляли их к вагонам МС – «моторным стальным», их запустил в производство в Ленинграде в 1927 г. Такие трамваи перевозили пассажиров вплоть до 1970 г. (в том числе и в годы блокады), а после трудились в качестве служебных, причем два вагона работают до сих пор. В отличие от своих предшественников из дерева, стальные вагоны были удобнее и долговечнее. МС и ПС цепляли по два-три вагона, а из двух пар тех и других можно было скомпоновать четырехвагонный состав.  Но при наличии 24 посадочных мест внутри трамвайного вагона ПС могли проехать до 100 пассажиров. Четырехвагонный состав управлялся одним вагоновожатым с контроллера в кабине головного вагона. Изначально вагоны ПС были без дверей, а только с узорчатыми решетками на входе. Позже у них появились ширмовые двери. Отопление в таких трамваях отсутствовало. Некоторые конечные станции в Ленинграде не были оборудованы оборотными кольцами, в таком случае головной трамвай МС расцеплялся, переезжал на соседний путь, а затем подцеплял прицепные вагоны с другой стороны. К концу 60-х вагоны серии МС и ПС окончательно заменили на более современные и вместительные. Ленинград стал передавать вагоны в другие города Советского Союза. С фактом обнаружения ленинградского вагона в Новосибирске нет ничего странного, т.к. после войны в связи с обновлением подвижного состава Ленинград раздавал свои старые, но еще крепкие вагоны в другие города, часть вагонов попала в Новосибирск. Так прокомментировал специалист Музея городского электрического транспорта С. Петербурга, реставратор Максим Ляденко.(Л1)







                - 4 -
             
                Трёхвагонный трамвайный состав из вагонов МС- ПС.
                Литература.
1. А. Послянова «В Сибири нашли 100-летний трамвайный вагон из
     Ленинграда». (https://www.spb.kp.ru/daily/26989.3/4049235/)

                Материал подготовил, бывший директор
                музея ГУП ГЭТ Львов Ю.М. 29.10.24


Рецензии